Развитие туризма в Республике Татарстан: состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:18, дипломная работа

Описание работы

Актуальность избранной темы состоит в том, что туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….....
1. Теоретические основы формирования рынка туристических услуг……….
1.1. Социально-экономическое содержание понятия «туризм»……………
1.2. Этапы развития туризма в Российской Федерации..............................
1.3. Роль туризма в экономике страны и ее регионов……………………...
2. Анализ современного состояния и перспектив развития туризма в Республике Татарстан……………………………………………………………
2.1. Ресурсы для развития туризма в Республике Татарстан………………
2.2. Государственное регулирование туризма в Республике Татарстан….
2.3. Анализ проблем развития туризма в республике Татарстан…………….
3. Перспективы развития туризма в Республике Татарстан в преддверии Всемирной Студенческой Универсиады 2013 года……………………………
3.1. Анализ реализации программы развития туризма в Казани, столице летней Универсиады 2013 ...............
3.2. Предложения и рекомендации по подготовке кадров сферы туризма и гостеприимства………………………………………………………………….
Выводы и предложение…………………………………………………………...
Список использованной литературы……………………………………………..

Файлы: 1 файл

Халикова Гузель3.docx

— 110.58 Кб (Скачать файл)

С этого  времени начали внедряться новые  формы отдыха: некоторые турбазы  стали принимать родителей с  детьми. Увеличился ассортимент туристских услуг в туристских хозяйствах. Центральный  совет по туризму и экскурсиям (так он стал называться с 1969 г.) открыл Центральные туристские курсы повышения  квалификации туристско-экскурсионных  работников и Центральное рекламно-информационное бюро “Турист”, которое выпускало  методическую литературу по туризму  и экскурсионному делу. Огромное внимание обращалось на благоустройство действующих  туристских гостиниц, баз, кемпингов. Туристско-экскурсионное  дело превратилось в крупную отрасль  обслуживания населения, прочно вошло  в быт советских людей. Получили развитие маршруты для родителей  с детьми, организовывались транспортные путешествия: теплоходные (речные и  морские), железнодорожные и авиационные.

В октябре 1980 г., в постановлении Центрального Комитета КПСС, Совета министров СССР и ВЦСПС “О дальнейшем развитии и совершенствовании туристско-экскурсионного дела в стране”, были определены следующие  задачи: создание комфортабельных туристских учреждений круглогодичного действия, расширение объёмов туристского  обслуживания граждан, т.к. их растущие потребности удовлетворялись не в полной мере, создание туристской индустрии, повышение качества обслуживания, совершенствование видов и форм предоставляемых услуг.

В перспективных  планах строительства предпочтение отдавалось крупным туристским комплексам, включающих в себя гостиницы, турбазы, кемпинги, приюты, предприятия общественного питания, магазины для продажи сувениров, курортных и спортивных товаров. Важным направлением деятельности туристских организаций в начале 1980-х годов было исследование и изучение туристско-экскурсионных возможностей краёв, областей, республик и разработка перспективных схем развития туризма в отдельных регионах [19, c.89].

В период 1980-1992 гг. постепенно росла материально-техническая  база лечебно-оздоровительного туризма, появились новые гостиничные  комплексы в крупных городах  страны (“Измайлово” и “Салют”  в Москве, “Турист” в Пскове, “Велинград” в Кисловодске и др.), получили распространение новые виды обслуживания – семейный отдых и курсовочное лечение. При курсовочном лечении отдыхающие проживали в квартирах и домах частного сектора, а курс лечения и оздоровления получали в санатории. Рекреационное обслуживание было хорошо развито на базе санаториев, а также домов отдыха. Попытки стимулировать развитие туризма административными мерами только обострили имеющиеся противоречия. К позитивным итогам этого периода следует отнести возросший интерес науки к проблемам туризма, создание системы рекреационного проектирования, начало формирования новой профессионально-квалификационной структуры и системы непрерывной подготовки кадров туристской сферы.

В конце  периода стала очевидной невозможность  решения задач интенсификации и  повышения качества туристского  обслуживания в рамках административно-командной  системы и необходимость широкого использования экономических методов. Основными чертами административно-нормативного периода являются:

– развитие туризма в условиях жёсткого нормирования и планирования;

– распространение новых форм обслуживания (семейный отдых, курсовочное лечение);

– создание крупных и комфортабельных гостиничных комплексов;

– создание научной основы изучения туризма.

Переходный  период развития российского туризма  характеризуется переходом от административного  регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых  российских законах, касающихся как  предпринимательства и рынка  в целом, так и туристской деятельности в частности. Особенности переходного  периода: переход от монопольного хозяйства  к многоукладному (туристские предприятия становятся собственностью разных владельцев); формирование туристского рынка на основе новых законов; использование туристских ресурсов в условиях рынка на основе новых экономических и правовых отношениях; изменение характера спроса в связи с появлением новых видов туристских услуг (выездные шоп-туры, развлекательные и приключенческие туры, тур с целью изучения языка и т.д.); невостребованность материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты, дома отдыха); возникновение большого числа малых и средних туристских предприятий; рост средних показателей выездного туризма, особенно с целью шопинга.

Одновременно  резко обозначились негативные моменты  современного периода: в новых условиях цены на отдых значительно выросли, поскольку возможности дотаций  практически исчерпаны; многие предприятия  народного хозяйства остановились или перестали приносить прибыль; спрос упал, население не имеет  необходимых средств на отдых, но потребности остались.

Во второй половине XIX века большое внимание здесь уделяется экскурсионной деятельности. В этот период получают широкую известность: Общество любителей естествознания, которое имело свои филиалы в ряде городов империи, в том числе и в таких как Петербург, Москва, Казань, Тифлис, Екатеринобург; Крымский горный клуб, действовавший в Одессе и т.д. Начиная с 1899 года в Москве при Педагогическом   обществе  работала комиссия по организации общеобразовательных экскурсий для учащихся. В 1895 году было создано Ялтинское экскурсионное бюро Крымско-Кавказского горного клуба. Более подробно о этапах развития туризма в России изображено в таблице 1.2.1

Отмеченные  организации выпускали первые специализированные журналы: «Экскурсионный вестник», «Школьные экскурсии и школьный музей», «Русский экскурсант», различную литературу педагогического характера, а также занимались подготовкой руководителей экскурсией. В работе организаций принимали участие многие известные ученые, путешественники, писатели, общественные деятели. Среди них Д.Н. Мамин-Сибиряк, Д.Н.Менделеев, И.Л.Павлов и другие.

 

Таблица 1.2.1.

Этапы развития туризма в России

 

Период

Название

Характеристика

Развитие туристических организаций

До 1890

Просветительский

Путешествия связаны с познавательными, торговыми, политическими и религиозными целями. Поездки совершали для  расширения кругозора и знакомства с достижениями разных народов, а  также для лечения и оздоровления.

Отсутствуют

1890-1917

Предпринимательский

Познавательно-экскурсионная направленность. Становление и развитие разных видов  спортивного туризма.

Образовались Русский туринг-клуб (Петербург, 1895), Русское горное общество (Москва, 1901).

1917-1930

Туристско-экскурсионный

Формирование рынка туристических  услуг и туристической инфраструктуры. Появление туристических бюро и  обществ с целью активизировать массовый отдых трудящихся и удовлетворить  их потребности в изучении культурных ценностей и природы России.

В 1920 появилось Объединенное лекционно-экскурсионное  бюро, в 1925 – Государственное АО «Советский турист», в 1929 – ВАО «Интурист»

1930-1990

Административно-нормативный

Создание материальной базы для рекреационного туризма, лимитирование выездного туризма. С 1970-х туристско-экскурсионное дело прочно вошло в быт советских людей. Характерной чертой советского туризма является жесткое нормирование и планирование.

В 1958 создано Международное молодежное бюро «Спутник».

С 1990

Переходный

Переход от административного распределения  к коммерческой торговле. Невостребованность и разрушение старой материальной базы. Рост внешнего (выездного) туризма при сокращении внутреннего.

На рынке РФ работает около 8 тыс. фирм, 6 тыс. из которых имеют лицензии на международную туристскую деятельность


 

 

Таким образом индустрия туризма является важным фактором, способствующим более интенсивному экономическому развитию тех районов земного шара, которые удалены от крупных промышленных центров и слабо обеспечены ресурсами для развития и хозяйственного роста.

 

1.3. Роль туризма в экономике страны и ее регионов

 

Значение  туризма для экономики страны, в котором он развивается, весьма многообразно и очень весомо в  силу ряда причин. Во-первых, деятельность туристских организаций выгодна  потребителям, персоналу руководителям, стране (региону). Во-вторых, с экономической  точки зрения большое значение имеет  туризма в виде дополнительного  спроса на местные товары и услуги. В-третьих, туризм содействует развитию региональных отраслей, выпускающих  предметы потребления. В-четвертых, туризм изменяет удельный вес расходов на находящихся в посещаемой стране по меньшей мере 24 часа; цели их путешествия могут быть сгруппированы следующим образом: ради удовольствия (отдых, здоровье, образование, отпуск, спорт, религия); деловые цели. Кроме туристов, к временным посетителям относятся экскурсанты, то есть лица, пребывающие в посещаемой стране менее суток [33, c. 40].

Кроме того, туризм оказывает прямое и косвенное  воздействие на экономику страны. Прямое воздействие выражается в  виде увеличения дохода страны за счет прямых расходов туристов. Потраченные  денежные средства, или же расходы  туриста вкладываются в индустрию  страны, обеспечивая тем самым  занятость населения, пополнение бюджета  налогами, иными словами увеличение дохода не только туристских организаций, но и принимающей стороны в целом [34, c. 55].

Сочетание прямого и косвенного влияния  определяет совокупное воздействие  туризма в экономику страны (региона). Оно проявляется через влияние  туризма на платежный баланс, которое  выражается виде разницы между расходами иностранных туристов в стране и расходами резидентов этой же страны за рубежом, а также, на занятость населения и региональное развитие

Платежный баланс может быть положительным  или отрицательным. Положительное  сальдо платежного баланса по туризму  обеспечивается ростом доходов страны от туризма. Положительный баланс характерен для стран, известных на международном  туристическом рынке своим природным  и историко-культурным потенциалом, а также развитой инфраструктурой. Отрицательный баланс характерен для  стран с высоким уровнем социально-экономического развития. В случае отрицательного баланса происходит утечка денежных средств из страны.

Отметим тот факт, что туризм приобретает  немаловажное значение для развития регионов. Организация туристских предприятий  в разных  регионах способствует выравниванию и ускорению экономического развития, повышению спроса на товары местного производства, созданию дополнительных рабочих мест, привлечения внимания к местному природному и культурно-историческому  наследию и т.д.

Туризм  с точки зрения экономики рассматривают  как экономический комплекс, развитие которого в большей степени объясняется  мирохозяйственными связями, процессами, отношениями, и как важнейший  катализатор экономического роста. В связи с этим туризм выступает  каналом перераспределения между  странами.

В современном  мире туризм выступает в виде услуг, которые в свою очередь не накапливаются  и транспортируются, служит эффективным  средством охраны окружающей среды  и культурно-исторического наследия, быстрой окупаемостью инвестиций, сопряжен со всеми отраслями хозяйства и видами деятельности человека и другие [25].

Туризм  является одной из высокодоходных отраслей современной мировой экономики. По данным Всемирной туристической  организации, туризм формирует 11% мирового ВВП. Он вовлекает в оборот приблизительно 4 трлн. долларов США [34, с.95].

Одним из показателей, показывающих интерес развития туризма в Российской Федерации выступают инвестиции. Данные за 2008 год представлены в таблице 1.3.1.

 

Таблица 1.3.1.

Инвестиции в сферу туризма  РФ за 2008 год

 

Виды инвестиций

Объемы

Структура, %

1. Инвестиции в основной капитал, млн. руб.

В том числе по отдельным видам  деятельности

19866,8

100

1.1. Деятельность гостиниц

13470,9

67,8

1.2. Деятельность прочих мест для временного проживания

6188,3

31,1

1.3. Деятельность туристических агентств

207,6

1,1

2. Иностранные инвестиции в организации, осуществляющие деятельность гостиниц, тыс. долл. США (накоплено на конец года)

в том числе:

386182

100

2.1. Прямые

340971

88,3

2.2. Портфельные

6729

1,7

2.3. Прочие

38482

10,0


 

Данные  таблицы 1.3.1. свидетельствуют о том, что инвестиции в основной капитал  в сферу туризма в 2008 году составили 19866,8 млн. руб., которые на 15,1 % увеличились  по сравнению с предыдущем годом (в 2007 году – 17257,7 млн. руб.). Основная часть инвестиций связана с развитием деятельности гостиниц (67,8%) и прочих мест временного проживания (31,1%).

Информация о работе Развитие туризма в Республике Татарстан: состояние и перспективы развития