Пути повышения конкурентоспособности фирмы в сфере фотобизнеса города Зеленодольска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 22:23, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: осуществить теоретический и практический анализ проблемы повышения конкурентоспособности организации в условиях динамично изменяющегося рынка, и выработать комплекс обоснованных рекомендаций по решению данной проблемы.
Задачи:
1) Рассмотреть теоретические аспекты конкурентоспособности организации, основные стратегии ее повышения и метод анализа.
2) Провести маркетинговое исследование потребителей рынка фотоуслуг города Зеленодольска и проанализировать данные, полученные в ходе исследования.
3) Разработать проект повышения конкурентоспособности фирмы по оказанию фотоуслуг населению города Зеленодольска и рассчитать экономическую эффективность данного проекта.

Содержание работы

Введение 3
I. Теоретические аспекты конкурентоспособности организации 6
1.1. Процесс повышения конкурентоспособности организации 10
1.2. Стратегии повышения конкурентоспособности организации 19
1.3. Анализ конкурентоспособности фирмы 29
II. Маркетинговое исследование рынка фотоуслуг 36
2.1. Состояние мирового рынка фотоуслуг 36
2.2. Маркетинговое исследование потребителей фотоуслуг города Зеленодольска 45
III. Рекомендации по улучшению конкурентоспособного положения фирмы в сфере фотоуслуг города Зеленодольска 59
3.1. Проект развития организации по предоставлению фотоуслуг «Азалия» 60
Заключение 96
Список использованной литературы 99

Файлы: 1 файл

ФОТОБИЗНЕС.doc

— 986.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

На тему: «Пути повышения  конкурентоспособности фирмы в  сфере фотобизнеса города Зеленодольска»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань 2009


 

Содержание

Введение

3

I. Теоретические  аспекты конкурентоспособности  организации

6

1.1. Процесс повышения конкурентоспособности организации

10

1.2. Стратегии повышения  конкурентоспособности организации

19

1.3. Анализ конкурентоспособности  фирмы

29

II. Маркетинговое исследование рынка фотоуслуг

36

2.1. Состояние мирового рынка  фотоуслуг

36

2.2. Маркетинговое исследование потребителей фотоуслуг города Зеленодольска

45

III. Рекомендации по улучшению конкурентоспособного положения фирмы в сфере фотоуслуг города Зеленодольска

59

3.1. Проект развития организации по предоставлению фотоуслуг «Азалия»

60

Заключение

96

Список  использованной литературы

99


 

 

Введение

 

В современных условиях увеличивающийся платежеспособный спрос населения России способствует усилению конкуренции на потребительском рынке. А в условиях резко и часто непредсказуемо меняющейся рыночной конъюнктуры и жесткой конкурентной борьбы быстрота (и адекватность) реакции всех систем организации, точность и эффективность операций экономических субъектов приобретают особую значимость. Вследствие этого руководители организаций находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления и повышения конкурентоспособности организации и ее продукции. Этого требует и необходимость дальнейшего роста организации.

В связи с этим возникает проблема повышения конкурентоспособности и как следствия – конкурентного положения организации на динамично изменяющемся рынке.

Наибольшую прибыль  и выгодное конкурентное преимущество можно заработать на изменениях рынка, открывая новые возможности и  сводя к минимуму прежние, суметь приспособится к переменам, а лучше предугадать их. В настоящий момент времени на стадии  серьезных перемен находится мировой фотобизнес, где все большую силу набирают цифровые технологии, а аналоговая (пленочная) фотография уходит в прошлое. Уже сегодня участникам российского рынка фотоуслуг приходится задумываться о выработке стратегии дальнейшего развития. При этом не следует забывать о том, что пленочные технологии все еще являются основой данного бизнеса.

Всё это послужило  основанием для выбора темы дипломной работы «Пути повышения конкурентоспособности фирмы в сфере фотобизнеса города Зеленодольска».

Цель дипломной работы: осуществить теоретический и практический анализ проблемы повышения конкурентоспособности организации в условиях динамично изменяющегося рынка, и выработать комплекс обоснованных рекомендаций по решению данной проблемы.

Задачи:

  1. Рассмотреть теоретические аспекты конкурентоспособности организации, основные стратегии ее повышения и метод анализа.
  2. Провести маркетинговое исследование потребителей рынка фотоуслуг города Зеленодольска и проанализировать данные, полученные в ходе исследования.
  3. Разработать проект повышения конкурентоспособности фирмы по оказанию фотоуслуг населению города Зеленодольска и рассчитать экономическую эффективность данного проекта.

Объектом дипломной  работы явилось комплексное понятие, дающее относительную характеристику отличий процесса развития данного предприятия от предприятий – конкурентов как по степени удовлетворения своими товарами (услугами) конкретной потребности, так и по эффективности производственной деятельности – то есть конкурентоспособность организации.

Предметом работы явились возможные пути повышения конкурентного положения фирмы на рынке.

Практическая основа дипломной работы: маркетинговое исследование рынка фотоуслуг, проводимое с 25 по 31 октября 2008 года.

Методологическая  база исследования:

  • анализ вторичной информации (ранее проводимые исследования),
  • прямое скрытое структурированное наблюдение,
  • опрос потребителей (с помощью анкеты),
  • экспертный опрос (личное интервью).

Практической базой  исследования явился салон по предоставлению фотоуслуг «Азалия», расположенный в городе Зеленодольск.

В первой главе освещается сущность понятия «конкурентоспособность организации», процесс формирования конкурентоспособности и основные стратегии ее повышения, предлагается методика анализа конкурентоспособности фирмы.

Вторая глава содержит анализ состояния мирового рынка  фотоуслуг, отчет о проведенном  маркетинговом исследовании потребителей рынка фотоуслуг города Зеленодольска.

В третьей главе представлен  проект развития организации по предоставлению фотоуслуг и расчеты экономической эффективности проекта.

В работе при рассмотрении вопросов используются термины «организация» и «предприятие», характеризующие группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения целей организации. Наряду с данным термином используются и такие термины, как «фирма», «компания», особенно когда речь идет о конкретной организации, а также термины «продукт» и «товар». Имеется в виду, что организации производят продукты, но как только продукты выставлены на продажу и им определена цена, они становятся товаром.

Раскрытие данной темы представляет практическую значимость для организаций сферы фотобизнеса как города Зеленодольска, так и других небольших городов, где рынок данной сферы еще только начал изменятся и развиваться.

 

Глава I. Теоретические аспекты конкурентоспособности организации.

 

Ключевым понятием предпринимательской  организации является конкурентоспособность. Данное понятие разностороннее и распространяется на такие составляющие деятельности предприятия, как товар и основные его характеристики: качество, технология производства. Помимо этого, в научной литературе используются понятия конкурентоспособности региональной и национальной экономики. Структура понятия позволяет утверждать, что конкурентоспособность объекта складывается из конкурентоспособности его элементов и их организованности для достижения цели [7].

В научной  работе «Информационное обеспечение  управления конкурентоспособностью» к.т.н., доц. Е.М. Белый и С.В. Барашков (УлГУ) дают следующее определение: «Конкурентоспособность – это свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего релевантного рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов» [3].

Рассмотрим соотношение таких понятий, как цель и конкурентоспособность. Для организации цель можно сформулировать: как быть лучше других участников конкретного рынка по некоторым показателям деятельности в течение продолжительного периода. Предполагается, что эти преимущества позволяют лучше удовлетворять потребности клиента по его индивидуальным критериям. Имея в виду, что процесс удовлетворения индивидуальных потребностей – это всегда система согласований, то организованность элементов, умение в конкретной ситуации находить верное решение и достигать согласия в продаже товара являются важнейшими элементами в конкурентной борьбе за потребителя.

Таким образом, существуют две стороны конкурентоспособности. Это элементы, ее составляющие (высокое  качество товара, дополнительный сервис товара, обслуживание в течение всего срока службы и т.д.), и целевое решение задачи продажи товара в конкретной ситуации (конкретный покупатель с его индивидуальными потребностями, его возможность и способность выбирать из множества конкурирующих на рынке организаций по собственной шкале предпочтений, личных качеств самого продавца). Победа в конкурентной борьбе (увеличение доли компании на рынке), по сути, выражает результаты конкурентоспособности. Соотношение конкурентоспособности и конкуренции можно охарактеризовать как отношение «потенциал – использование потенциала».

Первенство в конкурентной борьбе возможно при высоком уровне обеих составляющих, а проигрыш – при слабой организации и хорошем товаре. Устойчивый выигрыш не возможен при плохом товаре, его низком качестве или уровне технологии производства [7].

Конкурентоспособность предприятия – это комплексное  понятие, дающее относительную характеристику отличий процесса развития данного предприятия от предприятий – конкурентов как по степени удовлетворения своими товарами (услугами) конкретной потребности, так и по эффективности производственной деятельности. Конкурентное положение – позиция, занимаемая предприятием по отношению к конкурентам.

Обеспечение превосходства над конкурентами или сохранение положения на рынке (в сегменте) достигается с помощью различных стратегий (имеющихся преимуществ, привлечения внимания потребителей, перехвата инициативы). Возможные индикаторы конкурентоспособности представлены в Таблице 1.1.

Таблица 1.1.

Индикаторы конкурентоспособности.

Индикаторы  конкурентоспособности

Весомость индикаторов (всего 100)

Диапазон оценок

низкая

средняя

высокая

Относительная доля рынка

20

Менее 1/3 доли лидера

Более 1/3 доли лидера

Лидер

Издержки

40

Больше, чем у прямого конкурента

Как у прямого конкурента

Менее, чем у прямых конкурен-тов

Отличительные свойства

7

Товар типа «как все»

Товар слабо дифференци-рован

Уникаль-ное  предло-жение

Степень освоения технологии

8

Осваивается с трудом

Осваивается легко

Освоена полно-стью

Метод продаж

15

Посредники  не контролиру-ются

Посредники  контролиру-ются

Прямые  продажи

Известность, имидж

10

Отсутствует

Имидж размыт

Сильный имидж


 

Выделяется  ряд уровней конкурентоспособности.

  1. Ориентация на известную стабильность положения на рынке за счет хорошего товара, удачно выбранного сегмента рынка.

  1. Подражание ведущим конкурентам по технологии, организации производства, товару, сервису, применению передового опыта.

  1. Фактором успеха в конкурентной борьбе выступает не только функция производства, но и функция управления. Успех производства все больше зависит от повышения квалификации персонала и эффективности системы управления предприятием (в том числе маркетингом).

  1. Ориентация на самые жесткие условия обеспечения конкурентоспособности. Такие предприятия обычно быстрорастущие и высокоприбыльные.

  1. Ориентация на инновации, привлечение к сотрудничеству поставщиков и посредников высокого уровня. Это предприятия-лидеры.

В условиях развитого рынка можно говорить о возможностях достижения конкурентоспособности предприятия. Прежде всего, это снижение издержек производства (чем ниже издержки производства, тем большими преимуществами обладает предприятие по отношению к конкурентам). Предприятию необходимо определить факторы производства (природные, трудовые, финансовые ресурсы), которыми оно оснащено лучше, чем другие конкуренты. Важное значение имеет быстрая приспособляемость предприятия к изменениям внешней среды (возможность нововведений, диверсификация, преодоление входных и выходных барьеров, увеличение емкости рынка). Создание конкурентных преимуществ товара (услуги) привлекает потребителей к товару. Развитие наиболее эффективных стратегических зон хозяйствования (рынки, подразделения, периферия, товары) осуществляется после всестороннего анализа.

Конкурентное преимущество – это превосходство над конкурентами, позволяющее получать желаемую прибыль и удерживать прочные позиции на рынке. Конкурентного преимущества помогают добиться три основные стратегии:

  1. Продуктовое лидерство – лидерство, ориентированное на рынок в целом и на учет особенностей поведения потребителей. Это достигается путем совершенствования товара, сервисного обслуживания – стимулирования продаж, создания имиджа. Условия, при которых может использоваться эта стратегия, – ненасыщенный рынок, слабая конкуренция и активное поведение предприятия на рынке.

  1. Ценовое лидерство – ориентация на рынок в целом с учетом действия конкурентов. Особое внимание уделяется издержкам производства, внедрению новых технологий. Затраты на маркетинг могут снижаться. Чаще всего эта стратегия применяется на насыщенном зрелом рынке, а также в условиях, когда мало возможностей для развития товара (отработанные технологии).

Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности фирмы в сфере фотобизнеса города Зеленодольска