Разработка культурно-познавательного тура по Северному Казахстану

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 12:56, дипломная работа

Описание работы

Современный туризм охватил десятки стран, способствуя тем самым географическому распространению передовых технологий обслуживания путешествующих. Уровень развития индустрии туризма стал показателем общего экономического развития страны.
Как известно, при выборе страны – посещения, туристов привлекают природные ландшафты, географические особенности, культурное наследие, развитая инфраструктура и безопасность. В этом плане у Казахстана есть все возможности занять достойное место среди стран с благоприятным туристским имиджем. Республика Казахстан находится в самом сердце Евразии, на перекрестке дорог соединяющих крупнейшие страны Азии и Европы. Это выгодное географическое положение благоприятно сказывается на развитии международных туристских связей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА………………………………………….4

1.1. Туризм, его виды, место в экономике и социальной
политике страны……………………………………………………………...4
1.2. Туристские ресурсы и их виды…………………………………………11
1.3. Анализ состояния туристских ресурсов в России…………………….19
1.4. Понятие культуры и ее влияние на развитие туризма………………..28
1.5. Культурно-познавательный туризм, его особенности и значение......33
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….40

ГЛАВА 2. ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕВЕРНОГО
КАЗАХСТАНА…………………………………………………………...4
1.1. Физико-географическое положение и природно-климатические ресурсы Северного Казахстана………………………………………….4
1.2. Историко-культурное наследие Северного Казахстана………….14
1.3. Экономические предпосылки развития туризма в Северном
Казахстане……………………………………………………………….29
Выводы……………………………………………………………………39
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА КУЛЬТУРНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
ТУРА ПО СЕВЕРНОМУ КАЗАХСТАНУ……………………………..40
2.1. Сущность и содержание культурно-познавательного туризма….40
2.2. Анализ существующих туров по Северному Казахстану……......43
2.3. Маркетинговое исследование при разработке тура……………...52
2.4. Проектирование и этапы разработки тура………………………..57
2.5. Программа культурно - познавательного тура
«Астана- Боровое»……………………………………………………....61
2.6. Реклама и продвижение турпродукта на рынок………………….68
Выводы…………………………………………………………………..75

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….83
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………..85

Файлы: 1 файл

Razrabotka_KPT_diplom.doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

2) познавательные ( совершенствование  и углубление знаний о природе естественных явлений, истории и настоящем человечества, культуре других народов и стран);

3) спортивные ( подготовка и участие  в соревнованиях и играх на  профессиональном и любительском уровнях, сопровождение спортсменов, а также участие в качестве зрителей);

4) профессионально-деловые ( бизнес  – поездки, участие в конгрессах, конференциях, семинарах, обмен опытом, профессиональное обучение, кроме многосеместровой продолжительной учебы);

5) религиозные (паломнические и культовые, культурно-исторические по изучению религии и культов);

6) и иные, являющиеся разновидностью  вышеперечисленных, например, посещение родственников и мест исторического проживания [ 6. С. 54].

Цели туризма являются важнейшими категориями, которые позволяют четко выделить виды деятельности, относящиеся к туризму и попадающие под льготные иммиграционные, таможенные, налоговые и иные льготные режимы и преференции, устанавливаемые государствами исключительно для туризма.

 В каждом туре или путешествии  есть главная цель, ради которой  оно и предпринимается. Утрата  этой цели ее недостижение  лишает это путешествие основания  быть причисленной к данному  виду туризма (в смысле получения  льгот или преференций) или турист не получает удовлетворения. Таким образом, в любом путешествии или туристской поездке есть главная, самая главная, цель, по которой и определяют принадлежность этого путешествия к тому или иному виду или разновидности туризма, относят в ту или иную категорию статистики самого туриста или его тур, предоставляют льготы и преференции.

Иногда необходимость конкретизации туризма по его формам возникает в связи с различной длительностью путешествий.

Существуют различные формы туризма по внешним критериям: по происхождению  туристов; по организационной форме; по длительности пребывания в путешествии; по возрасту; по транспортным средствам; по времени года или сезону.

В зависимости от происхождения путешествующих туризм подразделяется на внутренний и международный. В данном случае слово «происхождение» относится не к национальности или месту рождения человека, а к его месту жительства и работы.

В зависимости от форм организации различают паушальный (предоставление комплекса услуг за одну стоимость) и индивидуальный туризм. Паушальный тур – это стандартизированный, предварительно организованный комплекс туристских услуг. Индивидуальный тур имеет те особенности, что турист организует и осуществляет его самостоятельно. Подобные туры называются также одиночными, но это не означает, что нужно путешествовать в одиночку, ведь путешествовать можно и семьей, и при этом путешествие называется одиночным. Очень важной квалификацией форм туризма является их классификация в зависимости от продолжительности пребывания в посещаемом месте или стране. Однодневные путешествия классифицируются следующим образом: менее 3-х часов; 3-5 часов; 6-8 часов; 9-11 часов; 12 и более часов. Путешествия с ночевкой можно классифицировать следующим образом: 1-3 ночи; 4-7 ночей; 8-28 ночей; 29-91 ночь; 92 – 365 ночей.

К непродолжительным поездкам относятся транзитные поездки, однодневные поездки и кратковременный туризм. Транзитный туризм – это остановки туристов по пути следования к месту назначения. Однодневный туризм – это туры продолжительностью в световой день: они не предполагают остановки на ночлег. Особенно важная форма непродолжительного туризма – кратковременный туризм. Кратковременный туризм включает в себя деловой туризм и поездки на выходные дни. Независимо от того, совершаются  поездки в деловых или личных целях, средняя их продолжительность составляет 2-4 дня, т.е. они включают минимально один, максимально – три ночлега.

При классификации форм туризма учитывается также возраст путешествующих. По возрастной шкале определены следующие группы туристов: дети, путешествующие со своими родителями; молодежь ( туристы в возрасте от 15-24 лет); относительно молодые, экономически активные люди в возрасте от 25-44 лет; экономически активные люди среднего возраста от 45-64 лет возраста (путешествуют, как правило, без детей); пенсионеры (65 лет и старше).

В зависимости от транспортного средства, используемого для перемещения туристов из одного места в другое, различаются следующие формы туризма: авиатуризм, автобусный, железнодорожный, автомобильный и морской. В зависимости от времени года различается зимний и летний туризм. Сезонная классификация форм туризма показывает колебания спроса на туристские услуги в течение года. Время, в которое совершается максимальное количество поездок, называется туристским сезоном, период спада путешествий – межсезоньем. Туристские сезоны в разных регионах могут не совпадать.

Кроме предложенных шести критериев существуют и другие точки зрения, позволяющие классифицировать путешествия по формам. Всемирная туристская организация предлагает классифицировать туризм по следующим типам:

1)  внутренний туризм - путешествия  жителей какого-либо региона по  этому региону;

2)  въездной туризм - путешествия  по какой-либо стране лиц, не  являющихся ее жителями;

3)  выездной туризм – путешествия жителей какой-либо страны в другую страну.

Роль туризма в экономике России более чем скромна. Удельный вес поступлений от туризма в валовом внутреннем продукте России за последние пять лет не превышал 1 %. Налоговые поступления от деятельности субъектов предпринимательства в туризме составляют не более 1,5 % общих налоговых поступлений ( в мире налоговые поступления от туризма составляют 11 – 15 %). Совокупное число созданных рабочих мест в сфере туризма (совместно с индустрией размещения) достигло к 2001г. 130 тыс.

В таблице 1.1 приводится перечень ведущих стран мира по наибольшему количеству доходов от туризма, в котором Россия не вошла в первую десятку стран – лидеров [13.С. 24].

Таблица 1.1

Ведущие страны мира по величине доходов от туризма

 

№ п/п

Страна

Величина дохода, млрд долл.

1

2

3

США

74,2

Италия

30,4

Франция

29,7

Испания

29,6


                                                                                    Продолжение табл. 1.1

 

1

2

3


 

Великобритания

21,3


 

Германия

16,8

Китай

12,5

Австрия

12,2

Канада

9,1

Австралия

8,6

Россия

7,1

Источник. По данным ВТО на начало 1999г.


 

По принятой национальной классификации туризм относится к сфере услуг. В структуре объема предоставленных населению платных услуг туризм в России занимает скромное место. Удельный вес туристских услуг в общем объеме платных услуг приведен в таблице 1.2.

Таблица 1.2

Удельный вес туристских услуг в общем объеме платных услуг

 

Год

Удельный вес туристских услуг в общем объеме платных услуг, %

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2,0

1,5

1,3

1,3

2,1

1,9

1,8

1,8


  

Данные таблице 1.2 косвенно подтверждают утверждение о незначительной доле населения России, пользующегося туристскими услугами и огромном потенциальном рынке данных услуг на перспективу [13. С. 25].

С 2000г. в России наметилась пока неустойчивая тенденция снижения туристского потока за рубеж в пользу внутреннего и въездного туризма. Однако закреплению такой тенденции препятствует низкий уровень развития индустрии и инфраструктуры внутреннего туризма, что является результатом неудовлетворительного качества предоставления туристских услуг при неадекватном ценовом факторе.

К числу факторов, прямо  или косвенно влияющих на развитие отечественного туризма, относятся:

1) политическая, экономическая и  социальная стабильность в стране;

2) степень развития экономики  в целом;

3) формирование положительного  туристского имиджа России на  международном рынке туристских услуг;

4) признание туризма в качестве  приоритетной отрасли развития  национальной экономики;

5) государственная поддержка приоритетных  направлений туризма;

6) инвестиционная привлекательность  данной отрасли;

7) наличие современных инфраструктуры  туризма и индустрии туризма;

8) наличие доступных высокоаттрактивных  экологически чистых туристских ресурсов;

9) платежеспособный спрос населения;

10) ценовая политика в области  туризма;

11) качество предоставляемых туристских  услуг;

12) демографическая и социальная структуры населения;

13) национальные традиции и мотивация  туризма;

14) интеграция отечественного туризма  в международный туристский рынок;

15) безопасность туристского бизнеса;

16) наличие высококвалифицированных  туристских кадров и другие [8. С. 54]].

Анализируя изложенное, можно сделать следующие выводы:

1) туризм в России декларативно  провозглашен, но фактически пока  не признан приоритетной отраслью  экономики, претендующей на достаточную государственную поддержку;

  1. в России пока не созданы эффективная инфраструктура туризма и индустрия туризма;
  2. в стране практически отсутствует система социального туризма, а возможность широких слоев населения пользоваться туристскими услугами затруднена из-за низкого платежеспособного спроса населения;
  3. констатируется пассивная структура въезда – выезда в пользу выезда туристов, что является мощным источником вывоза твердой валюты за рубеж и фактором отрицательного сальдо туризма в платежном балансе страны;
  4. отмечается низкий уровень туристской подвижности населения, неудовлетворительные показатели туристского оборота и интенсивности туризма в целом;
  5. удельный вес туристских услуг в общем объеме предоставляемых платных услуг населению составляет менее 2 %;
  6. роль туризма в экономике страны в целом, включая совокупные налоговые поступления от него, весьма незначительна;
  7. туризм в России пока не стал привлекательной инвестиционной отраслью экономики;
  8. отмечается низкий удельный вес познавательных и оздоровительных услуг внутреннего туризма в общей структуре  туристских услуг;
  9. не используются в полной мере возможности емкого внутреннего туристского рынка  и богатых туристских ресурсов; 
  10. туристская деятельность не стимулирует в достаточной мере создание дополнительных рабочих мест и занятость населения. 

 

1.2. Туристские ресурсы и их виды

 

В соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. № 132 ФЗ (ст. I) под туристскими ресурсами понимаются природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил

Информация о работе Разработка культурно-познавательного тура по Северному Казахстану