Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 21:59, курсовая работа
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что сельский туризм это рекреационные путешествия в сельскую местность как реакция на «экологическое давление» в городах. Это один из видов малого бизнеса, который поднимает роль краеведения, усредняет элементы активной деятельности и отдыха, создает жизненную среду, приближенную к природе. Этот вид туризма все более распространяется в развитых странах.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что сельский туризм это рекреационные путешествия в сельскую местность как реакция на «экологическое давление» в городах. Это один из видов малого бизнеса, который поднимает роль краеведения, усредняет элементы активной деятельности и отдыха, создает жизненную среду, приближенную к природе. Этот вид туризма все более распространяется в развитых странах.
Сельский туризм может иметь перспективу и эффективно развиваться в национальных парках и специфических охраняемых территориях; в селах; сельскохозяйственных фермах; зонах отдыха и дачных территориях; в лесном массиве; в местах, имеющих естественные феномены; около монастырей и священных мест; в малых городах с характерной архитектурой, бытом, культурой; около памятников народной архитектуры под открытым небом.
Для успешной деятельности на перечисленных территориях необходимо создать инфраструктуру, чтобы туристы получали комфортный отдых, а окружающая природа не испытывала негативных влияний и имела экологическую стойкость. При этом дом должен соответствовать следующим требованиям: наличие красивого фасада (лучше всего — типичный для региона стиль), традиционный для района способ ведения домашнего хозяйства, бытовые удобства (санузел, горячая вода), достаточное количество помещений для размещения туристов, здоровая атмосфера в семье, наличие у хозяев желания принимать отдыхающих, с которыми они будут жить одной большой семьей, контактность, коммуникабельность, инициативность членов семьи.
Однако, несмотря на позитивную динамику, заметный рост интереса зарубежных туристов к самобытному русскому селу, пока еще не сформирована общегосударственная позиция, нацеленная на возрождение сельских территорий. Основной причиной такого положения вещей является отсутствие системного подхода государственных структур к решению этих безотлагательных задач.
В условиях резкого падения сельскохозяйственного производства возникает необходимость поиска новых путей выживания агропроизводителей. Одним из них является внедрение процесса диверсификации. Под диверсификацией, прежде всего, понимается освоение новых, не свойственных данной отрасли направлений деятельности.
Туризм является одним из таких направлений. Это высокодоходная и быстроокупаемая отрасль. Рентабельность производства туристской продукции в «раскрученном» состоянии составляет не менее 100 %, а срок окупаемости инвестиционных затрат – 2 года.
Важнейшим фактором обращения к агротуризму стал передел европейского аграрного рынка в связи с образованием Европейского союза (ЕС), что поставило национальных агропроизводителей многих стран Европы в совершенно новые условия конкуренции в связи с введением системы квотирования, ограничившей объемы национального сельхозпроизводства в ЕС, и невозможностью проведения открытой протекционистской политики (защиты национальных агропроизводителей). Не случайно агротуризм в 1980-е годы получил развитие именно в Западной Европе, когда были приняты меры по регулированию аграрного сектора ЕС, направленные на повышение его конкурентоспособности по сравнению с ведущими мировыми агроэкспортерами.
Ставилась задача стабилизировать цены на агропродукцию и избежать кризисов перепроизводства, снизить национальные объемы сельхозпроизводства (по условиям квотирования). При этом необходимо было найти социальные амортизаторы, которые позволили бы занять работой сельских жителей, сохранить прежнюю плотность населения в сельской местности, избежать миграций и негативных социальных явлений. В этих условиях агротуризм стал рассматриваться как альтернативная деятельность (форма малого семейного бизнеса) и получил политическую, а, следовательно, также юридическую и финансовую поддержку властей. В рамках общей сельскохозяйственной политики в ряде регионов принимаются меры по развитию многоотраслевого хозяйства, в частности, выделяются средства и на развитие агротуризма.
Средства, вложенные в туризм, окупаются в несколько раз быстрее, чем вложенные в сельское хозяйство. Но сельский туризм не конкурент производству, он является тем «локомотивом», который вытягивает за собой «полуразвалившийся состав» сельского хозяйства. Так, представители аграрного туризма, составляя договоры на поставку продовольственных товаров для отдыхающих, заранее планируют увеличение объемов сельскохозяйственного производства в регионе. Средства, вложенные в туризм, идут и на развитие основного производства, т. е. имеет место самофинансирование сельского хозяйства. Дополнительная рабочая сила из числа отдыхающих (слабообеспеченные слои населения) принимает участие в сельскохозяйственных работах (например, заготовка сена) или строительстве (реконструкция жилого сектора). Восстанавливаются утраченные подотрасли производства: заготовка и переработка грибов, ягод, лечебных трав.
Кроме того, за счет туризма восстанавливается социальная среда, прежде всего занятость населения. Здания архитектуры и храмовые сооружения начинают приносить доход району за счет экскурсионного туризма. Восстанавливаются больничные учреждения в виде санаториев и профилакториев. Они же в обязательной степени способствуют оздоровлению и местного населения.
Различные стороны исследуемой проблемы отражены в фундаментальных положениях специалистов и обобщены по трем направлениям:
- труды
специалистов в области
- трудах
отечественных ученых в
В трудах вышеперечисленных авторов исследованы фундаментальные и прикладные вопросы формирования и развития интегрированных структур. Однако работ посвященных отраслевому развитию применительно к типовым регионам, принципам отбора интегрирующих элементов региональной экономики и формированию новых агроструктур пока нет. Недостаточная разработанность теории и методологии исследования формирования и развития сельского (аграрного) туризма и его практического использования обусловили необходимость проведения разработок в этой области.
Цель исследования состоит в разработке теоретических и методических положений, а также практических рекомендаций по разработке бизнес-плана сельского гостевого дома во Всеволожском районе Ленинградской области и В соответствии с целью в дипломной работе поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотрено содержание понятия «сельский туризм»;
- рассмотрены этапы развития сельского туризма в России;
- исследовано наличие рекреационных ресурсов Всеволожского района;
-проанализирован процесс формирования стратегий рыночного позиционирования и продвижения туристских услуг Всеволожского района;
-рассмотрен процесс бизнес планирования на примере гостевого дома;
- -рассмотрено финансовое обоснование открытия сельского гостевого дома
- Объектом исследования являются рекреационные ресурсы Всеволожского района Ленинградской области
Предметом исследования выступают методологические и практические аспекты разработки бизнес-плана сельского гостевого дома.
Теоретической и методологической основой исследования являются труды российских и зарубежных специалистов в области экономики и управления сельского хозяйства и туристской деятельности, законодательные акты и нормативно-правовые документы, регулирующие функционирование отраслей сельского хозяйства и туризма, примененные к поставленной цели и задачам исследования. В качестве информационной базы использовались материалы федеральной службы государственной статистики РФ, территориальные органы федеральной службы государственной статистки отдельных областей, департаментов региональных АПК и туризма, результаты исследования автора.
1. Теоретические аспекты развития сельского туризма
1.1. Сельский туризм: основные аспекты
Сельский туризм - это сектор туристической отрасли, ориентированный на использование природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности и ее специфики для создания комплексного туристского продукта.
Сельское хозяйство является основой сельского туризма, поскольку существенное влияние основой сельского туризма, поскольку оказывает существенное влияние на формирование сельского культурного наследия. Именно сельскохозяйственное производство в основном формирует сельский ландшафт, где сочетаются различные виды производства, предприятий, поселений и архитектурных сооружений (деревни, хутора, фермы, изгороди, террасы, пруды, мельницы). Все это многообразие представляет собой историческое в культурное наследие сельской местности и нуждается в сохранении. Сельскому хозяйству мы обязаны также обширным этнологическим наследием, используемым в сельском туризме: сельскохозяйственные орудия и машины, ремесленные профессии и мастерские, кузницы, карьеры, запруды, самобытные архитектура и фольклор, разнообразная народная кухня, не говоря о богатстве человеческого потенциала. В свою очередь развитие сельского туризма положительно сказывается на состоянии самого сельского хозяйства, увеличивая потребление его продукции.
Понятие аграрного (сельского) туризма можно трактовать двояко. В узком смысле под аграрным туризмом понимают отдых городских жителей в сельской местности, предполагающий более или менее длительную аренду загородного жилья. В широком смысле аграрный туризм включает все виды времяпрепровождения городских жителей в сельской местности, т.е. элементы отдыха и оздоровительных мероприятий. В частности, в данном случае речь может идти о сочетании отдыха с трудом на приусадебном участке, об этнографических экскурсиях с акцентом на сельскую составляющую, о добровольном временном участии в агро-производстве в рамках рекреационных мероприятий.
Существуют две концепции формирования модели сельского туризма.
Первая концепция исходит из того, что небольшие сельскохозяйственные предприятия - личные подсобные хозяйства, крестьянские фермерские хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы - на свой страх и риск начинают заниматься предпринимательской деятельностью с туристическим уклоном. В этом случае аграрный туризм развивается за счет собственных ресурсов без привлечения необходимых инвестиций извне. Однако рассчитывать на значительный приток туристов в сельскую местность при таких условиях финансирования не приходится. Если усилия предприятий-предпринимателей дополняются деятельностью туроператоров (разрабатывающих туры) и турагентов (продающих путевки), то результат будет чуть лучше. Однако без кардинального повышения степени комфорта для потенциальных отдыхающих спрос на услуги сельского туризма так и останется на низком уровне, формируясь лишь за счет немногочисленных любителей: рыболовов, специалистов-этнографов и др. Семейные же туристы по-прежнему будут игнорировать эту сферу, потому что им требуется совершенно иное качество услуг.1
Вторая концепция предполагает комплексное развитие туризма в сельской местности. Сельский туризм рассматривается не как подсобное производство, а как основной бизнес, обеспечивающий максимальный набор рекреационных услуг, нацеленных на использование всех привлекательных для туристов аспектов сельской жизни. К числу таких аспектов можно отнести, например, наличие благоприятных экологических и эстетических условий, возможность приобщиться к сельскому образу жизни и его развлечениям (конные прогулки, сбор грибов и ягод, рыбалка и пр.), доступ к недорогим продуктам питания местного производства, знакомство с этнографическими особенностями и т. д.
В принципе, эти две концепции непротиворечивы, если рассматривать их как последовательные этапы одного и того же процесса. Во всяком случае, именно таким путем развивался аграрный туризм в странах Западной Европы. Первый этап - становление европейского аграрного туризма - длился примерно 20 лет и завершился в 1990-е годы. Изначальные мотивы, обусловленные политикой поддержки европейскими государствами локального агротуризма, имели в основном социальный характер. Не случайно политика поддержки сельского туризма в Европе до сих пор ориентирована на экономически отсталые районы. Как правило, основанием для такой политики являлись потеря рыночной конкурентоспособности местной аграрной продукции и необходимость реструктуризации сельского хозяйства с целью повышения его эффективности. Это неизбежно вело к сокращению числа занятых в основном производстве и создавало проблему дефицита рабочих мест в сельской местности. В этой связи агротуризм стал рассматриваться в качестве альтернативного вида экономической деятельности, способного поддержать доходы отсталых регионов.
Характерен в этом смысле опыт развития сельского отдыха и туризма в Италии. Агротуризм как дополнение к сельскохозяйственной деятельности стал развиваться здесь в 1970-е годы. Первоначально предполагалось, что обслуживание туристов будет сочетаться с основной хозяйственной деятельностью фермеров, что позволит без больших инвестиций улучшить финансово-экономическое положение сельского населения. Эта разновидность агротуризма 20-30-летней давности была доступна (по стоимости) для клиентов, но при этом уровень комфорта был практически спартанским. Как следствие такой вид отдыха довольно долго не пользовался большой популярностью.
Ситуация начала коренным образом меняться примерно 10 лет назад, что, по всей вероятности, было вызвано двумя основными причинами. Во-первых, во всем мире возрос интерес к «экологическому» туризму, и агротуризм удачно вписался в новую тенденцию: он обеспечивал не только отдых на природе и доступ к экологически чистым продуктам питания, но и воспроизведение настоящего сельского образа жизни. Во-вторых, в этот период стандартные потребительские предпочтения как в самой Италии, так и в ряде других развитых европейских стран (прежде всего в Германии) достигли определенного уровня насыщения. В результате возник спрос на новые разновидности рекреационных услуг, выходящие за рамки традиционных видов «пляжного» туризма и городских экскурсионных программ.
Информация о работе Теоретические аспекты развития сельского туризма