Совершенствование организационной структуры управления предприятия туристской индустрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 09:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: анализ организационной структуры управления предприятий туристской индустрии и разработка направлений ее совершенствования.
Методы исследования: обобщение, сравнительный анализ, группировка, сравнительно-исторический метод, дедукция и индукция, диалектический метод.

Файлы: 1 файл

Совершенствование организационной структуры управления предприятия туристской инду.doc

— 741.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа:  49 с., 10 рис., 5 табл., 21 источник, 3 прил.

 

УПРАВЛЕНИЕ, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ  СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ, ИЕРАРХИЯ, ОРГАНИЧЕСКИЙ ТИП, ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ, ЛИНЕЙНАЯ СТРУКТУРА, ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, МАТРИЧНАЯ СТРУКТУРА, ДИВИЗИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

 

Объект исследования – организационная структура управления предприятием.

Предмет исследования – организационная структура управления ООО «ТОП-ТУР».

Цель  работы: анализ организационной структуры управления предприятий туристской индустрии и разработка направлений ее совершенствования. 

Методы  исследования: обобщение, сравнительный анализ, группировка, сравнительно-исторический метод, дедукция и индукция, диалектический метод.

Область возможного практического применения: результаты исследования могут быть использованы при разработке концептуальных подходов, основных направлений и отдельных мер в области совершенствования организационной структуры управления ООО «ТОП-ТУР».

В ходе написания работы проводились обобщения различных точек зрения, высказанных в экономической литературе, анализировались периодические материалы.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический  материал, правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

                                 ________________

(подпись студента)

 
ВВЕДЕНИЕ

 

 

Одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики является туристическая индустрия. Высокие темпы ее развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. Туризм сейчас является одним из самых динамичных секторов как белорусской, так и мировой экономики.

Наиболее важным элементом в  деятельности любой туристической  фирмы является функция организации. Она заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий функционирования фирмы.

Организационная структура — это целостная  система, специально разработанная таким образом, чтобы люди, работающие в ее рамках, могли наиболее эффективно добиваться поставленной перед ними цели.

Структура управления представляет собой упорядоченную  совокупность связей между звеньями и работниками, занятыми решением управленческих задач организации.

Организации создают  структуры для того, чтобы обеспечивать координацию и контроль деятельности своих подразделений и работников. Структуры организаций отличаются друг от друга сложностью (т. е. степенью разделения деятельности на различные функции), формализацией (т. е. степенью использования заранее установленных правил и процедур), соотношением централизации и децентрализации (т. е. уровнями, на которых принимаются управленческие решения).

Совершенствование организационной структуры управления предполагает уточнение функций подразделений, определение прав и обязанностей руководителя и сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков. Основной задачей здесь является повышение эффективности управления. Организационные структуры управления туристическими фирмами отличаются большим разнообразием и зависят от многих факторов. К ним могут быть отнесены, в частности, размеры фирм (средняя, мелкая, крупная), профиль фирмы (специализация на одном конкретном направлении или нескольких направлений).

Между структурой управления и организационной структурой существует тесная связь: структура организации отражает принятое в ней разделение работ между подразделениями, группами и людьми, а структура управления создает механизмы координации, обеспечивающие эффективное достижение общих целей и задач организации.

Структурные взаимосвязи  в организациях находятся в центре внимания многих исследователей и руководителей. Для того чтобы эффективно достигались цели, необходимо понимание структуры работ, подразделений и функциональных единиц. Организация работы и людей во многом влияет на поведение работников. Структурные и поведенческие взаимосвязи, в свою очередь, помогают установить цели организации, влияют на отношения и поведение работников. Структурный подход применяется в организациях для обеспечения основных элементов деятельности и взаимосвязей между ними.      


Актуальность  вопроса вызвана тем, что у  каждого предприятия есть своя организационная  схема управления и очень важно  знать какая их них лучше, а  какая хуже и чем они отличаются.

Таким образом, тема данной курсовой работы является актуальной как с теоретической, так и с практической точки  зрения.

Целью данной работы является оценка организационной структуры  управления предприятий туристской индустрии и разработка направлений ее совершенствования.

Данная цель реализуется с помощью решения  следующих задач:

  • изучить понятие и подходы к построению структуры управления;
  • рассмотреть виды структур управления;
  • определить принципы построения структуры управления;
  • дать характеристику ООО «ТОП-ТУР»;
  • провести сравнительный анализ организационных структур управления предприятий туристской индустрии;
  • разработать направления  совершенствования организационной структуры в ООО «ТОП-ТУР».

Объектом  исследования  является организационная структура.

Предметом исследования является организационная структура  управления ООО «ТОП-ТУР».

В ходе написания  работы использовались литературные источники  как учебного плана, так статьи из  периодических изданий, а также электронные источники.

Основные методы исследования: сравнительного анализа, группировки, сравнительный метод, дедукции и индукции, диалектический метод.

Для написания  теоретических основ организационной  структуры управления предприятием использовалось учебное пособие З.П. Румянцевой  «Общее управление организацией: теория и практика», учебник «Управление организацией» под ред. А.Г. Поршнева, а также статьи И. Л.  Наркевич «Организация: понятие, признаки, система и структура», И. Acтaшкинa «Принципы построения и функционирования систем управления»,  Г.Я. Гольдштейн «Типы организационных структур управления». Для разработки рекомендаций статья Ю. А. Медведевой « Организационная структура управления промышленностью: особенности и приоритетные направления развития».

 

1 Организационная  структура управления как основа совершенствования функционирования организаций

 

1.1 Понятие и  значение организационной структуры  в развитии организаций

 

Каждая организация  представляет собой достаточно сложную  технико-экономическую и социальную систему, отражающую ее индивидуальность и специфику. Описать эту систему возможно, если определить характер взаимодействия на каждом из ее уровней: «организация — внешняя среда», «подразделение — подразделение» или «группа — группа», «индивид — организация».

Способы взаимодействия сторон характеризуют рассматриваемую систему определенным образом и позволяют судить, насколько эффективно она справляется со своей главной задачей — организацией гармонического взаимодействия между индивидом и внешней средой. Немаловажное место в этом занимает структура организации, посредством которой или через которую это взаимодействие осуществляется.

По мнениюДж.К.Лафта: «Наилучшая» структура – это  та, которая позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников, а также удовлетворять потребностям клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью» [9, с. 65].

Под организационной  структурой управления понимается форма  распределения задач и полномочий на принятие решений между лицами или группами лиц (структурными подразделениями), составляющими организацию, учитывающая направленность организации на достижение стоящих перед ней целей.

Структура управления представляет собой упорядоченную  совокупность связей между звеньями и работниками, занятыми решением управленческих задач организации. В ней выделяют такие понятия, как элементы (звенья), связи и уровни. Элементы — это службы, группы и работники, выполняющие те или иные функции управления в соответствии с принятым разделением управленческих задач, функций и работ. Отношения между элементами поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные.

Горизонтальные связи  носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи — это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких уровней управления. Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, т.е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления [12, c. 206].


Организационная структура управления зависит от следующих факторов:

– характера  производства и его отраслевых особенностей: состава производимой продукции, технологии изготовления, масштаба и типа производства, уровня технической оснащенности производства;

– формы организации  управления производством (линейная, линейно-функциональная, матричная);

– степени соответствия аппарата управления иерархической структуре производства;

– соотношение  между централизованной и децентрализованной формами управления;

– соотношения  между отраслевой и территориальными формами управления (по продукту, по региону);

– уровня механизации  и автоматизации управленческих работ, квалификации работников, эффективности их труда;

– соответствия иерархической структуре производства как управляемой системе.

В соответствии с этим построение организационной  структуры управления требует: группировки всех видов работ по функциям, обязанностям или задачам; формирования соответствующих отделов, рабочих групп и определения индивидуальных исполнителей; установления полномочий по принятию решений и отношений между отделами, рабочими группами и индивидуумами по поводу выполнения ими функций, обязанностей и задач; установления каналов коммуникаций и механизмов, обеспечивающих координацию и передачу решений по вертикали и горизонтали. Приведем определение наиболее важных понятий, имеющих непосредственное отношение к построению структуры управления [2, c. 176].

Структуры управления во многих организациях сложились больше исторически, чем в результате целенаправленных усилий по их формированию и улучшению. Несмотря на это, можно выделить два типовых подхода, получившие наибольшее распространение. Первый — это формирование структуры управления исходя из внутреннего строения организаций, разделения работ и рационализации управления — иерархический (механистически) тип. Второй исходит из необходимости постоянного приспособления структуры управления к условиям внешней среды, получивший название органического. При первом подходе главное внимание уделялось разделению труда на отдельные функции и соответствию ответственности работников управления предоставляемым полномочиям. В течение многих десятилетий организации создавали формальные структуры управления, которые получили название иерархических, или бюрократических [1, c. 177].

Концепция иерархической  структуры была сформулирована немецким социологом Максом Вебером, разработавшим  нормативную модель рациональной бюрократии. Она содержала следующие принципиальные положения:

  1. четкое разделение труда, следствием которого является необходимость использования квалифицированных специалистов по каждой должности;
  2. иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим;
  3. наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей;
  4. дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои обязанности;
  5. осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности. Объективный характер управленческих решений выступал в качестве гаранта рациональности такой структуры [8].

Информация о работе Совершенствование организационной структуры управления предприятия туристской индустрии