Проект профессионально-ориентированного экскурсионного тура (на примере Брянского государственного университета имени академика И.Г. П

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 14:32, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: разработать и обосновать содержание, формы и методы экскурсионной деятельности для старшеклассников, способствующие профессиональной ориентации.
Сформулированная цель обусловила постановку следующих задач дипломного исследования:
Проанализировать сущность теоретических и методических основ экскурсионной деятельности.
Оценить туристско-познавательный потенциал региона и объектов для разрабатываемого экскурсионного тура для старшеклассников.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические и методические основы экскурсионной деятельности……………………………………………………………………...7
Экскурсионный метод познания социально-культурной
сферы общественного развития………………………………………………….7
Организационно-технологические основы подготовки новой
Экскурсии………………………………………………………………………...12
Методика и техника проведения экскурсий………………………….…23
Глава 2. Оценка туристско-познавательного потенциала региона и объектов для разрабатываемого экскурсионного тура «Куда пойти учиться?»…………………………………………………………………………56
2.1. Анализ социальных и экономических условий развития профессионально-ориентированного туризма в Брянской области………….56
2.2. Оценка объекта, формирующего предложение услуг профессионально-ориентированного экскурсионного тура………………….61
2.3. Социологическое исследование потребительского спроса на профессионально-ориентированный экскурсионный тур…………………….66
Глава 3. Проект профессионально-ориентированного экскурсионного тура (на примере Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского)…………………………………………………………………….79
3.1. Разработка проекта профессионально-ориентированного экскурсионного тура «Куда пойти учиться?»………………………………...79
3.2. Экономическое и социальное обоснование проекта ……………..82
3.3. Перспективы развития профессионально-ориентированной деятельности в Брянской области…………………………………………….85
Заключение……………………………………………………………………..89
Список литературы………………………………………………………….....92
Приложение…………………………………………………………………….96

Файлы: 1 файл

Профессионально-ориентированный туризм.docx

— 849.60 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Рис. 1.1. Схема комментария к зрительной характеристике объектов

 

Экскурсионный метод направлен на изучение главного в теме. Он допускает, чтобы отдельные  стороны выделялись и изучались  более углубленно, целое расчленялось на отдельные части, но при условии сохранения тесной связи между ними. Основанием для того, чтобы назвать экскурсионный метод комплексным, является то, что в нем органически сочетаются методы обучения и методы воспитания. Функции экскурсии рассматриваются как ее главные свойства (рис 1.2.) [24].


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.2. Основные функции экскурсии

 

Следует отметить, что ученые экскурсионисты видели новизну и оригинальность этого метода не в совокупности методов, составляющих единый комплексный метод, а совсем в другом. Одни основной особенностью экскурсионного метода считали моторность (т. е. движение экскурсантов). В начале 20-х годов крупный специалист экскурсионного дела Н. А. Гейнике отмечал, что среди методистов нет полного единства в определении: что такое экскурсионный метод.

Профессор Б. Е. Райков в книге «Методика  и техника экскурсий» писал: «Под экскурсией мы подразумеваем изучение объектов по месту их естественного нахождения (локальный принцип) и в связи с передвижением своего места в пространстве (моторный принцип). Вот эти два принципа, тесно между собой связанные, и составляют сущность экскурсионного метода». Он называл экскурсионный метод одним из видов активно-двигательного усвоения знаний. Значение экскурсионного метода подчеркивалось в ряде его трудов. Логичнее принять другое определение: экскурсия — форма распространения знаний и воспитания, построенная на экскурсионном методе. Многолетняя экскурсионная практика позволяет сделать вывод, что экскурсионный метод является наглядным в отличие от методов словесных и практических. Характеризуя этот метод, как комплексный способ познания окружающей человека действительности, необходимо видеть связь понятия «конкретность» с принципом наглядности. Экскурсионный показ в большинстве случаев следует понимать как сложный многосторонний процесс реализации принципа наглядности. Комплексный характер экскурсионного метода находит свое выражение также в том, что познание предметов и явлений окружающего мира проходит при участии всех органов чувств человека.

Ученый  экскурсовод В. И. Адо отмечал следующие преимущества экскурсионного метода: исследовательский элемент в работе учащихся; живое, конкретное и жизненное изучение прошлого; всестороннее восприятие объекта; повышенный интерес к работе и на основе этого более углубленное и прочное усвоение материала [17].

В большинстве  работ по экскурсионному делу особенности экскурсионного метода рассматриваются применительно к учебно-воспитательной работе с учащимися. На самом же деле этот метод лежит в основе всей экскурсионной работы независимо от того, какой круг участников ею охвачен — дети или взрослые.

Таким образом, экскурсионный метод является основой экскурсионного процесса и представляет собой совокупность способов и приемов сообщения знаний. Основу совокупности составляют: наглядность; обязательное сочетание двух элементов — показа и рассказа; оптимальное взаимодействие трех компонентов — экскурсовода, экскурсионных объектов и экскурсантов; движение экскурсантов (моторность) по определенному маршруту с целью изучения объектов по месту их естественного расположения. Комплексный характер экскурсионного метода находит свое выражение в действии механизмов сообщения знаний экскурсоводом и усвоения этих знаний экскурсантами.

 

Практически вся экскурсионная теория всего  лишь анализ действия экскурсионного метода. Цель экскурсионного метода — обучение (передача определенной системы знаний) и воспитание (формирование всесторонне развитой личности).

В отличие  от учебного заведения воспитание на экскурсии проходит в ходе обучения, в процессе общения с экскурсионными объектами, во время рассказа экскурсовода и его действий при показе объектов. Содержание сообщаемых экскурсоводом знаний вырабатывает у обучаемых определенный подход к объяснению явлений природы, пониманию хода и логики развития общества, подводит к оценке исторических событий.

В настоящее  время экскурсионные учреждения в своей деятельности руководствуются  следующими основными положениями:

а) в основе любой экскурсии лежит один экскурсионный  метод сообщения знаний;

б) показ  и рассказ — составные части  экскурсии и основные элементы;

в) движение (моторность) — один из признаков  экскурсии;

г) экскурсионная  методика является частной методикой  и состоит из двух частей — методики подготовки и методики проведения экскурсий;

д) методика проведения экскурсий представляет собой совокупность методических приемов показа экскурсионных объектов и рассказа о них и событиях, с ними связанных.

 

1.2.Организационно-технологические  основы подготовки новой экскурсии

 

Создание  новой экскурсии по любой теме – сложный процесс, требующий  активного участия целого коллектива работников. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся  в прямой зависимости от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, степени практического усвоения ими основ педагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию.

Экскурсия – это результат двух важнейших  процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной  подготовке [24].

В работе по подготовке новой экскурсии можно  выделить два основных направления:

- разработка новой темы экскурсии (новой вообще или новой только для данного экскурсионного учреждения);

- подготовка начинающего или уже работающего экскурсовода к проведению новой для него, но уже ранее разработанной и проводимой в данном учреждении экскурсии.

Первое  направление – процесс создания новой для экскурсионного учреждения экскурсии.

Подготовка  новой экскурсии поручается творческой группе. В ее состав включается от 3 до 7 человек, а в отдельных случаях и больше, в зависимости от сложности темы. В большинстве своем это работающие в учреждении экскурсоводы. Часто в качестве консультантов приглашаются специалисты различных отраслей – научные работники музеев, преподаватели вузов и средних школ и т. д.

Обычно каждому из участников творческой группы поручается разработка одного из разделов, одной из подтем экскурсии или одного или нескольких вопросов подтемы. В целях контроля за работой выбирается руководитель творческой группы.

Подготовка  новой экскурсии проходит три  основных ступени:

- Предварительная работа – подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (т. е. процесс накопления знаний по данной теме, определение цели и задач экскурсии). Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.

-Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов.

- Заключительная ступень – прием (защита) экскурсии на маршруте. Утверждение новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, до работы на маршруте.

В простейшем виде схема всех экскурсий независимо от темы, вида и формы проведения одинакова: вступление, основная часть, заключение.

Вступление, как правило, состоит из двух частей:

-организационной (знакомство с экскурсионной группой и инструктаж экскурсантов о правилах безопасности в пути и поведения на маршруте);

-информационной (краткое сообщение о теме, протяженности и продолжительности маршрута, времени отправления и прибытия назад, санитарных остановках и месте окончания экскурсии).

Основная  часть строится на конкретных экскурсионных объектах, сочетании показа и рассказа. Ее содержание состоит из нескольких подтем, которые должны быть раскрыты на объектах и объединены темой. Количество подтем экскурсии обычно от 5 до 12. При этом важным для создания экскурсии является подбор объектов таким образом, чтобы были только те объекты, которые помогали бы раскрыть содержание темы экскурсии, причем в определенной дозировке по времени и в зависимости от значимости той или иной подтемы в данной экскурсии.

Заключение, как и вступление, не связано с экскурсионными объектами. Оно должно занимать по времени 5-7 минут и состоять из двух частей. Первая – итог основного содержания экскурсии, вывод по теме, реализующий цель экскурсии. Вторая – информация о других экскурсиях, которые могут расширить и углубить данную тему. Заключение так же важно, как и вступление, и основная часть.

Очень важно, чтобы экскурсия была достаточно интересна. Но не менее важно, чтобы  она не была перегружена потоком  ненужной туристам информации, чтобы  способ подачи материала не был утомительным, а способствовал бы наилучшему восприятию ее той или иной категорией экскурсантов. В связи с этим тематика экскурсии  непременно должна быть сориентирована на определенную категорию экскурсантов (взрослых или детей, молодежь, городских  или сельских жителей, работников гуманитарных профессий, иностранцев и т. д.). Такой  учет называется дифференцированным подходом к экскурсионному обслуживанию. Он должен учитывать не только интересы, но и цели потребителей. Если экскурсия предоставляется, например, в рамках фольклорного тура, то основной упор в рассказе и показе необходимо делать на историю, памятники, национальные особенности региона. Если же экскурсия входит в программу делового тура, то следует уделять внимание показу различных деловых и общественных центров и т. п. При организации экскурсионного обслуживания в рамках курортного отдыха привлекательны экскурсионные прогулки с наблюдением природных ландшафтов, памятников, объектов.

В процессе подготовки новой экскурсии можно  выделить ряд основных этапов, которые  располагаются в определенном порядке. Рассмотрим их в той последовательности, которая сложилась в практике работы экскурсионного учреждения.

Впервые понятие «этапы подготовки экскурсии» было введено в обиход в 1976 г. Тогда  же были названы этапы [14, 18]:

1. Определение цели и задач экскурсии

Работа  над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это помогает авторам экскурсии  более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии –  это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода подчинен той же конечной цели. Назовем несколько целей: воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, общественно-полезному труду, к другим народам; эстетическое воспитание, а также расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т. д. Задачи экскурсии – достичь целей путем раскрытия ее темы (рис.1.3, табл. 1.1.) [14].




 




 

 

Рис 1.3. Схема  экскурсионного процесса и цели экскурсии

 

2.Выбор темы

Выбор темы зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания определенной тематики экскурсий. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему.

Таблица 1.1. Цели, задачи и формы проведения экскурсий 

 

№ п/п

Цели

Задачи

Формы проведения

1

Отдых

Поиск лечебных трав, ягод, грибов, фруктов

Прогулка

2

Учебная

Усвоение детьми знаний по учебному предмету (ботанике, географии, истории)

Урок вне классного помещения

3

Научная

Выявление экспонатов для краеведческого музея

Экспедиция

4

Общеобраз овательная

Расширение общего культурного кругозора

Беседа в туристском походе, путевая экскурсионная информация в транспортном путешествии

5

Культурно-просветительная

Повышение уровня знаний по истории, архитектуре, литературе и другим отраслям

Обзорная многоплановая экскурсия

6

Культурно-воспитательная

Усвоение знаний в сочетании с  воспитанием

Тематическая экскурсия


 

Тема  является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Отбор объектов при создании экскурсии участники творческой группы ведут, постоянно сверяя свои материалы с темой. Однако мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на котором эта тема будет раскрыта с наибольшей полнотой и убедительностью. Группировка тем лежит в основе существующей классификации экскурсий [23].

Информация о работе Проект профессионально-ориентированного экскурсионного тура (на примере Брянского государственного университета имени академика И.Г. П