Развитие туризма в Республике Татарстан: состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:18, дипломная работа

Описание работы

Актуальность избранной темы состоит в том, что туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….....
1. Теоретические основы формирования рынка туристических услуг……….
1.1. Социально-экономическое содержание понятия «туризм»……………
1.2. Этапы развития туризма в Российской Федерации..............................
1.3. Роль туризма в экономике страны и ее регионов……………………...
2. Анализ современного состояния и перспектив развития туризма в Республике Татарстан……………………………………………………………
2.1. Ресурсы для развития туризма в Республике Татарстан………………
2.2. Государственное регулирование туризма в Республике Татарстан….
2.3. Анализ проблем развития туризма в республике Татарстан…………….
3. Перспективы развития туризма в Республике Татарстан в преддверии Всемирной Студенческой Универсиады 2013 года……………………………
3.1. Анализ реализации программы развития туризма в Казани, столице летней Универсиады 2013 ...............
3.2. Предложения и рекомендации по подготовке кадров сферы туризма и гостеприимства………………………………………………………………….
Выводы и предложение…………………………………………………………...
Список использованной литературы……………………………………………..

Файлы: 1 файл

Халикова Гузель3.docx

— 110.58 Кб (Скачать файл)

Практически на всех незатопляемых  песчаных дюнах, выдвинутых к руслам рек, сохранились остатки первобытных  стоянок. На берегах спокойных водоемов, заливавшихся в половодье и поэтому богатых рыбой, было сосредоточено большое число поселений.

Наличие широко известных  далеко за пределами республики историко-культурных объектов – Кремлевского историко-архитектурного комплекса (объекта всемирного наследия ЮНЕСКО), ансамблей городской застройки городов исторических населенных мест Казани, Елабуги, Чистополя, Менделеевска, Свияжска, Болгарского историко-архитектурного комплекса, Раифского мужского монастыря; комплексы историко-архитектурных и археологических памятников Болгарского, Билярского и Суварского городищ; архитектурно-градостроительные ансамбли и комплексы Казанского Кремля, Казанского университета, Старотатарской слободы, Раифского и Макарьевского монастырей; памятники архитектуры – Петропавловский собор, церковь и колокольня Богоявления; мечети Апанаевская, Марджани, Султановская, Бурнаевская, Соборная, Иске-Таш, Закабанная; Александровский пассаж; дома Ушковой, Шамиля, Кекина, Апанаева, усадьбы Сандецкого и Боратынского, памятники и памятные места, связанные с жизнью и деятельностью Г.Р. Державина, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Г. Тукая, Ш. Марджани, К. Насыри, Н.И. Лобачевского, К. Фукса, Н.М. Бутлерова, Ф.И. Шаляпина, В.И. Качалова, Г. Исхаки и т.д.

Как уже было сказано, туристический потенциал РТ огромный: это многочисленные реки и озера, культурные достопримечательности и история, лечебно-оздоровительные свойства природы, лечебные грязи, минеральные воды. Привлекательными для туристов являются культурно-просветительские учреждения, театры и музеи. Еженедельно город посещают организованные группы туристов на автобусах из соседних регионов. Из Казани осуществляются регулярные рейсы 14 авиакомпаниями, в 25 городов России, в 9 городов стран СНГ, 5 городов дальнего зарубежья.

Туризм  в Татарстане - одно из наиболее перспективных  направлений социально – экономического развития республики. Туристская индустрия Республики Татарстан по динамике развития занимает одну из ведущих позиций в России: за последние 5 лет среднегодовые темпы роста внутреннего туристского потока составили 12%, и даже в кризисный период внутренний туризм вырос более чем на 5%. (рис.2.1.1).

По числу  обслуженных туристов республика является лидером по Приволжскому федеральному округу – 25%. 

 


 

 

 

 

 

 

Рис.2.1.1 Структура туристического потока в размере целевых групп за 2009 год (%)

 

Росту туристского  потока способствует интенсивное развитие туристской инфраструктуры. Высокими темпами идет строительство гостиниц. За последний год в столице  республики введены гостиницы  Art-hotel, Castro, Park Inn,Courtyard гостиничной цепи Marriott и ряд других. Количество средств размещения  увеличивается не только в г.Казани, но и в других городах и  туристских центрах республики (табл.2.1.1,2.1.2).

Таблица 2.1.1

Гостиницы и аналогичные средства размещения

 

Год

Число

Их единовременная вместимость, тыс. мест

2002

90

8,2

2003

109

6,4

2004

101

6,9

2005

109

7,1

2006

119

7,5

2007

131

8,5

2008

146

9,5

2009

178

11,4


 

 

Таблица 2.1.2

Количество средств размещения (2010 год)

 

Наименование показателя

Всего по РТ

в т.ч.

г. Казань

вне Казани

Количество средств размещения:

203

83

120

Номерной фонд

более 7 тыс.

более 4,5 тыс.

более 2,5 тыс.

Звездность 

     

5*

2

1

1

4*

5

5

 

3*

3

2

1

2*

2

2

 

Информативность

     

наличие сайта

52

42

10

двуязычность сайта

52

42

10


Развивается сеть объектов общественного питания, транспортная инфраструктура, появляются новые спортивные, культурные объекты, развлекательные комплексы. Знаковым событием стало открытие Экскурсионного центра в городе Казани в составе Туристско-информационного центра, который с мая 2010 года обслужил 5371 человек.

Сейчас  много делается для развития инфраструктуры центров нашего культурного наследия - древнего города Болгар и острова-града  Свияжск. Ведется большая работа по освоению территории туристско-оздоровительного парка «Камские Поляны»: создана  концепция его развития, проведено  функциональное зонирование, создаются  инвестиционные проекты, направленные на развитие инфраструктуры туризма, органично  связанной с природными условиями  территории и возможностями развития активных видов туризма, охоты, рыбалки, экологического и оздоровительного туризма. Это – наши новые перспективные  направления в создании турпродукта.

Что касается популярных, опробованных туристами, востребованных туристских маршрутов, то к ним относятся  программа «Weekend в Казани», когда в выходные дни туристы размещаются в гостиницах с 40%-ной скидкой и по карте туриста имеют скидки на другие услуги. Большой популярностью летом среди круизных туристов пользуется интерактивная программа «Татарские забавы» на базе комплекса «Туган Авылым», а зимой - детская новогодняя программа «В гости к Кыш-Бабаю», реализуемая на базе Арского района. Есть туристский интерес к нашим национальным и фольклорным праздникам – Сабантую и Каравону. Все больше туристов посещают возрожденную в Елабуге Спасскую ярмарку, программа которой интересна и насыщенна.

Перспективной и хорошо зарекомендовавшей себя является туристская программа «Три столицы России: С.Петербург –  Москва - Казань», которая нацелена на то, чтобы туристский поток в  ведущие туристские центры (Москва и С.-Петербург) направлялся и  в Казань.

В настоящее  время на туристском рынке Татарстана действуют порядка 500 туристских фирм, из них около 350 в Казани, на внутренний туризм работает порядка 80. В федеральном реестре 36 турфирм, в т.ч. занимающихся внутренним туризмом 26, международным въездным – 4, международным выездным – 6; из общего числа туроператоров 33 работают в Казани,  в Елабуге.

Успешная  работа организаций туриндустрии Татарстана в 2010 году была отмечена Национальной премией в области туризма  им. Ю.Сенкевича. Ее лауреатами стали  Елабужский государственный историко-архитектурный  и художественный музей-заповедник и туристский комплекс «Ривьера».

 

 

2.2. Государственное регулирование туризма в Республике Татарстан

 

Опыт  различных стран показывает, что  успех развития туризма напрямую зависит от того, как на государственном  уровне воспринимается эта отрасль, насколько она пользуется государственной  поддержкой. Любое цивилизованное государство  для того, что бы получать от туриндустрии доходы в бюджет, должно вкладывать средства в исследование своих территорий для оценки туристического потенциала, подготовки программ развития турбизнеса, проектов необходимой инфраструктуры курортных регионов и туристических  центров, и в информационное обеспечение, и в рекламу.

Частнопредпринимательский сектор никогда не сможет покрыть  потребности в крупных инвестициях  для развития курортных, гостиничных  и иных туристских предприятий, как  и основных элементов туристской инфраструктуры и неспособен выполнять  отдельные функции Национальной Туристской Администрации. Во всех сильных туристских державах есть такие организации, подчиненные, как правило, министерствам, которые занимаются разработкой национальных программ развития туризма, называются они по-разному: в Великобритании – BTA(British Tourist Authority), в Ирландии – Irish Board, в Испании – Turespana, в Италии – ENIT, в Норвегии – NORTRA и т. д. Именно они содержат представительства по туризму в других странах, они разрабатывают привлекающие туристов программы и обеспечивают поток туристской информации.

Специфика туризма связана с интернациональным  характером и широким спектром отношений, в которые приходится вступать лицам, так или иначе участвующим  в организации отдыха и путешествий. Разнообразие этих отношений порождает  определенную сложность правового  регулирования.

В любом  государстве взаимоотношения сторон «турист – турфирма», «турист – государство», «турфирма – государство», регулируются соответствующим законодательством. В зависимости от степени цивилизованности государства и при все большем приближении к понятию правового государства законодательство становится более детальным и полным. В оптимальном варианте должен быть охвачен каждый элемент взаимоотношений указанных сторон.

Отметим, что сегодня сложилось несколько  подходов к организации модели государственного регулирования туризма. Так, в некоторых  странах с развитой рыночной экономикой государственное регулирование  упразднено и субъекты рынка осуществляют оперативное регулирование (например, в США в 1997 году была упразднена государственная администрация, занимающаяся вопросами развития туристической отрасли). В странах, где присутствует государственное регулирование рынка туристических услуг, реализуются две модели: либо созданы специальные органы государственной власти, либо же регулирование осуществляется многопрофильными органами.

Государственная политика в  сфере туризма – это деятельность органов государственной власти, различных организаций по определению  формы, задач и содержания деятельности в сфере туризма.

Изменения политических и  экономических условий, характерных  для России в последнем десятилетии, не могли не отразиться в сфере  туризма.

В России сейчас существует две организации, ответственные  за состояние туристской отрасли: Федеральное  Агентство по туризму (Ростуризм) и  Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму  в Государственной Думе РФ. В регионах РФ, каждый из субъектов вправе вносить  свои изменения и назначать ответственные  организации за деятельность туристкой  отрасли. Так, в Республике Татарстан  публичным органом в сфере  туризма является Министерство по делам  молодежи, спорту и туризма РТ.

Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим отношения в сфере  туризма, независимо от его форм, является Федеральный закон от ФЗ «Об основах  туристкой деятельности в РФ»  от 5 февраля 2007г. № 132-ФЗ. В соответствии со статьями 3,4 Закона, государство  признает туристскую деятельность одной  из приоритетных отраслей экономики  РФ и важным направлением государственного регулирования сферы туризма  является поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного  туризма.

В указанном законе декларируется  обязанность туриста во время  его путешествия сохранять окружающую природную среду, бережно относиться к памятникам культуры, природы, истории  в месте (стране) временного пребывания. Можно сказать, что Тур-фактор - онлайн конференция, так как ее материалы находятся в открытом доступе в сети.

Правовое регулирование  является основой для любых действий по защите и воспроизводству туристских ресурсов в любом цивилизованном государстве. За последнее десятилетие  в мире возникла потребность в  создании туристского экологического права на базе уже ранее созданного общего экологического права, основные принципы которого таковы:

  • бережное и рациональное использование природных ресурсов;
  • международное сотрудничество и координация деятельности по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов;
  • приоритет охраны жизни и здоровья человека, создания благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;
  • научно обоснованное сочетание экологических и экономических норм т.д.

Данные принципы использованы в международном экологическом  законодательстве, связанном с ограничением воздействия туризма на окружающую среду. Они заложены также в национальном туристском и экологическом праве, в общих нормативно-правовых актах  РФ.

Согласно Конституции  РФ в совместном ведении РФ и субъектов  РФ находятся: природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение  экологической безопасности, особо  охраняемые территории, охрана памятников истории и культуры.

В России приняты специальные  законодательные акты, посвященные  как правилам регулирования туристкой  деятельности, на территории нашей  страны, так и регулированию природопользования и воздействия на окружающую природную  среду. К ним относятся ФЗ «Об  особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995г. № 33-ФЗ и ФЗ «О природных  лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных  местностях и курортах» от 25 февраля 1995г. № 26-ФЗ.

Принят ряд других законодательных  актов об охране уникальных природных  комплексов озера Байкал (ФЗ «Об  охране озера Байкал» от 1 мая 1999г. № 94-ФЗ), природных парков, заповедников, заказников, а также об охране объектов культурного наследия.

На региональном уровне главной  задачей Министерства по делам молодежи, спорту и туризма РТ, созданного постановлением Кабинета Министров  РТ от 13 сентября 2001 г. № 638, является проведение государственной политики в сфере  туризма, который представляет собой  сферу государственного интереса как  точка экономического роста республики и всей страны в целом.

Информация о работе Развитие туризма в Республике Татарстан: состояние и перспективы развития