Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 22:23, дипломная работа
Цель дипломной работы: осуществить теоретический и практический анализ проблемы повышения конкурентоспособности организации в условиях динамично изменяющегося рынка, и выработать комплекс обоснованных рекомендаций по решению данной проблемы.
Задачи:
1) Рассмотреть теоретические аспекты конкурентоспособности организации, основные стратегии ее повышения и метод анализа.
2) Провести маркетинговое исследование потребителей рынка фотоуслуг города Зеленодольска и проанализировать данные, полученные в ходе исследования.
3) Разработать проект повышения конкурентоспособности фирмы по оказанию фотоуслуг населению города Зеленодольска и рассчитать экономическую эффективность данного проекта.
Введение 3
I. Теоретические аспекты конкурентоспособности организации 6
1.1. Процесс повышения конкурентоспособности организации 10
1.2. Стратегии повышения конкурентоспособности организации 19
1.3. Анализ конкурентоспособности фирмы 29
II. Маркетинговое исследование рынка фотоуслуг 36
2.1. Состояние мирового рынка фотоуслуг 36
2.2. Маркетинговое исследование потребителей фотоуслуг города Зеленодольска 45
III. Рекомендации по улучшению конкурентоспособного положения фирмы в сфере фотоуслуг города Зеленодольска 59
3.1. Проект развития организации по предоставлению фотоуслуг «Азалия» 60
Заключение 96
Список использованной литературы 99
Спрос на рынке фотоуслуг города Зеленодольска повышается с каждым годом и постепенно смещается в сторону цифровой фотографии, а также приобретает следующую особенность: при выборе фотосалона потребители все чаще делают акцент на качестве готовых фотографий, качестве и быстроте оказания услуг.
Таблица 3.1.1.
Доля рынка, занимаемая фирмой.
Доля рынка | ||
по печати фотографий с пленки |
по печати фотографий с цифровых носителей | |
До внедрения проекта |
14% |
33% |
Планируемое увеличение после внедрения проекта |
20% |
55% |
Необходимый объем инвестиций: 1200000 рублей.
Начало внедрения проекта: сентябрь 2009 года.
Планируемая чистая прибыль: 344595 рублей за первый год после внедрения проекта.
Срок окупаемости инвестированных средств: 2года 6 месяцев.
2. Сведения о фирме «АЗАЛИЯ», характеристика основных направлений деятельности.
В 1995 году в городе Зеленодольске по адресу: ул. Ленина, д. 32 было открыто «Фото ателье». Его основал профессиональный фотограф Панин В.А., который самостоятельно осуществлял студийную съемку и изготавливал фотографии в собственной лаборатории. В 2003 году ИП Музафарова А.В. возглавила убыточное к тому времени «Фото ателье», вложив собственные средства на покупку профессионального цифрового фотоаппарата, компьютера, фотопринтера, переименовала «Фото ателье» в фотосалон «Азалия» и наняла еще одного сотрудника – приемщика заказов. До настоящего момента времени фирма оказывает следующие виды услуг:
Срочная печать фотографий осуществляется на фотопринтере, остальные заказы отвозятся 2 раза в неделю в г. Казань в цифровую лабораторию.
Таблица 3.1.2.
Прейскурант цен на услуги в «Азалия».
Содержание услуг |
Кол-во |
Цена |
С негатива |
Фото на документы: 3´4 |
3 шт. |
40 р. |
3 шт. 30 р. |
3´4 |
4 шт. |
45 р. |
− |
3´4 |
6 шт. |
50 р. |
− |
3,5´4,5 (паспорт) |
3 шт. |
50 р. |
3 шт. 45 р. |
3,5´4,5 (паспорт) |
4 шт. |
60 р. |
− |
3,5´4,5 (права) |
3 шт. |
50 р. |
3 шт. 45 р. |
4´6 |
2 шт. |
40 р. |
3 шт. 45 р. |
9´12 |
1 шт. |
50 р. |
1 шт. 40 р. |
Загран. паспорт |
6 шт. |
120 р. |
− |
Цветное фото: 4´6 |
4 шт. |
60 р. |
− |
10´15 |
1 шт. |
50 р. |
35 р. |
15´21 |
1 шт. |
80 р. |
50 р. |
21´30 |
1 шт. |
100 р. |
− |
Цифровая печать: 10´15 |
1 шт. |
5 р. |
|
15´21 |
1 шт. |
10 р. | |
21´30 |
1 шт. |
40 р. |
Доли рынка фирмы «Азалия» по видам услуг:
На данный момент времени основными услугами фирмы являются: съемка студийного фото и фото на документы.
3. Анализ конкурентоспособности фирмы (на данный момент времени).
Так как предлагаемый нами проект направлен на повышение конкурентоспособности фирмы по таким видам услуг, как печать фотографий с цифровых и пленочных носителей, то и расчет коэффициентов будет производиться по данным видам услуг. Для расчетов используются количественные показатели.
По услуге печати с пленки:
Коэффициент рыночной
доли:
,
где РД — рыночная доля фирмы.
Коэффициент предпродажной подготовки (формула 1.3.2):
,
где ЗПП — сумма затрат на предпродажную подготовку;
ЗПОП — сумма затрат на производство (приобретение) продукта и организацию его продаж.
В данном случае продукт не требовал предпродажной подготовки в отчетный период, поэтому принимается, что КПП = 1.
Коэффициент изменения объема продаж (формула 1.3.3):
,
где ОПКОП — объем продаж на конец отчетного периода;
ОПНОП — объем продаж на начало отчетного периода.
Коэффициент уровня цен (формула 1.3.4):
,
где Цmax — максимальная цена товара на рынке;
Цmin— минимальная цена товара на рынке;
Цуф — цена товара, установленная фирмой.
Коэффициент доведения продукта до потребителя (формула 1.3.5):
,
где КИОП — коэффициент изменения объема продаж — формула [1.3.3];
ЗСБкоп — сумма затрат на функционирование системы сбыта на конец отчетного периода;
ЗСБноп — сумма затрат на функционирование системы сбыта на начало отчетного периода.
Коэффициент рекламной деятельности (формула 1.3.6):
,
где ЗРДкоп — затраты на рекламную деятельность на конец отчетного периода;
ЗРДноп — затраты на рекламную деятельность на начало отчетного периода;
Коэффициент использования персональных продаж (формула 1.3.7):
,
где ЗПТАкоп — сумма затрат на оплату труда торговых агентов на конец отчетного периода;
ЗПТАноп — сумма затрат на оплату труда торговых агентов на начало отчетного периода.
В данном случае персональные продажи не использовались, поэтому принимается, что КИПП=1.
Коэффициент использования связей с общественностью (формула 1.3.8):
,
где ЗРкоп — затраты на связи с общественностью на конец отчетного периода;
ЗРноп — затраты на связи с общественностью на начало отчетного периода.
Коэффициент маркетингового тестирования конкурентоспособности (формула 1.3.9):
,
где L — общее число показателей в числителе. В данном случае L = 8.
Точно таким же образом
проведены расчеты конкурентосп
Таблица 3.1.3.
Анализ конкурентоспособности маркетинговой деятельности фирмы по услугам.
Показатели |
Печать фотографий с пленочных носителей |
Печать фотографий с цифровых носителей |
КРД |
0,14 |
0,33 |
КПП |
1 |
1 |
КИОП |
1,17 |
1,44 |
КУЦ |
1,13 |
1,10 |
КСб |
1,36 |
1,68 |
КрекД |
1,76 |
2,17 |
КИПП |
1 |
1 |
КИСО |
1,17 |
1,44 |
Итого КМТК |
1,09 |
1,27 |
Определим сумму коэффициентов (КМТК) для данных услуг фирмы (формула 1.3.10):
,
где n — количество услуг фирмы.
Коэффициент текущей ликвидности (КТЛ) (формула 1.3.11):
где Итог 2-го раздела баланса – фактическая стоимость находящихся в наличии у фирмы оборотных средств в виде производственных запасов, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов;
Итог 5-го раздела баланса (за вычетом строк 640, 650) – наиболее срочные обязательства фирмы в виде краткосрочных кредитов банков, краткосрочных займов и различных кредиторских задолженностей.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами (КОСС) (формула 1.3.12):
где Итог 3-го раздела баланса – объем источников собственных средств;
Итог 1-го раздела баланса – фактическая стоимость основных средств и прочих внеоборотных активов;
Итог 2-го раздела баланса - фактическая стоимость находящихся в наличии у фирмы оборотных средств в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств, дебиторской задолженности и прочих оборотных активов.
.
Проведем окончательный расчет конкурентоспособности фирмы – (формула 1.3.13):
Вывод: показатель конкурентоспособности фирмы «Азалия» имеет отрицательную величину и свидетельствует о низкой конкурентоспособности фирмы по результатам 2008 г. Фирма по итогам 2008 г. занимает сектор матрицы, соответствующий рыночной нише (Рис. 3.1.1). Фирма обслуживает маленькие рыночные сегменты. Круг клиентов ограничен, но характерен высокий уровень цен. В своей деятельности фирма максимально зависит от клиентов и опирается на них. Для фирмы характерен высокий уровень специализации, тесное взаимодействие с клиентами, стремление максимально удовлетворить их запросы. Однако фирма должна быть готова к проведению мероприятий по предупреждению банкротства.
Рис. 3.1.1. Матрица групп фирм, конкурирующих на рынке.
4. Оценка конкурентов.
Основные характеристики деятельности конкурентов представлены в Приложении 3. Необходимо также отметить их сильные и слабые стороны (Таблица 3.1.4).
Таблица 3.1.4.
Слабые и сильные стороны основных конкурентов.
Конкуренты |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
«Фотосалон» |
|
|
«9/12» |
|
|
«Рейхан» |
|
При большом количестве заказов оператор не успевает менять настройки минилаборатории, ввиду чего ухудшается качество готовых отпечатков. |
«Fujifilm» |
Наличие нескольких пунктов приема заказов на печать в городе. |
|
«Konica» |
|
При большом количестве заказов оператор не успевает менять настройки минилаборатории, ввиду чего ухудшается качество готовых отпечатков. |
Фотосалон «Азалия» |
|
|
«Копи-салон» |
|
Нет возможности обслужить большое количество клиентов одновременно; |
В таблице 3.1.5 представлены цены конкурентов на основные виды оказываемых услуг. Цена за компьютерную обработку фотографии зависит от сложности обработки. В таблице указана цена на самую распространенную услугу компьютерной обработки – удаление эффекта «красных глаз». Указаны форматы фотографий минимальный и максимальный для данной услуги.
Таблица 3.1.5.
Цены конкурентов на основные виды услуг.
Вид услуги |
Формат (см) |
Конкурент | ||||||
«Фото- салон» |
«9/12» |
«Рей-хан» |
«Fuji- film» |
«Konica» |
Фото-салон «Азалия» |
«Копи-салон» | ||
Цена (руб/шт) | ||||||||
Проявка пленки |
− |
− |
− |
8 |
7 |
8 |
9 |
− |
Печать фото с пленки |
10´15 |
− |
− |
4,5 |
4 |
4,5 |
5 |
− |
20´30 |
− |
− |
− |
− |
− |
40 |
− | |
Печать с цифр. носителей |
10´15 |
7 |
7 |
− |
− |
− |
5 |
6 |
20´30 |
60 |
60 |
− |
− |
− |
40 |
50 | |
Фото на документы |
3´4 |
13 |
11 |
− |
− |
− |
10 |
13 |
3,5´4,5 |
16 |
15 |
− |
− |
− |
15 |
16 | |
Загран. паспорт |
22 |
21 |
− |
− |
− |
20 |
20 | |
Студийное фото |
10´15 |
60 |
60 |
− |
− |
− |
50 |
− |
21´30 |
110 |
110 |
− |
− |
− |
100 |
− | |
Удаление эффекта «красных глаз» (руб/фото) |
− |
0,5 |
0,5 |
− |
− |
− |
0,5 |
0,6 |