Развитие туризма в Республике Татарстан: состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:18, дипломная работа

Описание работы

Актуальность избранной темы состоит в том, что туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….....
1. Теоретические основы формирования рынка туристических услуг……….
1.1. Социально-экономическое содержание понятия «туризм»……………
1.2. Этапы развития туризма в Российской Федерации..............................
1.3. Роль туризма в экономике страны и ее регионов……………………...
2. Анализ современного состояния и перспектив развития туризма в Республике Татарстан……………………………………………………………
2.1. Ресурсы для развития туризма в Республике Татарстан………………
2.2. Государственное регулирование туризма в Республике Татарстан….
2.3. Анализ проблем развития туризма в республике Татарстан…………….
3. Перспективы развития туризма в Республике Татарстан в преддверии Всемирной Студенческой Универсиады 2013 года……………………………
3.1. Анализ реализации программы развития туризма в Казани, столице летней Универсиады 2013 ...............
3.2. Предложения и рекомендации по подготовке кадров сферы туризма и гостеприимства………………………………………………………………….
Выводы и предложение…………………………………………………………...
Список использованной литературы……………………………………………..

Файлы: 1 файл

Халикова Гузель3.docx

— 110.58 Кб (Скачать файл)

Наряду с постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. № 860-ФЗ «О федеральной целевой программе  «Экология и природные ресурсы  России (2002 – 2010 годы)», в 2008 году в республике была принята «Республиканская целевая  программа развития сферы туризма  в Республике Татарстан на 2009 – 2011 годы» от 13 декабря 2008 г. № 955.

Так, например, согласно Программе развития туризма в РТ на 2009 – 2011 гг., одним  из программных мероприятий является формирование нового туристского продукта, учитывающего мировой и внутренний туристский спрос на услуги и конкурентные преимущества туристского потенциала республики в сфере туризма.

Что подразумевает собой  использование «буферных» зон заповедников, территории национальных парков, заказников республики для создания туристских «экологических» маршрутов, деревень, туристских «экологических» маршрутов, троп, смотровых площадок и т.д.

Кроме того, в республике действуют ряд постановлений Кабинета Министров РТ касающихся экскурсионной деятельности в республике, продвижения внутреннего, въездного, и социального туризма и т.д.

Кроме приведенных национальных законодательных актов, вопросы  туристского природопользования регулируются различными международными декларациями и конвенциями, принимаемыми ООН, ВТО, а также различными международными организациями.

пыт ряда государств (США, Великобритании, Германии и др.), добившихся значительных результатов в развитии туризма, свидетельствуют о том, что эффективное государственное управление и регулирование особенно необходимо на этапе становления и является определяющим фактором в создании национального туристского рынка.

Государственное управление и регулирование  в области туризма в разных странах различается незначительно: преимущественно оно предусматривает  законодательное обеспечение охраны окружающей среды, создание стимулирующей системы налогообложения и выбора оптимальных механизмов управления как процессом развития туризма в целом, так и процессом использования ресурсного потенциала особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Качественная организация конференций позволяет избежать многих ошибок и накладок.

С учетом решения данной постановочной задачи в таблице  предложены инструменты государственного регулирования развития туризма  в нашей стране (табл. 2.2.1).

 

Таблица 2.2.1.

Инструменты государственного регулирования развития туризма

Инструменты регулирования

Сфера применения в туризме

Совершенствование нормативно-правовой базы экотуризма.

 Развитие методологии лицензирования, стандартизации и сертификации

Правовая

Налоговое регулирование 
Целевое бюджетное финансирование программ развития 
Создания благоприятных условий для инвестирования 
Создание условий экономического стимулирования охраны и восстановления природных ресурсов

Экономическая

Научные исследования 
Подготовка профессиональных кадров для туристской деятельности 

Научно-образовательная

Формирование имиджа России на мировом  рынке туризма 
Маркетинговое обеспечение продвижения туристического продукта на внутренний и мировой рынки 
Стимулирование участия субъектов туризма в международных программах по развитию туризма 
Координация деятельности государственного и частного секторов в области развития туризма

Организационная


Вместе с тем, национальные особенности стран, связанные с  историей их развития, географическим положением, менталитетом населения  и особенностями его социально-культурного  развития, определяют существенные различия в системе управления и регулирования туризма. В связи с этим, выстраивая политику в области развития туризма, Россия не должна копировать чужие схемы, а выработать собственную политику, учитывая, конечно же, международный опыт. Развитие различных видов туризма напрямую связано с реализацией задач устойчивого развития страны. Российская Федерация активно участвует в международном сотрудничестве.

Являясь одним из учредителей  ООН, Российская Федерация на постоянной основе поддерживает контакты с ее организациями: Программа развития организации объединенных наций (ПРООН), Программа развития организации  объединенных наций по окружающей среде (ЮНЕП), ЮНЕСКО и др. Расширяется взаимодействие России с такими крупными международными организациями, как Совет Европы, Межгосударственный экологический  совет, Программа ТАСИС Европейского сообщества, Всемирный банк, Евробанк и т.д.

В целом же система управления развития туризма в России должна включать три основных уровня менеджмента: национальный, региональный и местный (табл. 2.2.2).

Таблица 2.2.2

Система управления развития туризма в России

 

Национальный уровень управления

Региональный уровень управления

Местный уровень управления

Национальная политика туризма 
Создание механизмов реализации туристической политики 
Создание законодательной базы

Региональная политика туризма 
Обеспечение реальных прав субъектов на пользование природными ресурсами 
Подготовка высокопрофессиональных кадров

Политика привлечения местных  сообществ к развитию туризма 
Сохранение природных ресурсов и культурного наследия


 

Одной из современных важнейших  тенденций развития мирового туристского  рынка является все более усиливающаяся  дифференциация туристской политики в региональном разрезе, децентрализация управления и регулирования туристской деятельности. Главным инструментом управления на региональном уровне должна являться система программных мероприятий, направленных на увеличение эффективности межотраслевого сотрудничества в области развития различных видов туризма.

Обобщая вышеизложенное, делаем вывод, что правовое регулирование  туризма в сфере охраны окружающей среды в Российской Федерации  представляет собой попытку создания всеобъемлющего экологизированного законодательства, способного обеспечить эффективное функционирование хозяйствующих субъектов в условиях устойчивого развития общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Перспективы развития туризма в Республике Татарстан

 

3.1. Анализ реализации программы развития туризма в Казани, столице летней Универсиады 2013

 

Казань за первое полугодье 2010 года посетило 385 тыс. туристов и экскурсантов. Основной поток туристов и экскурсантов идет из ближайших регионов России, а также из Москвы. Основными категориями являются экскурсанты, прибывающие на автобусах и теплоходах, а также деловые туристы. Иностранные туристы составляют около 5 %.

Общий пассажиропоток казанского аэропорта за 6 месяцев 2011 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 42,7% и составил 450 тыс. человек. Основная масса туристов и экскурсантов прибывает в Казань на поездах и автобусах. Автобусные экскурсанты не ночуют в Казани. Это связано с построением программы по низким ценам региональными туроператорами. Основным объектом их посещения является Казанский кремль. За пол года музей-заповедник, который занял первое место в конкурсе «Семь чудес России», официально посетило более 150 тыс. человек.

Несмотря  на динамичное развитие туризма в  нашем городе, имеющиеся показатели могут быть значительно улучшены. Казань обладает богатым туристическим  потенциалом и имеет все предпосылки  для формирования эффективной туристической  индустрии.

При разработке Программы развития туризма в  г.Казани был проведен анализ стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года, проекта республиканской целевой программы Развитие сферы туризма в Республике Татарстан на 2009-2011 годы, программ крупных российских городов, а также был учтен мировой опыт и основные мировые тренды.

К разработке программы были привлечены международные  эксперты английской маркетинговой  компании TMI, работающие над этим проектом на протяжении полугода. Состоялось множество встреч с представителями предприятий туристической индустрии.

Основной  целью Программы развития туризма  в г.Казани на 2008 - 2011 годы является формирование современного эффективного конкурентоспособного туристического продукта и продвижение г.Казани на потенциальных туристических рынках.

У Казани есть все для того, чтобы стать  успешным туристическим центром: богатое  культурное наследие и традиции, условия  для проведения спортивных мероприятий  и активного отдыха, разнообразные  пути сообщения с другими регионами  страны.

Основная  проблема Казани заключается в отсутствии адекватной туристической информации о городе как в пределах Российской Федерации, так и за рубежом. Поэтому, прежде всего, необходимо продуманно выстроить имидж города как туристического направления; основное внимание при продвижении должно быть направлено на те регионы России и те зарубежные страны, в которых имеется потенциал для позиционирования Казани как весьма привлекательного и даже «интригующего» направления.

Для достижения желаемых результатов был проведен анализ 47 потенциальных туристических рынков и конечных потребителей, на которых нацелена кампания по продвижению г.Казани.

В результате проведенного анализа, приоритетными  рынками были определены:

На 1 этапе (это 2008-2009 годы): Россия, Германия, Великобритания.

На 2 этапе в 2010 году к этим рынкам еще прибавляются Франция и Бенилюкс.

На 3 этапе в 2011 году продвижение расширяется еще на рынках Италии, Скандинавии и США.

Наиболее  перспективными сегментами целевой  аудитории на этих рынках будут люди старшего и пожилого возраста, от 45 до 65 лет, заинтересованные в культурно-познавательном туризме. Аудитория туров выходного дня является крайне перспективной для молодежи до 35 лет. Диверсификация продукта и продвижение нишевых сегментов выглядит следующим образом (паломнический, деловой туризм – Россия; круизный туризм – США, Германия; приключенческий туризм – Бенилюкс; отдых выходного дня – Франция, Скандинавия).

Программа включает в себя комплекс мероприятий, направленных на развитие туризма и  продвижение г.Казани:

1. Развитие собственных информационных ресурсов и каналов (сайт, информационный центр) как эффективного средства распространения информации.

2. Развитие связей с туроператорами на всех рынках (выставочная деятельность и воркшопы).

3. Тематические промо-кампании, реклама и акции по продвижению для конечных потребителей.

4. Взаимодействие с представителями средств массовой информации в рамках специализированных мероприятий для прессы.

5. Создание креативной концепции по продвижению различных продуктов и предложений на ключевых рынках; производство рекламных материалов: тематические брошюры, дизайн рекламных модулей и баннерной рекламы.

В 2010 году уже начали прощупывать почву  на международных рынках и проводить  целевые мероприятия. Так в первый раз в Берлине заявили о  Казани как туристическом центре России. В рамках крупнейшей международной  туристической выставки состоялась презентация города для журналистов  и туроператоров. Выступали артисты, была представлена национальная кухня. Результат? Как результат в газетах  появились статьи о нашем городе. Однако, красной нитью в прессе проходила идея «Где находится этот чудесный город Казань?». Это в очередной раз подтверждает, что о Казани еще мало известно на международном туристическом рынке.

Что касается туроператоров, то они очень заинтересовались «новым» направлением, которое имеет  ряд преимуществ перед другими  городами России. В тоже время в  свои программы включать Казань они пока не спешат. Программы надо «обкатать», причем сначала на себе.

Для большей  осведомленности немецких туроператоров  в июне был проведен ознакомительный  тур по Казани, в ходе которого они  смогли воочию убедиться в туристических возможностях нашего города, побывать на празднике Сабантуй. Теперь перед нами стоит задача расширения круга партнеров и доведения информации до конечного потребителя.

В конце  августа мэрией города Казани планируется  проведение информационного тура для  английской прессы. Таким образом, уже  сейчас идет подготовка ко второй по значимости международной туристической выставке в Лондоне.

Без условно  не остался без внимания и российский рынок. Казань принимала участие в московских выставках в апреле и мае. Параллельно с иностранцами в информационных турах принимают участие и российские туроператоры. Сейчас Казань готовится к очередным выставках в Москве и Санкт-Петербурге.

Также проведен ряд мероприятий в Казани: семинар  совещание по развитию гостиничного комплекса, в котором приняли  участие руководители Российской гостиничной  ассоциации. Снятый при содействии Комитета фильм о г.Казани транслировался на канале ТВЦ в рамках программы «Дневник путешественника». На территории Казанской ярмарки в апреле прошла выставка Индустрия туризма, в рамках которой состоялась научно-практическая конференция Турфактор.

В режиме тестовой эксплуатации работает туристический  портал г.Казани gokazan.ru. К осенним выставкам сайт, доработанный на нескольких языках, будет полезным инструментом в нашей работе и удобным информационным ресурсом для туристов. С этого года активно работает туристический информационный центр г.Казани. За пол года его услугами воспользовались около 10 000 человек, обслужено более 3 000 туристов, выпущена карта города, которая распространяется в аэропорту и основных гостиницах города. Таким образом, проблема информационного вакуума в области туризма в Казани уже не стоит так остро.

Реализация  мероприятий идет в соответствии с разработанной Программой развития туризма в г.Казани, которая направлена на продвижение города на туристических рынках.

Результаты реализации Программы будут заметны отнюдь не сразу, так как на то, чтобы создать максимально привлекательный для туристов образ города и включить Казань в предложения туристических компаний, уйдет достаточно много времени.

Продвижение города на туристических рынках проходит несколько этапов (рис.3.1.1).

 



1 этап  2 этап  3 этап  4 этап  5 этап

 

Рис. 3.1.1. Этапы продвижения города на туристических рынках

Информация о работе Развитие туризма в Республике Татарстан: состояние и перспективы развития