Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 18:29, курсовая работа
Цель работы: изучить мотивацию в туризме, ее влияние на выбор туристского продукта.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
Выявить мотивы, влияющие на выбор турпродукта.
Изучить и проанализировать факторы, влияющие на мотивацию при выборе туристского продукта.
Введение…………………………………………………………………………………………………
Глава 1. Теория мотивации как основы туристической деятельности
Понятие мотивации
Особенности туристской мотивации
Типология туристов
Глава 2. Практическое исследование туристской мотивации
2.1 Факторы, влияющие на туристскую мотивацию
2.2 Причины, являющиеся препятствиями к совершению путешествия
2.3 Анализ исследования туристской мотивации Выводы……………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………………………………………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теория мотивации как основы туристической деятельности
Глава 2. Практическое исследование туристской мотивации
2.1 Факторы, влияющие на туристскую мотивацию
2.2 Причины, являющиеся
препятствиями к совершению
2.3 Анализ исследования
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
В современном мире туризм
выступает как сложное
Туризм как отрасль хозяйства – это наиболее распространенное утверждение о туризме, особенно руководителей регионов, экономистов. Среди немногих не согласных с этим взглядом на туризм наиболее распространено мнение, что туризм – это межотраслевой комплекс, или рынок, где господствует туроператор, который из продукции различных отраслей и формирует туристский продукт. В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности» туризм подается как самостоятельный вид экономической деятельности, т. е. деятельности по обслуживанию туристов.
Между тем сами туристы твердо уверены, что туризм – это их (туристов) деятельность во время отдыха.
Актуальность. При развитии рыночной экономики в Российской Федерации особое внимание уделяется изучению объективных и субъективных причин и мотивов, побуждающих потребителя к принятию решения о путешествии и влияющие на его поведение при выборе туристского продукта среди множества альтернатив и возможностей. В наше время большое значение уделяется тенденциям появления и развития новых мест туристского назначения, взаимосвязи этого процесса с туристской мотивацией.
Человек живет в сложном и многообразном мире физических, социальных, политических, идеологических и других явлений и событий. Не на все эти явления он реагирует одинаково, не все они становятся для него интересны. Что же определяет избирательность в человеческом поведении? Что служит источником активности личности? В психологии ответ на эти вопросы достаточно однозначен. Источник активности личности — ее потребности. Потребность — это переживание человеком нужды в каком-либо объекте, условиях среды, необходимых для его существования и развития. Поэтому потребности как внутренние психические состояния регулируют поведение личности, определяют направленность мышления, чувств и воли человека. Активность личности проявляется в процессе удовлетворения потребностей. Обычно процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность. Потребности в туристской услуге зависят от состояния человека, его характера, здоровья, возраста, финансовых возможностей, окружающего сообщества, уровня общей, религиозной, экономической и физической культуры, состояния окружающей среды. Потребности побуждают мотивы к их удовлетворению.
Мотивация выбора туристского путешествия (время, продолжительность, направление, вид, затраты, характер деятельности) - важнейшая характеристика, влияющая на поведенческие инициативы туриста при планировании им отдыха, выборе, приобретении и свершении тура. Выявление, знание и использование туристских мотивов должны стать важнейшей стратегией туристского предприятия, ориентированной на определение рыночных потребностей и создание таких видов турпродукта, которые отражают требования определенных сегментов рынков.
Туристская мотивация – это та необходимая база, на которой должна строиться эффективная система планирования, разработки и реализации туристского продукта.
Исходя из вышесказанного объектом данной работы выступает мотивация деятельности.
Предмет – особенности мотивации в туризме.
Цель работы: изучить мотивацию в туризме, ее влияние на выбор туристского продукта.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
Методы исследования курсовой работы:
1. Анализ и обобщение литературных источников.
3. Анкетирование.
4. Обработка и систематизация данных, полученных при исследовании работы.
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Таким образом, актуальность и практическая значимость мотивационных аспектов в туризме очевидны. Выявив мотивы, можно вырабатывать эффективные приемы, способствующие привлечению туриста и придания ему статуса постоянного, что, в конечном итоге, прямым или косвенным образом может повлиять на характер и объем спроса и сбыта.
Особенности туристской мотивации
Мотивация человека понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определённых действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать некоторые поступки. Процесс мотивирования, есть воздействие на человека с целью побуждения его к определённым действиям путём побуждения в нём определённых мотивов.
Потребности – это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определённое индивидуальное проявление у каждого человека. Известный американский ученый-психолог Маслоу считает, что в разное время людьми движут разные потребности. Эти потребности располагаются в порядке иерархической значимости от наиболее до наименее настоятельных; физиологические потребности и потребности самосохранения; социальные потребности (встречи, дружба, любовь); потребности в уважении; потребности в самоутверждении.
Специалисты выделяют пять групп факторов, влияющих на формирование туристских потребностей:
Туристская поездка имеет в своей основе мотивацию, которая является одним из важнейших факторов принятия решения о путешествии и выбора туристского продукта и его составных элементов.
Цели путешествия являются
основой первоначального
Виды отдыха позволяют составить условную классификацию туристских мотиваций при выборе путешествия:
Специфические интересы различных туристских групп позволяют выделить четыре категории туристских мотивов, элементы которых определяют выбор туриста:
1. Природные и климатические мотивы. Рельеф местности, растительность, температура воздуха и т. д. чрезвычайно привлекательны для
туриста, играют существенную роль в создании таких форм туризма, как спортивный, водный, горнолыжный и т. д.
2. Культурные мотивы. Исторические места, музеи, картинные галереи, выставки, археологические памятники, народные ремесла и другие составляют культурное наследие страны.
3. Экономические мотивы. Охватывают стоимость жизни в месте туристского назначения, стоимость путешествия и т. д.; играют существенную роль в формировании недорогостоящих пакет - туров, оказывают существенное влияние на количество туристов со средним доходом.
4. Психологические мотивы. Побуждают человека путешествовать, отвечают психологическим потребностям туриста. Доказано, что не многие туристы приезжают снова в те места, где они уже были, за исключением случаев, когда туристом движут сентиментальные причины или сильный экономический мотив.
Соотношение главной и вторичных целей отдыха, которые определяют выбор туриста, позволяет классифицировать мотивационные исходы следующим образом:
1. Единый, чётко преобладающий и обоснованный мотивационный исход оказывается решающим при выборе места туристского назначения, например, горнолыжного курорта, элитного и дорогостоящего вида отдыха и развлечения. Подготовленный турист окажет предпочтение горнолыжному маршруту на известном курорте с хорошо оснащённой лыжной станцией и по возможности будет максимально использовать предлагаемые туристские ресурсы для реализации своей главной цели - катания на лыжах. Все остальные цели - вторичные, и не имеют решающего значения при выборе.
Группу мотивации при выборе этой поездки составят следующие мотивы:
- спортивный интерес (катание на лыжах, участие в спортивных соревнованиях и т. д.);
- развлекательный интерес
(интересные знакомства, встречи,
общение, лыжные
- оздоровительный интерес (свежий воздух, хорошие условия проживания, питания, интенсивные нагрузки, весенний загар).
Положительный комплекс туристских впечатлений способен оказывать влияние на выбор туристом данного места отдыха в течение многих лет.
2. Один превалирующий мотивационный исход и несколько вторичных, или ожидаемых, исходов, решение о выборе которых может быть принято при соответствующем стечении обстоятельств во время поездки. Например, во Францию, где набор экскурсий и развлечений часто отдаётся на выбор туристам: одни смогут выбрать Евро-Диснейленд, другие - Лувр и т. п.
Группу мотивации при выборе этой поездки составят следующие мотивы:
- познавательный (посещение страны, достопримечательности);
- престижно-имиджевый (популярные направления);
- культурно-развлекательный – посещение Лувра, других музеев и прочего.
Несмотря на то, что мотивы поездки чётко ограничиваются группой близких познавательных целей, возможны различные направления тура. На принятие решения о познавательной поездке в ту или иную страну могут повлиять различные обстоятельства, однако два раза в одно и то же место с чётко выраженными познавательными целями турист, как правило, не поедет.
3. Главный мотивационный исход и несколько чётко выделенных сопутствующих исходов, например, при выборе пляжного отдыха. Выбор географического направления (конкретного курорта) и уровня отдыха в значительной степени зависит от компании, наличия денежных средств и опыта предыдущих поездок. Для отдыха на пляже достаточно двух-трёх дней, далее его хорошо дополнить развлечениями, экскурсиями, другой активной деятельностью.
Группу мотивации составляют следующие мотивы:
- пляжно-оздоровительный (море, морской воздух и т. д.);
- пляжно-активный и спортивный (море располагает не только к пассивному отдыху, но и к активным развлечениям);
- покупательный (отдых
на море способствует
-развлекательный (по
мере пресыщения процессом
Факторы, влияющие на туристскую мотивацию.
Существует ряд факторов, оказывающих влияние на туристские мотивы, которые необходимо учитывать при изучении спроса на турпродукт и при формировании программ обслуживания. При мотивации, нацеленной на выбор турпродукта, необходимо учитывать интересы туриста, демографические и социально-экономические факторы.
1. Возраст. Мотивация выбора путешествия в значительной степени зависит от возраста и самостоятельности в принятии решения или возможности влиять на его выбор:
• дети до двух лет. Решений самостоятельно не принимаю т\, но опосредованно оказывают большое влияние на выбор родителями вида отдыха;
• дети дошкольного возраста (до семи лет). Путешествуют с родителями (за редким исключением - в организованных группах), решений самостоятельно не принимают, но могут оказывать давление на родителей или лиц, их сопровождающих. Концепция отдыха ориентирована на потребности ребенка;