Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 14:36, курсовая работа
Цель написания данной курсовой работы: анализ основных видов туризма, получивших наибольшее развитие в Российской Федерации и перспективы их развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать основные виды туризма в РФ.
2. Рассмотреть перспективы развития видов туризма в РФ.
В туристическом секторе более выражены инфляционные факторы. Объяснение возникновения инфляции и роли туризма в этом процессе предложено в работе Л. Бенсаэль и И. Самсона. Основополагающим при этом является то, что стоимость большинства туристических услуг увеличивается в два раза быстрее роста общего индекса цен потребления, а в туристических зонах цены выше по сравнению с другими зонами, что особенно ярко выражается в разгар сезона. Это позволяет сделать вывод, что туризм — инфляционная отрасль экономики. Отличие инфляционных процессов, связанных с туризмом, в странах с рыночной и переходной экономикой состоит в том, что на сегодняшний день инфляция в западных экономиках уже стала управляемой, до чего странам с переходной экономикой еще достаточно далеко.
В соответствии с теорией
оптимального функционирования экономики
страны эффективность на отдельном
участке оценивается с позиций
общего эффекта. Поэтому сумма частных
эффектов будет характеризовать
степень влияния туризма на
Экономические факторы также
оказывают воздействие на
Основными факторами, положительно влияющими на туризм, являются:
1) размер реального дохода
— при увеличении реального
дохода потребители получают
в свое распоряжение больше
денег, а если денег
2)распределение дохода
— чем равномернее
3)стабильность валюты — если курс доллара высокий, то это не позволяет купить много долларов, и наоборот; при такой ситуации с валютой отдых и поездка российского гражданина в США будут стоить дорого, а поездка американца в Россию станет очень выгодной; колебания обменного курса приводят к тому, что разница цен на одни и те же услуги становится весьма значительной;
4)выгодность конъюнктуры,
которая выражается в
Среди базовых факторов, отрицательно воздействующих на туризм, можно назвать:
1)экономические и структурные
кризисы, которые вызывают
2)рост безработицы и
снижение заработной платы,
3)падение курса национальной
4)невыгодная для туризма
Следует отметить, что взаимное
влияние названных
Эсов (влияние экономики) = Эсов (влияние туризма).
Уравнение обмена представляется
крайне важным для принятия обоснованных
государственных решений в
В последние годы в западной литературе все больше говорится об эволюции потребительской модели туризма. Эта эволюция характеризуется переходом стандартного туризма, основанного на интернациональной индустрии, в значительной степени обезличенного процессами глобализации, к более разнообразному, природоориентированному, учитывающему потребности местного населения туризму. «Сопровождая эту эволюцию, основываясь на модели современного туризма, региональное развитие является одним из предметов нового подхода в западных странах, который связан, с одной стороны, с эволюцией туристической модели и, с другой — с переустройством территории». Речь идет о «комплексном туризме» или об «альтернативном туризме». Такой вид туризма нацелен на альтернативное (устойчивое) развитие туристической индустрии, широко содействует местному населению и его потребностям, минимизирует непредвиденные эффекты туризма.
Поскольку туризм включен в рыночные отношения, все его компоненты, включая организацию приема туристов, инфраструктуру туристских регионов и пр., должны функционировать по рыночным схемам. Скорость развития рыночных отношений в странах бывшей административно-командной системы определяет темпы эволюции туризма.
И наоборот: ускоренное развитие
туризма на той или иной территории
способствует формированию и развитию
регионального рынка. В связи с этим туризм
должен рассматриваться как комплекс
услуг, связанных с другими региональными
институтами, а также как особый вид деятельности,
соотносящийся с национальной политикой
в области туризма и с международным рынком.
Туризм является важным инструментом
в обустройстве территории. Он позволяет
создать ряд профессий и
Ж. Бриден отмечает следующие преимущества туризма для любой развивающейся страны:
1) поступления в платежный баланс в твердой валюте;
2) дисперсия развития в неиндустриальные регионы;
3) общее экономическое
развитие посредством
4) создание возможностей для занятости населения;
5) социальные выгоды вследствие расширения интереса людей к событиям в мире в целом, и к новому пониманию «иностранцев и их вкуса» в частности.
Можно добавить и некоторые другие, например возрастание роли сектора услуг в экономике как самый явный эффект экспансии туризма. Страны с переходной экономикой, имея качественные отличия в экономике туризма от развитых стран, отличаются и от развивающихся стран.
Одна из особенностей развития
туризма в развивающихся
По оценке Всемирного совета по путешествиям и туризму (табл. 3, рис. 7), наилучших результатов в экспорте туристических товаров и услуг добились Польша и Чехия (10 460 и 9191 млн долларов США соответственно). Эти же страны лидируют в выездном туризме. Роль туризма наиболее значима в экономике Болгарии (5 % в ВВП), Венгрии (4,7 %), Словении (3,6 %). Роль туризма в экономике отдельных стран Центральной и Восточной Европы, 2004 г.
Таблица 3. Оценка Всемирного совета по путешествиям и туризму
|
Экспорт тур. услуг, млн дол. США |
Импорт тур. услуг, млн дол. США |
Баланс, млн дол. США |
Доля индустрии туризма в ВВП, % |
Венгрия |
5425 |
3799 |
1626 |
4,7 |
Польша |
10460 |
8430 |
2030 |
2,1 |
Чехия |
9191 |
5577 |
3641 |
2,9 |
Словакия |
1833 |
1173 |
660 |
2,5 |
Румыния |
1066 |
1284 |
-218 |
1,4 |
Болгария |
2820 |
1634 |
1186 |
5,0 |
Словения |
2357 |
1342 |
1015 |
3,6 |
Поскольку туризм является
важным видом экономической
Роль туризма в странах с переходной экономикой была исследована рядом ученых: С. Бозиаским (1991), М. Завадским (1992) и другими — для Польши, Р. Бенке (1992) — для Венгрии, Л. Бутовским (1992) — для Чехии, Л. Бенсаэль и И. Ге-деши (1997) — для Албании, В. Храпко (1997) — для Украины, В. Рэлиан и Н. Рэлиан — для Молдовы, В. Гординым, А. Татариновым (1997, 1999, 2000) — для России и т. д.
Несмотря на отличия в доле каждой из постсоциалистических стран в общем объеме туристических потоков (рис. 8), можно найти сходные черты, которые присущи всем этим странам в переходный период. Например, если рассматривать выездной туризм, то одной из наиболее популярных целей путешествий были шоп-туры (из Венгрии — в Австрию, из Польши — в Германию, Россию, Турцию и т. д.). Аналогичное поведение можно наблюдать и со стороны россиян — шоп-туры в Турцию, Китай, Польшу.
В условиях, когда индустрия,
сельское хозяйство страдают от экономического
спада, когда наблюдается рост безработицы
(в Калининграде он превышает 10 %, а
в малых городах области —
еще выше), рост сектора услуг
и туризма позволяет разрешить
некоторые из этих проблем. Он стимулирует
создание новых рабочих мест (в
сфере туризма, в обслуживающих
и сопряженных отраслях: производство
продуктов питания для
Рисунок 8. Доля отдельных государств в
совокупном объеме туристских потоков
постсоциалистических стран Европы (кроме
России и стран ближнего зарубежья).
Это представляет интерес
и с другой точки зрения. В то
время, когда Европа испытывает сельскохозяйственное
перепроизводство, вопросы роста
уровня безработицы в сельской местности
являются особо актуальными. Используя
трудовые ресурсы сельской местности
для специализированных видов туризма
(например, сельского), этот вид деятельности
может заполнить пустующую
Потребительские услуги, торговля
и туризм, развиваясь в условиях
отсутствия конкуренции и централизованно-