Развитие туризма в Республике Татарстан: состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:18, дипломная работа

Описание работы

Актуальность избранной темы состоит в том, что туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….....
1. Теоретические основы формирования рынка туристических услуг……….
1.1. Социально-экономическое содержание понятия «туризм»……………
1.2. Этапы развития туризма в Российской Федерации..............................
1.3. Роль туризма в экономике страны и ее регионов……………………...
2. Анализ современного состояния и перспектив развития туризма в Республике Татарстан……………………………………………………………
2.1. Ресурсы для развития туризма в Республике Татарстан………………
2.2. Государственное регулирование туризма в Республике Татарстан….
2.3. Анализ проблем развития туризма в республике Татарстан…………….
3. Перспективы развития туризма в Республике Татарстан в преддверии Всемирной Студенческой Универсиады 2013 года……………………………
3.1. Анализ реализации программы развития туризма в Казани, столице летней Универсиады 2013 ...............
3.2. Предложения и рекомендации по подготовке кадров сферы туризма и гостеприимства………………………………………………………………….
Выводы и предложение…………………………………………………………...
Список использованной литературы……………………………………………..

Файлы: 1 файл

Халикова Гузель3.docx

— 110.58 Кб (Скачать файл)

Россия  по данным ВТО за 2009 год Россия не вошла в десятку стран-лидеров  с наибольшими доходами от туризма. Данные представлены в таблице 1.3.2.

По данным таблицы 1.3.2 видно, что наибольшая величина дохода от туризма получает США – 85,7 млрд. долл. Затем следует Испания, а третью позицию занимает Франция.

По нашему мнению необходимо при подобных расчетах учитывать численность населения  страны.

В представленной таблице 1.3.3, показана величина дохода от туризма с учетом численности  населения.

 

Таблица 1.3.2.

 

Величина дохода от туризма ряда стран

Страна

Величина дохода, млрд. руб.

1

США

85,7

2

Испания

51,1

3

Франция

42,9

4

Италия

38,1

5

Китай

33,9

6

Великобритания

33,7

7

Германия

32,8

8

Австрия

17,8

9

Турция

16,9

10

Австралия

16,7

11

Россия 

8




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доход от туризма составил 2036,5 долл. На одного жителя Австрии. С населением свыше 8 млн. человек. Турция, величина дохода которой от туризма за 2009 год чуть выше Австрии, аналогичный показатель составил 237,4 долл., при этом население  которой более 71 млн. человек.

 

Таблица 1.3.3.

Численность населения стран

Страна

Численность

1

Австрия

8,2

2

Испания

40,4

3

Австралия

20,3

4

Франция

61,0

5

Италия

57,9

6

Великобритания

60,8

7

Германия

82,4

8

США

307,2

9

Турция

71,2

10

Россия

141,8

11

Китай

1322,2




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

США, обладающей наибольшей величиной дохода от туризма, сместилась на 8-ю позицию, так как  на одного жителя приходится доход от туризма в размере 278,9 долл. В России с населением свыше 141 млн. человек в 2009 году доход на одного человека равен лишь 55 долл.

Расходы иностранных туристов в США в  июле 2010 года увеличились на 16 % по сравнению  с аналогичным периодом 2009 года и  составили 11,4 млрд. долл. А с января по июль американская казна пополнилась  за счет зарубежных туристов на 76,5 млрд. долл., что на 9 % больше, чем за первые семь месяцев прошлого года. В туриндустрии США занято 8,2 млн. человек – практически каждый 16-й работающий американец напрямую или косвенно связан с туризмом, который ежегодно приносит в казну США 1,3 триллиона долл. Среднее ежемесячное увеличение расходов интуристов в США в 2010 году составило 927 млн. долл. [39].

Продемонстрируем  страны-лидеры по объему туристских расходов в мире за 2009 год в таблице  1.3.4. Из таблицы видно, что граждане Германии больше остальных расходуют  денежные средств на зарубежные поездки, рыночная доля которой составляет 9,7%.

 

 

Таблица 1.3.4

Страны-лидеры по объему туристских расходов в мире за 2009 год

 

Страна

Объем расходов, млрд.долл.

Рыночная доля,%

1

Германия

82,9

9,7

2

США

76,2

8,9

3

Великобритания

72,3

8,5

4

Франция

36,7

4,3

5

Китай

29,8

3,5

6

Италия

27,3

3,2

7

Япония

26,5

3,1

8

Канада

24,8

2,9

9

Россия

22,3

2,6

10

Республика Корея

20,9

2,4

 

Мир в целом

856,0

100,0


 

В настоящее  время Российская Федерация является туристским донором для ряда стран, способствуя развитию туристской инфраструктуры, пополнению бюджета, созданию новых  рабочих за рубежом, а не в собственной  стране.

Исследование  влияния туризма на экономику  России проводили эксперты Всемирного совета по туризму и путешествиям совместно с сотрудниками Оксфордского Центра экономического прогнозирования. С российской стороны было сформирована Межведомственная комиссия, в состав которой вошли представители  Ростуризма, Федерального агентства  по статистике, Центробанка и таможенных органов. Регионы на конференции  в Москве представляли сотрудники Администраций  Краснодарского края, Вологодской, Владимирской и Новгородской областей. По прогнозам  представителей Всемирного совета по туризму и путешествиям, в ближайшие 10 лет реальный рост индустрии туризма  в России должен составить 6,4 % в год, а к 2016 году доля туристской отрасли  в ВВП вырастет до 9,1 %.

При этом рост занятости в индустрии туризма  составит к 2016 году всего лишь 1,3 % тогда как для того, чтобы обеспечить уровень занятости, соответствующий прогнозам ежегодного роста общей потребности в рабочей силе в сфере туризма, необходимо достичь показателей не меньше 6,5 % [31].

Туризм  охватывает большой сектор мировой  торговли. Международный туризм является одним из ведущих экспортеров в мировой экономике.

По данным Всемирной торговой организации, в 2008 году доходы от международного туризма  составили 945 млрд. долл. Без учета  доходов от международных транспортных перевозок.

Доля  путешествий в экспорте товаров  и услуг составило 4.8%. Доля путешествий  в экспорте услуг составило 25,3. Данные представлены в таблице 1.3.5.

 

Таблица 1.3.5.

Товарная структура мирового экспорта, 2008 год

 

Статья экспорта

Объем экспорта, млрд. долл.

Доля в экспорте товаров и услуг, %

Доля в экспорте услуг, %

Всего

19505

100

 

Экспорт товаров

15775

80,9

 

Экспорт коммерческих услуг

3730

19,1

100

В том числе:

путешествия

транспортные перевозки

прочие коммерческие услуги

 

945

875

1910

 

4,8

4,5

9,8

 

25,3

23,5

51,2


 

В общем  экспорте товаров и услуг на его долю приходит 5 %. В продуктовой структуре мирового экспорта туристские услуги занимают шестую позицию после топлива, офисного и телекоммуникационного оборудования, продукции химической промышленности и автомобилестроения, а также продуктов питания.

Объем экспорта туристских услуг превышает вывоз  железной руды и стали, а также  одежды вдвое, текстиля – в три  с лишним раза.

Среди коммерческих услуг туристское обслуживание является наиболее востребованным на мировом  рынке [10, c.17].

Туризм  является одним из важнейших механизмов оживления экономики в условиях кризиса, поскольку туристская индустрия  оказывает стимулирующее воздействие  на развитие сопутствующих сфер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ современного состояния и перспектив развития туризма в Республике Татарстан

 

2.1. Ресурсы для развития туризма в Республике Татарстан

 

Поскольку рекреационные ресурсы распределены на планете крайне неравномерно, все  большее количество людей отправляется в путешествие с рекреационными целями и мотивами. Эти рекреационные  путешествия (лечебные, оздоровительные, познавательные, спортивные) стали  основой развития рекреационного туризма. Рекреационные аспекты всегда присутствуют и в деловых видах туризма (бизнес-туризме, конгресс-туризме, шопинг-туризме).

Реализация  туристического бизнеса в условиях рынка может быть осуществлена при  наличии четырёх основных составляющих: капитала, технологии, кадров, рекреационных ресурсов. Это означает, что, недостаточно имея капитал, приобрести кадры, технологию и заниматься туризмом. Для этого необходимо выбрать место, где имеются рекреационные ресурсы, а если такого места нет, то создать его. Это одна из специфических особенностей туристического бизнеса в условиях рынка. Так как четвёртая составляющая — рекреационные ресурсы — является наиболее дешёвой, то в целом это определяет высокую рентабельность туристического бизнеса. Если туризм связан с созданием туристического ресурса, то себестоимость туристического продукта резко возрастает.

Под рекреационными ресурсами понимают — совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для создания туристического продукта. Как правило, рекреационные ресурсы определяют формирование туристического бизнеса в том или ином регионе. Эти ресурсы имеют следующие основные свойства: аттрактивность (привлекательность), климатические условия, доступность, степень изученности, экскурсионная значимость, социально-демографические характеристики, потенциальный запас, способ использования и др., данные ресурсы используются в оздоровительных, туристических, спортивных и познавательных целях.

Рекреационные ресурсы условно можно подразделить на природные и социально-экономические (социально-культурные).

Природные ресурсы туризма классифицируют:

– по принадлежности к определённым компонентам природной среды (климатические, водные, лесные и т. д.).

– по функциональному назначению (оздоровительные, познавательные).

– по иссякаемости (иссякаемые: объекты охоты, рыбалки и неиссякаемые: солнце, морская вода).

– по возобновляемости (возобновляемые: растения, животные и не возобновляемые: лечебные грязи, памятники культуры).

Социально-экономические  ресурсы включают:

– культурно-исторические объекты (памятники и памятные места, музеи, архитектурные ансамбли).

– культурно-исторические явления (этнографические, религиозные).

– экономические (финансовые, инфраструктурные, трудовые).

Несмотря  на свою социально-гуманную роль, туризм видоизменяет окружающую среду. Снижение ущерба индустрии туризма окружающей среде регулируется на государственном и международном уровнях за счёт экологического просвещения, налогового регулирования, ограничения туристическо-рекреационной нагрузки на природные ресурсы и т. д.

Таким образом, рекреационные ресурсы рассматриваются  как один из факторов развития туризма и основа для планирования производства туристического продукта.

Республика Татарстан, несомненно, занимает одно из самых выигрышных в туристическом плане мест на территории РФ. Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием, который накапливался многие столетия. В республике проживают народы с большим историческим прошлым и самобытными культурными традициями. Сочетание, по крайней мере, трех типов культурных взаимовлияний (тюркского, славяно-русского и финно-угорского), а также двух религий (ислама и христианства) определяет уникальность этих мест, своеобразие культуры и исторических ценностей.

Татарстан географически  расположен в центре РФ на Восточно-Европейской равнине в районе слияния двух крупнейших рек Европы – Волги и Камы, которые с древнейших времен начали осваиваться человеком. На сегодняшний день только памятников археологии от эпохи камня до позднего средневековья на территории республики насчитывается около трех с половиной тысяч.

Многие столетия для скотоводов, охотников, рыболовов, собирателей  и земледельцев в регионе имелись  хорошие условия: реки и озера, достаточно плодородные почвы, богатые травою луга и т.д. Особенно благоприятны для них были широкие поймы, богатые кормами для скота, охотничьими угодьями, рыбой, дичью. Пойменные кустарниковые заросли служили постоянным источником собирательства.

Информация о работе Развитие туризма в Республике Татарстан: состояние и перспективы развития