Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:18, дипломная работа
Актуальность избранной темы состоит в том, что туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику.
Введение………………………………………………………………………….....
1. Теоретические основы формирования рынка туристических услуг……….
1.1. Социально-экономическое содержание понятия «туризм»……………
1.2. Этапы развития туризма в Российской Федерации..............................
1.3. Роль туризма в экономике страны и ее регионов……………………...
2. Анализ современного состояния и перспектив развития туризма в Республике Татарстан……………………………………………………………
2.1. Ресурсы для развития туризма в Республике Татарстан………………
2.2. Государственное регулирование туризма в Республике Татарстан….
2.3. Анализ проблем развития туризма в республике Татарстан…………….
3. Перспективы развития туризма в Республике Татарстан в преддверии Всемирной Студенческой Универсиады 2013 года……………………………
3.1. Анализ реализации программы развития туризма в Казани, столице летней Универсиады 2013 ...............
3.2. Предложения и рекомендации по подготовке кадров сферы туризма и гостеприимства………………………………………………………………….
Выводы и предложение…………………………………………………………...
Список использованной литературы……………………………………………..
К динамическим факторам относятся: социальные и демографические изменения, финансовое и экономическое развитие, политическая обстановка в стране и материально-технические факторы.
Демографические и социальные изменения ведут к тому, что все больше людей будут иметь время и доход, позволяющие им путешествовать. К этим изменениям относятся следующие показатели:
– увеличение продолжительности жизни;
– формирование подвижного стереотипа жизни населения;
– возрастание доли одиноких пожилых людей;
– увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска;
– понижение возраста выхода на пенсию;
– увеличение дохода на члена семьи
– тенденция к вступлению в брак в более позднем возрасте;
– возрастание числа бездетных пар.
В экономическом и финансовом развитии наблюдается тенденция увеличения производства услуг по сравнению с производством товаров, следствием чего является увеличение доли потребления услуг (в том числе услуг туризма) в общем потреблении населения. К данному фактору относятся следующие показатели:
– экономическая ситуация в стране;
– финансовая стабильность;
– уровень доходов населения;
– ускорение НТП в отрасли туризма;
– цены на товары.
Политическая обстановка в стране влияет, по существу, на все динамичные факторы. Активно способствуют расширению международных туристских связей следующие показатели:
– внутриполитическая стабильность страны;
– мирные, дружественные отношения между государствами;
– оглашения по сотрудничеству в сфере экономики, торговли, культуры, туризма на государственном и правительственном уровнях [7, с. 41].
Хотя в процессе развития туризма появились различные толкования этого понятия, особую значимость при определении этого явления имеют следующие критерии:
1. Изменение места. В данном случае речь идет о поездке, которая осуществляется в место, находящееся за пределами обычной среды. Однако нельзя считать туристами лиц, ежедневно совершающих поездки между домом и местом работы или учебы, так как эти поездки не выходят за пределы их обычной среды.
2. Пребывание в другом месте. Главным условием здесь является то, что место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания. Кроме того, оно не должно быть связано с трудовой деятельностью (оплатой труда). Этот нюанс следует учитывать, потому что поведение человека, занятого трудовой деятельностью, отличается от поведения туриста и не может классифицироваться как занятие туризмом. Еще одним условием является и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 месяцев подряд и более. Лицо, находящееся или планирующее находиться один год или более в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом.
3. Оплата труда из источника в посещаемом месте. Суть данного критерия в том, что главной целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-нибудь страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом этой страны. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны. Каждый человек, путешествующий в другое место в пределах одной страны (или в другую страну) для осуществления деятельности, оплачиваемой из источника в этом месте (или стране), не считается туристом этого места.
Три этих критерия, положенные в основу определения туризма, являются базовыми. Вместе с тем есть особые категории туристов, в отношении которых данные критерии все-таки недостаточны, - это беженцы, кочевники, заключенные, транзитные пассажиры, которые формально не въезжают в страну, и лица, сопровождающие или конвоирующие эти группы.
Организация и управление в сфере туризма тесно связаны с такими понятиями, как «туристская индустрия» и «туристская политика».
Туристская индустрия - это совокупность средств размещения; транспортных средств; объектов питания, развлекательного, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения; организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков [5, с. 18].
Туристская
индустрия располагает солидной
материально-технической базой, обеспечивает
занятость большого числа людей
и взаимодействует со всеми отраслями
экономического комплекса. Эффективное
функционирование системы туризма
невозможно без планирования, регулирования,
координации и контроля со стороны
структур, ответственных за его развитие.
Это обуславливает
Туристская
политика – это система методов,
мер и мероприятий социально-
1.2. Этапы развития туристического бизнеса в Российской Федерации
Возникновение
туризма на обширной территории нашей
страны уходит корнями в древние
времена и средневековье. Историю
развития туризма в России вполне
можно соотнести с
Организационно-
В 1927 г. в
Москве возобновило свою деятельность
дореволюционное Российское общество
туристов (РОТ), которое после конференции
было переименовано в Общество пролетарского
туризма и экскурсий (ОПТЭ). Общество
имело чёткую организованную структуру,
в состав которой входили ячейки,
созданные на промышленных предприятиях,
филиалы общества. При туристско-экскурсионной
работе оно ориентировалось на пожелания
трудящихся. Особое распространение
получили лыжный и пешеходный туризм,
самодеятельный туризм. ОПТЭ осуществляло
90% туристско-экскурсионной работы
в стране. Деятельность общества охватывало
не только взрослое население страны.
С 1929 г. при нём были организованы
детские туристско-
Возрастающая
массовость туризма требовала развития
материальной базы. Основным источником
накопления финансового фонда явились
взносы коллективных и индивидуальных
членов. С начала 1930-х годов ОПТЭ
выпускало периодические
В 1929 г. было основано Всесоюзное акционерное общество “Интурист” (ВАО “Интурист”), что было связано с началом развития иностранного туризма и упорядочением приёма зарубежных гостей. К началу 1930-х годов экскурсионный и спортивный туризм стал массовым явлением. Увеличение объёма деятельности, расширение сети туристских организаций, разработка новых маршрутов, улучшение материально-технической базы требовали решения проблемы кадров. Необходимо было подготовить практических работников туристского аппарата, персонала обслуживающих предприятий, квалифицированных гидов-экскурсоводов, проводников, общественных организаторов. В то же время в туристском движении стали накапливаться трудности и образовался ряд проблем: несоответствие между ростом туристско-экскурсионного движения и имеющийся материальной базой, ощущался дефицит квалифицированных специалистов по туризму. К этому времени сложились два основных направления в туризме среди трудящихся: походы трудящихся в рамках самодеятельного туризма, туристско-экскурсионные поездки и путешествия по плановым маршрутам. Оба направления требовали создания благоприятных условий для дальнейшего его развития [22, c.67].
Период
развития туризма с 1936 по 1970 года характеризуется
внедрением новых организационных
форм управления. В 1936 г. ОПТЭ было ликвидировано,
а всё имущество передавалось
в ТЭУ (Туристско-экскурсионное
В годы Великой
Отечественной войны туристско-
Поэтому
организовывались Советы по туризму, которые
разрабатывали и осваивали
Все виды
туристской деятельности в стране развивались
при поддержке государства и профсоюзов.
Туристские путешествия организационно-
Административно-нормативный период характеризовался быстрыми темпами развития социального туризма и в то же время еще более быстрым отставанием качества обслуживания от стандартов индустрии туризма западных стран. Развитие туризма в этот период происходило в соответствии планами, выполнение которых было обязательно.
Они разрабатывались
на длительные сроки (5-10 лет) и утверждались
высшими органами по туризму. Нормативные
показатели планов, которые брались
за основу при развитии туристской
индустрии и обслуживания, подлежали
жёсткому контролю. Туризм использовался
как средство воспитательного воздействия
на молодое поколение. Так, в 1970-х
годах проводились всесоюзные походы
и экспедиции школьников и молодёжи.
Цели таких массовых туристских предприятий
состояли в воспитании патриотизма,
экскурсионно-краеведческой
Информация о работе Развитие туризма в Республике Татарстан: состояние и перспективы развития