Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:18, дипломная работа
Актуальность избранной темы состоит в том, что туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику.
Введение………………………………………………………………………….....
1. Теоретические основы формирования рынка туристических услуг……….
1.1. Социально-экономическое содержание понятия «туризм»……………
1.2. Этапы развития туризма в Российской Федерации..............................
1.3. Роль туризма в экономике страны и ее регионов……………………...
2. Анализ современного состояния и перспектив развития туризма в Республике Татарстан……………………………………………………………
2.1. Ресурсы для развития туризма в Республике Татарстан………………
2.2. Государственное регулирование туризма в Республике Татарстан….
2.3. Анализ проблем развития туризма в республике Татарстан…………….
3. Перспективы развития туризма в Республике Татарстан в преддверии Всемирной Студенческой Универсиады 2013 года……………………………
3.1. Анализ реализации программы развития туризма в Казани, столице летней Универсиады 2013 ...............
3.2. Предложения и рекомендации по подготовке кадров сферы туризма и гостеприимства………………………………………………………………….
Выводы и предложение…………………………………………………………...
Список использованной литературы……………………………………………..
Россия по данным ВТО за 2009 год Россия не вошла в десятку стран-лидеров с наибольшими доходами от туризма. Данные представлены в таблице 1.3.2.
По данным таблицы 1.3.2 видно, что наибольшая величина дохода от туризма получает США – 85,7 млрд. долл. Затем следует Испания, а третью позицию занимает Франция.
По нашему
мнению необходимо при подобных расчетах
учитывать численность
В представленной таблице 1.3.3, показана величина дохода от туризма с учетом численности населения.
Таблица 1.3.2.
Величина дохода от туризма ряда стран
№ |
Страна |
Величина дохода, млрд. руб. |
1 |
США |
85,7 |
2 |
Испания |
51,1 |
3 |
Франция |
42,9 |
4 |
Италия |
38,1 |
5 |
Китай |
33,9 |
6 |
Великобритания |
33,7 |
7 |
Германия |
32,8 |
8 |
Австрия |
17,8 |
9 |
Турция |
16,9 |
10 |
Австралия |
16,7 |
11 |
Россия |
8 |
Доход от туризма составил 2036,5 долл. На одного жителя Австрии. С населением свыше 8 млн. человек. Турция, величина дохода которой от туризма за 2009 год чуть выше Австрии, аналогичный показатель составил 237,4 долл., при этом население которой более 71 млн. человек.
Таблица 1.3.3.
Численность населения стран
№ |
Страна |
Численность |
1 |
Австрия |
8,2 |
2 |
Испания |
40,4 |
3 |
Австралия |
20,3 |
4 |
Франция |
61,0 |
5 |
Италия |
57,9 |
6 |
Великобритания |
60,8 |
7 |
Германия |
82,4 |
8 |
США |
307,2 |
9 |
Турция |
71,2 |
10 |
Россия |
141,8 |
11 |
Китай |
1322,2 |
США, обладающей наибольшей величиной дохода от туризма, сместилась на 8-ю позицию, так как на одного жителя приходится доход от туризма в размере 278,9 долл. В России с населением свыше 141 млн. человек в 2009 году доход на одного человека равен лишь 55 долл.
Расходы иностранных туристов в США в июле 2010 года увеличились на 16 % по сравнению с аналогичным периодом 2009 года и составили 11,4 млрд. долл. А с января по июль американская казна пополнилась за счет зарубежных туристов на 76,5 млрд. долл., что на 9 % больше, чем за первые семь месяцев прошлого года. В туриндустрии США занято 8,2 млн. человек – практически каждый 16-й работающий американец напрямую или косвенно связан с туризмом, который ежегодно приносит в казну США 1,3 триллиона долл. Среднее ежемесячное увеличение расходов интуристов в США в 2010 году составило 927 млн. долл. [39].
Продемонстрируем страны-лидеры по объему туристских расходов в мире за 2009 год в таблице 1.3.4. Из таблицы видно, что граждане Германии больше остальных расходуют денежные средств на зарубежные поездки, рыночная доля которой составляет 9,7%.
Таблица 1.3.4
Страны-лидеры по объему туристских расходов в мире за 2009 год
№ |
Страна |
Объем расходов, млрд.долл. |
Рыночная доля,% |
1 |
Германия |
82,9 |
9,7 |
2 |
США |
76,2 |
8,9 |
3 |
Великобритания |
72,3 |
8,5 |
4 |
Франция |
36,7 |
4,3 |
5 |
Китай |
29,8 |
3,5 |
6 |
Италия |
27,3 |
3,2 |
7 |
Япония |
26,5 |
3,1 |
8 |
Канада |
24,8 |
2,9 |
9 |
Россия |
22,3 |
2,6 |
10 |
Республика Корея |
20,9 |
2,4 |
Мир в целом |
856,0 |
100,0 |
В настоящее время Российская Федерация является туристским донором для ряда стран, способствуя развитию туристской инфраструктуры, пополнению бюджета, созданию новых рабочих за рубежом, а не в собственной стране.
Исследование влияния туризма на экономику России проводили эксперты Всемирного совета по туризму и путешествиям совместно с сотрудниками Оксфордского Центра экономического прогнозирования. С российской стороны было сформирована Межведомственная комиссия, в состав которой вошли представители Ростуризма, Федерального агентства по статистике, Центробанка и таможенных органов. Регионы на конференции в Москве представляли сотрудники Администраций Краснодарского края, Вологодской, Владимирской и Новгородской областей. По прогнозам представителей Всемирного совета по туризму и путешествиям, в ближайшие 10 лет реальный рост индустрии туризма в России должен составить 6,4 % в год, а к 2016 году доля туристской отрасли в ВВП вырастет до 9,1 %.
При этом рост занятости в индустрии туризма составит к 2016 году всего лишь 1,3 % тогда как для того, чтобы обеспечить уровень занятости, соответствующий прогнозам ежегодного роста общей потребности в рабочей силе в сфере туризма, необходимо достичь показателей не меньше 6,5 % [31].
Туризм охватывает большой сектор мировой торговли. Международный туризм является одним из ведущих экспортеров в мировой экономике.
По данным Всемирной торговой организации, в 2008 году доходы от международного туризма составили 945 млрд. долл. Без учета доходов от международных транспортных перевозок.
Доля путешествий в экспорте товаров и услуг составило 4.8%. Доля путешествий в экспорте услуг составило 25,3. Данные представлены в таблице 1.3.5.
Таблица 1.3.5.
Товарная структура мирового экспорта, 2008 год
Статья экспорта |
Объем экспорта, млрд. долл. |
Доля в экспорте товаров и услуг, % |
Доля в экспорте услуг, % |
Всего |
19505 |
100 |
|
Экспорт товаров |
15775 |
80,9 |
|
Экспорт коммерческих услуг |
3730 |
19,1 |
100 |
В том числе: путешествия транспортные перевозки прочие коммерческие услуги |
945 875 1910 |
4,8 4,5 9,8 |
25,3 23,5 51,2 |
В общем экспорте товаров и услуг на его долю приходит 5 %. В продуктовой структуре мирового экспорта туристские услуги занимают шестую позицию после топлива, офисного и телекоммуникационного оборудования, продукции химической промышленности и автомобилестроения, а также продуктов питания.
Объем экспорта туристских услуг превышает вывоз железной руды и стали, а также одежды вдвое, текстиля – в три с лишним раза.
Среди коммерческих услуг туристское обслуживание является наиболее востребованным на мировом рынке [10, c.17].
Туризм
является одним из важнейших механизмов
оживления экономики в условиях
кризиса, поскольку туристская индустрия
оказывает стимулирующее
2. Анализ современного состояния и перспектив развития туризма в Республике Татарстан
2.1. Ресурсы для развития туризма в Республике Татарстан
Поскольку
рекреационные ресурсы
Реализация туристического бизнеса в условиях рынка может быть осуществлена при наличии четырёх основных составляющих: капитала, технологии, кадров, рекреационных ресурсов. Это означает, что, недостаточно имея капитал, приобрести кадры, технологию и заниматься туризмом. Для этого необходимо выбрать место, где имеются рекреационные ресурсы, а если такого места нет, то создать его. Это одна из специфических особенностей туристического бизнеса в условиях рынка. Так как четвёртая составляющая — рекреационные ресурсы — является наиболее дешёвой, то в целом это определяет высокую рентабельность туристического бизнеса. Если туризм связан с созданием туристического ресурса, то себестоимость туристического продукта резко возрастает.
Под рекреационными ресурсами понимают — совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для создания туристического продукта. Как правило, рекреационные ресурсы определяют формирование туристического бизнеса в том или ином регионе. Эти ресурсы имеют следующие основные свойства: аттрактивность (привлекательность), климатические условия, доступность, степень изученности, экскурсионная значимость, социально-демографические характеристики, потенциальный запас, способ использования и др., данные ресурсы используются в оздоровительных, туристических, спортивных и познавательных целях.
Рекреационные
ресурсы условно можно
Природные
ресурсы туризма
– по принадлежности к определённым компонентам природной среды (климатические, водные, лесные и т. д.).
– по функциональному назначению (оздоровительные, познавательные).
– по иссякаемости (иссякаемые: объекты охоты, рыбалки и неиссякаемые: солнце, морская вода).
– по возобновляемости (возобновляемые: растения, животные и не возобновляемые: лечебные грязи, памятники культуры).
Социально-экономические ресурсы включают:
– культурно-исторические объекты (памятники и памятные места, музеи, архитектурные ансамбли).
– культурно-исторические явления (этнографические, религиозные).
– экономические (финансовые, инфраструктурные, трудовые).
Несмотря на свою социально-гуманную роль, туризм видоизменяет окружающую среду. Снижение ущерба индустрии туризма окружающей среде регулируется на государственном и международном уровнях за счёт экологического просвещения, налогового регулирования, ограничения туристическо-рекреационной нагрузки на природные ресурсы и т. д.
Таким образом,
рекреационные ресурсы
Республика Татарстан, несомненно, занимает одно из самых выигрышных в туристическом плане мест на территории РФ. Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием, который накапливался многие столетия. В республике проживают народы с большим историческим прошлым и самобытными культурными традициями. Сочетание, по крайней мере, трех типов культурных взаимовлияний (тюркского, славяно-русского и финно-угорского), а также двух религий (ислама и христианства) определяет уникальность этих мест, своеобразие культуры и исторических ценностей.
Татарстан географически расположен в центре РФ на Восточно-Европейской равнине в районе слияния двух крупнейших рек Европы – Волги и Камы, которые с древнейших времен начали осваиваться человеком. На сегодняшний день только памятников археологии от эпохи камня до позднего средневековья на территории республики насчитывается около трех с половиной тысяч.
Многие столетия для скотоводов, охотников, рыболовов, собирателей и земледельцев в регионе имелись хорошие условия: реки и озера, достаточно плодородные почвы, богатые травою луга и т.д. Особенно благоприятны для них были широкие поймы, богатые кормами для скота, охотничьими угодьями, рыбой, дичью. Пойменные кустарниковые заросли служили постоянным источником собирательства.
Информация о работе Развитие туризма в Республике Татарстан: состояние и перспективы развития