Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 21:59, курсовая работа
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что сельский туризм это рекреационные путешествия в сельскую местность как реакция на «экологическое давление» в городах. Это один из видов малого бизнеса, который поднимает роль краеведения, усредняет элементы активной деятельности и отдыха, создает жизненную среду, приближенную к природе. Этот вид туризма все более распространяется в развитых странах.
Далее отметим, что стратегия развития туризма в регионе должна включать три направления: SWOT-анализ, прогноз развития и организацию мероприятий. Первое направление включает анализ факторов, препятствующих и способствующих развитию туризма в Свердловской области и в Красноуфимском районе.
К позитивным факторам можно отнести чистую экологическую среду, включая множество озер, рек, лесов, довольно высокий историко-культурный потенциал. К негативным факторам, как правило, принадлежит удаленность объектов от основных потребительских групп и недостаточная «раскрученность» региона. Преодоление негативных моментов относится к отдельным разработкам маркетинговой программы, включая: рекламную кампанию, проведение выставок, фестивалей, конференций (рис. 2.2.1).
Также опишем прогноз развития сельского туризма Свердловской области и организацию мероприятий
Программа развития сельского туризма Свердловской области и Красноуфимского района должна включать в себя:
1.Создание основных блоков региональной программы развития туризма. По мнению автора, в основе управления региональным туризмом должна лежать комплексная программа, представляющая общие подходы к экономической политике региона и учитывающая материальные, трудовые и финансовые потребности развития туризма на территории. Будучи рекомендованным документом, она содержит комплекс мероприятий, взаимоувязанных по ресурсам, срокам реализации и исполнителям.
Программа должна быть направлена на выявление и использование региональных резервов для улучшения обслуживания потребителей туристскими услугами в масштабе определенной территории с учетом специфики данного региона, его природно-климатических, демографических, ресурсно-сырьевых, экологических особенностей.
Отметим, что актуальным представляется разработка такой программы развития туризма в регионе, которая обеспечит возможность совместного эффективного функционирования сферы туризма на основе государственно-частного партнерства и станет важным элементом регионального планирования. Такая программа должна формироваться на основе анализа состояния объектов достопримечательностей, видов деятельности и туристских рынков с учетом действующих факторов развития туризма. Региональные органы власти играют определяющую роль в эффективном развитии туризма, но ответственность лежит на всех структурах, вовлеченных в программу.
По нашему мнению, путем программирования можно добиться баланса между кратко- и долгосрочными целями; в этом случае можно обойти негативные проявления и получить наибольшую отдачу от вложенных ресурсов в развитие сферы туризма в регионе. В Свердловской области актуальным является разработка такой программы развития сферы туризма, которая бы создавала предпосылки для наиболее эффективного использования регионального туристического продукта, к которому относятся уникальные для России природно-климатические условия области, объекты культурного и исторического наследия, а также ландшафтные памятники природы.
Туристско-рекреационный комплекс Свердловской области является достаточно крупным по своим размерам, обеспечивая занятость в регионе примерно 380 тыс. человек, что составляет 17% от общей численности занятого населения области. Санаторно-курортный и туристский комплекс Свердловской области состоит из 1030 средних и крупных средств размещения, представленных 839 санаторно-курортными организациями и организациями отдыха с числом мест 198,3 тыс. единиц, 191 гостиницей с числом мест 21,4 тыс. единиц. Функционирование санаторно-курортного и туристского комплекса Свердловской области характеризуется сезонностью. Так, число мест в период максимального развертывания в 2,7 раза превышает число круглогодичных мест. И если в организациях санаторного типа число мест в период максимального развертывания превышает число круглогодичных мест в 1,3 раза, то в организациях отдыха и турбазах число мест в этот же период превышает круглогодичный показатель более чем в 5 раз.
Задача развития сферы туризма в Свердловской области может быть решена лишь с помощью эффективно действующей инфраструктуры рыночного хозяйства, основанной на многообразном, комплексном и длительном взаимодействии между различными субъектами рынка. Региональная туристская инфраструктура подразделяется на предприятия и организации отраслей производственной, социальной и институциональной инфраструктуры. При этом под социальной инфраструктурой в работе понимается комплекс предприятий, структур, связанных с воспроизводством рабочей силы: учреждения здравоохранения, образования в сфере туризма, розничная торговая сеть, предприятия массового питания, пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, сферы организации досуга и другие. Производственная инфраструктура сферы туризма - туристские фирмы, агентства, средства размещения и т.д. Институциональная туристская инфраструктура - существующая нормативно-правовая база, государственные органы управления в сфере туризма и туристические ассоциации.
По мнению автора, в целях усиления социально-экономического аспекта регионального регулирования сферы туризма целесообразно создание в регионах, в частности в Свердловской области, корпоративного объединения, которое включает в свой состав заинтересованные в развитии регионального туризма предприятия туристического бизнеса, а также другие организации, в том числе представляющие органы власти. Данное объединение может быть создано в форме Туристского Совета как открытого акционерного общества, в котором контрольный пакет акций принадлежит государству. Основными функциями Туристского Совета могут стать:
- пропаганда области как привлекательного и безопасного для туризма;
Общий объем туристской добавленной стоимости в Свердловской области составил в 2011 г. почти 90 млрд. рублей (табл. 2.2.1).
Объем валового регионального продукта по Свердловской области за 2009 год составил 650136 млн. рублей. Туристская добавленная стоимость – 89542 млн. рублей. Таким образом, удельный вес туристской добавленной стоимости в ВРП был: 89542 / 650136 х 100 = 13,8%
№ п/п |
Виды деятельности |
Выпуск |
Добавленная |
Доля туристской
добавленной стоимости | ||
всего |
в т.ч. |
всего |
в т.ч. | |||
1 |
Специфические виды |
84042 |
67037 |
42243 |
33963 |
80,4 |
2 |
Неспецифические
виды |
840023 |
122661 |
390869 |
55579 |
14,2 |
3 |
Итого по всем видам |
924065 |
189238 |
433112 |
89542 |
20,7 |
Полученное соотношение является искомой оценкой вклада туризма в формирование валового регионального продукта Свердловской области.
3. Выявление
целей согласованной
В работе подчеркивается, что мировое туристское сообщество уделяет этим вопросам большое внимание. Согласованная региональная политика по отношению туризма с позиций его социальной и экономической значимости должна быть в целом ориентирована на:
- увеличение
инвестиций в человеческий
- сохранение
природных и культурных
- решение
проблем адресного социального
туризма, его доступности для
малообеспеченных слоев
- обеспечение
возможностей реализации
- установление
тесных взаимосвязей между
- оптимизацию экономических, экологических и социальных выгод от туризма с распределением этих выгод внутри общества;
- координацию
деятельности органов
В Свердловской области в последние годы действует региональная целевая Программа «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Свердловской области на 2008 - 2012 гг.». В рамках второго этапа ее реализации (2009 – 2010 гг.) общий объем финансирования всех мероприятий Программы составил 792,580 млн. рублей.
В общем объеме инвестиций в основной капитал в целом по краю около 16% (более 22 млрд. рублей), по расчетам, связано с туристским потреблением (табл. 2.2.2).
Реализация мероприятий второго этапа Программы позволила:
- увеличить число отдыхающих в 2010 году до 17 млн. человек, что на 75 процентов больше, чем в 2007 году;
- увеличить
приток инвестиций в основной
капитал, направленный на развитие
организаций санаторно-
- создать дополнительно более 9,5 тысячи рабочих мест.
Таблица 2.2.2
Инвестиции, связанные с туристским потреблением, млн. рублей
№ п/п |
Виды деятельности |
Объем инвестиций |
Доля туристской ВДС в общей ВДС,% |
Инвестиции, связанные с туристским потреблением |
1 |
Специфические виды туристской деятельности – всего |
11614,3 |
х |
10259,0 |
2 |
в том числе: Туристские организации (турфирмы) |
1,5 |
100 |
1,5 |
3 |
Средства размещения |
5677,3 |
100 |
5677,3 |
4 |
Общественное питание |
69,7 |
38,4 |
26,8 |
5 |
Пассажирский транспорт |
302,4 |
81,3 |
245,9 |
6 |
Культура |
1158,0 |
76,0 |
880,1 |
7 |
Физическая культура и спорт |
4405,4 |
77,8 |
3427,4 |
8 |
Неспецифические виды деятельности – всего |
71975,5 |
х |
11820,0 |
ИТОГО по специфическим и неспецифическим видам деятельности |
83589,8 |
х |
22079,0 | |
Объем инвестиций – ВСЕГО |
138689,9 |
15,9 |
22079,0 |
Автором отмечается, что среди первоочередных мер в области регулирования и поддержки развития туризма в рассматриваемом регионе выделяется разработка для Свердловской области нормативно-правовой базы, которая должна обеспечивать взаимодействие всех субъектов хозяйствования в регионе и одинаковые условия для развития туристских предприятий всех форм собственности, создавать возможности для эффективного инвестирования в сфере туризма.
Также необходимо решение ряда научных проблем, среди которых первоочередными являются:
-разработка
программы для сбора
-обоснование возможностей развития и схемы размещения туристских центров для кратковременного отдыха жителей Свердловской области;
-разработка
направления развития новых
-прогнозирование
развития ситуации в
4.Обоснование
необходимости разработки и
Мы считаем, что в законе должна быть предусмотрена разрешительная, а не заявительная система создания различных структур, предприятий и объектов на туристских территориях и в туристских центрах с целью сохранения и использования природных и историко-культурных туристских ресурсов. Также должны быть предусмотрены регулирующие рычаги, с помощью которых возможно контролировать и, при необходимости, ограничивать их функционирование в интересах недопущения ущерба природным и культурным ценностям данной территории или нанесения ущерба туристским предприятиям. Государственные органы регулирования туризма должны рассматривать, модифицировать или одобрять планы, касающиеся развития туристских территорий и туристских центров, планы землепользования, учитывая интересы лицензированных туристских организаций на приоритетной основе.
Итак, что приоритетной задачей социально-экономического развития санаторно-курортного и туристского комплекса Свердловской области, в том числе и Красноуфимского района должно стать формирование благоприятного инвестиционного климата. Для решения данной проблемы исключительное значение приобретает наличие законодательства Свердловской области, обеспечивающего эффективность процесса инвестирования, защиту прав инвестора и льготные условия функционирования туристских предприятий во время реализации инвестиционного проекта. В этой связи подчеркивается необходимость продолжения работы по совершенствованию законодательства Свердловской области, стимулирующего инвестиционную деятельность.
Информация о работе Теоретические аспекты развития сельского туризма