Проект профессионально-ориентированного экскурсионного тура (на примере Брянского государственного университета имени академика И.Г. П

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 14:32, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: разработать и обосновать содержание, формы и методы экскурсионной деятельности для старшеклассников, способствующие профессиональной ориентации.
Сформулированная цель обусловила постановку следующих задач дипломного исследования:
Проанализировать сущность теоретических и методических основ экскурсионной деятельности.
Оценить туристско-познавательный потенциал региона и объектов для разрабатываемого экскурсионного тура для старшеклассников.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические и методические основы экскурсионной деятельности……………………………………………………………………...7
Экскурсионный метод познания социально-культурной
сферы общественного развития………………………………………………….7
Организационно-технологические основы подготовки новой
Экскурсии………………………………………………………………………...12
Методика и техника проведения экскурсий………………………….…23
Глава 2. Оценка туристско-познавательного потенциала региона и объектов для разрабатываемого экскурсионного тура «Куда пойти учиться?»…………………………………………………………………………56
2.1. Анализ социальных и экономических условий развития профессионально-ориентированного туризма в Брянской области………….56
2.2. Оценка объекта, формирующего предложение услуг профессионально-ориентированного экскурсионного тура………………….61
2.3. Социологическое исследование потребительского спроса на профессионально-ориентированный экскурсионный тур…………………….66
Глава 3. Проект профессионально-ориентированного экскурсионного тура (на примере Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского)…………………………………………………………………….79
3.1. Разработка проекта профессионально-ориентированного экскурсионного тура «Куда пойти учиться?»………………………………...79
3.2. Экономическое и социальное обоснование проекта ……………..82
3.3. Перспективы развития профессионально-ориентированной деятельности в Брянской области…………………………………………….85
Заключение……………………………………………………………………..89
Список литературы………………………………………………………….....92
Приложение…………………………………………………………………….96

Файлы: 1 файл

Профессионально-ориентированный туризм.docx

— 849.60 Кб (Скачать файл)

Дипломная работа

«Разработка профессионально-ориентированного экскурсионного тура

(на примере  БГУ им. Академика И.Г.Петровского)».

 

Выполнила студентка 5 курса специальности  социально-культурный сервис и туризм

Гасевская Н.С.

 

Брянск 2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические и методические основы экскурсионной деятельности……………………………………………………………………...7

    1. Экскурсионный метод познания социально-культурной

сферы общественного развития………………………………………………….7

    1. Организационно-технологические основы подготовки новой

Экскурсии………………………………………………………………………...12

    1. Методика и техника проведения экскурсий………………………….…23

Глава 2. Оценка туристско-познавательного  потенциала региона и объектов для  разрабатываемого экскурсионного тура «Куда пойти учиться?»…………………………………………………………………………56

2.1. Анализ социальных  и экономических условий развития  профессионально-ориентированного  туризма в Брянской области………….56

2.2. Оценка объекта, формирующего  предложение услуг профессионально-ориентированного  экскурсионного тура………………….61

2.3. Социологическое исследование  потребительского спроса на профессионально-ориентированный экскурсионный тур…………………….66

Глава 3. Проект профессионально-ориентированного экскурсионного тура (на примере Брянского  государственного университета имени  академика И.Г. Петровского)…………………………………………………………………….79

3.1. Разработка проекта профессионально-ориентированного  экскурсионного тура «Куда пойти  учиться?»………………………………...79

3.2. Экономическое и социальное  обоснование проекта ……………..82

3.3. Перспективы  развития профессионально-ориентированной  деятельности в Брянской области…………………………………………….85

Заключение……………………………………………………………………..89

Список литературы………………………………………………………….....92

Приложение…………………………………………………………………….96

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы дипломного исследования. В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в РФ» (гл II, ст. 4) говорится о том, что приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного и социального туризма, а также о налоговых льготах на развитие данных видов туризма. Это дает надежду на значительное оживление внутреннего туристского рынка и дальнейшее развитие туристско-экскурсионной деятельности в стране.

Современный туристский рынок требует нового подхода к организации экскурсионной  деятельности как к одному из основных туристских продуктов. Туроператоры, создающие  экскурсионный продукт, должны иметь  свою оригинальную марку, учитывать  потребительский спрос и дифференциацию обслуживания. Рождение новых маршрутов ведет к появлению новых экскурсионных объектов, разнообразию продукта

Современная ситуация на рынке труда  характеризуется крайней диспропорцией  между потребностями экономики  и качественно-количественными характеристиками выпускников учебных заведений. Сложившаяся ситуация ведет к  значительным финансовым потерям и  тормозит развитие экономики страны. Одним из инструментов регулирования  рынка труда является профессиональная ориентация выпускников общеобразовательных  учебных заведений.

Государственные инициативы в виде «Концепции модернизации российского  образования на период до 2010 года»(2002г.) и «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»(2002г.) направлены на создание условий для  повышения качества общего образования  и психологической поддержки  в системе профессиональной ориентации старшеклассников.

Однако ожидаемая эффективность  профессиональной ориентации старшеклассников не может быть достигнута лишь дифференциацией  уровней преподавания образовательных  и предметных областей, т. к. на практике содержание этих областей не включает учебного материала, направленного  на осознанное и информационно обеспеченное профессиональное самоопределение  старшеклассников, проектирование ими  планов получения послешкольного профессионального образования. Кроме того, жёсткая регламентация программ, ограниченная свобода планирования и реализации учебной деятельности в условиях школы снижают эффективность развития индивидуальных способностей каждого старшеклассника.

Всё больший  интерес со стороны учебных заведений  вызывает экскурсионная форма работы  со старшеклассниками.

Организация профориентационных экскурсий – это возможность познакомить учащихся средних образовательных учреждений с многообразием профессий, получить непосредственное представление о тонкостях и нюансах разных видов специальностей и профилей.

Объект исследования: туристско - экскурсионная деятельность.

Предмет исследования: содержание, формы и методы экскурсионной деятельности для старшеклассников как средство профессиональной ориентации.

Цель исследования: разработать и обосновать содержание, формы и методы экскурсионной деятельности для старшеклассников, способствующие профессиональной ориентации.

Сформулированная цель обусловила постановку следующих задач дипломного исследования:

  1. Проанализировать сущность теоретических и методических основ экскурсионной деятельности.
  2. Оценить туристско-познавательный потенциал региона и объектов для разрабатываемого экскурсионного тура для старшеклассников.
  3. Разработать проект профессионально-ориентированного экскурсионного тура «Куда пойти учиться?» (на примере Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского).
  4. Наметить перспективы развития профессионально-ориентированной деятельности в Брянской области.

В турагентствах  Брянской области подобный тур не предлагается вообще. Именно поэтому  тема разработки профессионально-ориентационной экскурсии является очень значимой и инновационной, особенно в контексте  перехода отечественного высшего образования  на уровневую систему обучения. Когда  потенциальные абитуриенты и  их родители плохо ориентируются  в выборе и перспективах получаемого  образования.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

Социальные аспекты системы  дополнительного образования детей  и его роль в подготовке обучающихся  к будущей профессиональной деятельности отражены в работах В. П. Голованова, В. А. Квартального, А. М. Новикова, А. И. Сеселкина и др.

Теория и практика социально-профессионального  самоопределения личности рассматривалась  М. И. Губановой, А. К. Марковой, В. А.Поляковым, С. Н.Чистяковой.

Предмет и методы туристско-краеведческих  исследований сформулированы в работах  Д. С. Лихачева, С. О. Шмидта, А. А. Остапца-Свешникова, В. А. Туманова, Д. В. Кацюбы, А. Т. Топчего, Н. С. Борисова, Л. К.Петрик.

При решении поставленных задач  исследования использовались следующие методы: теоретические – анализ научной, учебно-методической и специальной литературы; классификация, сравнение, обобщение, моделирование; эмпирические – наблюдение, анализ программ туристско-краеведческой деятельности, анкетирование субъектов профориентации и целевой группы (специалисты центров профориентации, школьные учителя и психологи, родители, выпускники общеобразовательных учебных заведений),, собеседование, интервьюирование преподавателей ВУЗа, мониторинг, обработка и анализ результатов исследования.

Опытно-экспериментальная  база исследования: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

Ожидаемые результаты. На основе полученных результатов будет разработана программа повышения качества профориентационной деятельности, будут внесены обоснованные изменения в методический инструментарий профориентации. Данные исследования могут быть использованы для коррекции неэффективных затрат бюджетных средств.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, разделённых на параграфы, заключения, списка литературы, содержащего 47 источников информации, приложений.

ВКР проиллюстрирована рисунками и таблицами.

Текст дипломной  работы содержит 101 страницу компьютерного  набора.

 

ГЛАВА 1. Теоретические и методические основы экскурсионной деятельности

 

1.1. Экскурсионный метод познания  социально-культурной сферы общественного  развития

 

В практике используется немало различных методов  познания: индуктивный, дедуктивный, аналитический, синтетический, методы абстрагирования, аналогии, моделирования, обобщения, эксперимента и др. Все эти методы в той или иной мере используются при проведении экскурсий.

Термин  «метод» имеет несколько значений: 1) подход к действительности, явлениям природы и общества; 2) система приемов теоретического исследования, практического достижения поставленной цели, целенаправленного проведения определенной работы; 3) средство познания, способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета, построения и обоснования системы знаний; 4) способ или образ практических действий.

Метод в логике определяется как совокупность внешних, по отношению к материалу, субъективных правил и способов исследования, изучения конкретных объектов и упорядочения полученного ряда мыслей [24].

Понятие «метод» более широкое, чем понятия  «способ» и «прием». В простейшем виде каждый прием представляет собой  как бы частицу метода.

В процессе педагогической и культурно-воспитательной деятельности метод является основой  получения новых знаний и формирования нравственных качеств человека. Метод для деятельности не может быть избран произвольно. Главное требование к методу — он должен обеспечить достижение цели с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами ресурсов.

В экскурсиях в число таких ресурсов входит словесный материал (рассказ), демонстрируемые  объекты (показ), транспортные средства, рабочее время экскурсовода.

По своему значению и сферам применения все  методы, используемые в деятельности человека, могут быть разделены на четыре категории:

А. Диалектико-материалистический метод, который является основой любого познавательного процесса, независимо от сферы, где происходит исследование. Диалектика представляет собой метод объяснения происходящих в природе процессов развития, всеобщих связей природы, переходов от одной области исследования к другой.

Б. Общие, формально-логические методы, которые  служат основой для многих наук, — анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и абстрагирование, аналогии и др. Общим методом является формальная логика — метод, используемый для отыскания новых результатов, перехода от известного к неизвестному. Общие методы, их элементы используются при проведении экскурсий.

На действии методов анализа и синтеза  построен экскурсионный анализ. Не менее активно в экскурсионной методике используется метод аналогии. Применяя аналогию в показе и рассказе, экскурсовод обращает внимание группы на сходство и различие памятников, на единство времени разных действий и места, где расположены объекты.

Аналогия  в экскурсиях не сводится к демонстрациям  внешне схожих объектов. Это могут  быть разные по форме и строению объекты, но аналогичные по выполняемым  функциям [24].

В. Конкретно-исторический метод — восхождение от абстрактного к конкретному. Данный метод предполагает движение мысли к более полному, всестороннему и целостному воспроизведению предмета в сознании человека. Данный метод позволяет образовать понятия, отражающие отдельные стороны и свойства объекта.

Г. Частные  методы, которые находят применение в одной из наук или отрасли знаний, а также при использовании различных форм сообщения знаний. Именно к этой категории методов должен быть отнесен экскурсионный метод. В узком смысле экскурсионный метод представляет собой совокупность методических приемов, которые применяют на экскурсиях. В широком смысле — это комплексный метод, он имеет ряд особенностей: выбор в наблюдаемых объектах самого важного и существенного; увязывание вновь изучаемого материала с ранее полученным экскурсантами опытом и знаниями и др.

Для экскурсионного метода характерен учет таких признаков экскурсии, как предметность, вещественная доказательность (наглядность). Экскурсионный метод построен на примате (преобладании, первенствующем значении) показа. В большинстве экскурсий (кроме литературных) выдвинутые в рассказе экскурсовода положения аргументируются с помощью зрительных доказательств. Нередко рассказ является лишь комментарием к зрительной характеристике экскурсионных объектов (рис. 1.1.) [24].


 

 

Информация о работе Проект профессионально-ориентированного экскурсионного тура (на примере Брянского государственного университета имени академика И.Г. П