Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 12:56, дипломная работа
Современный туризм охватил десятки стран, способствуя тем самым географическому распространению передовых технологий обслуживания путешествующих. Уровень развития индустрии туризма стал показателем общего экономического развития страны.
Как известно, при выборе страны – посещения, туристов привлекают природные ландшафты, географические особенности, культурное наследие, развитая инфраструктура и безопасность. В этом плане у Казахстана есть все возможности занять достойное место среди стран с благоприятным туристским имиджем. Республика Казахстан находится в самом сердце Евразии, на перекрестке дорог соединяющих крупнейшие страны Азии и Европы. Это выгодное географическое положение благоприятно сказывается на развитии международных туристских связей.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА………………………………………….4
1.1. Туризм, его виды, место в экономике и социальной
политике страны……………………………………………………………...4
1.2. Туристские ресурсы и их виды…………………………………………11
1.3. Анализ состояния туристских ресурсов в России…………………….19
1.4. Понятие культуры и ее влияние на развитие туризма………………..28
1.5. Культурно-познавательный туризм, его особенности и значение......33
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….40
ГЛАВА 2. ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕВЕРНОГО
КАЗАХСТАНА…………………………………………………………...4
1.1. Физико-географическое положение и природно-климатические ресурсы Северного Казахстана………………………………………….4
1.2. Историко-культурное наследие Северного Казахстана………….14
1.3. Экономические предпосылки развития туризма в Северном
Казахстане……………………………………………………………….29
Выводы……………………………………………………………………39
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА КУЛЬТУРНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
ТУРА ПО СЕВЕРНОМУ КАЗАХСТАНУ……………………………..40
2.1. Сущность и содержание культурно-познавательного туризма….40
2.2. Анализ существующих туров по Северному Казахстану……......43
2.3. Маркетинговое исследование при разработке тура……………...52
2.4. Проектирование и этапы разработки тура………………………..57
2.5. Программа культурно - познавательного тура
«Астана- Боровое»……………………………………………………....61
2.6. Реклама и продвижение турпродукта на рынок………………….68
Выводы…………………………………………………………………..75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….83
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………..85
11. Паспортизация туристских
12. Разработка стандартов
13. Разработка Единого кадастра туристских ресурсов.
14. Разработка Генеральной схемы
размещения туристских
15. Разработка федеральных и
региональных каталогов и
туристских ресурсов.
16. Разработка системы
17. Создание федерального реестра паспортизированных туристских территорий и туристских маршрутов.
18. Разработка федеральных и региональных программ развития туризма на среднесрочную и долгосрочную перспективы.
Предлагаемая концептуальная модель должна уплывать также следующее:
1.Туристские ресурсы в
2.Туристское районирование
3. Туристское районирование
4. Туристское районирование
5. Туристское районирование и
зонирование целесообразно увяз
При этом могут быть выделены различные территории, зоны и участки, в том числе:
1) заповедные зоны для
2) зоны историко-культурных
3) экскурсионные зоны для
4) рекреационные центры, специально обустроенные, для массового отдыха населения;
5) физкультурно-оздоровительные
6) прогулочные зоны отдыха и лечебного туризма и др.
Паспорт туристской территории в зависимости от ее статуса должен утверждаться федеральными, региональными или местными туристскими администрациями.
Паспорт туристской территории должен содержать:
1) наименование данной
2) описание се местоположения, плошали и границ;
3) план территории;
4) перечень зон и участков
особо охраняемой природной
5) природные характеристики терри
6) иные сведения.
Единый кадастр туристских ресурсов РФ можно использовать и качестве:
1) инструмента планирования и
прогнозирования развития
2) контроля уровня потребления
и восстановления туристских
ресурсов;
3) инструмента для определения туристской нагрузки на территории;
4) системы учета и
5) экономической оценки
6) обоснования проектирования
7) самостоятельной информационно-
Проведение комплекса предлагаемых мероприятий рассчитано на период от пяти до десяти лет и потребует значительных инвестиционных (в том числе бюджетных и внебюджетных) ресурсов.
Укрупненные показатели распределения туристских ресурсов по ряду экономических районов России, составленные на базе проведенных в 80-90-х гг. исследований, даны в таблице 1.3.
Таблица 1.3
Туристский потенциал районов России
Экономический район России |
Емкость рекреационно-познавательных ресурсов |
Емкость природно-рекреационных ресурсов |
Вместимость существующей материальной базы | |||
Млн человек в год |
% |
Млн человеко-дней в год |
% |
Тыс. мест |
% | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Северный |
8,1 |
3,1 |
27,3 |
8 |
49,6 |
4,0 |
Северо-Западный |
42,1 |
15,9 |
15,6 |
4,6 |
92,9 |
7,8 |
Прибалтийский (калининградская область) |
1,8 |
0,7 |
2,6 |
0,8 |
14,6 |
1,2 |
Центральный |
102,0 |
38,5 |
38,0 |
11,3 |
291,9 |
24,4 |
Волго-Вятский |
13,6 |
5,1 |
13,7 |
4,0 |
54,0 |
4,5 |
Черноземный |
13,8 |
5,2 |
2,5 |
0,7 |
36,6 |
3,1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Поволжский |
14,4 |
5,4 |
23,5 |
7,0 |
100,9 |
8,4 |
Северо-Кавказский |
36,5 |
13,8 |
55,2 |
16,4 |
211,7 |
17,7 |
Уральский |
10,3 |
3,9 |
30,2 |
9,0 |
123,4 |
10,3 |
Западно-Сибирский |
9,7 |
3,6 |
24,4 |
7,2 |
91,9 |
7,7 |
Восточно-Сибирский |
8,6 |
3,2 |
47,9 |
14,2 |
64,2 |
5,2 |
Дальневосточный |
4,4 |
1,7 |
55,6 |
16,5 |
66,2 |
5,5 |
Всего |
205,3 |
100 |
336,5 |
100 |
1198 |
100 |
Как видно из таблицы 1.3 туристский потенциал России формируется из двух составляющих: рекреационно-познавательных и природно-рекреационных ресурсов и выражается в миллионах человеко-дней пребывания туристов в конкретном регионе [13. С. 82].
Под природными рекреационными ресурсами следует понимать природные и природно-технические геосистемы, тела и явления природы, которые обладают комфортными свойствами для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и здоровья некоторого контингента людей в течение некоторого времени.
Формы оценки туристских
ресурсов, бытующие в настоящее
время, отражают как минимум некие
их количественные
Отсутствие Единого кадастра туристских ресурсов практически лишает специалистов в области оценки традиционной оценочной базы, а также затрудняет выбор экономических показателей, которые служат основой их рационального потребления, охраны и воспроизводства туристских ресурсов, налогообложения, формирования структуры цены туристского продукта, рентных отношений и др.
Речь идет о конкретных экономических показателях туристских ресурсов, измерение которых представляется возможным. Необходимость выявления таких показателей подтверждается следующими «крылатыми» изречениями:
«Если нельзя измерить, то нельзя и улучшить» (Том де Марко).
«Когда вы можете измерить то, о чем говорите, и выразить это в числах, вы знаете о чем рассуждаете. Но когда вы не можете измерить это и выразить в числах, ваше знание очень ограничено и неудовлетворительно» (Лорд Кельвин).
Попытка обобщенной оценки туристских ресурсов уже' предпринималась в 60-70-х гг. специалистами экономической географии. В работах российских ученых А. Л. Минца, В. С. Преображенского, Ю. А. Веденина, Н. П. Шеломова, И. В. Зорина, Е. Б. Лопатина, О. Р. Назаревского. Ю. С. Путрика, Л. И. Мухиной и др. вопросам качественных и количественных показателей туристских ресурсов уделялось определенное внимание.
Целенаправленно такие проблемы были поставлены в книге В. В. Покшишевского «О хозяйственной оценке природных ресурсов и условий» (1960 г.), а попытка их решения была предпринята в работах В. Б. Нефедовой и С. Ю. Смирновой «Методы рекреационной оценки природных комплексов» (1973 г.), В. П. Чижовой «Рекреационные нагрузки в зонах отдыха» (1977 г.) и др.
На основании данных исследований в 1981 г. появился «Каталог туристских ресурсов в СССР», а несколько позже - «Карта туристских ресурсов СССР».
В приведенных работах, кроме качественных физико-географических характеристик туристских ресурсов, было предложено несколько их оценочных показателей:
1) емкость природно-
дней/год);
2) емкость познавательных
ловеко-дней/год);
Слово «ресурс» (фр. Resource) переводится как «денежные средства».Если ресурс (в том числе туристский) является значимым для экономики, социальной сферы и экологии, то он называется «устойчивый ресурс» и его стоимость подлежит оценке.
Такие ресурсы должны лежать в основе развития туризма в целом и регионального туризма, в частности. Инвестиционная привлекательность туристских территорий и зон определяется наличием устойчивых туристских ресурсов, имеющих конкретную рыночную стоимость. Тогда затраты на создание капиталоемкой инфраструктуры туризма и индустрии туризма будут оправданы, а рентабельность туристского продукта - конкурентоспособна.
Экономическая оценка туристского ресурса, в том числе объекта культурного наследия, базируется на его количественных характеристиках. Количественная характеристика размера или запаса ресурса для экономической оценки должна быть увязана с видами деятельности, генерируемой данным ресурсом и средой данного ресурса. Например, если средой является земля, то ее туристским ресурсом могут быть горы; данный ресурс генерирует такие виды туристской деятельности как альпинизм, скалолазание, спелеотуризм, трекинг. экологический туризм и др.
Водная среда с ресурсом «река-озеро-море-канал» генерирует различные виды водного туризма: круиз, яхтинг, подводное плавание, спуск на плотах, плавание на лодках, рыбная ловля и др.
Принимая предположение, что любой ресурс заканчивается, можно предложить для его обобщенной экономической оценки два параметра:
Потребительская емкость ресурса
R² =Rº -∑K,
где К - значение принятых ограничений потребления ресурса, изменяющееся от 1 до m.[13. С. 96].
Размерностью потребительской емкости ресурса может быть кратность его потребления (две туристских группы в неделю), число туристов, посещающих объект за единицу времени (чело- век/год, человеко-день и др.). В ряде случаев аналогом потребительской емкости ресурса может быть его производительность (экономическая продуктивность). Так, по мнению Е. Ю. Колбовского продуктивность туристских ресурсов в виде охотничьих угодий в Ярославской области, оцениваемая выходом добычи с единицы плошали и обшей загруженности охотничьих угодий в человеко-днях в год, составляет 230 кг/1000 га и 285 500 человеко-дней/год соответственно.
Информация о работе Разработка культурно-познавательного тура по Северному Казахстану