Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 14:36, курсовая работа
Цель написания данной курсовой работы: анализ основных видов туризма, получивших наибольшее развитие в Российской Федерации и перспективы их развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать основные виды туризма в РФ.
2. Рассмотреть перспективы развития видов туризма в РФ.
Движение туристов, пересекающих государственную границу, сопровождается платежами в иностранной валюте, подобно тому как это происходит при движении товаров. Иностранные туристы обеспечивают поступление валюты в бюджет принимающей страны и тем самым активизируют ее платежный баланс, что соответствует понятию экспорта. Под импортом в экономике международного туризма понимается выезд туристов, сопряженный с оттоком национальной денежной единицы из страны их постоянного проживания [3,8]. Международные платежи по туристским операциям такого рода фиксируются в пассиве платежного баланса страны — поставщика туристов. Поскольку туристские услуги в отличие от товаров не принимают натурально-вещественной формы (их невозможно продемонстрировать, увидеть или попробовать до получения), их потребление происходит в принимающей стране (туристский продукт не пересекает границу), а на родину туристы увозят неосязаемые впечатления. Экспортно-импортные операции в международном туризме часто именуются «невидимой торговлей».
Другая особенность
Характерной чертой международного разделения
труда является неразрывная связь
классической внешнеторговой деятельности
и обмена туристами при всех различиях,
существующих между ними. Эта взаимосвязь
нашла концентрированное
В настоящее время в мире растет
интерес к международному туризму
как средству поддержания и развития
традиционной внешней торговли. Международная
туристская специализация приносит
дополнительные выгоды странам, расширяя
их экспортные и импортные возможности.
Благодаря приему иностранных туристов
они получают возможность в скрытой
форме экспортировать продукцию, которая
обладает невысокой
Повсеместно происходит более тесное взаимное увязывание традиционной внешней торговли и международного туризма. Обмен товарами прокладывает путь обмену туристами, а международное туристское движение служит упрочению классических торговых отношений между странами. Туристы, вывозя из страны временного пребывания местные привычки и вкусы, влияют на структуру импорта в их родной стране и порождают вторичный экспорт из принимающей страны. Типичной продукцией вторичного экспорта являются вина, водка, мелкие галантерейные изделия.
Еще одним подтверждением тесной связи
традиционного товарного и
Сущность международного туристского разделения труда составляет международная специализация отдельных стран на определенных видах туризма, которой сопутствует обмен туристами между странами. Для формирования туристской специализации необходимы три предпосылки:
1) Страна должна иметь преимущества перед другими странами для развития туризма. Они обусловлены тем, что территории в разной степени наделены факторами производства туристских продуктов. Наиболее очевидной причиной туристской специализации является обеспеченность страны туристско-рекреационными ресурсами, во многом определяющими ее привлекательность. Но эта причина — не единственная и не всегда главная. Не менее важно для организации приема туристов и должного уровня их обслуживания обладать капиталом — развитой туристской инфраструктурой, а также располагать трудовыми ресурсами нужного количества и требуемого качества, иметь сложившиеся традиции гостеприимства. Благодаря этим преимуществам страна может производить туристские продукты сверх внутренних потребностей, для внешнего обмена;
2) Одновременно должны существовать страны с избыточным туристским спросом, который может быть удовлетворен только вовне, путем перемещения туристов в страны с избыточным туристским предложением. Так, распространившаяся после Второй мировой войны мода на купально-пляжный туризм вызвала мощные туристские потоки в меридианальном направлении, с севера на юг. В Европе скандинавы, немцы, англичане в массовом порядке стали проводить летние месяцы на побережье Средиземного моря. Оно привлекало отдыхающих комфортным климатом, длительным купальным сезоном, прекрасными песчаными пляжами, живописной прибрежной полосой. Концентрация туристов способствовала подъему местной туристской индустрии и превращению Средиземноморья в наиболее освоенный и развитый курортный район мира;
3) Цены на туристские услуги в стране, принимающей туристов, ниже, чем в отправляющей при прочих равных условиях. Эта разница должна быть достаточно велика, чтобы покрыть расходы туристов на международную перевозку, визовые и другие сборы и сохранить экономическую целесообразность путешествий за границу.
В начале 1970-х гг. польский экономист Я. Гезгала, внесший большой вклад в исследование внутреннего и международного туризма, обратил внимание на явление, которое согласуется с третьей предпосылкой. Он назвал его «международным туристским обменом многоступенчатого каскада». Это явление основано на том, что туристы из стран с высоким уровнем жизни выезжают в страны, где уровень жизни и стоимость проживания ниже. В свою очередь жители стран, включенных во вторую группу, путешествуют в страны с относительно еще более низкой стоимостью проживания. Многоступенчатый туристской обмен имеет место при условии, что есть выбор среди стран, одинаково привлекательных с рекреационной, культурно-познавательной или любой другой туристской точки зрения, но различающихся уровнем цен на туристские услуги.
Туристская специализация
В отечественной и зарубежной литературе
сложились разные представления
о факторах развития туризма. Многие
исследователи предпринимали
Конструктивная схема
1) Генерирующие общественные потребности в туризме, пробуждающие спрос на разные формы отдыха, формирующие циклы рекреационных занятий. Они зависят от процессов, протекающих на макроуровне, в общественной суперсистеме, и определяют необходимость и целесообразность ведения рекреационного хозяйства, а также его структуру;
2) Реализующие эти потребности и способствующие вовлечению широких масс населения в сферу туристско-рекреационной деятельности. Они связаны с природными и культурно-историческими ресурсами рекреации и туризма, а также социально-экономическими условиями жизни населения.
По классификации и
В середине 1990-х гг. получает распространение другая классификация. Ряд исследователей предложили разделить весьма разнообразные факторы развития туризма на статичные и динамичные. К первой группе относятся факторы, неизменные в течение времени: природно-географические и культурно-исторические. Во вторую группу попадают факторы, способные меняться в сравнительно короткие отрезки времени. Эта группа сложнее по составу и включает три подгруппы:
1) факторы, относящиеся к
2) факторы, связанные с внешней
и внутренней политикой
3) материально-технические и
Кроме того, различают факторы экзогенные,
воздействующие на сферу туризма
извне, и эндогенные, складывающиеся
внутри сферы туризма. Под экзогенными
факторами понимаются важнейшие
процессы и условия жизнедеятельности
общества, которые прямо или
Заслуживает внимания классификация факторов на экстенсивные и интенсивные, а также сдерживающие развитие туризма. Экстенсивные факторы способствуют расширению сферы туризма путем привлечения большего количества производственных ресурсов: увеличения численности работников, строительства новых туристских объектов и др. В отличие от них, интенсивные факторы, воздействуя на сферу туризма, приводят к глубоким ее преобразованиям за счет применения более совершенных техники и технологий обслуживания клиентов, сдвигов в квалификационной структуре рабочей силы, повышения образовательного и профессионального уровня работников, более рационального использования природных ресурсов и др. Факторы могут оказывать не только благоприятное влияние на туризм, но и тормозить его развитие. К сдерживающим факторам относятся разного рода кризисы в обществе, политическая нестабильность, геополитические конфликты, обострение криминогенной обстановки, ужесточение туристских формальностей и др.
На современном этапе роль туризма в экономике Росси