Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 14:32, дипломная работа
Цель исследования: разработать и обосновать содержание, формы и методы экскурсионной деятельности для старшеклассников, способствующие профессиональной ориентации.
Сформулированная цель обусловила постановку следующих задач дипломного исследования:
Проанализировать сущность теоретических и методических основ экскурсионной деятельности.
Оценить туристско-познавательный потенциал региона и объектов для разрабатываемого экскурсионного тура для старшеклассников.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические и методические основы экскурсионной деятельности……………………………………………………………………...7
Экскурсионный метод познания социально-культурной
сферы общественного развития………………………………………………….7
Организационно-технологические основы подготовки новой
Экскурсии………………………………………………………………………...12
Методика и техника проведения экскурсий………………………….…23
Глава 2. Оценка туристско-познавательного потенциала региона и объектов для разрабатываемого экскурсионного тура «Куда пойти учиться?»…………………………………………………………………………56
2.1. Анализ социальных и экономических условий развития профессионально-ориентированного туризма в Брянской области………….56
2.2. Оценка объекта, формирующего предложение услуг профессионально-ориентированного экскурсионного тура………………….61
2.3. Социологическое исследование потребительского спроса на профессионально-ориентированный экскурсионный тур…………………….66
Глава 3. Проект профессионально-ориентированного экскурсионного тура (на примере Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского)…………………………………………………………………….79
3.1. Разработка проекта профессионально-ориентированного экскурсионного тура «Куда пойти учиться?»………………………………...79
3.2. Экономическое и социальное обоснование проекта ……………..82
3.3. Перспективы развития профессионально-ориентированной деятельности в Брянской области…………………………………………….85
Заключение……………………………………………………………………..89
Список литературы………………………………………………………….....92
Приложение…………………………………………………………………….96
2.3. Социологическое
исследование потребительского
спроса на профессионально-
В последнее
время выделяется такая разновидность
туристических поездок как
В настоящее
время вопросу
Для решения этой проблемы существует множество способов, которые преимущественно составляют психологические тесты, позволяющие выявить склонность тестируемого к определенным профессиям и наличие у них навыков, необходимых для выбора профессии. Но и это далеко не все. На выборе предполагаемой профессии дело профориентирования не заканчивается. Необходимо грамотно подойти к вопросу выбора самого высшего учебного заведения. Для этого нужно получить по возможности более полное представление об учебном заведении – качестве образования, преподавателях, работающих в вузе, возможностях для занятия творческой деятельностью в свободное от учебы время [44, 46].
Именно для этой цели служат профессионально-ориентационные туры, которые призваны помочь абитуриентам в выборе дальнейшей профессии, специальности, учебного заведения.
Рациональным
решением проблемы профессионального
ориентирования старшеклассников является
организация профессионально-
Отрицательным моментом является отсутствие широкой распространенности профессионально-ориентационных туров. В турагентствах Брянской области данный тур не предлагается вообще. Именно поэтому тема разработки профессионально-ориентационной экскурсии является очень актуальной.
Для проведения маркетингового исследования спроса была разработана анкета, включающая в себя одиннадцать вопросов, позволяющих выявить предпочтения предполагаемых туристов относительно тура. В анкетировании приняло участие 100 учащихся 10 – 11 классов МОУ СОШ № 1, № 2, № 3, № 7 Клинцовского района Брянской области.
Вопросы анкеты приведены в приложении 3.
На основе полученных результатов опроса были составлены диаграммы, анализирующие картину спроса.
Рисунок 2.1 – Анализ необходимости проведения профессионально-ориентационной работы в школах
Целью первого
вопроса анкеты было выявление отношения
к профессионально-
Рисунок 2.2 – Анализ количества учащихся 9-11 классов, определившихся с выбором учебного заведения
Большая часть (57%) учащихся 9-11 классов уже определилась с выбором будущего учебного заведения, но 43% учащихся находятся в поиске учебного заведения для дальнейшего обучения. Таким образом, получив в ходе опроса результат, что большая часть опрашиваемых уже определилась со своим выбором, можно сделать вывод, что количество учащихся, нуждающихся в помощи в выборе учебного заведения, достаточно для того чтобы разработать тур данной тематики.
Рисунок
2.3 – Анализ количества школьников, любящих
путешествовать
Как видно на диаграмме, подавляющее большинство школьников (89 %) любят путешествовать, и лишь одиннадцать процентов выбрало вариант «нет» как ответ на вопрос «Любите ли вы путешествовать?» Это свидетельствует о большом интересе опрашиваемых к путешествиям, что неудивительно для данной возрастной категории. Для этого сегмента характерна высокая туристская активность в силу стремления молодых людей к общению, познанию и наличия свободного времени.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что профессионально-ориентационная работа, к которой опрашиваемые также проявили большой интерес, в форме путешествия, тура также вызовет большой интерес у предполагаемых потребителей разрабатываемого туристического продукта.
Рисунок 2.4 – Анализ желания опрашиваемых совершить профессионально-ориентационную поездку
В результате
полученных данных, отраженных на диаграмме,
можно сделать вывод, что подавляющее
большинство опрашиваемых проявляет
интерес к профессионально-
Рисунок
2.5 – Анализ предпочтительной продолжительности
профессионально-
Проанализировав
данные, полученные на вопрос о предпочтительной
продолжительности тура, видно, что
подавляющее большинство
Рисунок
2.6 – Анализ предпочтительного времени
проведения профессионально-
В результате
опроса было выяснено, что для большинства
школьников (52%) время проведения профессионально-
Рисунок
2.7 – Анализ предпочтительного размещения
в номере во время проведения профессионально-
Как видно из результатов опроса, для большинства опрашиваемых (69%) не имеет значения количество размещенных в номере людей. При этом 21% высказались за вариант двухместного размещения, 8% за трехместное и всего лишь 2% за одноместное. Это объясняется особенностями данного возрастного сегмента предполагаемых туристов. Молодежь предпочитает более дешевое размещение, а, как правило, чем большее количество мест в номере, тем ниже цена на номер. Для данного сегмента характерна большая тяга к общению, поэтому многоместное размещение их не пугает, а даже радует.
Рисунок
2.8 – Анализ предпочтительного количества
приемов пищи во время проведения профессионально-
Большинство
опрашиваемых (58%) высказалось за наибольшую
предпочтительность трехразового питания.
Также пятнадцать и восемнадцать процентов
высказались за наибольшую предпочтительность
для себя двухразового и четырех- или
пятиразового питания соответственно.
Следовательно, можно сделать вывод о
том, что трехразовое питание наиболее
предпочтительно для предполагаемых туристов
во время проведения профессионально-
Рисунок
2.9 – Анализ необходимости наличия развлекательной
программы во время проведения профессионально-
По данным,
полученным в результате опроса, можно
сделать вывод, что подавляющее
большинство опрашиваемых (87%) считают
необходимым наличие развлекательной
программы в ходе профессионально-
Рисунок
2.10 – Анализ предпочтительного объекта
в ходе профессионально-
Проанализировав
ответы опрашиваемых на вопрос о том,
какой из предложенных вузов города
Брянска наиболее интересен им в
качестве объекта для профессионально-
Рисунок
2.11 – Анализ предполагаемой стоимости
профессионально-
Проанализировав
предполагаемую оптимальную стоимость
профессионально-
В результате проведенного анализа спроса можно сделать следующие выводы:
1. Интерес
к путешествиям очень велик
среди предполагаемых туристов.
Также велик интерес к именно
профессионально-
2. В качестве
объекта для проведения
3. В результате опроса были выявлены основные параметры тура. Продолжительность тура должна составлять около 2-3 дней. Размещение не имеет значения для опрашиваемых. Желательно наличие трехразового питания, дополнительной развлекательной программы. При этом стоимость тура не должна превышать двух тысяч рублей.
Для маркетингового
исследования предложения на рынке
туристических услуг Брянской области
были выбраны следующие
По результатам
анализа рекламы и
Таблица 2.1 – Анализ предлагаемых туров
Название турфирмы |
Виды туров | |
Индивидуальные туры |
Групповые туры | |
Ева |
- |
+ |
Бель-Тур |
+ |
+ |
Ассоль Плюс |
+ |
+ |
Апекс-Тур |
+ |
+ |
Здравница Плюс |
- |
+ |
СТА Адмирал - Тур |
+ |
+ |
Русалка- Тур |
- |
+ |
По результатам таблицы 2.1. можно судить о достаточной насыщенности рынка туристских услуг города Брянска групповыми турами, к категории которых относится разрабатываемая в данной дипломной работе профессионально-ориентационная экскурсия.
Таблица 2.2 – Анализ предлагаемых туров
Название турфирмы |
Виды туров | |||
Экскурсионный |
Шоп-туры |
Образовательный |
Пляжный | |
Ева |
+ |
+ |
- |
+ |
Бель-Тур |
+ |
- |
- |
+ |
Ассоль Плюс |
+ |
- |
+ |
+ |
Апекс-Тур |
- |
- |
+ |
+ |
Здравница Плюс |
+ |
- |
- |
+ |
СТА Адмирал - Тур |
+ |
+ |
+ |
+ |
Русалка- Тур |
+ |
- |
- |
+ |