Теоретические аспекты развития сельского туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что сельский туризм это рекреационные путешествия в сельскую местность как реакция на «экологическое давление» в городах. Это один из видов малого бизнеса, который поднимает роль краеведения, усредняет элементы активной деятельности и отдыха, создает жизненную среду, приближенную к природе. Этот вид туризма все более распространяется в развитых странах.

Файлы: 1 файл

Дипл.Разработка бизнес-плана сельского гостевого дома 96%.docx

— 223.23 Кб (Скачать файл)

Дополнительный импульс  для въездного и внутреннего туризма  может придать  развитие индустрии развлечений, в том числе  создание  игорных зон. В настоящее время  уже подписаны распоряжения Правительства Российской Федерации о создании  игорных зон в Калининградской области, Алтайском крае и на границе Краснодарского края и Ростовской области.

Создание условий для развития круизного туризма возможно путем  разработки комплекса мер, включающих  реконструкцию и строительство морских вокзалов, портовых причалов, пристаней, а также закупку пассажирских судов. 

Для  повышения инвестиционной привлекательности сферы туризма в России, в частности, улучшения ситуации с туристским транспортом, необходимо принятие комплексных мер по снижению или отмене таможенных пошлин на закупку круизных судов, туристических автобусов, непроизводимое в Российской Федерации оборудование гостиниц, ресторанов, горнолыжных комплексов и т.д. В настоящее время оборудование для горнолыжных подъемников (несущие опоры, двигатели, тормозные системы, опорные и направляющие башмаки, элементы подвижного состава: кресла, кабины и вагоны закрытого типа, натяжные устройства и системы безопасности и др.) не производится. Высокие ввозные пошлины на закупку канатных дорог и доставку в целом увеличивают сроки окупаемости и стоимость туристских услуг на отечественных горнолыжных комплексах. Кухонное (плиты, системы вентиляции, морозильные и холодильные шкафы, барное и прочее оборудование) и лифтовое гостиничное оборудование, соответствующее международным стандартам, предъявляемым к гостиницам высокого класса (4-5 «звезд»), также закупается у зарубежных поставщиков. Автобусы туристического типа в России не производятся. Это вынуждает транспортные и туристические компании брать в лизинг подержанные автобусы устаревшего образца, что часто делает автобусные туры небезопасными  для потребителей.

Итак, задача государства состоит в продвижении российского туристского продукта на внутреннем и мировом рынках. Частный бизнес не может проводить некоммерческую имиджевую рекламную кампанию всей страны, так как продвигает и продает только свой собственный продукт,  а создание образа  России как страны, благоприятной для туризма, является исключительно государственной задачей. Это подтверждает мировая практика.

Все это требует разработки долгосрочной информационной кампании, направленной на формирование позитивного образа страны в целях содействия  развитию въездного и внутреннего туризма.

Концепция комплексного развития агротуризма в структуре территориального деления основывается на уже известных положениях и вновь выдвигаемых обоснованиях. Для этого анализируются существующие подходы. Так, первой составной частью нашего исследования являлся рекреационный подход, который включал ряд основополагающих моментов: культурно-исторический потенциал региона и развитие экскурсионного туризма, экономический потенциал региона,  оценка природно-ландшафтного комплекса.

С увеличением доходов по всей региональной программе средства отчисляются из общей прибыли на модернизацию объектов экскурсионного туризма. К ним можно отнести также храмовые сооружения, усадьбы, исторические памятники, природоохраняемые территории, предприятия народных промыслов и ремесел, музеи местного значения. При незначительном количестве накопленных средств финансирования выбирается «точечный» объект, например центральная улица города или главная площадь. Далее целесообразно органически увязать технологическую оценку рекреационных ресурсов с проектом создания типичного для данного региона гостевого дома. Разработка проекта связана с расчетом годового эффекта использования местных рекреационных ресурсов, включая определение коэффициентов сезонности агротурбизнеса и напряженности агротурпотока.  На первом этапе достаточно много внимания уделим общей характеристике территории объекта. На этом же этапе проанализируем состав городских и сельских поселений, состояние региональной экономики. Последнее обстоятельство позволяет выявить отрасли, способствующие развитию агротуризма и тормозящие его. Рассмотрим в первую очередь географическое расположение Красноуфимска в Свердловской области, входящей в состав наиболее промышленно развитых и сильных регионов России. Конкурентные преимущества Свердловской области, ее привлекательный инвестиционный климат, широко известный в России и за рубежом позитивный имидж, богатые природные ресурсы и высококвалифицированные кадры - все это оказывает положительное влияние на потенциал г. Красноуфимска.

Красноуфимск окружен прекрасной природой и отличается благоприятным умеренно-континентальным климатом, что обусловливает развитие зимних и летних видов спорта, оздоровления, семейного отдыха. Развитие рекреационного и оздоровительного потенциала может сочетаться с различными видами туризма - экологического, спортивного, лыжного и велосипедного, семейного, программного и т.д. В окрестностях города сконцентрированы достаточные запасы сырья для производства строительных материалов: карьеры балластный, щебеночный, по добыче бутового камня, залежи кварцевых песков, огнеупорных и кирпично-черепичных глин, известняков и гипса. Уникальные сероводородные и родоновые минеральные воды позволяют развивать в Красноуфимске водолечение и оздоровление.

Характер развития рекреационной инфраструктуры на территории Красноуфимска и Красноуфимского района оценивается как интенсивный.

В рамках исследования были проведены учеты, ставшие основой для расчета реальной рекреационной нагрузки на территорию, где располагается Красноуфимск и Красноуфимский район.

Результаты исследований природно-ландшафтного комплекса в зоне Красноуфимского района свидетельствуют о том, что при надлежащей организации рекреационных нагрузок обеспечивается отдых людей и в целом сохраняется ландшафт и биологическое разнообразие. Состояние почвенного и растительного покрова территории горнолыжного центра характеризуется как удовлетворительное. Расчет рекреационных нагрузок на территорию Красноуфимского района с учетом времени суток, дней недели, календарного месяца и сезонов года свидетельствует, что рекреационные нагрузки до 5 760 000 человек в год на 1 га не вызывают необратимых изменений (деградации) ландшафта. С учетом состояния природного комплекса рекреационная нагрузка может быть увеличена на 20% и, таким образом, рекреационный потенциал территории Красноуфимска и Красноуфимского района  оценивается до 7 000 000 человек в год на 1 га.

Ресурсно-рекреационный потенциал природно-ландшафтного комплекса позволяет рассматривать возможность увеличения рекреационных нагрузок на территорию Красноуфимского района в период межсезонья и рабочие дни без риска нанесения необратимого ущерба исследуемой территории.

Следующим этапом разработки программы является выбор наиболее окупаемых объектов, т. е. имеющих минимальную стоимость и максимальную привлекательность или полезность. Такие объекты могут быть сосредоточены в зонах детско-юношеского туризма, лечебно-оздоровительного, экологического. Исследования, проводимые в Красноуфимском районе Свердловской области, показывают, что на реализацию данных подпрограмм идет 10–15 % общего объема финансовых ресурсов. При разработке любой региональной программы существует главный капиталоемкий объект. В Красноуфимском районе это спортивно-развлекательный комплекс.

И, наконец, в программе развития туризма должен быть один запасной объект на случай ремонта или «замораживания» основного. Он несет в себе все функции главного объекта, но имеет несколько иную специализацию, например этнического характера. На сегодняшний день на территории Свердловской области осуществляют деятельность в области аграрного туризма более 30 хозяйств.

Сегодня число гостевых домов исчисляется уже тысячами. Наряду с частными предпринимателями на рынке действуют и средние туристические компании (агроусадьбы, мини-гостиницы и др.). Хозяева объединяются, нанимают на работу местных жителей, пользуются услугами поставщиков и т.п. Они могут позволить себе пользоваться услугами специалистов по маркетингу, по правовым вопросам, бухгалтерскому учету, сосредоточиться на других аспектах бизнеса. Оборот таких компаний достаточно высок, что позволяет им иметь собственные накопления или привлекать заемные средства для крупных вложений в развитие и модернизацию.

В свердловской области имеются традиционные русские зимние забавы - катание на тройках, на санках с гор, зимняя рыбалка, рождественские колядки, игра в снежки, прогулки на лошадях по зимнему лесу, вечерние посиделки с традиционными песнями.

Каждый хозяин усадьбы по-своему решает, чем привлечь туристов. Но есть общие требования к обслуживанию гостей, ниже которых он обычно не рискует опуститься: это условия размещения, питания, набор дополнительных услуг, развлечения. Но почти каждый хозяин усадьбы предлагает что-то свое, у фермера есть еще своя «изюминка», делающая туристское предложение заманчивым либо для ограниченного круга лиц, либо для подавляющего большинства отдыхающих. К тому же они умело используют преимущества своей местности.

Сельские туры сегодня на любой вкус: есть коттеджи с современной техникой, есть домики дачного типа с удобствами во дворе. Питание, как правило, не включено. Но обычно можно договориться с хозяевами, чтобы за дополнительную плату готовили гостям. Впрочем, у некоторых турфирм есть договоренности с фермами: туристам привозят деревенские деликатесы - свежие яйца, творог, сметану, молоко. Чаще всего продают путевки на пять-десять дней или же туры выходного дня. В среднем жизнь в деревне обходится в тысячу рублей в день на человека. Это в столичном регионе и вблизи крупных городов. Чем дальше от цивилизации находится село, тем ниже цены. Список развлечений обычно стандартный - лошади, баня, сауна, рыбалка,  лыжи, санки. Бывают деревенские туры с культурной программой - туристов возят на экскурсии в ближайшие города. Бывают - со спортивным уклоном: желающих научат, к примеру, сплавляться по реке на байдарках или ориентироваться в лесу.

Далее отметим, что стратегия развития туризма в регионе должна включать  три направления: SWOT-анализ, прогноз развития и организацию мероприятий. Первое направление включает анализ факторов, препятствующих и способствующих развитию туризма в Свердловской области и в Красноуфимском районе.

К позитивным факторам можно отнести чистую экологическую среду, включая множество озер, рек, лесов, довольно высокий историко-культурный потенциал. К негативным факторам, как правило, принадлежит удаленность объектов от основных потребительских групп и недостаточная «раскрученность» региона. Преодоление негативных моментов относится к отдельным разработкам маркетинговой программы, включая: рекламную кампанию, проведение выставок, фестивалей, конференций

Отметим, что управление туризмом на региональном уровне имеет свои специфические формы, цели, задачи и функции. Деятельность региональных властей в области туризма может проходить в одной из следующих форм:

  • создание и поддержка туристских предприятий, обеспечивающих потребности в социальном, дифференцированном туризме;
  • создание и поддержка предприятий со смешанной собственностью (муниципальной и частной, муниципальной и долевой), обеспечивающих функционирование внутреннего и въездного туризма;
  • поддержка и контроль над работой действующих частных предприятий, вид деятельности которых связан с въездным туризмом;
  • усиленный контроль действующих частных предприятий, видом деятельности которых является выездной туризм.

Возможность влияния органов власти на деятельность туристских предприятий проявляется в решении наиболее важных задач управления, к которым относятся:

  • регулирование (осуществляется через установление государством контроля над решениями компаний и физических лиц);
  • комплексное и сбалансированное развитие элементов инфраструктуры, обеспечивающей въездным и внутренним посетителям необходимые условия пребывания, а местным жителям - условия проживания;
  • обеспечение притока капиталов в туризм (осуществляется путем разработки на региональном уровне инвестиционного проекта развития туризма, а также бизнес-планов предприятий, нуждающихся в инвестициях);
  • охрана историко-культурного наследия и улучшение качества окружающей среды, комплексное и рациональное использование туристских ресурсов;

- достижение  рационального размещения туристских  объектов внутри региона.

Развитие сельского туризма Свердловской области в том числе Красноуфимского района должно включать в себя:

1.Создание  основных блоков региональной  программы развития туризма. По мнению автора, в основе управления региональным туризмом должна лежать комплексная программа, представляющая общие подходы к экономической политике региона и учитывающая материальные, трудовые и финансовые потребности развития туризма на территории. Будучи рекомендованным документом, она содержит комплекс мероприятий, взаимоувязанных по ресурсам, срокам реализации и исполнителям.

По нашему мнению, путем программирования можно добиться баланса между кратко- и долгосрочными целями; в этом случае можно обойти негативные проявления и получить наибольшую отдачу от вложенных ресурсов в развитие сферы туризма в регионе. В Свердловской области актуальным является разработка такой программы развития сферы туризма, которая бы создавала предпосылки для наиболее эффективного использования регионального туристического продукта, к которому относятся уникальные для России природно-климатические условия области, объекты культурного и исторического наследия, а также ландшафтные памятники природы.

Информация о работе Теоретические аспекты развития сельского туризма