Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 14:36, курсовая работа
Цель написания данной курсовой работы: анализ основных видов туризма, получивших наибольшее развитие в Российской Федерации и перспективы их развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать основные виды туризма в РФ.
2. Рассмотреть перспективы развития видов туризма в РФ.
Проще перейти к рыночной
экономике, начиная с трансформации
услуг и туризма, поскольку они
менее капиталоемкие (по сравнению
с другими отраслями экономики)
Одновременно туризм нуждается
в разнообразных услугах и
с этой позиции может производить
мультипликативный эффект в виде
создания большего числа услуг и
даже некоторых новых видов
В социалистической (плановой) экономике отсутствовали многие элементы сферы обслуживания. Большинство в дальнейшем развилось как «новые виды деятельности». Практически не были развиты индустриальные услуги и бизнес-услуги, особенно те, которые были связаны с их управленческими функциями (консалтинг, аудит и бухгалтерский учет, тренинг, общий менеджмент, правовой и фискальный консультационный сервис, комплектование персонала и т.д.), так же, как и функционирование услуг по информационному и коммуникационному обеспечению (базы данных, он-лайн видеотексты), частные коммуникативные услуги), услуги по продажам (реклама, изучение рынка, промоушен, прямой и телемаркетинг и т.д.).
Развитие услуг в настоящее время является хорошим средством для развития экономики, это «агрегат товаров и услуг», производимых различными секторами экономики, такими как услуги по размещению, транспортировке, торговле, рекреационному обслуживанию.
Проблема конфликта между необходимостью развития туризма как стимула к существованию отдельных малоразвитых регионов и опасностью насаждения монокультуры решаема путем создания и реализации комплексных государственных программ регионального развития.
2.2 Туризм в региональной экономике данные по России
Анализ структуры экономики Рос
Несмотря на экономическую
значимость социальной сферы, в том
числе туризма, теоретическая концепция
ее развития как в России, так
и в регионах пока не получила широкого
распространения. Данное обстоятельство
обусловлено длительным господством
экономической идеологии, базирующейся
на безусловной доминанте сферы
материального производства. Не ставя
под сомнение принципиальную справедливость
данной позиции, необходимо подчеркнуть,
что ее реализация должна осуществляться
с использованием новых моделей
социально-экономической
Анализируя изменение основных экономических показателей развития данной отрасли, можно сделать вывод, что туризм за последние 15 лет развивался высокими темпами. Даже в условиях неблагоприятной конъюнктуры и периодов экономического кризиса в мировой индустрии туризма сохранилась положительная тенденция к росту [23,24,25].
Однако в России туризм пока не достиг впечатляющих результатов и находится лишь на стадии становления. Низкий технический уровень в туристской отрасли и невысокий уровень квалификации туристских кадров пока не позволяют привлечь мощный туристический поток из-за рубежа, тем самым стимулировать развитие внутреннего и социального туризма.
Решить проблемы развития
туризма и создания современного
туристического комплекса возможно
при условии осуществления
По прогнозам ВТО, Россия относится к числу государств, в которых в начале ХХI века прогнозируются наивысшие темпы развития туризма при государственной поддержке данной отрасли. Согласно прогнозам, к 2020 г. Россия войдет в первую десятку стран по приему туристов (47,1 млн. человек в год, что составляет 2,9 % – доли в мировом потоке туристов), так и по выезду туристов за пределы государства (30,5 млн. человек, что составляет 1,9 % – доли в мировом потоке туристов) [18,22,26 ]. Данные цифры не включают объемов внутреннего туризма, которые многократно превосходят въездной и выездной обороты.
Планирование развития туризма
может вестись на международном,
национальном и региональном уровнях.
На международном уровне в ограниченных
объемах планирование ведут, например,
Всемирная туристическая
Мы считаем, что в условиях разделения на федеральные округа и активного формирования организационных структур управления этими округами, региональные планы целесообразно разрабатывать не только на уровне отдельных субъектов РФ, но и на уровне федеральных округов. Дополнительный эффект от координации туристической деятельности на уровне федеральных округов будет достигаться в результате совместного использования туристических ресурсов, находящихся на территории соседних субъектов РФ.
Кабардино-Балкарская республика (КБР) входит в состав Южного федерального округа, занимающего особое место в стратегии территориального развития. Это обусловлено, прежде всего, его современным геополитическим положением, историей освоения и сложным этническим составом населения.
По уровню социально-экономического развития КБР относится к развитым среди субъектов Южного федерального округа.
Экономический потенциал республики может поддержать развитие курортно-рекреационного комплекса, функционирующего на базе уникального природного климата и многочисленных источников, не уступающих по составу и качеству лучшим минеральным источникам России и Европы.
В целях развития деловых
контактов и партнерских
Согласно переданных Минэкономразвития РФ полномочий министерством проводится лицензирование турагентской деятельности на территории республики, в рамках которой проанализирована деятельность всех турфирм республики и осуществляющих туристскую деятельность, выдано 20 лицензий. Для координации деятельности турфирм и проведения согласованной политики учреждена Кабардино-Балкарская ассоциация туристской индустрии (КБАТИ).
Налоговые и прочие отчисления в бюджеты всех упровней учреждениями отрасли составили более 50 млн руб., при этом экономический эффект от активизации потребительского спроса за счет приезжающих туристов оценивается по методике Всемирной туристской организации (ВТО) до 2 млрд руб., что выражается в увеличении: розничного товарооборота в республике, объема транспортных услуг, услуг связи, общественного питания и т.д. Таким образом, являясь составной частью экономики, рекреационный комплекс оказывает стимулирующее воздействие в целом на социально-экономическое развитие республики.
Несмотря на наметившиеся положительные тенденции перед отраслью стоит довольно обширный перечень задач на ближайшую перспективу:
1) совершенствование нормативно-
2) создание условий для
инвестиционной
3) совершенствование ценовой
политики и качества услуг
учреждений, дальнейшее развитие
системы учета и контроля
4) развитие малого и
среднего бизнеса в
5) разработка нетрадиционных
форм обслуживания, внедрение новых
туристских и экскурсионных
6) обеспечение безопасности пребывания и отдыха приезжих на территориях зон отдыха и упорядочение системы их регистрации и сборов;
7) совершенствование кадровой
политики, привлечение специалистов
социально-культурного сервиса,
2.3 Туризм в региональной экономике данные по Свердловской области
Свердловская область является одним из наиболее динамично развивающихся российских регионов, расположенных на границе Европы и Азии. Здесь сосредоточены мощное промышленное производство, богатые природные ресурсы, крупные транспортные потоки, солидный научный и человеческий потенциал. В традиционном рейтинге инвестиционной привлекательности регион уверенно занимает одно из первых мест в России. Уровень концентрации промышленности в четыре раза выше, чем в среднем по стране.
О новых подходах
в развитии въездного туризма
в Свердловской области, о том, как
будет продвигаться регион для российских
и иностранных
А директор
департамента малого и
Что касается вопросов глобального продвижения нашего региона на российский и зарубежный туристический рынок, то, по словам директора Центра развития туризма Свердловской области Эльмиры Тукановой, опыт участия в международных выставках показал, что позиционирование отдельных регионов - путь не совсем правильный, так как, за рубежом, нас воспринимают больше по географическому принципу. На форуме «Большой Урал», где соберутся более 450 гостей из 22 регионов РФ и 13 зарубежных стран, будет выработано решение о продвижении Свердловской, Челябинской, Тюменской, Курганской областей, Пермского края, республики Башкортастан, ХМАО и ЯНАО под единым брендом «Great Ural/ Большой Урал. «Локомотивом» станет Свердловская область, что даст нам дополнительные туристические потоки.
Эльмира Туканова отметила, что на осеннем форуме может быть подписано соответствующее межрегиональное соглашение. К слову, в Свердловской области планируют развивать различные виды туризма - от сельского, минералогического и промышленного, до событийного, этнографического и кулинарного. Алексей Ванченко, вице президент FIJET-RUSSIA - международной федерации журналистов, пишущих на тему туризма, заметил, что подходы областных властей к поддержке туризма в регионе изменились кардинально, а столь представительный форум, объединяющий силы регионов, организован впервые. Также впервые, в рамках форума и туристической выставки, пройдет кулинарное шоу «Попробуй Урал!». «Гастрономическая культура - это часть культуры региона, и проведение подобных мероприятий вполне может позиционировать нас в качестве третьей столицы», - заметил Алексей Ванченко.
Напомним, что с 5 апреля 2013 в Екатеринбурге, в МВЦ «Екатеринбург - ЭКСПО» откроется межрегиональная туристическая выставка «Лето - 2013» и форум «Большой Урал», организованный Центром развития туризма Свердловской области при поддержке областного Правительства и регионального министерства экономики. В четырех залах одновременно будут работать восемь круглых столов на темы организации детского отдыха, развития экологического и активного туризма в регионах Урала, создания сувенирной продукции на базе народных художественных промыслов, интеграции санаторно-курортных, оздоровительных и рекреационных предприятий с туристической отраслью Большого Урала, а также государственного участия при формировании и продвижении туристических продуктов оздоровительного туризма. В рамках форума пройдет гастрономический фестиваль «Попробуй Урал!», где гостей порадуют не только уральскими традиционными угощениями, но и кухней разных стран и народов. Стенд Свердловской области запланирован как интерактивная площадка, где можно будет собственными руками изготовить керамическое изделие, расписать поднос или принять участие в гастрономическом фестивале. Организованы ознакомительные туры по малым историческим городам Свердловской области - Невьянску и Каменск-Уральскому. Среди гостей форума - Хавьер Бланко, советник генерального секретаря Всемирной туристской организации при ООН, Майя Ломидзе - исполнительный директор Ассоциации Туроператоров России, Ольга Санаева и Кирилл Кружалин - члены правления Российского союза туриндустрии и другие. Отметим, что в 2012 году туристская отрасль Свердловской области претерпела изменения, так как функции развития внутреннего и въездного туризма переданы министерству экономики региона, где создан отдел развития туризма. 4 апреля откроется новый офис Центра развития туризма Свердловской области, который станет площадкой для общения представителей туристической сферы, муниципалитетов, представителей СМИ. Для укрепления конкурентных преимуществ сферы внутреннего и въездного туризма были внесены существенные изменения в областную целевую программу «Развитие туризма в Свердловской области на 2011-2016 годы», разработан комплексный подход к разработке и продвижению туристского продукта, стимулированию предпринимательской активности в этой отрасли. Запланировано развитие девяти базовых туристско-рекреационных кластеров, что обеспечит рост объема инвестиций в сферу туризма. Также планируется, что Свердловская область станет локомотивом нового бренда «Большой Урал», созданию которого положит работа форума.