Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:18, дипломная работа
Актуальность избранной темы состоит в том, что туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику.
Введение………………………………………………………………………….....
1. Теоретические основы формирования рынка туристических услуг……….
1.1. Социально-экономическое содержание понятия «туризм»……………
1.2. Этапы развития туризма в Российской Федерации..............................
1.3. Роль туризма в экономике страны и ее регионов……………………...
2. Анализ современного состояния и перспектив развития туризма в Республике Татарстан……………………………………………………………
2.1. Ресурсы для развития туризма в Республике Татарстан………………
2.2. Государственное регулирование туризма в Республике Татарстан….
2.3. Анализ проблем развития туризма в республике Татарстан…………….
3. Перспективы развития туризма в Республике Татарстан в преддверии Всемирной Студенческой Универсиады 2013 года……………………………
3.1. Анализ реализации программы развития туризма в Казани, столице летней Универсиады 2013 ...............
3.2. Предложения и рекомендации по подготовке кадров сферы туризма и гостеприимства………………………………………………………………….
Выводы и предложение…………………………………………………………...
Список использованной литературы……………………………………………..
Наряду с постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. № 860-ФЗ «О федеральной целевой программе «Экология и природные ресурсы России (2002 – 2010 годы)», в 2008 году в республике была принята «Республиканская целевая программа развития сферы туризма в Республике Татарстан на 2009 – 2011 годы» от 13 декабря 2008 г. № 955.
Так, например, согласно Программе развития
туризма в РТ на 2009 – 2011 гг., одним
из программных мероприятий
Что подразумевает собой использование «буферных» зон заповедников, территории национальных парков, заказников республики для создания туристских «экологических» маршрутов, деревень, туристских «экологических» маршрутов, троп, смотровых площадок и т.д.
Кроме того, в республике действуют ряд постановлений Кабинета Министров РТ касающихся экскурсионной деятельности в республике, продвижения внутреннего, въездного, и социального туризма и т.д.
Кроме приведенных национальных законодательных актов, вопросы туристского природопользования регулируются различными международными декларациями и конвенциями, принимаемыми ООН, ВТО, а также различными международными организациями.
пыт ряда государств (США, Великобритании, Германии и др.), добившихся значительных результатов в развитии туризма, свидетельствуют о том, что эффективное государственное управление и регулирование особенно необходимо на этапе становления и является определяющим фактором в создании национального туристского рынка.
Государственное управление и регулирование
в области туризма в разных
странах различается
С учетом решения данной постановочной задачи в таблице предложены инструменты государственного регулирования развития туризма в нашей стране (табл. 2.2.1).
Таблица 2.2.1.
Инструменты государственного регулирования развития туризма
Инструменты регулирования |
Сфера применения в туризме |
Совершенствование нормативно-правовой базы экотуризма. Развитие методологии лицензирования, стандартизации и сертификации |
Правовая |
Налоговое регулирование |
Экономическая |
Научные исследования |
Научно-образовательная |
Формирование имиджа России на мировом
рынке туризма |
Организационная |
Вместе с тем, национальные
особенности стран, связанные с
историей их развития, географическим
положением, менталитетом населения
и особенностями его социально-
Являясь одним из учредителей ООН, Российская Федерация на постоянной основе поддерживает контакты с ее организациями: Программа развития организации объединенных наций (ПРООН), Программа развития организации объединенных наций по окружающей среде (ЮНЕП), ЮНЕСКО и др. Расширяется взаимодействие России с такими крупными международными организациями, как Совет Европы, Межгосударственный экологический совет, Программа ТАСИС Европейского сообщества, Всемирный банк, Евробанк и т.д.
В целом же система управления развития туризма в России должна включать три основных уровня менеджмента: национальный, региональный и местный (табл. 2.2.2).
Таблица 2.2.2
Система управления развития туризма в России
Национальный уровень |
Региональный уровень |
Местный уровень управления |
Национальная политика туризма |
Региональная политика туризма |
Политика привлечения местных
сообществ к развитию туризма |
Одной из современных важнейших тенденций развития мирового туристского рынка является все более усиливающаяся дифференциация туристской политики в региональном разрезе, децентрализация управления и регулирования туристской деятельности. Главным инструментом управления на региональном уровне должна являться система программных мероприятий, направленных на увеличение эффективности межотраслевого сотрудничества в области развития различных видов туризма.
Обобщая вышеизложенное, делаем вывод, что правовое регулирование туризма в сфере охраны окружающей среды в Российской Федерации представляет собой попытку создания всеобъемлющего экологизированного законодательства, способного обеспечить эффективное функционирование хозяйствующих субъектов в условиях устойчивого развития общества.
3. Перспективы развития туризма в Республике Татарстан
3.1. Анализ реализации программы развития туризма в Казани, столице летней Универсиады 2013
Казань за первое полугодье 2010 года посетило 385 тыс. туристов и экскурсантов. Основной поток туристов и экскурсантов идет из ближайших регионов России, а также из Москвы. Основными категориями являются экскурсанты, прибывающие на автобусах и теплоходах, а также деловые туристы. Иностранные туристы составляют около 5 %.
Общий пассажиропоток казанского аэропорта за 6 месяцев 2011 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 42,7% и составил 450 тыс. человек. Основная масса туристов и экскурсантов прибывает в Казань на поездах и автобусах. Автобусные экскурсанты не ночуют в Казани. Это связано с построением программы по низким ценам региональными туроператорами. Основным объектом их посещения является Казанский кремль. За пол года музей-заповедник, который занял первое место в конкурсе «Семь чудес России», официально посетило более 150 тыс. человек.
Несмотря
на динамичное развитие туризма в
нашем городе, имеющиеся показатели
могут быть значительно улучшены.
Казань обладает богатым туристическим
потенциалом и имеет все
При разработке Программы развития туризма в г.Казани был проведен анализ стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года, проекта республиканской целевой программы Развитие сферы туризма в Республике Татарстан на 2009-2011 годы, программ крупных российских городов, а также был учтен мировой опыт и основные мировые тренды.
К разработке программы были привлечены международные эксперты английской маркетинговой компании TMI, работающие над этим проектом на протяжении полугода. Состоялось множество встреч с представителями предприятий туристической индустрии.
Основной целью Программы развития туризма в г.Казани на 2008 - 2011 годы является формирование современного эффективного конкурентоспособного туристического продукта и продвижение г.Казани на потенциальных туристических рынках.
У Казани есть все для того, чтобы стать успешным туристическим центром: богатое культурное наследие и традиции, условия для проведения спортивных мероприятий и активного отдыха, разнообразные пути сообщения с другими регионами страны.
Основная проблема Казани заключается в отсутствии адекватной туристической информации о городе как в пределах Российской Федерации, так и за рубежом. Поэтому, прежде всего, необходимо продуманно выстроить имидж города как туристического направления; основное внимание при продвижении должно быть направлено на те регионы России и те зарубежные страны, в которых имеется потенциал для позиционирования Казани как весьма привлекательного и даже «интригующего» направления.
Для достижения желаемых результатов был проведен анализ 47 потенциальных туристических рынков и конечных потребителей, на которых нацелена кампания по продвижению г.Казани.
В результате проведенного анализа, приоритетными рынками были определены:
На 1 этапе (это 2008-2009 годы): Россия, Германия, Великобритания.
На 2 этапе в 2010 году к этим рынкам еще прибавляются Франция и Бенилюкс.
На 3 этапе в 2011 году продвижение расширяется еще на рынках Италии, Скандинавии и США.
Наиболее перспективными сегментами целевой аудитории на этих рынках будут люди старшего и пожилого возраста, от 45 до 65 лет, заинтересованные в культурно-познавательном туризме. Аудитория туров выходного дня является крайне перспективной для молодежи до 35 лет. Диверсификация продукта и продвижение нишевых сегментов выглядит следующим образом (паломнический, деловой туризм – Россия; круизный туризм – США, Германия; приключенческий туризм – Бенилюкс; отдых выходного дня – Франция, Скандинавия).
Программа включает в себя комплекс мероприятий, направленных на развитие туризма и продвижение г.Казани:
1. Развитие собственных информационных ресурсов и каналов (сайт, информационный центр) как эффективного средства распространения информации.
2. Развитие связей с туроператорами на всех рынках (выставочная деятельность и воркшопы).
3. Тематические промо-кампании, реклама и акции по продвижению для конечных потребителей.
4. Взаимодействие с представителями средств массовой информации в рамках специализированных мероприятий для прессы.
5. Создание креативной концепции по продвижению различных продуктов и предложений на ключевых рынках; производство рекламных материалов: тематические брошюры, дизайн рекламных модулей и баннерной рекламы.
В 2010 году уже начали прощупывать почву на международных рынках и проводить целевые мероприятия. Так в первый раз в Берлине заявили о Казани как туристическом центре России. В рамках крупнейшей международной туристической выставки состоялась презентация города для журналистов и туроператоров. Выступали артисты, была представлена национальная кухня. Результат? Как результат в газетах появились статьи о нашем городе. Однако, красной нитью в прессе проходила идея «Где находится этот чудесный город Казань?». Это в очередной раз подтверждает, что о Казани еще мало известно на международном туристическом рынке.
Что касается туроператоров, то они очень заинтересовались «новым» направлением, которое имеет ряд преимуществ перед другими городами России. В тоже время в свои программы включать Казань они пока не спешат. Программы надо «обкатать», причем сначала на себе.
Для большей осведомленности немецких туроператоров в июне был проведен ознакомительный тур по Казани, в ходе которого они смогли воочию убедиться в туристических возможностях нашего города, побывать на празднике Сабантуй. Теперь перед нами стоит задача расширения круга партнеров и доведения информации до конечного потребителя.
В конце
августа мэрией города Казани планируется
проведение информационного тура для
английской прессы. Таким образом, уже
сейчас идет подготовка ко второй по значимости
международной туристической
Без условно не остался без внимания и российский рынок. Казань принимала участие в московских выставках в апреле и мае. Параллельно с иностранцами в информационных турах принимают участие и российские туроператоры. Сейчас Казань готовится к очередным выставках в Москве и Санкт-Петербурге.
Также проведен ряд мероприятий в Казани: семинар совещание по развитию гостиничного комплекса, в котором приняли участие руководители Российской гостиничной ассоциации. Снятый при содействии Комитета фильм о г.Казани транслировался на канале ТВЦ в рамках программы «Дневник путешественника». На территории Казанской ярмарки в апреле прошла выставка Индустрия туризма, в рамках которой состоялась научно-практическая конференция Турфактор.
В режиме тестовой эксплуатации работает туристический портал г.Казани gokazan.ru. К осенним выставкам сайт, доработанный на нескольких языках, будет полезным инструментом в нашей работе и удобным информационным ресурсом для туристов. С этого года активно работает туристический информационный центр г.Казани. За пол года его услугами воспользовались около 10 000 человек, обслужено более 3 000 туристов, выпущена карта города, которая распространяется в аэропорту и основных гостиницах города. Таким образом, проблема информационного вакуума в области туризма в Казани уже не стоит так остро.
Реализация мероприятий идет в соответствии с разработанной Программой развития туризма в г.Казани, которая направлена на продвижение города на туристических рынках.
Результаты реализации Программы будут заметны отнюдь не сразу, так как на то, чтобы создать максимально привлекательный для туристов образ города и включить Казань в предложения туристических компаний, уйдет достаточно много времени.
Продвижение города на туристических рынках проходит несколько этапов (рис.3.1.1).
1 этап 2 этап 3 этап 4 этап 5 этап
Рис. 3.1.1. Этапы продвижения города на туристических рынках
Информация о работе Развитие туризма в Республике Татарстан: состояние и перспективы развития