Перспективы развития туризма в современном Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 15:21, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является выявление перспектив развития туристкой отрасли Республики Казахстан.
Для достижения этой цели в работе были решены следующие задачи:
- изучены основные теоретические аспекты туризма;
- раскрыто значение туристской деятельности в экономике Республики Казахстан;
- исследована структура туристической отрасли и проанализирован потенциал туристических ресурсов страны;
- проведен анализ факторов оказывающих влияние на развитие;
- выявлены основные направления и перспективы развития туризма в Республике Казахстан.

Файлы: 1 файл

Перспективы развития туризма в современном Казахстане.docx

— 143.01 Кб (Скачать файл)

Удельный вес въездного  туризма в период с 2005 по 2006 год  увеличился на 1,03%, внутреннего туризма  также увеличился на 3,59%, а выездного  увеличился на 1,56%.

Таким образом, положительная  динамика увеличения объема въездного  туризма в рассматриваемый период говорит о качественных изменениях в туристской отрасли Республики Казахстан. Динамика увеличения показателей  двух других видов туризма в Республике Казахстан, также указывает на укрепление туристской отрасли страны.

Таким образом, по данным статистики в 2006 году по сравнению с предыдущим периодом, доля выездного туризма  по отношению к общему количеству обслуженных туристов значительно  уменьшилась.

Как видно из таблицы 3 и  рисунка 6, в настоящее время совокупная доля въездного и внутреннего  туризма значительно превышает  долю выездного туризма.

Так, въездной туризм по итогам 2005 года увеличился на 1,7% от 2004 года и  составил 4 млн. 365 тыс. человек, или 41% от общего потока посетителей. Количество участников внутреннего туризма  также увеличилось на 17,4% и составило 3 млн. 280 тыс. человек (30,8%). Количество выехавших  туристов уменьшилось на 23,3% и составило 3004,0 тысяч человек (28,2%).

По данным платежного баланса  Национального Банка Республики Казахстан (статья «Поездки»), объем  услуг, предоставленных страной  нерезидентам в 2005 году, составил 684,5 млн. долларов США, объем услуг, полученных Казахстаном от нерезидентов, составил 667,1 млн. долларов США. Вклад туризма  в ВВП страны в 2005 году составил 1,3%.

В 2006 году въездной туризм увеличился на 1,03% по отношению к 2005 году, выездной – на 1,56%, внутренний туризм наоборот уменьшился на 2,59% и составил 3495 тыс.человек, при том в количественном выражении объем внутреннего туризма увеличился по отношению к 2005 году.

Наряду с этим анализ данных Агентства Республики Казахстан  по статистике с 2000 года по 2005 год указывает  на расширение географии въездного  туризма: 60 стран в 2000 году, 161 страна в 2005 году.

Таким образом, если сопоставить  показатели туристской индустрии за 2006-й и предыдущие годы, то налицо положительная динамика. Туристическая  отрасль развивается, и цифры  тому свидетельство: в 2005−м, по данным Казахстанской туристской ассоциации (КТА), доходы компаний туриндустрии составили 30,5 млрд. тенге, а в 2006−м – уже 44,72 млрд.тенге (увеличился на 44,3%), налоговые поступления – 6,5 и 7 млрд. тенге соответственно.

Количество действующих  туристских фирм увеличилось на 9%, сейчас их в Казахстане чуть менее тысячи – 921. На 17,6% возросло количество гостиниц и других мест размещения туристов.

По данным Казахстанской  туристской ассоциации (КТА), в 2006 году Казахстан посетили 5,2 млн. туристов, тогда как в 2005 году этот показатель составлял 4,3 млн. Причем наиболее распространенным видом въездного туризма является деловой туризм, на него приходится 82–84% от общего турпотока, остальные 16–18% – на экологический и спортивный. Хотя имеющийся у страны потенциал позволяет сделать ставку на развитие именно этих направлений.

В целях развития внутреннего  и въездного туризма в соответствии с Концепцией развития туризма в  Республике Казахстан от 6 марта 2001, проведена работа по развитию индустрии  туризма и паломничества на местном, региональном и международном уровнях  во всем многообразии его видов (познавательный, деловой, спортивный, оздоровительный, экзотический т.д.). Отечественными туроператорами разработано 78 маршрутов по организации  экологических туров, 126-оздоровительных, 61-по организации охоты и рыбалки, 18-конных, 46-приключенческих туров, 56-по программе Шелкового пути, по поломнечиским-17, культурно-позновательных-56, 315-по маршрутом выходного дня.

Таким образом, о поступательном и устойчивом развитии казахстанского туризма свидетельствуют темпы  роста объемов въездного и  внутреннего туризма. Наибольшее развитие внутреннего туризма отмечается в городах Астане, Алматы, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Алматинской и Акмолинской областях.

В Алматинской, Карагандинской, Северо-Казахстанской и Западно-Казахстанской областях наиболее развит выездной туризм.

В Республике развиты практически  все существующие виды туризма: культурно-познавательный, развлекательный, экологический, экстремальный, оздоровительный, социальный, детский, спортивный, деловой, космический туризм.

Среди экстремальных видов  туризма наибольшей популярностью  среди туристов пользуются национальные виды охоты, такие, как охота с  беркутом и ловчими соколами, с  казахскими борзыми - тазы.

Геополитическое положение  и природно-сырьевые ресурсы позволяют  рассчитывать на увеличение количества туристов, приезжающих в Казахстан  по вопросам бизнеса и участия  в международных мероприятиях. Это, прежде всего, города Алматы, Астана, Атырау. Геополитическое положение и  природно-сырьевые ресурсы позволяют  рассчитывать на увеличение количества бизнес-туристов, приезжающих в Казахстан по вопросам бизнеса и участия в международных конвенциях. Инфраструктура вышеуказанных центров в основном соответствует международным стандартам. Город Алматы является стратегическими (воздушными, автомобильными, железно-дорожными) воротами для республики и основная миграция происходит именно через этот город. Помимо удобных для проведения различных форумов зданий и гостиниц город имеет все необходимое для отдыха и развлечений, кроме того на территории близлежащей городу в радиусе 500 км расположены замечательные рекреационные зоны. Город Астана становится такой же стратегической зоной. Всевозрастающий интерес к городу, как к молодой столице нашего государства, имеющей современный облик и инфраструктуру, послужит стремительному развитию в городе международного и внутреннего туризма.

Анализ туристской деятельности показал, что туристы, прибывающие  из-за границы, предпочитают останавливаться  в гостиницах, предоставляющих качественный сервис и полный набор услуг. Именно от делового туризма будет зависеть дальнейшее развитие сети гостиниц международного уровня в крупных городах –  деловых центрах страны.

Наиболее перспективными регионами культурно-познавательного  туризма являются город Алматы и  Алматинская область, развитие туризма по Шелковому пути (международный туристский поезд "Жемчужина Шелкового пути" по маршруту Алматы - Туркестан - Ташкент - Самарканд - Бухара - Ургенч - Мары - Ашгабат – Алматы). Огромные возможности для развития внутреннего культурно-познавательного туризма в республике открывает участие Казахстана в туристском трансконтинентальном маршруте «Шелковый Путь», осуществляемый под эгидой UNWTO в сотрудничестве с UNESCO.

Одним из перспективных направлений  развития туристской отрасли в Казахстане становится экологический туризм. Количество туристов, проявляющих интерес к  заповедным зонам Казахстана, растет, получают развитие новые формы организованного  туризма: велосипедный, конный, водный.

Необходимость развития экологического туризма в Республике Казахстан  обусловлена не только экономическими факторами - созданием новых рабочих  мест, развитием местных сообществ  в отдаленных регионах, но и социальным заказом – потребностями населения  в более целостном, системном  подходе к проблемам охраны здоровья и использования свободного времени. По данным экспертов Всемирной туристской организации, экологический туризм за последние десять лет становится наиболее популярным и является одним  из инструментов устойчивого развития любого государства.

Как показали итоги исследований туристского потенциала, Казахстан  имеет большие возможности для  развития экологического туризма. Его  основу составляют уникальные природные  условия и ландшафты в центре Евразии, многочисленные природные, исторические памятники, культурное и этническое наследие народов, населявших территорию Казахстана в различные исторические периоды.

В настоящее время в  Казахстане наблюдается развитие экологического туризма. По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, национальными  особо охраняемыми природными территориями со статусом юридического лица в 2005 году обслужены 391,6 тыс. туристов, доход от посещения туристских групп в 2005 году составил 9,1 млн. тенге.

Однако несмотря на то, что экологический туризм отличается от других видов туризма незначительным воздействием на природную среду и не нуждается в особо развитой инфраструктуре, деятельность в этом направлении сталкивается с серьезными трудностями в связи с тем, что большей частью рекреационно-туристская инфраструктура находится все еще на этапе становления.

Экономический потенциал  экологического туризма в Казахстане практически неограничен – Щучинско-Боровская зона, «Сары-Агаш», «Арасан - Капал», «Моялды», «Баянаул», «Жанакорган», «Каспий» – далеко не полный перечень «жемчужин» Казахстана.

Экономический потенциал  экологического туризма в Казахстане практически неограничен, однако для  его становления и развития потребуются  значительные капиталовложения и затраты. Создание необходимой инфраструктуры для экологического туризма позволит обеспечить доступность уникальных уголков природы для туристов. Необходимо создать условия для  привлечения инвестиций и частного капитала с целью реализации инвестиционных проектов по объектам экологического туризма, таких, как строительство  туристского комплекса на Рахмановских ключах в районе горы Белухи в Восточно-Казахстанской  области, создание сети горнолыжных  курортов в Алматинской области, и других.

Другим приоритетным направлением туристской отрасли является развлекательный  туризм. Развлекательный туризм представлен  пляжным и круизным туризмом на Каспийском море.

Еще одним интересным проектом в области развития туризма является организация так называемого  «космического туризма». Космический  туризм планируется развивать в  городе Байконыр в рамках проекта «Казахстан – первая космическая гавань планеты».

Большой экономический потенциал  представляет развитие социального  туризма, субсидируемого из источников внебюджетного финансирования, в  целях создания условий для путешествий  школьникам, молодежи, пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда и  иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные  фонды, иные благотворительные организации и фонды оказывают социальную поддержку, как наименее обеспеченной части населения при использовании их права на отдых.

При этом люди с инвалидностью  и престарелые, составляя все  более многочисленную группу потребителей услуг индустрии путешествий  и других видов отдыха в мире, а также семьи с детьми, которые  также становятся частью этого расширяющегося рынка индустрии туризма, не имеют  физического доступа к большинству  гостиниц, транспортных средств и  туристских достопримечательностей.

Таким образом, доступность  туристских ресурсов становится все  более важным фактором в развитии туризма. Несмотря на увеличение числа  туристов, к которому привело бы расширение доступа к туристским ресурсам и услугам, многие туроператоры пока еще не осознали значения принятия мер в этом отношении. Поэтому  необходимо выработать четкую политику и стратегию содействия обеспечению  доступности туристских ресурсов, поднять  уровень специальной подготовки персонала в индустрии туризма, повысить информированность общественности о потребностях туристов с инвалидностью  и о значимости туризма в социально-экономическом-развитии.

Развитие социального  туризма, в том числе краеведческого, спортивного, самодеятельного, лечебно-оздоровительного, культурно-познавательного, экологического туризма, семейных путешествий, туризма  пожилых лиц и инвалидов, молодежного  и детско-юношеского туризма имеет  большое воспитательное и патриотическое значение.

В решении всех этих вопросов первостепенную роль приобретают институциональные  элементы формирования турпродукта.

Казахстан имеет конкурентные преимущества, которые заключаются  в уникальной культуре, богатой и  разнообразной природе, возросшей  деловой активности, что дает возможность  развивать культурно-познавательный, экологический, деловой туризм, заниматься активными видами отдыха, такими, как  спортивный, приключенческий туризм.

В целом для туристов предлагается более 700 маршрутов путешествий по всей территории Казахстана. Наиболее интересные, привлекательные и перспективные  маршруты разработаны: ТОО «Саяхат» Кызылординская область, ТОО «Компания Жибек Жолы», ТОО «Туристическое агентство» Национальной компании «Шелковый Путь-Казахстана», ТОО МАЛ «Хантенгри», ТОО «Азия туризм», ТОО «Туран-азия» г.Алматы, ТОО «Акколь», ТОО «Шиндал-Сан» Алматинская область, ТОО «Экосистем», ТОО «Рахмановские ключи», ТОО «Шара» Восточно-Казахстанская область, ТОО «Фирма-Турист» Мангистауской области, ТОО «Камек тур» Южно-Казахстанской области. Тур операторами Жамбылской области разработаны маршруты «Тараз – Древний город Шелкового пути», «Тараз - Туркестан» и другие.

В настоящее время ведется  работа по развитию наиболее привлекательных  туристских направлений по:

- экологическому туризму  с привлечением ресурсов Государственных  национальных природных парков  «Алтын Емель», «Иле Алатау», «Чарынский каньон»;

- культурно-познавательному  туризму по маршрутам Великого  Шелкового пути;

Согласно данным Всемирной  Туристской Организации, примерно 67% мировых  расходов туристов приходится на граждан  США, Германии, Японии, Великобритании, Италии, Франции и Канады, выезжающих в другие страны. Именно на эти рынки  ориентирован въездной туризм Казахстана.

 
Глава 2. Проблемы и перспективы развития туризма в Республике Казахстан    2.1 Проблемы развития туристской индустрии Казахстана

Основными поставщиками туристских услуг являются туристские организации, которые представлены туристскими  организациями и индивидуальными  предпринимателями, имеющими лицензии на право осуществления туристской деятельности. В таблице 4 представлены данные о количестве туристских фирм Казахстана в разрезе областей и  крупных городов за период 2002-2006 года.

Информация о работе Перспективы развития туризма в современном Казахстане