Сущность туризма в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Цель написания данной курсовой работы: анализ основных видов туризма, получивших наибольшее развитие в Российской Федерации и перспективы их развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать основные виды туризма в РФ.
2. Рассмотреть перспективы развития видов туризма в РФ.

Файлы: 1 файл

3.docx

— 956.89 Кб (Скачать файл)

Географическое сосредоточение международных  туристских обменов соответствует  географической концентрации торговли, однако имеет два важных отличия.

Во-первых, страны с положительным  балансом по поступлениям от туризма, например США, Испания, Португалия, Греция, часто имеют отрицательный баланс в торговле. Страны с отрицательным  балансом по туристским обменам имеют  положительный торговый баланс, например Германия, Япония.

Во-вторых, обмен туристскими услугами между индустриальными странами с аналогичными образцами спроса не обязательно является обменом продуктами подобных типов, как в торговле товарами.

Действительно, обмен товарами между  индустриальными странами является, прежде всего, обменом продуктами одной и той же категории, например торговля автомобилями между США и Японией или продуктами питания между европейскими странами. Это так называемая внутриотраслевая торговля. В туризме обмен подобными продуктами также существует, например, в секторе культурного туризма, но в меньших размерах. Как правило, происходят обмены традиционными видами туризма. Например, жители северных стран Европы в основном проводят отпуск на курортах стран Средиземноморья, а жители южных теплых стран отдают предпочтение отдыху на горнолыжных курортах.

Экономическое пространство социально-культурной сферы и туризма охватывает большую  часть мировой экономики. Многие развитые страны считают туризм и  сферу услуг приоритетным направлением своего экономического развития, поскольку  данная отрасль очень привлекательна в инвестиционном плане. Далее она  способствует развитию инфраструктуры региона или страны, притоку валютных средств. Пример целевых программ по развитию туризма в России показывает прямой эффект от их реализации: а именно строительство гостиниц, ресторанов, горнолыжных комплексов, дорог и  т.д. Но сама реализация данных программ требует вложений в другие отрасли  народного хозяйства: строительство, обрабатывающая промышленность. Мультипликативный эффект от реализации данных программ подразумевает вовлечение в этот вид различных субъектов предпринимательства (рекламные агентства, предприятии торговли, общественного питания, развлекательные учреждения, транспортные фирмы), что обеспечивает приток денег в местные, региональные и федеральные бюджеты.

Таким образом, международный туризм будет продолжать свое развитие, несмотря на риск экономического спада, так как  туристский спрос имеет свои собственные  детерминанты. Неоспорим и тот  факт, что международное неравенство  в секторе туризма значительно. Для достижения равнозначного успеха в мире новые подходы поощрения  развития туризма должны базироваться на международной кооперации. Следовательно, международная кооперация и соглашения между ключевыми компонентами туризма (гостиницы, транспорт, туристские фирмы) должны гарантировать будущее развитие индустрии.

 

 

1.3 Динамика развития туризма в России.

 

Уровень конкурентоспособности  туристических агентств, услуг и страны в целом остается низким. По данным, опубликованным Мировым Экономическим Форумом в Женеве, наиболее конкурентоспособными в сфере туризма и отдыха (рейтинг «TTCR» – Travel and Tourism Competitiveness Report) в категории «цена-качество» в 2009 году из 133 стран признаны Египет, Бруней-Даруссалам, Индонезия и Малайзия, а Россия в этом рейтинге заняла 59 место Следовательно, существует проблема и актуальная задача повышения качества услуг и их конкуренто способности на мировом рынке.

Индустрия туризма входит в число трех ведущих отраслей мирового хозяйства, незначительно уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, но доля туристической отрасли в ВВП России в первом полугодии 2011 года составляет всего 6,5%. В нашей стране эта отрасль продолжает считаться второстепенной и это является проблемой на пути ее значительного роста.

Приведенные результаты исследования подтверждают актуальность исследования этого сектора экономики и, прежде всего, в части оценки регионального потенциала. Поэтому в работе на основе данных официальной статистики анализируются состояние и динамика отрасли туризма и отдыха в России [13].

Выездной туризм, т.е. поездки  лиц, постоянно проживающих в  Российской Федерации, в другую страну, имеет тенденцию постоянного роста за исключением 2010 года, что связано с последствиями мирового экономического кризиса (рис. 1).

 

Рисунок 1. Динамика количества поездок российских туристов за границу[15]

 

С 2002 по 2010 годы количество поездок  российских туристов за границу увеличилось  с 5 тысяч в 2002 году до 9,5 тысяч в 2010 году. Самый высокий показатель (более 11 тысяч поездок) наблюдался в 2009 году [17]. География поездок достаточно разнообразна, но существуют и приоритетные направления (табл. 1).

 

Таблица 1 – Поездки российских туристов за границу (представлены данные по 19 наиболее популярным странам), единицы измерения, тыс.чел.

 

 

Как видно из таблицы 1, россияне не имеют устойчивых предпочтений по поводу выбора стран для туризма и отдыха, за 10 лет они неоднократно менялись, поэтому выделить некоторые закономерности или устойчивые тенденции сложно, но представляется возможным. На выбор страны оказывает влияние не только соотношение цена/качество услуг, но и политическая стабильность, ряд других факторов. По информации, представленной на рисунках 2 и 3, можно сделать ряд выводов. Во-первых, Россиян привлекает стремительное развитие средиземноморских курортов Турции и Египета. Наблюдается рост количества поездок с 5% до 20% от общего количества поездок за границу. Курорты Турции и Египта популярны у россиян, так как предлагают достаточно высококачественный и недорогой отдых. Эти факторы оказываются достаточно сильными, чтобы преодолеть риски нестабильности и множества негативных ситуаций, характерных для этих стран.

Рисунок 2. Выезд российских туристов за границу [15]

Рисунок 3. Выезд российских туристов за границу

 

 

Во-вторых, наблюдается сокращение поездок на Украину. Одной из причин такого изменения показателя служит возникновение политических разногласий  и возникновение достаточно напряженных  отношений между Россией и  Украиной, которые отражаются на качестве услуг. Кроме того, инфраструктура туризма  и отдыха Украины не отличается высоким  качеством и не наблюдаются тенденции  существенного улучшения ситуации. 

Туристы из разных стран  мира приносят существенный доход нашему государству. За последние восемь лет изменение общего количества поездок путешественников из разных стран в Россию имеет ярко выраженную тенденцию к увеличению (табл. 2 и рис. 4). Наша страна вопреки экономическому кризису остается привлекательной для иностранных туристов. В силу этого возникает задача сохранения завоеванных рыночных позиций, в том числе за счет улучшения информационного обеспечения туристической деятельности, и эффективного использования сложившихся в разных странах самоорганизующихся социальных сетевых сообществ, распространяющих позитивную информацию о туристических объектах России.

 

Таблица 2 – Количество поездок иностранных туристов в Россию (представлены данные по 19 наиболее популярным странам), тыс.чел.[16]

 

Рисунок 4. Динамика количества поездок иностранных туристов в  Россию

 

На рисунках 5 и 6 показана структура въездного туризма. Туристические  объекты России пользуются наибольшим спросом у граждан Германии, США, Финляндии, Польши, Италии и Китая. Существуют разнонаправленные тенденции спроса на туристические услуги. Интерес  граждан Великобритании, Испании  и Италии к нашей стране повысился, а туристы из Китая, Финляндии, США  и Польши несколько охладели к  путешествиям по России. Поток немецких туристов в Россию снизился на 17 %, что,  по мнению экспертов, объясняется ужесточением российской стороной визового режима, в том числе необходимостью предоставлять  ряд дополнительных данных. Например, гражданам Германии, желающим посетить Россию, нужно дополнительно предоставлять  выписку из банковского счета  или другие гарантии возвращения  на родину, в том числе справку  от работодателя о постоянном доходе, документ о регистрации частной  фирмы,  свидетельство о наличии  собственности. Трудно представить  ситуацию,  когда жители Германии будут массово прикидать родину, воспользовавшись туристической визой. Такие препятствия могут быть сняты и принесут существенный экономический эффект.

Рисунок 5. Въезд иностранных туристов в Россию

 

Рисунок 6. Въезд иностранных  туристов в Россию

 

Таким образом, с одной  стороны, в России наблюдается позитивная динамика въездного и выездного  туризма, а с другой – существует не решаемые длительное время проблемы, которые препятствуют развитию данной отрасли.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 МЕСТО ТУРИЗМА В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ.

 

 

    1.  Туризм в региональной экономике данные по всему миру

В общей сложности, в индустрии туризма и сферах экономики, связанных с ней, занято 8,1 процента трудоспособных жителей Земли. По прогнозу, к 2014 году этот показатель вырастет до 8,6 процента. Оборот индустрии в 2004 году достиг 5,49 млрд. долларов США. В 2014 он увеличится почти до 9,56 млрд. долларов США [6,13].

 Необходимость развития  сферы туризма способствует повышению  уровня образования, совершенствованию  системы медицинского обслуживания  населения, внедрению новых средств  распространения информации и т. д.

Туризм оказывает положительное  влияние на сохранение и развитие историко-культурного наследия, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами, заставляет правительства, негосударственные организации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды.

Существуют различные  точки зрения на то, как туризм влияет на уровень регионального экономического развития и его темпы. Одна из них, как будет подробнее показано ниже, состоит в том, что развитие туризма не оказывает позитивного  влияния на региональное развитие. Сторонники другой, наоборот, стараются  доказать, что развитие туризма вносит весомый вклад в развитие территории. В действительности эта дискуссия  имела бы смысл только в том  случае, если регион, страна имеют экономически более выгодную альтернативу развитию туризма. Более важным представляется вопрос о том, как наиболее эффективно, с пользой для региона организовать его туристскую специализацию, если она уже развивается или начинает развиваться.

В большинстве развивающихся  стран все инвестиции в развитие туризма поступают извне, и, соответственно, большая часть доходов от туризма  уходит за рубеж. Так, туризм является главной отраслью экономики в  таких островных государствах, как  Антигуа (доля туризма в ВВП — 58 %), Багамские острова (52 %), Бермудские острова (38 %). Но показатели валового внутреннего  продукта на душу населения здесь  сильно уступают развитым странам (хотя и превосходят многие развивающиеся  страны, где туризм менее развит) [10].

В экономически развитых странах  ситуация иная: многие страны получают от туризма большие доходы. И даже если на начальном этапе в туризм привлекаются крупные иностранные  инвестиции, то они могут стать  стимулом такого развития сопряженных  отраслей экономики, который обеспечивает получение высоких доходов в  национальном секторе и позволяет  вкладывать местный капитал в  развитие туризма, и не только в собственной  стране, но и за рубежом.

Характерным примером является развитие туризма в Испании. Получив значительный зарубежный капитал в 60—80-е годы, вложенный главным образом в туристские средства размещения в прибрежной зоне, Испания в настоящее время стала значительным инвестором в развитие туризма за рубежом, в частности на Кубе [18].

Связь развития туризма и  регионального развития в целом  — двусторонняя. С одной стороны, туризм может стать весомым фактором регионального развития. С другой стороны, грамотная государственная  или региональная политика может  стимулировать развитие туризма, тем  самым улучшая общую социально-экономическую  ситуацию в регионе.

В условиях переходной экономики ее специфические черты четко проявляются в туризме. Анализируя особенности трансформации применительно к рынку, созданному в условиях административно-командной экономики туристского сектора, французские исследователи подчеркивают два важных обстоятельства. С одной стороны, речь идет об устаревшей инфраструктуре, недостаточности для современной рыночной экономики внедряемых «ноу-хау» и других препятствиях; с другой стороны — о происходящих изменениях на рынке международного туризма (меняется поведение потребителей, устаревают некоторые модели туризма в развитых странах и появляются новые конкуренты). Первое затрудняет положительное воздействие туризма на экономическое развитие. Второе дает потенциальную возможность отстающему на мировом рынке туристскому сектору, ориентируясь на передовые образцы, успешно конкурировать с традиционными туристскими регионами.

К характерным препятствиям относятся провалы рынка и  инфляционность туристического сектора. Асимметричное распределение информации между поставщиками и потребителями туристических услуг в пользу первых создает условия для недобросовестного поведения со стороны поставщиков туристических услуг. В результате возникает угроза либо сужения, либо полного «закрытия» рынка. Вот почему асимметричное распределение информации относят к провалам рынка. Для нейтрализации такого рода негативных тенденций используются такие инструменты, как рыночные сигналы, репутация поставщиков туристических услуг.

Информация о работе Сущность туризма в РФ