Роль России в развитии
международного туризма.
Международный туризм – это специфическая
отрасль (разновидность) услуг, международные
перемещения людей или путешествия, представляющие
собой специфическую категорию международной
торговли. Удельный вес международного
туризма, превратившегося в настоящее
время в одну из крупных, высокодоходных
и наиболее динамичных отраслей составляет
в мировой торговле товарами и услугами
более 7%. С учетом же косвенного влияния
на экономику (эффекта мультипликации)
удельный вес туризма в создании мирового
ВНП, согласно экспертным оценкам достиг
на рубеже веков 11-12%. На туристскую сферу
приходится 7% мировых инвестиций, каждое
шестнадцатое рабочее место, 11% мировых
расходов, 5% всех налоговых поступлений.
Если в 2009г. число участников международного
туризма составило 664 млн. человек (более
10% населения мира), и он принес доход в
размере 454,6 млн. долл. То к 2015г. по прогнозам
ВТО при сохранении сложившихся за последние
20 лет средних темпов роста, число международных
туристов достигает 900 млн., а доходы от
отрасли составят 1.1 трлн. Долл. Что касается
географии мирового туризма, то в 2012г.
более 57,5% всех путешествующих пришлось
на Европу; американский континент был
вытеснен со второго места Азиатско –
Тихоокеанским регионам, принявшим 130
млн. путешественников (18,1%); значительно
(на 12%) больше туристов принял Китай.
Развитие индустрии
гостеприимства в России.
Индустрия
гостеприимства развивается под воздействием
ряда факторов, которые можно разделить
на две группы – внешние и внутренние.
Внешние определяются воздействием компонентов
окружающей действительности, не связанных
с функционированием индустрии гостеприимства.
Внутренние факторы непосредственно связаны
с особенностями организации и функционирования
предприятий индустрии гостеприимства.
К внешним факторам относятся: политико
правовые, безопасность путешествий, экономические
и финансовые, культурные, инфраструктурно
коммуникационные, демографические, развитие
торговли, новые и новейшие технологии.
Политико
правовые факторы. Если государство заинтересовано
в развитии туристской отрасли, это выражается
в общей концепции приоритетного развития
индустрии гостеприимства, принятии законодательных
и нормативных актов, стимулирующих и
регулирующих развитие туризма и гостиничного
хозяйства, а также в финансово экономических
мерах по поддержанию и развитию инфраструктуры
размещения, строительству гостиниц и
развитию индустрии гостеприимства.
Фактор безопасности
путешествий. По мере развития туризма
вопросы безопасности занимают все большее
место.
Экономико финансовые
факторы. На индустрию гостеприимства
оказывают влияние как макроэкономические,
так и микроэкономические факторы..
Культурные
факторы. Культурная среда – один из тех
ресурсов, который приводит к генерированию
массовых туристских потоков. Туристы
посещают определенные места, имеющие
мировую культурную ценность.
Социально демографические
факторы оказывают большое влияние на
развитие индустрии гостеприимства..
Для развития
индустрии гостеприимства наибольшее
значение играют возрастной, семейный
и социальный состав населения.
Инфраструктурно
коммуникационный фактор. Важное значение
для туризма имеет состояние инфраструктуры
транспорта, размещения и питания. Развитие
торговли. Технологические факторы.
Большое влияние
на рост туризма и расширение его социальной
базы оказывают материально технические
факторы. Особое своеобразное место в
туристской деятельности занимает индустрия
размещения и питания. Уровень гостиничного
и ресторанного сервиса играет немаловажную
роль в обслуживании иностранных туристов.
Но индустрия туризма, и в особенности
индустрия размещения и питания, подвержена
колебаниям спроса на туристские услуги
в течение года, что, несомненно, приводит
к возрастанию затрат на содержание предприятий
размещения и питания и удорожанию их
услуг.
Помимо внешних
факторов, определяющих развитие международного
туризма, необходимо выделить и конкретизировать
достаточно большую группу внутриотраслевых
факторов, к которым относятся: совершенствование
гостиничного продукта; развитие сферы
гостиничных услуг; создание гостиничных
цепей и ассоциаций; развитие систем дистрибуции;
фактор трудовых ресурсов; маркетинговые
факторы.
Особенности организации
детского туризма в России.
Детьми, согласно Конвенции о правах
ребенка и российскому гражданскому и
семейному праву, считаются лица до достижения
ими 18 лет.
Особенности детского туризма: 1) сочетание
оздоровительной, просветительской, рекреационной,
педагогической (воспитательной) работы,
2) учет возрастных особенностей при работе
с группой, при формировании групп, при
составлении маршрутов и т.д., 3) обязательное
присутствие педагогов, 4) виды:международный,
региональный, военно-патриотический,
местный, спортивный, краеведческий, социальных
и др. Следовательно, исключаются: конгресс-туризм,
шопинг-туризма, секс-туризм, бизнес-туризм
и т.д., 5) собственно детский туризм - не
ранее 7-8 лет, как правило - не ранее 10 лет.
Но в каждом развитом туристском районе
обязательно есть места и программы для
кратковременных, соответствующих возрасту
и интересам путешествий детей либо их
отдыха (на курортах: детские кафе, игротеки,
бассейны, дискотеки, игровые площадки
и др.). В последнее время - лингвистические
лагеря отдыха, тематический отдых (например,
«путешествие в сказку» и т.д.
Турфирмы специально разрабатывают турпродукт
для детей, качество которого подлежит
особому контролю со стороны органов сертификации
и лицензирования.
Современные проблемы развития детского
туризма в РФ:
1) отсутствие крупных детских
организаций,
2) отсутствие финансирования со
стороны государства для доступности
детского туризма детям из
разных социальных слоев.
Туризм и экология:
особенности взаимодействия.
В процессе туристской деятельности
неизбежно происходит изменение окружающей
природной среды. При этом негативные
изменения преобладают, нанося ей значительный
и все возрастающий ущерб. Можно приводить
множество примеров на эту чему, призывая
и убеждая с их помощью в необходимости
бережною отношения к природе. Но, как
показывает практика, эффективность такого
рода популяризаторства и морализирования
незначительна, если ограничиваться только
этим и не принимать более действенных
мер по защите природы от негативного
воздействия туризма. Ведь проблема "что
такое (экологически) хорошо и что такое
(экологически) плохо" выходит за узкоэкономические
рамки.
Ее разрешение требует системного
подхода, который включал бы разнообразные
и взаимосвязанные меры воздействия при
использовании природных ресурсов в туристских
целях. Такие меры воздействия предполагают
привлечение дополнительных технических,
организационных, социологических, ресурсоведческих
и экологических знаний. А это уже проблема
управления туризмом, экологически ориентированным
в широком смысле, и управления экологическим
туризмом, имеющим более узкие границы,
но зато обладающим более действенным
инструментарием природоохранного действия.
Сегодня мы должны совершенно
четко представлять себе, что природа
нуждается в защите от туризма. Многие
нарушения экологического равновесия
распознаются слишком поздно. Возникновение
необратимых процессов в результате разрушения
природной среды при ее неконтролируемом
использовании в туристских целях нередко
приводит к ее отмиранию. Она становится
утерянной для будущих поколений. Туристы,
кратковременно удовлетворяющие свои
индивидуальные потребности, ставят их
выше долговременного использования природных
богатств. Серьезный риск представляют
те места пребывания туристов, где отсутствует
необходимая и создана неподходящая инфраструктура.
Считается, что проблемы защиты
окружающей природной среды должны решаться
после экономических. На самом деле все
как раз должно быть наоборот. Туристов
привлекают именно экологически чистые
регионы, тле они могут получить полноценный
здоровый отдых и эстетические впечатления
от общения с природой. Ее же разрушение
рано или поздно приводит к исчезновению
в регионе туризма как отрасли экономики.
Правовые основы
туристической деятельности.
4 октября 1996 года Государственная
Дума приняла Федеральный закон
«Об основах туристской деятельности
в Российской Федерации». И впервые
туристскую деятельность регулирует
правовой акт, обладающий высшей
юридической силой - закон, который
образует стержень правовой системы
сферы туризма. Изучение Закона,
также установление соотношений
его статей с нормами гражданского,
административного, экологического
и других отраслей права позволит
работниками туристских организаций
избежать ошибок и материальных
потерь из-за правовой неосведомленности,
а гражданам, пользующимся туристическими
услугами, осознать свои права
и обязанности.
Федеральный закон «Об основах туристской
деятельности в Российской Федерации»
дал определение ряда понятий, используемых
в сфере туризма: туризм, туристская деятельность,
туризм внутренний, туризм выездной и
въездной, туризм социальный, туризм самостоятельный,
турист, туристские ресурсы, туристская
индустрия, тур, туристский продукт, продвижение
туристского продукта, туроператорская
деятельность, турагентская деятельность.
В главе закона, именуемой «Государственное
регулирование туристской деятельности»,
заявлены наиболее важные законодательные
установления:
■ о месте туризма в экономике России;
■ о принципах государственного регулирования
туристской деятельности;
■ о целях, приоритетных направлениях
и способах государственного регулирования
сферы туризма.
В ст. 3 закона указывается, что государство
признает туристскую деятельность одной
из приоритетных отраслей экономики Российской
Федерации. Впервые в норме закона заявлено,
что туризм — отрасль экономики России
и что это отрасль приоритетная.
Формулируя принципы государственного
регулирования туристской деятельности,
закон возлагает на государство обязанности
содействовать туристской деятельности
и создавать благоприятные условия для
ее развития, определять и поддерживать
направления самой туристской деятельности
(то есть делать выбор, по каким направлениям
развивать отечественный туризм), формировать
представления о России, как стране, благоприятной
для туризма, осуществлять поддержку и
защиту российских туристов, туроператоров,
турагентов и их объединений.
Среди основных целей государственного
регулирования туристской деятельности
в ст. 4 Закона указаны: обеспечение прав
граждан на отдых, свободу передвижения
и иных прав при совершении путешествия;
охрана окружающей природной среды; создание
условий для деятельности, направленной
на воспитание, образование и оздоровление
туристов; развитие туристской индустрии,
обеспечивающей потребности граждан при
совершении путешествий, создание новых
рабочих мест, увеличения доходов государства
и граждан России, развитие международных
контактов, сохранение объектов туристского
показа, рациональное использование природного
и культурного наследия.
При этом в ст. 4 Закона записано, что приоритетными
направлениями государственного регулирования
являются поддержка и развитие внутреннего,
въездного, социального и самодеятельного
туризма, поскольку именно развитие этих
видов туризма позволит эффективное преодоление
множества проблем России в уже ближайшем
будущем (например, приток иностранной
валюты в отечественную экономику, предоставление
новых рабочих мест, сооружение новых
объектов для иностранного инвестирования).
В статье 4 Закона определены также способы
государственного регулирования туристской
деятельности. К ним можно отнести:
■ создание нормативно-правовых актов,
направленных на совершенствование отношений
в сфере туристской деятельности;
■ содействие в продвижении туристского
продукта на внутреннем и мировом туристских
рынках, защита прав и интересов туристов,
обеспечение их безопасности, лицензирование,
стандартизация в туристической индустрии,
сертификация турпродукта, установление
правил въезда на территорию Российской
Федерации и пребывания на ее территории
с учетом интересов развития туризма.
Важнейшими способами государственного
регулирования сферы туризма являются:
лицензирование, стандартизация, сертификация
туристической деятельности, которые
осуществляются в целях защиты прав и
интересов туристов.
Факторы, влияющие
на развитие международного туризма.
Являясь сложной социально-экономической
системой, туризм подвержен влиянию со
стороны многочисленных факторов, роль
которых в каждый момент может быть различной
как по силе, так и по продолжительности
воздействия на развитие туризма. Поэтому
их учет объективно необходим для организации
эффективной туристской деятельности.
Факторы, воздействующие
на туризм, подразделяются на два вида:-внешние
(экзогенные);-внутренние (эндогенные).
Внешние факторы воздействуют на туризм посредством
происходящих в жизни общества изменений
и имеют неодинаковую значимость для различных
элементов системы туризма.
К числу важнейших
внешних факторов, влияющих на развитие
туризма, относятся:1. природно-географические;2.
культурно-исторические;3. экономические;4.
социальные;5. демографические;6. политико-правовые;7.
технологические;8. экологические.
Основные экономические
показатели деятельности турфирмы и их
анализ.
Микроэкономический подход
предусматривает прежде всего анализ
деятельности хозяйствующего субъекта
на туристическом рынке, т.е. туристической
фирмы. В данном случае необходимо оперировать
конкретными финансово-экономическими
показателями, такими, как экономический
эффект, эффективность, прибыль, рентабельность,
фондоотдача, фондоемкость, оборачиваемость
оборотных средств, производительность
труда и др.