Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 15:21, дипломная работа
Целью дипломной работы является выявление перспектив развития туристкой отрасли Республики Казахстан.
Для достижения этой цели в работе были решены следующие задачи:
- изучены основные теоретические аспекты туризма;
- раскрыто значение туристской деятельности в экономике Республики Казахстан;
- исследована структура туристической отрасли и проанализирован потенциал туристических ресурсов страны;
- проведен анализ факторов оказывающих влияние на развитие;
- выявлены основные направления и перспективы развития туризма в Республике Казахстан.
Таблица 4
Количество туристских фирм Казахстана, единиц
(данные Агентства по
статистике Республики
Область, регион |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2006 в % к 2002 |
Всего по республике: |
612 |
713 |
751 |
846 |
921 |
50,5 |
Акмолинская область |
10 |
10 |
19 |
16 |
17 |
70 |
Актюбинская область |
10 |
11 |
16 |
20 |
18 |
80 |
Алматинская область |
18 |
29 |
37 |
30 |
50 |
177,7 |
Атырауская область |
4 |
13 |
18 |
22 |
23 |
475 |
Восточно-Казахстанская область |
23 |
22 |
24 |
34 |
39 |
69,5 |
Жамбылская область |
5 |
13 |
10 |
11 |
13 |
160 |
Западно-Казахстанская область |
2 |
4 |
5 |
6 |
8 |
300 |
Карагандинская область |
25 |
25 |
29 |
46 |
52 |
108 |
Костанайская область |
2 |
5 |
6 |
10 |
13 |
550 |
Кызылординская область |
7 |
3 |
4 |
3 |
4 |
-42,8 |
Мангистауская область |
4 |
10 |
12 |
15 |
21 |
425 |
Павлодарская область |
17 |
25 |
21 |
23 |
32 |
88,2 |
Северо-Казахстанская область |
4 |
7 |
12 |
15 |
16 |
400 |
Южно-Казахстанская область |
4 |
5 |
12 |
16 |
18 |
450 |
г.Астана |
23 |
37 |
26 |
28 |
44 |
91,3 |
г.Алматы |
454 |
494 |
500 |
551 |
553 |
17,4 |
Из данных приведенных в таблице 4, следует, что в 2003 году в Казахстане было официально зарегистрировано 713 туристических фирм и организаций, большинство из которых (553) действуют в Алматы.
В 2004 году в стране функционировали
около 750 туристских компаний, которые
сотрудничали с 80 странами мира. И лишь
около 20% из них оказывали услуги
по привлечению туристов в страну
и по внутреннему туризму. Остальные
компании работали исключительно в
сфере выездного туризма. Чтобы
изменить ситуацию, государство создало
благоприятные условия для
В 2005 году основными поставщиками туристских услуг являлись 846 туристских организаций и 30 индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензии на право осуществления туристской деятельности. Наибольшее количество действующих туристских фирм и предприятий гостиничного хозяйства находилось в г.Алматы (605), Восточно-Казахстанской (124), Карагандинской (122), Алматинской (71) областях и г.Астане (79).
В 2006 году в Казахстане работали уже около 1000 туристских организаций, имеющих зарубежных партнеров в более чем 80 странах мира.
По состоянию на 01.01.2006 года на рынке туристских услуг Казахстана работает около 3,2 тыс. человек, 1,5 тыс. профессиональных гидов и экскурсоводов. 98,3% всех организаций туристского рынка представлены малыми предприятиями (численность работающих в них до 50 человек). Средние предприятия с численностью персонала до 250 человек составляют 1,3%, а крупные – 0,4%. Большинство туристских организаций составляют малые и средние предприятия, которые во многих странах мира являются эффективным генератором экономического роста, основанного на инновациях. Наряду с вышеуказанными на национальном туристском рынке осуществляют деятельность 37 туристских организаций с иностранным участием.
Основу туристических
компаний составляют малые предприятия
с численностью до 50 человек (93%), 6% –
средние организации (от 51 до 250 человек).
Крупных туристических
Туристические фирмы, функционирующие на территории Казахстана, характеризуются тем, что предоставляют довольно широкий спектр услуг. Основными туристическими услугами, которые предоставляют данные компании, являются:
- резервирование и продажа авиабилетов;
- резервирование гостиниц и транспорта;
- размещение и встреча туристов;
- оказание услуг по оформлению загранпаспортов, виз, страховых полисов;
- услуги гида-переводчика;
- организация туров и поездок
- предоставление транспортного и экскурсионного обслуживания с помощью своих ресурсов, а также с помощью зарубежных партнеров.
- оказание прочих услуг.
Из перечисленного выше понятно, что турфирма формирует туристический пакет из услуг предприятий различных отраслей. Предприятия участвующие в формировании турпакета, образуют инфраструктуру туризма.
Отличительной чертой казахстанского туристского продукта является сезонность его характера, что требует принятия определенных мер и развития альтернативных видов туризма в несезон. Инфраструктура, соответствующая вышеуказанным сегментам, имеет определенные требования. Это должны быть простые, относительно недорогие некрупные (в пределах 25-100 мест) объекты размещения (стационарные и временные), расположенные на туристских маршрутах в экологически чистых местах, рассчитанные на пребывание клиентов на одном месте в течение 2-3 дней.
Инфраструктура туризма в Казахстане представлена совокупностью средств размещения, транспортных средств, объектов питания, развлекательного, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения.
Таким образом, основополагающими элементами инфраструктуры являются:
- транспортная индустрия (воздушный, водный, автомобильный, железнодорожный транспорт);
- гостиничная индустрия (гостиницы, специализированные средства размещения);
- индустрия питания (рестораны, кафе, бары, столовые и другие предприятия по поставке готовой пищи);
- индустрия развлечений (парки, театры, цирки, музеи и др.).
Каждый элемент инфраструктуры
туристической отрасли
Очевидно, что отрасль туризма предполагает параллельное развитие всех элементов и взаимных связей социально-экономического комплекса. При таком условии достигается максимальная эффективность.
Кроме того, наряду с основными сегментами функционируют дополнительные, предоставляющие сопутствующие услуги, такие как, банковские и финансовые, информационные, услуги страхования и услуги связи и др.
Туристские перевозки
являются одним из важнейших элементов
туристской индустрии. Перевозки туристов
в Республике Казахстан осуществляются
воздушным, автомобильным и
Подавляющее число туристских компаний Казахстана предоставляют услуги как по отправке граждан Республики Казахстан, так и на прием иностранных граждан из ближнего и дальнего зарубежья и по внутреннему туризму. Сегодня Казахстан имеет авиасообщение со всеми странами мира. Международные полеты наряду с отечественными авиакомпаниями осуществляют ведущие международные авиаперевозчики.
Важнейшей составляющей турпродукта является транспорт. Ведущая роль в транспортном обслуживании потребностей Республики, стабильно принадлежит железнодорожному, воздушному, автомобильному транспорту, обеспечивающему основной объем перевозок грузов и пассажиров как внутри республиканском, так и в межгосударственном сообщении. В последние годы реальные перспективы развития в транспортном комплексе Республике получил морской транспорт, обеспечивающий Казахстану альтернативные возможности выхода на мировой рынок. Основной объем транзитных перевозок на территории Республики Казахстан осуществляется иностранными автомобилями, в том числе 20% транзитных грузопотоков автомобилями из третьих стран.
Транзитные воздушные маршруты Казахстана являются выгодными для иностранных авиакомпаний, выполняющих полеты между Европой и Юго-Восточной Азией, так как позволяют значительно сократит, протяженность маршрутов. Имеющийся спрос на использование воздушного транспорта Казахстана требует совершенствования технических средств.
В водном транспорте, основной
транзитный грузопоток идет через порт
Актау. Железные дороги в Республики
Казахстан, в силу своей обширной
территории и экспортно-сырьевой направленности
большинства крупных
Железнодорожная сеть наиболее развита в северной части Казахстана, где проходят магистрали бывшей общесоюзной системы Восток-Запад. На остальной территории Республики, сеть не достаточна развита и сформирована, на это выделено с бюджетного фонда. Транспортная сеть позволяет связать функционирующие на определенной территории объекты экономики, транспорт, внедренный в транспортную сеть, определяет доступность использования туристских зон. Таким образом, транспорт способствует развитию туризма в регионах, но в то же время на долю транспорта приходится до 70% химического и до 90% шумового загрязнения среды, что несомненно наносит вред экологии.
В таблице 5 приведены темпы изменения пассажирооборота по разным видам казахстанского транспорта за период с 2003-2006 года.
Таблица 5
Динамика роста пассажирских перевозок за 2003 – 2006 гг.
(данные Агентства по
статистике Республики
Вид транспорта |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 | ||||
млн. чел. |
млн. пкм |
млн. чел. |
млн. пкм |
млн. чел. |
млн. пкм |
млн. чел. |
млн. пкм | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
железнодорожный |
17,6 |
10686 |
16,4 |
11849 |
16,5 |
12136 |
16,4 |
12705 |
автомобильный |
8722,2 |
80825 |
9235,2 |
85241 |
9775,7 |
91651 |
10453,0 |
100825 |
речной |
0,06 |
0,9 |
0,05 |
0,5 |
0,04 |
0,5 |
0,04 |
0,04 |
Все виды транспорта |
8741,86 |
91514,9 |
9255,65 |
97095,5 |
9798,24 |
103794,5 |
10477,44 |
113539,4 |
Как видно из таблицы в
2006 году по сравнению с 2003 годом в
республике значительно увеличился
пассажирский поток на всех направлениях
за исключением речного
Улучшение ситуации с остальными
видами транспорта свидетельствует
о повышении интереса казахстанского
гражданина к отрасли туризма. Самый
большой процент прироста показателей
показан на направлении железнодорожных
путей. Это свидетельствует об укреплении
Национального перевозчика «
На втором месте автомобильный транспорт, что обусловлено увеличением частных извозчиков в лице малых предприятий осуществляющих транспортные туры в основном на территории стран СНГ и отчасти в странах Европы.
В качестве средства доставки
туристов в Казахстан главную
роль играет авиасообщение. Поэтому
чрезвычайно важным вопросом является
развитие и усиление позиций на рынке
национального авиаперевозчика. Необходима
нейтрализация эффекта падения
конкурентоспособности
Учитывая обширность территории республики, большое значение имеет надежное автобусное сообщение и железнодорожный транспорт, так как туристы-индивидуалы, которые составляют большую часть указанных сегментов рынка, предпочитают самостоятельное передвижение на автобусах и поездах.
Внутриконтинентальное положение
Казахстана, удаленность от морских
путей и международных
Эксплуатационная длина
железных дорог общего пользования
на территории республики достигает 14,5
тыс. км, общая протяженность
Информация о работе Перспективы развития туризма в современном Казахстане