Разработка культурно-познавательного тура по Северному Казахстану

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 12:56, дипломная работа

Описание работы

Современный туризм охватил десятки стран, способствуя тем самым географическому распространению передовых технологий обслуживания путешествующих. Уровень развития индустрии туризма стал показателем общего экономического развития страны.
Как известно, при выборе страны – посещения, туристов привлекают природные ландшафты, географические особенности, культурное наследие, развитая инфраструктура и безопасность. В этом плане у Казахстана есть все возможности занять достойное место среди стран с благоприятным туристским имиджем. Республика Казахстан находится в самом сердце Евразии, на перекрестке дорог соединяющих крупнейшие страны Азии и Европы. Это выгодное географическое положение благоприятно сказывается на развитии международных туристских связей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА………………………………………….4

1.1. Туризм, его виды, место в экономике и социальной
политике страны……………………………………………………………...4
1.2. Туристские ресурсы и их виды…………………………………………11
1.3. Анализ состояния туристских ресурсов в России…………………….19
1.4. Понятие культуры и ее влияние на развитие туризма………………..28
1.5. Культурно-познавательный туризм, его особенности и значение......33
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….40

ГЛАВА 2. ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕВЕРНОГО
КАЗАХСТАНА…………………………………………………………...4
1.1. Физико-географическое положение и природно-климатические ресурсы Северного Казахстана………………………………………….4
1.2. Историко-культурное наследие Северного Казахстана………….14
1.3. Экономические предпосылки развития туризма в Северном
Казахстане……………………………………………………………….29
Выводы……………………………………………………………………39
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА КУЛЬТУРНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
ТУРА ПО СЕВЕРНОМУ КАЗАХСТАНУ……………………………..40
2.1. Сущность и содержание культурно-познавательного туризма….40
2.2. Анализ существующих туров по Северному Казахстану……......43
2.3. Маркетинговое исследование при разработке тура……………...52
2.4. Проектирование и этапы разработки тура………………………..57
2.5. Программа культурно - познавательного тура
«Астана- Боровое»……………………………………………………....61
2.6. Реклама и продвижение турпродукта на рынок………………….68
Выводы…………………………………………………………………..75

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….83
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………..85

Файлы: 1 файл

Razrabotka_KPT_diplom.doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

 


 


 

 

Федеральное агентство по образованию

Омский государственный институт сервиса

Факультет туризма и прикладной информатики

Кафедра социально-культурного сервиса и туризма                                                                                           

 

 

Защищен с оценкой_____________          Допустить к защите

Председатель ГАК______________          Зав. кафедрой_______________

«__»____________200__г.                          «__»_____________200__г.

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 Разработка культурно-познавательного тура по Северному Казахстану

 

 

Исполнитель – студент гр. 52 – Т

Федоренко Е.В.

Руководитель работы –

 

 

 

 

 

Консультанты:

1. По нормоконтролю к.ф.н., доцент Седова Н.А.

 

 

 

 

 

2008 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА………………………………………….4

 

1.1. Туризм, его виды, место в экономике и социальной

политике страны……………………………………………………………...4

1.2. Туристские ресурсы и их виды…………………………………………11

1.3. Анализ состояния туристских ресурсов в России…………………….19

1.4. Понятие культуры и ее влияние на развитие туризма………………..28

1.5. Культурно-познавательный туризм, его особенности и значение......33

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….40

 

ГЛАВА 2. ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕВЕРНОГО

КАЗАХСТАНА…………………………………………………………...4

1.1. Физико-географическое положение и природно-климатические ресурсы Северного Казахстана………………………………………….4

1.2. Историко-культурное наследие Северного Казахстана………….14

1.3. Экономические предпосылки развития туризма в Северном

Казахстане……………………………………………………………….29

Выводы……………………………………………………………………39

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА КУЛЬТУРНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО

ТУРА ПО СЕВЕРНОМУ КАЗАХСТАНУ……………………………..40

2.1. Сущность и содержание культурно-познавательного туризма….40

2.2. Анализ существующих туров по Северному Казахстану……......43

2.3. Маркетинговое исследование при разработке тура……………...52

2.4. Проектирование и этапы разработки тура………………………..57

2.5. Программа культурно - познавательного тура

«Астана- Боровое»……………………………………………………....61

2.6. Реклама и продвижение турпродукта на рынок………………….68

Выводы…………………………………………………………………..75

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….83

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………..85

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….89

Приложение 1. Анкета «Спрос на разработку культурно-познавательного тура по Северному Казахстану»………………….....90

Приложение 2. «Карта Казахстана»…………………………………....92

Приложение 3. «Карта Акмолинской области»……………………….93

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современный туризм охватил десятки стран, способствуя тем самым географическому распространению передовых технологий обслуживания путешествующих. Уровень развития индустрии туризма стал показателем общего экономического развития страны.

Как известно, при выборе страны – посещения, туристов привлекают природные ландшафты, географические особенности, культурное наследие, развитая инфраструктура и безопасность. В этом плане у Казахстана есть все возможности занять достойное место среди стран с благоприятным туристским имиджем. Республика Казахстан находится в самом сердце Евразии, на перекрестке дорог соединяющих крупнейшие страны Азии и Европы. Это выгодное географическое положение благоприятно сказывается на развитии международных туристских связей.

Туристский потенциал Северного Казахстана богат и разнообразен. Он имеет уникальные возможности для развития почти всех видов туризма, начиная с познавательного – связанного с посещением культурно-исторических объектов, экологического, включающего наблюдение за редкими видами флоры и фауны, до приключенческого и других активных видов туризма. На сегодняшний день в Северном Казахстане имеется много уникальных природных заповедников и национальных парков,  а также более девяти тысяч археологических и исторических памятников.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на данный момент многие жители мегаполисов, стремятся вырваться поближе к природе, поучаствовать в незабываемых путешествиях. Для этого не обязательно ехать далеко за границу, а можно просто посетить соседнюю страну, удивительный край первозданной природы – Северный Казахстан.

К сожалению, мало кто имеет представление о наличии множества культурно-познавательных  туробъектов в Северном Казахстане, помимо туристических ресурсов курорта Борового. Условия Северного Казахстана благоприятны для таких видов туристического отдыха как автомобильный, велосипедный, водный. В целях научного туризма можно посетить заповедники Кургальджино и Наурзум, а для того, чтобы подлечить здоровье - курорты Кокшетау, Баян-аул.

Помимо вышеперечисленных видов туризма Северный Казахстан также имеет все необходимые ресурсы и для развития культурно-познавательного туризма. Культурно-познавательный  туризм - это социально-экономическое явление, отдых населения в путешествии  вне постоянного места жительства с целью познания окружающего мира, процесс знакомства с особенностями  истории, быта и достопримечательностями определенного города, страны или региона.

 настоящее время современный  туристический рынок практически  не предлагает турпродукты по данному направлению. Поэтому разработка культурно-познавательного тура по Северному Казахстану является необходимой для популяризации  региона.

Объектом исследования дипломной работы является Северный Казахстан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметом исследования - особенности организации культурно - познавательного тура по Северному Казахстану.

Цель работы – разработка культурно-познавательного тура по Северному Казахстану.

Задачи исследования:

1. Проанализировать туристический  потенциал Северного Казахстана.

2. Выявить современные  экономические предпосылки развития  туризма в Северном Казахстане.

3. Рассмотреть существующие туристические предложения по Северному Казахстану.

4. Разработать рекомендации  по развитию туризма в Северном  Казахстане.

В работе были использованы следующие методы:

1) анализ и обобщение научно-методической литературы и периодической печати;

2) социологические методы (опрос, анкетирование, интервьюирование);

3) методы математической статистики.

Новизна исследования заключается в том, что впервые была систематизирована и отобрана информация о таком туристическом регионе как Северный Казахстан. Так же был разработан новый культурно- познавательный тур по Северному Казахстану.

Практическая значимость работы заключается в том, что собранные данные о стране, результаты проведённого маркетингового исследования, а также  разработанный культурно- познавательный тур по Северному Казахстану  могут применяться в практической деятельности турфирм города Омска. Мы считаем, что данное направление может стать для Омского региона приоритетным в туризме, так как находиться в непосредственной близости и располагает всеми необходимыми ресурсами для приёма большого количества отдыхающих.

В качестве основных источников была использована специализированная литература по стране, справочники и путеводители, статьи туристических журналов, а также ресурсы Интернета.

 

ГЛАВА  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА

 

    1. Туризм, его виды  и место в экономике и социальной

политике страны

 

Туризм – самый массовый феномен ХХI века как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое реально проникает во все сферы нашей жизни и изменяет окружающий мир и ландшафт. Туризм стал одним из важнейших факторов развития экономики. Высокие темпы развития туризма, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11%  мировых потребительских расходов. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику [12. С. 204].

Можно ли однозначно ответить на вопрос, что включает в себя такое понятие, как «туризм»? У одних туризм ассоциируется с километрами, пройденными нехожеными тропами, с палаткой, с песнями у костра, для других это поездки по историческим местам, для третьих – путешествия по зарубежным странам. И все они правы, поскольку туризм чрезвычайно разнообразен.

Туризм является разновидностью путешествий и охватывает собой  круг лиц, путешествующих и пребывающих в местах, находящихся за пределами их обычной среды, с целью отдыха, в деловых или иных целях.

В процессе развития туризма появились различные толкования этого понятия, особую значимость при определении этого явления имеют следующие критерии: (Для определения понятия туризм важным этапом является выделение основных критериев толкования данного термина. По мнению Веледиского, такими критериями являются: (12-в списке лит-ры)

1. Изменение места. В данном случае  речь идет о поездке, которая  осуществляется в место, находящееся  за пределами обычной среды. Однако нельзя считать туристами лиц, ежедневно совершающих поездки между домом и местом работы или учебы, так как эти поездки не выходят за пределы их обычной среды.

2. Пребывание в другом месте.  Главным условием здесь является  то, что место пребывания не  должно быть местом постоянного  или длительного проживания. Кроме того, оно не должно быть связано с трудовой деятельностью (оплатой труда). Этот нюанс следует учитывать, потому что поведение человека, занятого трудовой деятельностью, отличается от поведения туриста и не может классифицироваться как занятие туризмом. Еще одним условием является и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 месяцев подряд и более. Лицо, находящееся или планирующее находиться один год или более в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом.

3. Оплата труда из источника  в посещаемом месте. Суть данного  критерия в том, что главной  целью поездки не должно быть  осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-нибудь страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом этой страны. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны. Каждый человек, путешествующий в другое место в пределах одной страны (или в другую страну) для осуществления деятельности, оплачиваемой из источника в этом месте (стране), не считается туристом этого места. Три этих критерия, положенные в основу определения туризма, являются базовыми.

Следовательно, (Исходя из вышеперечисленных критериев, Веледиский характеризует туризм как) туризм – это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью [12. С. 5].

В качестве признака, позволяющего классифицировать путешествия по видам туризма, можно использовать мотивационные факторы. При такой классификации следует исходить из основного мотива, побудившего человека отправиться в поездку. Хотя мотивы не всегда определяются  однозначно,  все же можно выделить шесть видов туризма в системе его управления.

Туризм с целью отдыха. Данный вид заключается в кратковременном или более продолжительном отдыхе с целью физического или психологического восстановления организма. Кроме того, к этой группе относится и курортный отдых, при котором для лечения или восстановления сил используются природные свойства почвы, климата и морской воды.

Туризм с целью изучения культуры. Туризм, ориентированный на познание культуры, подразделяется на познавательный и паломнический. Познавательный туризм охватывает собой посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей. Туристы, путешествующие с познавательной целью, чаще всего интересуются социальными и экономическими отношениями посещаемых ими стран. Целью паломнического туризма является посещение мест, имеющих особое религиозное значение.

Общественный туризм. В качестве общественного туризма выступают поездки с целью посещения родственников, знакомых, друзей ( в международной терминологии известен как visiting friends and relatives – VFR), а также клубный туризм. Клубный туризм отличается тем, что путешествующие сознательно интегрируются в группы. Объединение в группы происходит при наличии интересующей людей развлекательной  или спортивной программы.

Спортивный туризм. К спортивному туризму относятся поездки с целью активного участия в спортивных мероприятиях, а также поездки, которые носят пассивный характер участия в спортивных соревнованиях.

Экономический туризм – поездки, совершаемые из  профессионального  и коммерческого интереса: посещения бирж, выставок, ярмарок и т.д.

Конгрессовый (политический) туризм подразделяется на дипломатический туризм участие в конгрессах, а также туризм, связанный с политическими событиями и мероприятиями.

Биржаков М.Б. называет пять основных целей, по которым туризм ограничивается от путешествия вообще:

1) оздоровительные ( восстановление  духовных и физических сил  человека, а также и лечение);

Информация о работе Разработка культурно-познавательного тура по Северному Казахстану