Проект профессионально-ориентированного экскурсионного тура (на примере Брянского государственного университета имени академика И.Г. П

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 14:32, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: разработать и обосновать содержание, формы и методы экскурсионной деятельности для старшеклассников, способствующие профессиональной ориентации.
Сформулированная цель обусловила постановку следующих задач дипломного исследования:
Проанализировать сущность теоретических и методических основ экскурсионной деятельности.
Оценить туристско-познавательный потенциал региона и объектов для разрабатываемого экскурсионного тура для старшеклассников.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические и методические основы экскурсионной деятельности……………………………………………………………………...7
Экскурсионный метод познания социально-культурной
сферы общественного развития………………………………………………….7
Организационно-технологические основы подготовки новой
Экскурсии………………………………………………………………………...12
Методика и техника проведения экскурсий………………………….…23
Глава 2. Оценка туристско-познавательного потенциала региона и объектов для разрабатываемого экскурсионного тура «Куда пойти учиться?»…………………………………………………………………………56
2.1. Анализ социальных и экономических условий развития профессионально-ориентированного туризма в Брянской области………….56
2.2. Оценка объекта, формирующего предложение услуг профессионально-ориентированного экскурсионного тура………………….61
2.3. Социологическое исследование потребительского спроса на профессионально-ориентированный экскурсионный тур…………………….66
Глава 3. Проект профессионально-ориентированного экскурсионного тура (на примере Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского)…………………………………………………………………….79
3.1. Разработка проекта профессионально-ориентированного экскурсионного тура «Куда пойти учиться?»………………………………...79
3.2. Экономическое и социальное обоснование проекта ……………..82
3.3. Перспективы развития профессионально-ориентированной деятельности в Брянской области…………………………………………….85
Заключение……………………………………………………………………..89
Список литературы………………………………………………………….....92
Приложение…………………………………………………………………….96

Файлы: 1 файл

Профессионально-ориентированный туризм.docx

— 849.60 Кб (Скачать файл)

Техника использования «портфеля экскурсовода» [17]. Содержание «портфеля экскурсовода», его значение и роль в использовании методических приемов показа имеет отношение к методике подготовки и проведения экскурсии. Каждый экспонат – фотография, рисунок, репродукция картины, портрета, чертежа, копия документа – имеет свой порядковый номер. Это определяет последовательность демонстрации данного экспоната экскурсантам.

Экспонат  может быть показан экскурсоводом  с его рабочего места, передан  в руки экскурсантов по рядам для  более подробного ознакомления. Иногда в соответствии с методической разработкой  экскурсовод организует проигрывание магнитофонных и видеозаписей. Важно  заранее проверить исправность  аппаратуры, наличие необходимых  записей, обеспечить слышимость для  всех участников экскурсии. Экскурсовод  должен уметь пользоваться этой аппаратурой.

Во время  проведения экскурсий используются элементы ритуала (церемониала, выработанного  народными обычаями). Экскурсанты  в местах захоронений и мемориалов чтят память погибших минутой молчания, присутствуют при смене почетного  караула, участвуют в шествиях и  митингах, прослушивают траурные мелодии. Экскурсоводу необходимо знать порядок возложения цветов, прохождения экскурсантов в местах расположения братских могил и обелисков, участия в почетном карауле, в минуте молчания, правила поведения у Вечного огня и на местах захоронения героев гражданской, Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) и других войн. Перед началом экскурсии экскурсовод обо всем сообщает, подчеркивая значение соблюдения ритуала при посещении исторических мест [14, 24].

Итак, подводя  итог сказанному, можно заключить  следующее: методика проведения экскурсий в широком плане представляет собой систему задач и требований, способов и приемов показа и рассказа в ходе изучения тем экскурсий, самых различных по своим целям. Методика проведения конкретной экскурсии является программой действия экскурсовода по демонстрации объектов, организации их наблюдения экскурсантами, использования определенных методических приемов показа и рассказа. С одной стороны, методика близка к научной дисциплине, а с другой – она представляет собой реализацию требований этой дисциплины на практике.

Значение  вопросов, связанных с техникой проведения экскурсий, трудно переоценить. Ни увлекательный  рассказ об объектах, ни методические приемы показа памятников не дадут  необходимого эффекта, если не будут  серьезно продуманы все аспекты  ее проведения, если не созданы условия  для наблюдения объектов.

 

 

ГЛАВА 2. Оценка туристско-познавательного  потенциала региона и объекта  для разрабатываемого экскурсионного тура

«Куда пойти учиться?»

 

2.1. Анализ социальных  и экономических условий развития  профессионально-ориентированного  туризма в Брянской области

 

В настоящее время туристический  комплекс региона не обладает значительными  преимуществами, которые позволили  бы выделить его в качестве стратегического  направления развития Брянской области. В настоящее время предпринимательская  деятельность в этой сфере ориентирована  в основном на потребности местного населения, и из двух составляющих всего  комплекса - внутреннего и въездного  туризма - приоритетным будет развитие в Брянской области именно внутреннего  туризма.

Услуги туристического комплекса  остаются очень традиционными и  явно не обладают необходимыми характеристиками, способными поднять эту сферу  бизнеса в регионе до уровня туристических  регионов России. Отмечается также  слабая конкуренция между турпредприятиями. Для дальнейшего роста туристической привлекательности (как для внутреннего, так и для въездного туризма) региона потребуется расширение сферы услуг турпредприятий, создание уникальных туристических предложений, а также повышение качества сервиса и медицинского обслуживания в оздоровительных и профилактических программах, необходимых для улучшения здоровья жителей области.

Основными стратегическими целями развития туристско-рекреационного комплекса  в Брянской области являются:

-развитие туристического комплекса, отвечающего современным требованиям к качеству услуг и предложений;

-преобразование существующих и создание новых направлений внутреннего туризма, ориентированного на возможности большинства жителей Брянской области (особенное внимание уделяется реабилитационному, курортно-санаторному и лечебно-оздоровительному направлению);

-развитие потенциала въездного туризма как следствие транспортно-логистического комплекса и географического пограничного положения со странами СНГ.

При развитии туристического комплекса  для внутренних туристов потребуется  анализ возможностей гостиничных услуг  по обеспечению туристов, улучшение  сегодняшних условий, которые, по мнению населения, требуют модернизации. Организация  диалога с общественностью может  быть полезным инструментом для стимуляции туристической привлекательности  региона как для местных, так  и внешних туристов.

Направления развития внутреннего  туризма.

Санаторно-курортное направление  в Брянской области обладает традиционными  характеристиками: спортивной и лечебно-оздоровительной. Лечебно-оздоровительная сфера туризма  является важной составляющей, которую  необходимо развивать для дальнейшей реабилитации жителей региона, пострадавшего  от аварии на Чернобыльской АЭС.

1. Оздоровительный и профилактический  туризм является самым актуальным  направлением, качественное развитие  которого необходимо в стратегических  целях Брянской области. Рост  негативных тенденций в состоянии  здоровья населения сохраняется  во многом из-за недостаточного  выделения средств на здравоохранение.  Брянская область нуждается в  строительстве новых объектов  здравоохранения. Особенно актуально  создание (или расширение уже  действующих) современных оздоровительных,  профилактических и реабилитационных  центров для детей (например, онкоцентр).

2. Помимо традиционных форм санаторно-курортного  лечения и экскурсионных поездок,  в регионе необходимо развивать  экологический (спортивный, охотничий,  экстремальный, археологический  и геотуризм) туризм на территориях, экологически пригодных и обладающих объектами для оздоровительной профилактики. Именно виды экологического отдыха становятся сегодня все более популярными, особенно среди молодежи. В определенной степени подобные виды внутреннего туризма уже действуют на территории области, но преимущественно все еще носят спонтанный характер.

Гостиничный комплекс (включая дома отдыха, кемпинги) для внутреннего  туризма должен ориентироваться  на возможности большинства населения, т.е. стоимость услуг должна быть доступна большинству, чтобы стимулировать  внутренний туризм и обеспечить региону  развитие туристической привлекательности. В особенной степени это касается расширения оздоровительных центров  и пансионатов, посещение которых  должно быть регулярно доступным  для нуждающегося населения. Развитие, направленность и инвестиционная поддержка  внутреннего туризма должны стать  предметом диалога государственной  власти, общественных организаций (в  том числе и молодежных) и частного бизнеса. Ориентация местного населения  на внутренний туризм развивает национальное самосознание и является государственно важным аспектом развития страны в  целом.

Въездной туризм.

Пограничное положение Брянской области  является важным фактором, способным  повлиять на успешное развитие въездного  туризма, поскольку регион обладает преимуществами для въезда туристов из соседних стран (Украины, Белоруссии, Польши, стран Восточной Европы). Развитие ТЛК в Брянской области  как стратегического инвестиционного  проекта должно положительно сказаться  на туристической индустрии и  таким образом решить один из наиболее проблемных вопросов въездного туризма.

Однако туристическая привлекательность  не ограничивается хорошо развитой логистической системой. Экологическая обстановка в области (последствия аварии на Чернобыльской АЭС) препятствует интенсивному развитию въездного туризма, который будет оставаться менее инвестиционно привлекательным по сравнению с внутренним.

В настоящее время в Брянской области реализуются несколько  ключевых традиционных направлений  регионального туризма (Приложение 1, Приложение 2):

-обзорные экскурсии по городу;

-военно-патриотические экскурсии;

-посещение производств по выпуску местных сувениров и хрусталя;

-конный спорт;

-посещение литературно-исторических памятников;

-образовательно-археологические туры;

-религиозные экскурсии.

Мероприятия по развитию туристско-рекреационного комплекса:

1. Совершенствование маркетинговой  стратегии и создание благоприятного  имиджа региона.

2. Разработка нормативных правовых  актов, стимулирующих деятельность  предприятий туристско-рекреационной  сферы.

3. Улучшение инвестиционного климата,  привлечение средств на развитие  туристской инфраструктуры и  объектов современного отдыха, а  также оздоровительных учреждений.

4. Подготовка и привлечение квалифицированных  кадров в сферу туризма, в  том числе медицинского персонала  для специализированных медико-оздоровительных  центров.

5. Содействие созданию природоохранных  зон.

6. Повышение качества обслуживания  в данной сфере.

Мероприятия по повышению престижа услуг туристско-рекреационного комплекса:

-проведение активных рекламных кампаний с привлечением частного бизнеса, частно-государственного партнерства;

-проведение маркетинговых исследований, адаптация международного опыта и формирование стратегии развития туристического продукта Брянской области;

-установление широкой системы связей с туристическими агентствами российского и международного масштаба;

-разработка программы обеспечения туристов подробными информационными материалами о туристических ресурсах области (путеводители по достопримечательностям, историческим местам, объектам туристской инфраструктуры, очерки путешественников т.п.);

-проектирование туристических маршрутов, рекомендации для агентств в целях организации услуги подбора комплексного тура, включающего посещение исторических достопримечательностей, культурно-спортивных объектов, лечебно-оздоровительных учреждений и т.п.

Мероприятия по повышению качества обслуживания в данной сфере:

-разработка новых правил стандартизации и сертификации услуг средств размещения;

-разработка и внедрение современной классификации гостиничных средств размещения с учетом передового зарубежного опыта;

-создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, базирующейся на действующих квалификационных требованиях к работникам индустрии туризма;

-создание и реализация учебных программ, соответствующих отраслевым потребностям и предусматривающих практическое обучение персонала, в том числе внутригостиничный и внутрифирменный тренинг, в пределах средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах на образование.

 

2.2. Оценка объекта, формирующего предложение услуг профессионально-ориентированного экскурсионного тура

 

Брянская  область имеет огромный потенциал  для проведения профессионально-ориентационных туров. В Брянске и области  расположено огромное количество высших учебных заведений. При этом профессионально-ориентационный туризм на рынке туристических услуг  города Брянска и области не представлен  вообще.  

Профессиональное  высшее образование в городе осуществляют 22 государственных и негосударственных ВУЗов (или филиалов).

В качестве объекта проведения тура в работе выбран  Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского и проанализирован его потенциал.

Брянский государственный  университет имени академика  И.Г. Петровского - самый крупный  вуз региона, в котором обучается  более 14 тысяч студентов [47].

Историческим предшественником БГУ является Новозыбковский государственный педагогический институт, основанный в 1930 году. В его состав входили 3 отделения по подготовке учителей словесности, математики, биологии и химии.

В 1976 году Новозыбковский государственный педагогический институт был переведен в г. Брянск и переименован в Брянский государственный педагогический институт, которому в августе того же года было присвоено имя академика И.Г.Петровского (постановление Совета Министров РСФСР от 18 августа 1976 года № 460). В 1995 году Брянский государственный педагогический институт имени академика И.Г.Петровского становится педагогическим университетом, а в 2001 году получает статус классического университета (приказ Министерства образования Российской Федерации № 2292 от 6 июня 2001 года).

Вуз известен своими образовательными, научными, историко-культурными традициями. Вехи новейшей истории БГУ убедительно  свидетельствуют о его динамичном развитии, упрочении позиций классического  университетского образования. В его  структуре 12 факультетов, 64 кафедры, социально - экономический институт, юридический  колледж и филиал в г. Новозыбкове Брянской области, научно-исследовательский  институт фундаментальных и прикладных исследований.

Университет ориентирован на системное формирование кадрового  потенциала и рынка труда, на диверсификацию образовательных программ. Вуз аккредитован и имеет лицензию Министерства образования  и науки Российской Федерации  на осуществление образовательной  деятельности по 58 специальностям высшего  профессионального образования,  53 направлениям бакалавриата и 28 направлениям магистратуры, входящим в состав 12 укрупненных групп специальностей.

Обновление качества образовательного процесса проявилось в реализации новой  концепции многоуровневого образования, значительно расширен спектр программ дополнительного и послевузовского  образования. Ежегодно открываются  новые востребованные работодателями специальности. Выпускники, освоившие  основную образовательную программу, подготовлены для продолжения образования  в магистратуре и аспирантуре. Подготовка в аспирантуре ведется по  33 специальностям.

В 2006 году Брянский государственный  университет вошел в ассоциацию классических университетов России, возглавляемую Московским государственным  университетом имени М.В.Ломоносова. В числе почетных докторов и профессоров  университета -   ректор МГУ В.А.Садовничий,   поэт Е.А.Евтушенко.

Университет акцентирует  инновационную ориентированность  структуры и содержания подготовки выпускников, доступность образования для каждого отдельного человека, а также создания мобильной конкурентной образовательной среды, обеспечивающей право выбора образовательного маршрута.

К услугам ученых и студентов  вуза функционирует библиотека, насчитывающая  более миллиона экземпляров литературы, единый информационный центр коллективного  доступа, в учебном процессе задействовано  более тысячи единиц компьютерной техники.

Процесс обучения осуществляется в неразрывной связи с научной  и производственной деятельностью  студентов. Вуз имеет партнерские  отношения с зарубежными университетами Венгрии, Польши, Болгарии, на базе которых  проходят практики студентов - историков, экономистов, регионоведов, журналистов, учителей изобразительного искусства.

Устойчиво наращивается научный  потенциал. Фундаментальные и прикладные исследования ведутся по актуальным проблемам математического анализа  и физики твердого тела, археологии, сохранения региональной экосистемы и  литературного краеведения, информатизации образования. В рамках договора о  творческом сотрудничестве с МГУ  предусмотрены проекты по нанотехнологиям [47].

Открыты оснащенные современным  научным оборудованием лаборатории  электрохимии и физико-химических методов  анализа; археологических и этнографических  исследований, геоботаники и биоразнообразия и его охраны. Создан инновационный научно-образовательный центр биотехнологий, функционирует на базе университета совместная с ГНУ Всероссийским НИИ сельскохозяйственной микробиологии Россельхозакадемии лаборатория «Азотфиксации и иммунитета растений».

Ежегодно на приобретение уникального научного оборудования, модернизацию научно-исследовательских  лабораторий и софинансирование федеральных и областных научных программ университетом выделяется до 25-30 млн. руб. В течение последних 4 лет объемы финансирования научных исследований из внешних источников возросли более чем в 10 раз.

Университет поддерживает устойчивые связи с российскими и зарубежными  научными школами. В их числе Институт русского языка РАН, Санкт-Петербургское  и Московское отделения Института  Математики РАН, Санкт-Петербургский  институт Эйлера, Йельский университет  штата Массачусетс (США), Институты  математики АН Украины, Беларуси, Армении, ряд научных центров Польши, Швеции и Норвегии.

На базе университета состоялись II Ассамблея Всемирного форума «Интеллектуальная  Россия», в которой приняли участие  свыше 300 ведущих ученых России, в  числе которых Н.Д.Никандров, В.А.Садовничий, Л.А.Вербицкая, А.Ф.Алимов, Н.Х.Розов, международный  конгресс «Развитие личности в поликультурном образовательном пространстве», международная  конференция «Проблемы авторской  и общей лексикографии». В 2007 г. в университете были проведены заключительные этапы Всероссийских олимпиад школьников по истории и литературе, в 2009 - по обществознанию и русскому языку.

Понимая потребность региона, университет выступил инициатором  создания Ассоциации непрерывного образования, объединив 42 учебных заведения Брянска и области. Основная цель Ассоциации состоит в обеспечении единого образовательного пространства, сохранении преемственности, выработке единства требований к уровню подготовки кадров, распространении инноваций в профессиональном педагогическом творчестве.

Системно укрепляется  материальное обеспечение подготовки специалистов. Только за последние  четыре года в развитие университета вложено более 400 млн. рублей, введены в эксплуатацию учебный корпус общей площадью 8 тыс. кв.м., студенческое общежитие на 688 мест с реабилитационным центром для студентов, пострадавших от чернобыльской катастрофы.

Университет является центром  воспитательной и культурно-просветительской работы в регионе, в нем созданы  полноценные условия для раскрытия  творческого потенциала студентов, повышения их социальной обеспеченности и защищенности.

Вуз развивается как социально-ориентированное  учебное заведение. В нем обучается  порядка 4 тысяч студентов из районов  Брянской области и ближайшего зарубежья, пострадавших от чернобыльской катастрофы, реализуется система социальных гарантий для студентов-сирот, инвалидов, обучающихся из малообеспеченных семей. Социально-бытовая инфраструктура включает 6 благоустроенных корпусов общежития секционного типа, санаторий-профилакторий, 7 спортивных и 2 актовых зала, столовую, буфеты, стадион, лыжную базу, фельдшерский здравпункт.

Ежегодно студенты - бюджетники обеспечиваются бесплатными путевками для оздоровления и отдыха в пансионатах и санаториях на Черноморском побережье.

Отвечая вызовам времени, вуз воспринимает меняющиеся условия  макросреды как руководство к  действию. Так, тенденции международной  интеграции и перехода к уровневому высшему образованию обусловили существенное обновление качества подготовки кадров, которое проявилось в том, что университет:

- демонстрирует высокие показатели успеваемости студентов;

- имеет достаточно стабильный процент выпускников, получающих диплом с отличием;

- сохраняет высокий конкурс среди абитуриентов при поступлении в университет;

- выпускает специалистов, которые востребованы на рынке труда;

- ежегодно имеет студентов, которые становятся персональными стипендиатами Правительства Российской Федерации, Президента Российской Федерации,  Брянской областной Думы и администрации Брянской области, ученого совета университета [47].

Сегодня университет в  полной мере отвечает признакам мощного  полифункционального научно - образовательного и социокультурного комплекса инновационной направленности.

В соответствии со стратегической целью государственной политики в области образования - повышение  доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, определенной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, университет призван  способствовать укреплению в общественном сознании представления об образовании  и науке как определяющих факторах развития современного российского  общества.


Информация о работе Проект профессионально-ориентированного экскурсионного тура (на примере Брянского государственного университета имени академика И.Г. П