Сущность туризма в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Цель написания данной курсовой работы: анализ основных видов туризма, получивших наибольшее развитие в Российской Федерации и перспективы их развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать основные виды туризма в РФ.
2. Рассмотреть перспективы развития видов туризма в РФ.

Файлы: 1 файл

3.docx

— 956.89 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ  И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В  БУДУЩЕМ

 

3.1 Целевая программа развитие туризма в Свердловской области

Областная целевая программа  «Развитие туризма в Свердловской области» на 2011-2016 годы (далее – Программа) разработана в соответствии с  Федеральным законом от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»; Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденной приказом Федерального агентства по туризму от 06.05.2008 г. № 51; Концепцией федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2010 г. № 1230-р; Законом Свердловской области от 31 декабря 1999 года № 51-ОЗ «О туризме и туристской деятельности в Свердловской области» («Областная газета», 2000, 11 января, № 3-4) с изменениями, внесенными законами Свердловской области от 17 апреля 2001 года № 35-ОЗ («Областная газета», 2001, 21 апреля, № 80), от 10 декабря 2005 года № 114-ОЗ («Областная газета», 2005, 14 декабря, № 383-385), от 12 июля 2007 года № 75-ОЗ («Областная газета», 2007, 17 июля, № 232-249), от 19 декабря 2008 года № 121-ОЗ («Областная газета», 2008, 20 декабря, № 396-405), от 20 февраля 2009 года № 10-ОЗ («Областная газета», 2009, 25 февраля, № 51-52), и постановлением Правительства Свердловской области от 17.09.2010 г. № 1347-ПП «Об утверждении Порядка разработки и реализации областных целевых программ»(«Областная газета», 2010, 24 сентября, № 342-343).

Программа носит комплексный  характер и призвана создать правовую, организационно-управленческую и экономическую  среду, благоприятную для обеспечения устойчивого развития въездного и внутреннего туризма в Свердловской области и увеличения вклада туризма в социально-экономическое развитие региона.

Целью программы является формирование эффективного конкурентоспособного регионального туристского продукта.

Для ее решения выделено несколько комплексных задач.

Первая задача. Создание эффективного туристского продукта и развитие объектов туристской инфраструктуры на территории Свердловской области.Для решения этой задачи выделяются два блока.

Блок 1, проектный. Включает в себя крупные инвестиционные проекты  в сфере туризма и мероприятия  по их реализация проектно-целевым  методом с учетом комплексного развития территории и межведомственной коммуникации.

Проект №1. Верхотурье и  формируемая туристско-рекреационная  зона «Духовный центр Урала» (включающая в себя городской округ Верхотурский и 15 Махневское муниципальное образование), видовая направленность культурно-познавательный и паломнический туризм.

Туристическая специализация  проекта дополняется видовым  разнообразием ресурсов близлежащих  городов Северного управленческого  округа, расположенных с запада: Качканар (120 км от Верхотурья) –межрегиональный центр активных видов туризма и отдыха, Краснотурьинск(120 км от Верхотурья) – центр автомобильного и экологического туризма, Карпинск (135 км от Верхотурья) и Североуральск (180 км от Верхотурья) –центры технического и экстремального туризма.

С востока и юго-востока  туристско-рекреационная зона «Духовный  центр Урала» дополняется паломническим  и культурно-познавательным маршрутом  «Симеонова тропа» (Меркушино – Махнево – Верхняя Синячиха – Алапаевск –Реж – Екатеринбург.

Проект №2. Туристский кластер  «Уральский меридиан» – центры активного  туризма и центры автомобильного туризма вдоль транспортного  коридора Екатеринбург – Серов (расположен меридианально вдоль 60 градуса восточной долготы). В кластер входят туристско-рекреационный комплекс «Граница Европы и Азии» (существующий проект муниципального образования «город Екатеринбург» и проектируемые комплексы в городском округе Первоуральск и городе Нижний Тагил), существующие горнолыжные комплексы: «Волчиха», «Пильная», «Теплая» – окрестности городов Первоуральска и Ревды; «Висячий камень» – Новоуральский городской округ; «Белая», «Долгая» – окрестности Нижнего Тагила и проектируемые горнолыжные центры: «Качканар» –Качканарский городской округ; «Красная горка» – городской округ Краснотурьинск, «Конжаковский камень» – городской округ Карпинск;«Кумба» – Североуральский городской округ», которые были объединены в единый инвестиционный проект, подготовленный в 2010 году Министерством экономики Свердловской области в целях диверсификации экономики монопрофильных муниципальных образований (Качканарский городской округ, городской округ Краснотурьинск, городской округ Карпинск, Североуральский городской округ).

Проектируемая туристско-рекреационная  зона «Демидов парк» (территория города Нижний Тагил) может войти в кластер  после оформления концепции и  инвестиционных предложений.

Проект №3. Туристско-рекреационная  зона «Старый Невьянский завод» (территория Невьянского городского округа), видовая  направленность культурно-познавательный и конгрессный туризм. Невьянск также находится на одной оси в меридиональном транспортном коридоре. Концентрация туристских ресурсов, информационная насыщенность и единая транспортно-логистическая схема позволяют объединить вышеперечисленные туристско-рекреационные зоны, центры активного туризма и центры для автотуристов в региональный маршрут «Серебряное кольцо Урала», имеющий единые стандарты обслуживания и навигации.16

Маршрут имеет кольцевую  основу: Екатеринбург – Невьянск –  Нижний Тагил – Верхотурье –  Меркушино – Махнево – Синячиха – Алапаевск – Реж –Екатеринбург, и дополняется автодорожными «входами» из соседних регионов Российской Федерации.

Существующая сеть автомобильных  дорог: Тюмень – Ирбит (Туринск) –Нижняя Синячиха, и далее по маршруту или Тюмень – Ирбит (Туринск) –Коптелово – Реж и далее по маршруту.

С открытием к 2012 году новой  транспортной артерии, федерального автодорожного  коридора Пермь – Серов – Ивдель – Ханты-Мансийск – Нижневартовск – Томск города севера Свердловской области (Верхотурье, Качканар, Краснотурьинск, Карпинск, Североуральск) получают мощный стимул развития, возникает возможность организации туристских потоков из соседних регионов: Пермь – Горнозаводск (Пермский край) – Нижняя Тура –далее по Серовскому тракту – Верхотурье или Нижний Тагил; Ханты-Мансийск – Югорск (Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменская область) –Ивдель – Краснотурьинск – далее по Серовскому тракту – Верхотурье или Нижний Тагил.

Проектируемая автомобильная  дорога Каменск-Уральский – Сухой  Лог –Артемовский (ввод в эксплуатацию к 2015 году) связывает основной кольцевой маршрут с юго-восточным направлением: Республика Казахстан – Курган (Курганская область) – Каменск-Уральский – Сухой Лог – Артемовский –Алапаевск и далее по маршруту или Каменск-Уральский – Екатеринбург и далее по маршруту.

В данной концепции особую значимость приобретает Проект №4:туристско-рекреационная  зона «Каменные ворота», муниципальное  образование «город Каменск-Уральский» и Каменский городской округ. Видовая направленность культурно-познавательный туризм, активные виды туризма, центр автомобильного туризма («южные ворота» региона).

Блок 2, программный. Включает в себя мероприятия по содействию развитию туристской инфраструктуры и  созданию условий для развития туристско-рекреационных  зон; мероприятия по развитию санаторно-курортной  сферы и оздоровительного туризма; мероприятия по развитию туристской инфраструктуры особо охраняемых природных  территорий Свердловской области; мероприятия  по развитию спортивного самодеятельного  туризма.

Включает в себя:

1) определение наиболее  перспективных туристско-рекреационных  зон;

2) разработку туристского  продукта (туристско-экскурсионные  маршруты, туры выходного дня,  санаторно-курортное лечение, событийные  мероприятия и другое), а также  брендирование туристских проектов, в том числе:

«Железный пояс Урала» (второе название «Летопись горных заводов») –уникальное торговое предложение Свердловской области и уральского региона в целом в сфере культурно-познавательного туризма, по масштабности проект может быть сравним с индустриальными туристскими программами Германии; 17 «Сокровища Уральских гор» – уникальное торговое предложение, сюда входят тематические туры в Березовский, Нижний Тагил, Качканар (золотодобыча), Сысерть, Полевской (сказы П.П. Бажова), Режевской минералогический заказник (самоцветная полоса), Мариинское месторождение изумрудов (пос. Малышева);

«Чайными дорогами Урала» – встраивание Свердловской области  в международный туристический  проект «Великий чайный путь» (участники  Китай, Монголия и 28 регионов Российской Федерации), основные туристические центры – города Ирбит, Камышлов и Екатеринбург;

«По следам Ермака» –  межрегиональный туристический  проект, дает возможность расширения географии турпродукта совместно  с ближайшими регионами – Пермским краем и Тюменской областью, основные центры развития – город Нижний Тагил, поселок Махнево;

«Чусовая России» –  масштабный межрегиональный проект, тематически связанный с темой  Горнозаводской цивилизации («Дорогами  железных караванов»), но позиционирующий, прежде всего, активные виды туризма, событийные мероприятия и рекреационный  отдых в природном парке «Река  Чусовая», центры развития село Чусовое (Шалинский городской округ) и село Усть-Утка (город Нижний Тагил);

3) разработку туристических  маршрутов и текстов экскурсий,паспортизацию существующих и новых туристических маршрутов.

В настоящее время в  Свердловской области выделено около 30 туристско-экскурсионных маршрутов. Проектный метод развития туризма  позволит существенно увеличить  количество туристско-экскурсионных  маршрутов и много дневных  туров;

4) создание цикла событийных  мероприятий, которые являются  важнейшим элементом турпродукта  и обеспечивают возвратность  туристских потоков. Известно, что  объекты туристского показа (музейный  комплекс, природные объекты) не  могут быть гарантией возвратного  туристского потока. Тогда как  событийные мероприятия могут  создать постоянную мотивацию  посещения тех или иных туристских  центров и туристско-рекреационных  зон.

Вторая задача. Повышение качества региональных туристских услуг. Решается за счет развития системы подготовки кадров в сфере туризма посредством повышения квалификации и подготовки кадров линейного звена и обслуживающего персонала туриндустрии; создания условий для организации и осуществления эффективной деятельности саморегулируемых организаций; разработки норм, стандартов и принципов ведения туристской деятельности и системы отраслевого статистического учета; организации информационных туров для специалистов туриндустрии по актуальным вопросам формирования и продвижения регионального турпродукта; развитие межрегионального взаимодействия в сфере внутреннего и въездного туризма.

Третья задача. Продвижение туристского продукта Свердловской области на российском и международном туристских рынках. Для решения поставленной задачи планируется проведение информационно-пропагандистской кампании на телевидении, в электронных и 18 печатных средствах массовой информации, а также проведение пресс-туров; издание и приобретение информационных материалов о туристском потенциале Свердловской области; разработка и продвижение фирменной символики регионального турпродукта; установление навигационных медиакомлексов в муниципальных информационно-туристских центрах, на территории объектов музейного комплекса Свердловской области и в культурно-досуговых центрах Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Каменска-Уральского, Первоуральска, Ирбита, Серова, Верхотурья, Невьянска, Качканара, Краснотурьинска, Красноуфимска и других городов области.

 

 

3.2 Расчет экономической эффективности программы развития туризма в Свердловской области

Основными ресурсами, используемыми  при реализации программы, являются финансовые, материально-технические  и трудовые.

Финансовые ресурсы на реализацию программы предполагается получить за счет следующих источников:

1)средства областного бюджета Свердловской области;

2)средства бюджетов муниципальных образований;

3)средства, привлекаемые в туристских фирмах;

4)заемные средства, привлекаемые на основе получения грандов от международных организаций (TACIS, “Know-HowFund” и др.);

5)заемные средства, привлекаемые туристскими фирмами при содействии Свердловской области;

6)заемные средства, полученные у населения, посредством вода в обращение облигационных займов.

Потребность в финансовых ресурсах будет корректироваться ежегодно с учетом хода выполнения мероприятий  программы. Подобная корректировка  будет находить отражение в ежегодно составляемой бюджетной заявке.

Привлеченные финансовые ресурсы будут использоваться для:

1)проведения научно-исследовательских работ, осуществления капиталовложений в развитие инфраструктуры туризма (объекты размещения туристов, развлечения и досуга, приобретение оргтехники и т.д.), а также на текущие расходы, связанные с продвижением турпродуктов Свердловской области на российский и международный рынки и на поддержку вновь создаваемых институциональных структур;

2)информационно-туристских центров и координационного совета в период их становления.

3)Исполнителем программы (в случае, если исполнителем не является государственный орган) будут привлекаться на основе проведения тендеров. Материально-техническое обеспечение работ входит в обязанности исполнителей и будут осуществляться головными исполнителями отдельных мероприятий программы.

4)Реализация программы потребует привлечения дополнительных трудовых ресурсов. Реализация основных инвестиционных проектов программы приведет к созданию дополнительных рабочих мест. Прогноз создания дополнительных рабочих мест по программе отражен, в качестве примера, в Ленинградской программе.

 Основными социальными  последствиями реализации программы  станут улучшение условий отдыха  жителей Свердловской области, укрепление их здоровья, а также увеличение числа рабочих мест. Ожидается, что в результате реализации программы общая продолжительность пребывания туристов, а также общее число туристов и рекреантов в Свердловской области увеличатся.

Информация о работе Сущность туризма в РФ