Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 21:59, курсовая работа
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что сельский туризм это рекреационные путешествия в сельскую местность как реакция на «экологическое давление» в городах. Это один из видов малого бизнеса, который поднимает роль краеведения, усредняет элементы активной деятельности и отдыха, создает жизненную среду, приближенную к природе. Этот вид туризма все более распространяется в развитых странах.
Большинство хозяйств предлагают экскурсионные программы с дегустацией продукции собственного производства. Среди наиболее известных объектов аграрное хозяйство «Fattoria del sole» (Солнечная ферма), расположенное в Унже-Павинском сельском поселении. Хозяйство включает сыроварню, 3 дегустационных зала на 250 мест, магазин, где можно приобрести сыры, десерты, хлеб, изготовленные на ферме, итальянские вина и др. На территории расположены загоны с домашними животными. В скором времени планируется предоставлять размещение. Туристам предлагается экскурсия по ферме в сопровождении гида, итальянский обед с дегустацией итальянских сыров, которая сопровождается интересным рассказом гида об их особенностях. Экскурсия по ферме рассчитана на 2,5-3 часа.
К услугам гостей пешие прогулки, сбор ягод и грибов, охота и рыбалка, экскурсии и другие услуги. Проживание в сельском доме, экологически чистое домашнее питание.
Интересен опыт усадьбы «Благодать», которая объединила 5 крестьянских хозяйств, предлагающих разные услуги: размещение в сельском доме, баня, пасека, изготовление дранки, уроки верховой езды, прудовое хозяйство. В результате сформирован агротурпродукт, позволяющий разнообразить пребывание гостей в усадьбе.
Характерными для Свердловской области являются следующие народные промыслы и ремесла: резьба и роспись по дереву, гончарное производство, кубовая набойка, ручное ткачество, кружевоплетение и вышивка.
Четыре предприятия Свердловской области выпускают продукцию традиционных тверских народных художественных промыслов:
1. ЗАО «Уральские узоры» – предприятие, сохраняющие традиции вышивки по льняной ткани.
2. ООО «Уральские сувениры» - одно из старейших предприятий, имеет богатое историческое прошлое и огромный опыт производства разнообразных сувениров и поделок из дерева. В своих работах мастера используют традиции старинной тверской резьбы и росписи по дереву с выжиганием. Ассортимент «Уральских cувениров» насчитывает более 2000 образцов.
3. ОАО «Торжокские золотошвеи». Русский народный художественный промысел золотное шитьё известен в Торжке с 13 в. Характерен растительный орнамент, выполненный золотыми и серебряными нитями по сафьяну (обувь), бархату, сукну (костюм, облачения). С 1960 фабрика им. 8 Марта, вышивает знаки различия для Российской армии, эмблемы, сувениры.
4. ЗАО «Художественные промыслы» - современное производство, где 80 % выпускаемой продукции составляет ручная работа. На предприятии сохраняются практически все традиционные формы гончарного промысла древней Руси, а также русской национальной керамики. Существующая технология и оборудование позволяют выпускать более 250 наименований изделий. В их числе: кувшины и кринки, опарники, бокалы, чашки, вазы, кухонная и бытовая посуда, цветочные горшки емкостью от 0,3 литра до 7 литров, сувениры, художественная керамика, изделия ручной лепки.
Помимо этих производств есть мастерские по выпуску глиняных игрушек. В Слободо-туринском селении в планах возродить традиции кружевоплетения на коклюшках и вышивки по войлоку, в сельскои поселении Кленовском – лоскутного шитья.
Все предлагаемые зоны в регионе должны быть увязаны между собой, иначе теряются природно-рекреационные и организационно-экономические связи, т. е. весь местный потенциал используется не в полной мере. Для наиболее полного его использования предлагается разработка туристского маршрута кольцевого типа: водного, конного, пешеходного. Это обеспечивает и дополнительный прирост финансовых средств, и вносит разнообразие в программу пребывания туристов в регионе.
Итак, нами, был применен рекреационно-экономический подход, дальше использовались: маркетинговые исследования, межотраслевой подход, инвестиционное проектирование и т. д. В данной работе предпринята попытка аккумулировать накопленный опыт и отразить комплексный подход к данной проблеме в виде методической схемы. Исследованы основные и дополнительные подходы для разработки региональных программ развития агарного туризма. В совокупности они образуют исходный материал для обоснования комплексного подхода к разработке региональной программы развития аграрного туризма.
2.2 Формирование стратегий рыночного позиционирования и продвижения туристских услуг г. Красноуфимска и Красноуфимского района
Основными направлениями сельского туризма Красноуфимского района Свердловской области являются:
Одним из направлений деятельности является организация альтернативных видов занятости на селе, в том числе развитие сельского туризма.
Для формирования полноценного комплекса услуг в сфере сельского туризма произведем оценку продвижения туристских услуг. Так нам известно, что в свердловской области имеются предпосылки для разработки собственных моделей сельского туризма, в которых найдут отражение разнообразие географического и природного ресурса, а также уникальное культурно-историческое наследие народов. Для привлечения гостей на свои усадьбы их хозяева используют самые различные средства: и лучшие условия размещения, и местную кухню, и знакомство с местными достопримечательностями, фольклором, изделиями ремесел и народных мастеров. Власти стали активнее разрабатывать и осуществлять конкретные мероприятия по обустройству сельских территорий, в которые включаются объекты туристической инфраструктуры: улучшение дорог, восстановление транспортного сообщения с сельскими поселениями, улучшение торгового обслуживания и питания, восстановление и новое строительство объектов туристского показа и систем обеспечения безопасности и др. Все это положительно сказывается на темпах развития сельского туризма, росте имиджа сельских территорий Свердловской области имеются.
Сегодня число гостевых домов исчисляется уже тысячами. Наряду с частными предпринимателями на рынке действуют и средние туристические компании (агроусадьбы, мини-гостиницы и др.). Хозяева объединяются, нанимают на работу местных жителей, пользуются услугами поставщиков и т.п. Они могут позволить себе пользоваться услугами специалистов по маркетингу, по правовым вопросам, бухгалтерскому учету, сосредоточиться на других аспектах бизнеса. Оборот таких компаний достаточно высок, что позволяет им иметь собственные накопления или привлекать заемные средства для крупных вложений в развитие и модернизацию.
В свердловской области имеются традиционные русские зимние забавы - катание на тройках, на санках с гор, зимняя рыбалка, рождественские колядки, игра в снежки, прогулки на лошадях по зимнему лесу, вечерние посиделки с традиционными песнями.
Сельские туры сегодня на любой вкус: есть коттеджи с современной техникой, есть домики дачного типа с удобствами во дворе. Питание, как правило, не включено. Но обычно можно договориться с хозяевами, чтобы за дополнительную плату готовили гостям. Впрочем, у некоторых турфирм есть договоренности с фермами: туристам привозят деревенские деликатесы - свежие яйца, творог, сметану, молоко. Чаще всего продают путевки на пять-десять дней или же туры выходного дня. В среднем жизнь в деревне обходится в тысячу рублей в день на человека. Это в столичном регионе и вблизи крупных городов. Чем дальше от цивилизации находится село, тем ниже цены. Список развлечений обычно стандартный - лошади, баня, сауна, рыбалка, лыжи, санки. Бывают деревенские туры с культурной программой - туристов возят на экскурсии в ближайшие города. Бывают - со спортивным уклоном: желающих научат, к примеру, сплавляться по реке на байдарках или ориентироваться в лесу.
Маркетинговая стратегия по развитию сельского туризма в Свердловской области строится, исходя из следующих предпосылок:
-Свердловская
область имеет большое
-Природно-климатические
условия позволяют создать
В процессе исследования проводилось анкетирование потенциальных потребителей услуг сельского туризма. Анкетирование проводилось в г. Красноуфимске, а также в г. Москве и ближнем Подмосковье. Объем выборки – 100 человек в Красноуфимске и 100 человек в Москве и ближнем Подмосковье. Выборка случайная. Интервью проводилось на улице, в местах массового скопления людей. Опрашивались респонденты в возрасте от 20 до 50 лет.
В результате анкетирования выяснено, что большинство респондентов согласны платить от 500 до 1000 рублей в сутки за проживание (включая питание). Респонденты Московского региона предъявляют большие требования к комфортности проживания, но и готовы больше платить.
Из предпочитаемых видов отдыха большинство респондентов указывает охоту, рыбалку и гастрономический туризм («баня-шашлыки»). Людей старшего возраста больше интересует ознакомление с историческими и культурными достопримечательностями.
Большинство опрошенных в г. Красноуфимске предпочитает проживание в деревянном доме с частичными удобствами. Большинство опрошенных москвичей предпочитают проживание в коттедже со всеми удобствами.
Наиболее востребованный срок проживания в сельской местности с целью отдыха составляет 5-10 дней. На втором месте по востребованности – 2 дня, то есть так называемые «туры выходного дня».
Наиболее предпочтительное время отдыха для большинства респондентов – лето. На втором месте - зима. Зимой предпочитают отдыхать в сельской местности, в основном, те респонденты, которые в качестве предпочитаемых видов отдыха называли охоту и рыбалку. Весна и осень, как правило, респондентов не интересовали.
Интерес опрошенных к народным промыслам и технологиям производства сельскохозяйственной продукции (наблюдение за процессами в фермерском хозяйстве) оказался весьма незначительным как в Красноуфимске, так и в Москве.
Исходя из этого, можно сделать следующие выводы:
ü Потенциальные потребители услуг сельского туризма среди горожан имеются в достаточно большом количестве.
-Они
готовы платить приемлемую
- Их интересуют традиционные виды сельского отдыха.
-Требования
к комфортабельности
- В потребности
услуг сельского туризма
Таким образом, предоставление услуг сельского туризма может стать для жителей Свердловской области дополнительным источником доходов. Данные услуги могут быть представлены в нескольких вариантах, в зависимости от величины вложений на первоначальном этапе.
Вариант 1. «Тур выходного дня». Описание. Сельчанин на два выходных дня (двое суток) предоставляет услуги по проживанию как основной пакет услуг. Дополнительно предоставляет услуги по организации рыбной ловли, баню, организует «пикник», прогулку по лесу, осмотр местных достопримечательностей и т. п. Причем дополнительные услуги предоставляются за отдельную плату, по договоренности. Проживание с питанием (например, традиционная русская кухня) может стоить 750 рублей в сутки с человека. При этом туристы как бы приезжают «в гости», в количестве от 2 до 5 человек (то есть семья), хозяин обеспечивает им проживание и питание; развлечение – по желанию.
Это фактически беззатратный для жителя села вариант. Для привлечения клиентов достаточно разместить объявление в сети Интернет, направить соответствующие предложения нескольким туристическим агентствам. Размещение туристов будет проводиться на имеющихся жилых площадях. Размер дохода при таком варианте не будет значительным, а на первоначальном этапе - особенно. В дальнейшем все будет зависеть от качества отдыха у конкретного человека и от интенсивности рекламы «от клиента к клиенту».
Вариант 2. «Спокойный деревенский отдых без изысков и городских благ, но со всеми необходимыми удобствами для жизни». Описание. Сельчанин предоставляет услуги по проживанию на срок от 5 до 10 дней. Набор дополнительных услуг может быть таким же, как в первом варианте. Стоимость основной услуги также может составлять 750 рублей в сутки с человека. Однако данный вариант потребует больших затрат. Необходимо организовать проживание «гостей» в отдельном помещении, потребуются дополнительные затраты на рекламу, на оборудование (например, рыболовные снасти). Во-первых, потому, что к длительному отдыху клиенты будут предъявлять более высокие требования, особенно касающиеся комфортабельности проживания. Во-вторых, сельчанину необходимо получать доход с осуществленных затрат, для чего потребуется интенсивное привлечение туристов.
Вариант 3. «Отдых на деревенской усадьбе». Описание. Сельчанин предоставляет туристам услуги по проживанию и питанию в специально предназначенном для этого здании (например, стилизованный сельский дом – «усадьба»). Кроме того, организует специальные развлекательные мероприятия, в зависимости от специализации своего хозяйства: конные прогулки, рыбалка на специально зарыбленном пруду, демонстрация процессов сельскохозяйственного производства (сбор меда, стрижка овец, уход за животными, производство творога, сыра и т. д.), ознакомление с традиционными народными промыслами, организация экскурсий для осмотра местных достопримечательностей.
Это наиболее затратный вариант, который подразумевает, по сути, организацию частного гостиничного комплекса на базе фермерского хозяйства. При использовании данного варианта доход от услуг сельского туризма становится одним из основных, а может быть и основным. Срок осуществления такого проекта составляет не менее года. Объем необходимых инвестиций следует рассчитывать по каждому конкретному хозяйству, как и определять предполагаемую цену услуг.
Осуществление подобного проекта в условиях Свердловской области возможно при условии, что организаторам будет оказана финансовая поддержка.
Каждый хозяин усадьбы по-своему решает, чем привлечь туристов. Но есть общие требования к обслуживанию гостей, ниже которых он обычно не рискует опуститься: это условия размещения, питания, набор дополнительных услуг, развлечения. Но почти каждый хозяин усадьбы предлагает что-то свое, у фермера есть еще своя «изюминка», делающая туристское предложение заманчивым либо для ограниченного круга лиц, либо для подавляющего большинства отдыхающих. К тому же они умело используют преимущества своей местности.
Информация о работе Теоретические аспекты развития сельского туризма