Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 14:32, дипломная работа
Цель исследования: разработать и обосновать содержание, формы и методы экскурсионной деятельности для старшеклассников, способствующие профессиональной ориентации.
Сформулированная цель обусловила постановку следующих задач дипломного исследования:
Проанализировать сущность теоретических и методических основ экскурсионной деятельности.
Оценить туристско-познавательный потенциал региона и объектов для разрабатываемого экскурсионного тура для старшеклассников.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические и методические основы экскурсионной деятельности……………………………………………………………………...7
Экскурсионный метод познания социально-культурной
сферы общественного развития………………………………………………….7
Организационно-технологические основы подготовки новой
Экскурсии………………………………………………………………………...12
Методика и техника проведения экскурсий………………………….…23
Глава 2. Оценка туристско-познавательного потенциала региона и объектов для разрабатываемого экскурсионного тура «Куда пойти учиться?»…………………………………………………………………………56
2.1. Анализ социальных и экономических условий развития профессионально-ориентированного туризма в Брянской области………….56
2.2. Оценка объекта, формирующего предложение услуг профессионально-ориентированного экскурсионного тура………………….61
2.3. Социологическое исследование потребительского спроса на профессионально-ориентированный экскурсионный тур…………………….66
Глава 3. Проект профессионально-ориентированного экскурсионного тура (на примере Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского)…………………………………………………………………….79
3.1. Разработка проекта профессионально-ориентированного экскурсионного тура «Куда пойти учиться?»………………………………...79
3.2. Экономическое и социальное обоснование проекта ……………..82
3.3. Перспективы развития профессионально-ориентированной деятельности в Брянской области…………………………………………….85
Заключение……………………………………………………………………..89
Список литературы………………………………………………………….....92
Приложение…………………………………………………………………….96
В результате мы получили тур, соответствующий запросам потребителей по цене. Большинство из них высказались за то, что считают цену от 1000 рублей до 2000 рублей приемлемой для себя.
3.3. Перспективы развития
Развитие рыночных отношений в нашей стране предполагает конкуренцию на рынке рабочей силы. Выигрывает самый знающий и способный (умеющий), одним словом, лучший! Чем быстрее человек решит проблемную ситуацию с выбором профессии, тем больше у него будет времени и возможностей для целенаправленного саморазвития подготовки.
Профессиональное самоопределение личности является важнейшей составляющей жизненного пути. Его начальный этап проходит в период обучения в школе и реализуется в выборе профессии. Более половины учащихся 9-11 классов испытывают при этом существенные затруднения: в построении адекватного образа профессии, самопознании профессионально-важных качеств, выборе учебного заведения, определения резервных профессиональных планов. Это обусловлено возрастными особенностями учащихся, ограниченностью жизненного опыта. Обычно выпускники школ совершают профессиональный выбор под влиянием случайных факторов[43].
Цель рекомендуемого в дипломной работе проекта:
Формирование
профессионального
Таблица
3.4.- Система мероприятий по развитию профессионально-
Направления деятельности |
Содержание деятельности, механизмы реализации деятельности |
Мероприятия |
Ответствен-ные | |
Маркетинговая деятельность |
Анкетирование учащихся 9-11 классов с целью изучения профессиональной ориентации |
Студенты СКСТ БГУ | ||
|
Участие в организации подготовительных курсов для выпускников МОУ СОШ. |
Составление анкет, анкетирование учащихся 9-11 классов МОУ СОШ г. Брянска и Брянской области. Анкетирование родителей выпускников
МОУ СОШ, ОУ СПО. Работа с педагогами- |
Студенты СКСТ БГУ | |
Просветительская деятельность |
Создание рекламно-информационн |
Создание информационных буклетов об особенностях приема, справочника абитуриента |
БГУ | |
|
|
Разработка и |
||
|
|
Создание видероликов о БГУ, слайдовых презентаций |
Студенты СКСиТ | |
|
Распространение информации о БГУ |
Агитпоезд для учащихся общеобразовательных учреждений |
БГУ, Студенты СКСиТ | |
|
|
БГУ - База для проведения ЕГЭ для старшеклассников |
Учебный отдел БГУ, Студенты | |
СКСиТ | ||||
|
|
Проведение информационных часов студентами СКСиТ для старшеклассников ОУ по месту жительства с целью их |
Студенты СКСиТ | |
профессионального самоопределения |
||||
|
|
Проведение экскурсий по БГУ для учащихся МОУ города Брянска и районов Брянской области |
Музей БГУ, Студенты СКСиТ | |
|
|
Организация и проведение «Дней открытых дверей» |
БГУ, Студенты СКСиТ | |
|
|
Статьи, заметки, видеоролики, рекламная информация в СМИ об ИГК, препо- |
СМИ, БГУ | |
давателях, студентах, выпускниках, событиях, происходящих в БГУ, а также материалы, написанные преподавателями, студентами, ветеранами БГУ |
||||
Диагнос-тическая деятель-ность
|
Оказание психодиагности-ческих услуг |
Создание банка психодиагностических методик по вопросам профессионального самоопределения |
Факультет психологии БГУ | |
|
|
Психологическое тестирование абитуриентов на профессиональную пригодность |
Педагог-психолог | |
|
|
Тестирование старшеклассников на профессиональное самоопределение в рамках подготовительных и элективных курсов, по запросам ОУ. |
Педагог-психолог | |
Предпро- фильное обучение |
Проведение предметных олимпиад, |
Предметные олимпиады по общеобразовательным дисциплинам Реализация курсов: |
Учебный отдел Преподаватели БГУ | |
организация и проведение элективных курсов |
-Человек. Психология: Познай самого себя - Я в этом мире (Программа по развитию адаптационных возможностей, профессиональному и личностному самоопределению) - Элементарная педагогика - Тренинги личностного развития - Основы исследовательской деятельности обучающихся - Права человека - Социальная работа - Социальная педагогика - Толерантность в современном мире |
Студенты выпускных курсов | ||
|
Организация и проведение педагогических мастерских, флеш-мобов |
Реализация педагогических мастерских -Художественный труд - Психологический практикум - Я + Ты = МЫ - Хореография -В мире сказок. Информатика - Теремок. Английский язык - Из истории БГУ - Педагогическая мастерская |
Учебный отдел Преподаватели БГУ Студенты выпускных курсов | |
Внеучеб-ная деятельность |
Расширение спектра дополнительных образовательных услуг |
Организация спортивных секций совместно для студентов БГУ и учащихся школ |
Преподаватели БГУ, Студенты СКСиТ | |
|
|
- Туристический слет детей - Туристический слет детей детских домов Брянской области «Школа безопасности-2012 » (участие в движении «ТЭКИ») |
| |
|
|
«Поход выходного дня» для старших классов |
|
Итак, профессиональное
самоопределение комплексная задача,
включающая в себя выбор профессии, своего
места в мире профессий; формирование
отношения к профессиональной деятельности
и к себе; профессиональной позиции, стиля;
поиска смыслов в профессиональном образовании;
самоактуализации и становления личности
в меняющихся социально-экономических
и технологических условиях развития
профессий, профессиональной среды. Задача
специалистов помочь разобраться молодёжи
в мире профессий, особое значение в этой
деятельности отводится профессионально-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги дипломной работы нужно подчеркнуть следующее:
1. Все экскурсии построены на использовании особого комплексного метода, в основе которого лежит сочетание традиционных педагогических методов обучения и воспитания. Разница в том, что используются они с большей степенью наглядности. При этом решающее значение имеет не только логическое единство методов обучения и воспитания, но и действие тех законов, которые являются их движущей силой.
Экскурсионный метод, являясь активным способом практических действий экскурсовода и экскурсантов, создает условия для их общения с объектами и для организованной и эффективной деятельности экскурсантов. Опыт экскурсионной работы убедительно свидетельствует о том, что лишь те экскурсии достигают поставленной цели, которые построены с учетом особенностей и требований экскурсионного метода.
Решающее
значение в успехе разработки новой
экскурсионной темы имеют объекты.
Именно они составляют тот познавательный
материал, который составляет зрительную
основу в раскрытии темы, главный
аргумент в доказательствах
Необходимо
отметить зависимость экскурсионного
процесса в целом, его содержания,
методики преподнесения материала
(показа и рассказа) от объектов, их
состояния, подъездных путей, точек
для наблюдения. Именно поэтому такую
важную роль в данный момент играют
связи экскурсионных учреждений
с теми организациями, которые ведут
работу по выявлению, реставрации и
охране памятников истории и культуры.
Активное участие экскурсионных
работников в деятельности этих организаций
создает условия для
Методика проведения экскурсий в широком плане представляет собой систему задач и требований, способов и приемов показа и рассказа в ходе изучения тем экскурсий, самых различных по своим целям. Методика проведения конкретной экскурсии является программой действия экскурсовода по демонстрации объектов, организации их наблюдения экскурсантами, использования определенных методических приемов показа и рассказа. С одной стороны, методика близка к научной дисциплине, а с другой – она представляет собой реализацию требований этой дисциплины на практике.
Значение вопросов, связанных с техникой проведения экскурсий, трудно переоценить. Ни увлекательный рассказ об объектах, ни методические приемы показа памятников не дадут необходимого эффекта, если не будут серьезно продуманы все аспекты ее проведения, если не созданы условия для наблюдения объектов.
2. В последнее
время выделяется такая
Отрицательным моментом является отсутствие достаточно широкой распространенности профессионально-ориентационных туров. В турагентствах Брянской области данный тур не предлагается вообще. Именно поэтому тема разработки профессионально-ориентационной экскурсии является очень актуальной.
В данной дипломной работе был разработан социально значимый профессионально-ориентационный тур «Куда пойти учиться?».
В результате работы над профессионально-
Программа тура достаточно хорошо проработана и является социально и экономически значимой. Главной целью данного тура является профессионально-ориентационная деятельность. Данная цель была выполнена: продолжительность тура составляет 3 дня, осуществляется 2 ночевки в студенческом общежитии БГУ. Программа позволяет туристской группе достаточно хорошо ознакомиться с преимуществами обучения в Брянском государственном университете. Дает достаточно полное представление о всех его факультетах, дает представить процесс обучения в университете. Также предусмотрены вечерние развлекательные программы.
Данный тур будет применен на практике этим летом, в дальнейшем его можно проводить, а также использовать как образец для составления новых туристических программ, например, разработать экскурсии по предприятиям отраслей хозяйства Брянской области. Или, к примеру, можно посвятить экскурсии на каждый день по отдельному университету.
На примере
данного тура были закреплены и расширены
теоретические знания по организации
туризма и экскурсионной
3. В ВКР
автором разработаны мероприятия по развитию
профессионально-
Формирование
профессионального
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I.Нормативно-правовые акты
10.Туризм: нормативно-правовые акты: Сб. актов / Сост. Н.И. Волошин. – М.: Финансы и статистика, 2001. 432 с.
II.Учебные пособия
11. Багиев Г.Л., Аренков И.А. Основы маркетинговых исследований - СПб: СПбУЭФ, 2007.
12. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учеб. Пособие. – М: Финансы и статистика, 2008.
13. Бержаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма: перевозки. – Спб.: Издательский дом Герда, 2009.
14. Бутко И.И, Ляшко Г.И., Маркин П.П., Ситников В.А. Туризм. Безопасность в программах туров и на туристских маршрутах: Пособие для студентов. – Ростов н/Д, 2008.
15. Бутко И.И, Ситников В.А. Туризм. Транспортное обслуживание по программам туров. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д, 2009.
16. Бутко И.И., Ушаков Д.С., Ситников Е.А. Туристический бизнес: основы организации – М.: Дашков и К, 2008.
17. Грачева О.Ю., Мишина Л.А., Маркова Ю.А., Мишунина Ю.В. Организация туристического бизнеса: технология создания турпродукта - М.: Феникс, 2008.
18. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности – М.: Нолидж, 2006;
19. Гафурова Н.В. Интегральная
модель интеллектуально-
20. Лукин Н.Н. Культурно-
21. Ильина Е.Н. Основы туристской деятельности - М.: Советский спорт, 2005.
22. Ильина Е.Н. Туризм
– путешествия. Создание
23. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности – М.: Финансы и статистика, 2007.
25. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебник – Мн.: Новое знание, 2007.
26. Качмарек Я., Стасяк А., Влодарчик Б. Туристический продукт. Замысел. Организация. Управление. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник" - М.: Юнити, 2008 г.
27. Квартальнов В.А. Экономика туризма - М.: Финансы и статистика, 2008;
28. Квартальнов В.А. Теория и практика туризма – М.: Финансы и статистика, 2009.
29. Котлер Ф., Амстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга/ Пер. с англ., 2-е европ. Изд – М.: Изд. Дом «Вильяме», 2007.
30. Котлер Ф., Боуен Дж., Мейкез Дж. Маркетинг, гостеприимство, туризм – М.: ЮНИТИ, 2008.
31. Каурова А.Д. Организация
сферы туризма. Учебное
32. Маринин М.М.. Туристские формальности и безопасность в туризме - М.: Финансы и статистика, 2007.
33. Маркова В.Д. Маркетинг услуг. – М.: Финансы и статистика, 2006.
34.Ополченов И.И. Маркетинг
в туризме: Обеспечение
35. Организация туризма: Учебное пособие/ А.П. Дурович - М.: Новое знание, 2005.
36. Папирян Г.А. Маркетинг в туризме – М.: Финансы и статистика, 2009.
37. Розанова Т.П. Маркетинг в туризме – М.: Российская экономическая академия, 2008.
38. Туризм и гостиничное
хозяйство. Под ред. А.Д.
39. Ушаков Д.С. Прикладной туроперейтинг - Ростов-на-Дону: МарТ, 2005.