Развитие туризма в Республике Татарстан: состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:18, дипломная работа

Описание работы

Актуальность избранной темы состоит в том, что туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….....
1. Теоретические основы формирования рынка туристических услуг……….
1.1. Социально-экономическое содержание понятия «туризм»……………
1.2. Этапы развития туризма в Российской Федерации..............................
1.3. Роль туризма в экономике страны и ее регионов……………………...
2. Анализ современного состояния и перспектив развития туризма в Республике Татарстан……………………………………………………………
2.1. Ресурсы для развития туризма в Республике Татарстан………………
2.2. Государственное регулирование туризма в Республике Татарстан….
2.3. Анализ проблем развития туризма в республике Татарстан…………….
3. Перспективы развития туризма в Республике Татарстан в преддверии Всемирной Студенческой Универсиады 2013 года……………………………
3.1. Анализ реализации программы развития туризма в Казани, столице летней Универсиады 2013 ...............
3.2. Предложения и рекомендации по подготовке кадров сферы туризма и гостеприимства………………………………………………………………….
Выводы и предложение…………………………………………………………...
Список использованной литературы……………………………………………..

Файлы: 1 файл

Халикова Гузель3.docx

— 110.58 Кб (Скачать файл)

К динамическим факторам относятся: социальные и демографические  изменения, финансовое и экономическое  развитие, политическая обстановка в  стране и материально-технические  факторы.

Демографические и социальные изменения ведут  к тому, что все больше людей  будут иметь время и доход, позволяющие им путешествовать. К  этим изменениям относятся следующие  показатели:

– увеличение продолжительности жизни;

– формирование подвижного стереотипа жизни населения;

– возрастание доли одиноких пожилых людей;

– увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска;

– понижение возраста выхода на пенсию;

– увеличение дохода на члена семьи

– тенденция к вступлению в брак в более позднем возрасте;

– возрастание числа бездетных пар.

В экономическом  и финансовом развитии наблюдается  тенденция увеличения производства услуг по сравнению с производством  товаров, следствием чего является увеличение доли потребления услуг (в том  числе услуг туризма) в общем  потреблении населения. К данному  фактору относятся следующие  показатели:

– экономическая ситуация в стране;

– финансовая стабильность;

– уровень доходов населения;

– ускорение НТП в отрасли туризма;

– цены на товары.

Политическая  обстановка в стране влияет, по существу, на все динамичные факторы. Активно  способствуют расширению международных  туристских связей следующие показатели:

– внутриполитическая стабильность страны;

– мирные, дружественные отношения между государствами;

– оглашения по сотрудничеству в сфере экономики, торговли, культуры, туризма на государственном и правительственном уровнях [7, с. 41].

Хотя  в процессе развития туризма появились  различные толкования этого понятия, особую значимость при определении  этого явления имеют следующие  критерии:

1. Изменение места. В данном случае речь идет о поездке, которая осуществляется в место, находящееся за пределами обычной среды. Однако нельзя считать туристами лиц, ежедневно совершающих поездки между домом и местом работы или учебы, так как эти поездки не выходят за пределы их обычной среды.

2. Пребывание в другом месте. Главным условием здесь является то, что место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания. Кроме того, оно не должно быть связано с трудовой деятельностью (оплатой труда). Этот нюанс следует учитывать, потому что поведение человека, занятого трудовой деятельностью, отличается от поведения туриста и не может классифицироваться как занятие туризмом. Еще одним условием является и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 месяцев подряд и более. Лицо, находящееся или планирующее находиться один год или более в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом.

3. Оплата труда из источника в посещаемом месте. Суть данного критерия в том, что главной целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-нибудь страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом этой страны. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны. Каждый человек, путешествующий в другое место в пределах одной страны (или в другую страну) для осуществления деятельности, оплачиваемой из источника в этом месте (или стране), не считается туристом этого места.

Три этих критерия, положенные в основу определения  туризма, являются базовыми. Вместе с  тем есть особые категории туристов, в отношении которых данные критерии все-таки недостаточны, - это беженцы, кочевники, заключенные, транзитные пассажиры, которые формально не въезжают в  страну, и лица, сопровождающие или  конвоирующие эти группы.

Организация и управление в сфере туризма  тесно связаны с такими понятиями, как «туристская индустрия» и «туристская политика».

Туристская  индустрия - это совокупность средств  размещения; транспортных средств; объектов питания, развлекательного, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения; организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков [5, с. 18].

Туристская  индустрия располагает солидной материально-технической базой, обеспечивает занятость большого числа людей  и взаимодействует со всеми отраслями  экономического комплекса. Эффективное  функционирование системы туризма  невозможно без планирования, регулирования, координации и контроля со стороны  структур, ответственных за его развитие. Это обуславливает необходимость  разработки и реализации туристской политики.

Туристская  политика – это система методов, мер и мероприятий социально-экономического, правового, внешнеполитического, культурного и иного характера, которая осуществляется парламентами, правительственными, государственными и частными организациями, ассоциациями и учреждениями в целях создания условий для развития туристской индустрии, рационального использования туристских ресурсов, повышения эффективности функционирования системы туризма.

 

 

1.2.  Этапы развития туристического бизнеса в Российской Федерации

 

Возникновение туризма на обширной территории нашей  страны уходит корнями в древние  времена и средневековье. Историю  развития туризма в России вполне можно соотнести с периодизацией  истории мирового туризма, добавив  к этому деление внутри некоторых  этапов на определенные подэтапы с учетом специфики развития экономики России.

Организационно-централизованный период начался с 1927 и завершился в конце 60-х гг. Характеризуется  доминированием идеологических функций  над хозяйственными. Не только большевики идеологизировали туризм, - социальные и идеологические функции туризма и экскурсий вошли в программные документы практически всех существовавших до 1917 г. партий – эсеров, меньшевиков, кадетов и т.д. Другое дело, что большевики проводили это более откровенно и последовательно. Параллельно с социологизацией, политизацией и идеологизацией туризма сходные процессы шли в здравоохранении, школьном образовании, науке, культуре и других сферах жизни общества, которые использовались как важные рычаги социалистического строительства [23, c.78].

В 1927 г. в  Москве возобновило свою деятельность дореволюционное Российское общество туристов (РОТ), которое после конференции  было переименовано в Общество пролетарского  туризма и экскурсий (ОПТЭ). Общество имело чёткую организованную структуру, в состав которой входили ячейки, созданные на промышленных предприятиях, филиалы общества. При туристско-экскурсионной  работе оно ориентировалось на пожелания  трудящихся. Особое распространение  получили лыжный и пешеходный туризм, самодеятельный туризм. ОПТЭ осуществляло 90% туристско-экскурсионной работы в стране. Деятельность общества охватывало не только взрослое население страны. С 1929 г. при нём были организованы детские туристско-экскурсионные станции [34, c.56].

Возрастающая  массовость туризма требовала развития материальной базы. Основным источником накопления финансового фонда явились  взносы коллективных и индивидуальных членов. С начала 1930-х годов ОПТЭ выпускало периодические журналы: “Всемирный турист”, “На суше и  на море”, ежемесячник “Турист-активист”. В различных городах России открывались  магазины “Турист”, где для членов общества была установлена скидка.

В 1929 г. было основано Всесоюзное акционерное общество “Интурист” (ВАО “Интурист”), что было связано с началом развития иностранного туризма и упорядочением приёма зарубежных гостей. К началу 1930-х годов экскурсионный и спортивный туризм стал массовым явлением. Увеличение объёма деятельности, расширение сети туристских организаций, разработка новых маршрутов, улучшение материально-технической базы требовали решения проблемы кадров. Необходимо было подготовить практических работников туристского аппарата, персонала обслуживающих предприятий, квалифицированных гидов-экскурсоводов, проводников, общественных организаторов. В то же время в туристском движении стали накапливаться трудности и образовался ряд проблем: несоответствие между ростом туристско-экскурсионного движения и имеющийся материальной базой, ощущался дефицит квалифицированных специалистов по туризму. К этому времени сложились два основных направления в туризме среди трудящихся: походы трудящихся в рамках самодеятельного туризма, туристско-экскурсионные поездки и путешествия по плановым маршрутам. Оба направления требовали создания благоприятных условий для дальнейшего его развития [22, c.67].

Период  развития туризма с 1936 по 1970 года характеризуется  внедрением новых организационных  форм управления. В 1936 г. ОПТЭ было ликвидировано, а всё имущество передавалось в ТЭУ (Туристско-экскурсионное управление), на которое возлагалась вся деятельность в области туризма и экскурсий. В ведении ТЭУ находились вся  материальная база и туристско-экскурсионное  обслуживание населения. В функции  территориальных ТЭУ, работавших на хозрасчётном принципе, входили пропаганда туризма, консультация населения, культурно-массовое и хозяйственное обслуживание в  пути, разработка маршрутов, строительство  домов туриста, лагерей, производство инвентаря. В 1937-1940 гг. была проведена комплексная реорганизация структуры туризма, в основу которой было положено жёсткое государственно-партийное планирование капиталовложений, кадров и географий рекреационной деятельности. В 1940 г. ввели туристские звания за особые заслуги. Почётные туристы награждались значком “Турист СССР”. Развитием массового самодеятельного и спортивного туризма занимался Высший совет физической культуры, при котором была сформирована Всесоюзная секция туризма [13].

В годы Великой  Отечественной войны туристско-экскурсионная  деятельность была прекращена; материально-техническая база подверглась разграблению и разрушению. Работа ТЭУ возобновилась только в 1945 г. В апреле 1945 г. Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов (ВЦСПС) принял решение о возобновлении деятельности Туристско-экскурсионного управления. ТЭУ были созданы в Москве, Ленинграде, Крыму, Краснодаре и др. Перед ними стояла задача восстановления разрушенного войной туристского хозяйства страны, создания условий для широкого развития туризма. В послевоенное время восстанавливалась и налаживалась система туристско-экскурсионных учреждений. Однако этот процесс шёл медленно. Возрождение туристского хозяйства началось с первых же послевоенных лет. В Сочи, Грузии, на Урале был произведён ремонт баз, на которых во время войны располагались военные организации. Уже в 1946 г. открылись новые, послевоенные базы в Калининской области и Эстонии, в 1947 г. – в Краснодарском крае, в 1948 г. – в Бахчисарае, Ленинградской области. С каждым годом росло число туристских учреждений. В это время широкое распространение получил спортивный, самодеятельный, семейный и детский туризм. С целью развития молодёжного международного туризма в июне 1958 г. образовалось международное молодёжное бюро “Спутник”. Бюро занималось вопросами обмена молодёжными группами СССР с другими странами. Однако в период с 1960 по 1970 года в зарубежные поездки выезжали лишь 0,4% граждан СССР. В начале 1960-х годов стала активизироваться туристская деятельность.

Поэтому организовывались Советы по туризму, которые  разрабатывали и осваивали туристские маршруты. Во многих крупных городах  создавались бюро путешествий и  экскурсий, работавшие первоначально  только с арендованными транспортными  средствами (автобусами, поездами, теплоходами). С 1960-х годов получил распространение  туристско-экскурсионный отдых в  выходные и праздничные дни, организовывались железнодорожные путешествия.

Все виды туристской деятельности в стране развивались  при поддержке государства и профсоюзов. Туристские путешествия организационно-централизованного периода стали одной из наиболее популярных форм отдыха советских граждан. Развитием плановых туристских путешествий занимался Центральный совет по туризму и экскурсий. Он выпускал путёвки на маршруты, имеющих статус Всесоюзных. Маршруты, находящиеся в ведении республиканских, краевых и областных советов по туризму и экскурсиям, относились к местным. В 1960-е годы профсоюзными туристско-экскурсионными организациями были разработаны линейные, кольцевые и радиальные маршруты. Плановые маршруты, начинающиеся в одном городе и заканчивающиеся в другом, носят название линейных. Если маршрут начинался и заканчивался в одном и том же месте, он назывался кольцевым. Много плановых маршрутов относилось к радиальным, когда туристы весь период отдыха находились на одной и той же базе, в туристской гостинице или пансионате, совершая экскурсии и непродолжительные походы с ночёвками туристских приютах. Наряду с плановым туризмом развитие получил самодеятельный туризм, который организовывался туристской группой по маршрутам, разработанным самими участниками, начиная от несложных походов выходного дня до спортивных походов высших категорий сложности. Также существовали маршруты с активными способами передвижения: пешеходные, лыжные, водные, велосипедные, конные. Кроме восстановления разрушенного войной туристского хозяйства, развития различных видов туризма организационно-централизованный период также характеризуется следующими чертами: создание материальной базы для рекреационного туризма (дома отдыха, санатории, пионерские лагеря); лимитирование внешнего (выездного) туризма [16, c.56].

Административно-нормативный  период характеризовался быстрыми темпами  развития социального туризма и  в то же время еще более быстрым  отставанием качества обслуживания от стандартов индустрии туризма  западных стран. Развитие туризма в  этот период происходило в соответствии планами, выполнение которых было обязательно.

Они разрабатывались  на длительные сроки (5-10 лет) и утверждались высшими органами по туризму. Нормативные  показатели планов, которые брались  за основу при развитии туристской индустрии и обслуживания, подлежали  жёсткому контролю. Туризм использовался  как средство воспитательного воздействия  на молодое поколение. Так, в 1970-х  годах проводились всесоюзные походы и экспедиции школьников и молодёжи. Цели таких массовых туристских предприятий  состояли в воспитании патриотизма, экскурсионно-краеведческой работе, спортивной тренировке и закалке.

Информация о работе Развитие туризма в Республике Татарстан: состояние и перспективы развития