Экономическая оценка конкурентоспособности функционирования предприятия на внешнем рынке на примере ОАО «БОРИСОВСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 01:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение современного состояния конкурентоспособности мясной продукции, выявление основных путей, резервов её повышения, теоретическое обоснование организации, перспектив развития производства и реализации мясной продукции. В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи:
• раскрыть сущность понятия конкурентоспособности, ее факторы и экономические аспекты;
• изучить организационно-экономическую характеристику ОАО «Борисовский мясокомбинат»;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………… 3
1. Конкурентоспособность, её факторы и экономические аспекты…………………..…. 4
1.1 Понятие конкурентоспособности. Факторы её определяющие…………………………… 4
1.2 Экономические аспекты конкурентоспособности………………………………………..… 5
1.3 Методы оценки конкурентоспособности предприятия…………………………………….. 6
2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Борисовский мясокомбинат»……………………………………………………………………………………. 9
2.1 Характеристика предприятия……………………………………………………………….… 9
2.2. Описание продукции предприятия…………………………………………………………. 10
2.3 Анализ финансово - хозяйственной деятельности предприятия………………………….. 14
3. Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга………………………………………….. 18
3.1. Анализ рынка. Общий анализ состояния отрасли…………………………………………. 18
3.2 Анализ положения на рынке ОАО «Борисовский мясокомбинат»………………………. 23
4. Мероприятия и стратегии маркетинга по улучшению качества продукции и повышению ее конкурентоспособности на внешнем рынке……………………………… 27
4.1 Мероприятия по улучшению качества продукции………………………………………… 27
4.2 Стратегия маркетинга………………………………………………………………………... 32
Заключение………………………………………………………………………………………. 40
Список использованной литературы………………………………………………………… 44

Файлы: 1 файл

ОРИГИНАЛ - копия.docx

— 335.60 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 42 с., 4 таблицы, 4 рисунка, 13 источников.

 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ  ПРЕДПРИЯТИЯ НА ВНЕШНЕМ РЫНКЕ НА ПРИМЕРЕ ОАО «БОРИСОВСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»

Объект  исследования – особенности конкурентоспособности функционирования предприятия ОАО «Борисовский мясокомбинат» и ее проявление во внешнеэкономической деятельности предприятия.

Предмет исследования – основные характеристики конкурентоспособности предприятия ОАО «Борисовский мясокомбинат», дальнейшие пути повышения конкурентоспособности предприятия на внешнем рынке.

Цель  работы:  исследование конкурентоспособности функционирования предприятия ОАО «Борисовский мясокомбинат» на внешне рынке; анализ конкурентоспособности предприятия; рассмотреть факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия; проанализировать задачи в повышении конкурентоспособности предприятия .

Методы  исследования: анализ и синтез, логический и исторический анализ, позитивный и нормативный анализ, экономический метод.

Исследования  и разработки: определены особенности конкурентоспособности функционирования предприятия на внешнем рынке, положительные и отрицательные стороны конкуренции, дана сравнительная характеристика конкурентоспособности предприятий мясоперерабатывающей отрасли, рассмотрены пути повышения конкурентоспособности предприятия ОАО «Борисовский мясокомбинат».

Область возможного практического применения: деятельность государственных органов власти по повышению конкурентоспособности функционирования предприятия на внешнем рынке.

Экономическая / социальная значимость: реализация практических предложений позволит усовершенствовать конкурентоспособность функционирования предприятия на внешнем рынке.

 

Автор подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников методологические и методические положения и концепции  сопровождаются ссылками на их авторов.

                                                                                                                 _______________________   

                                                                                                                    (подпись студента)

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………………… 3

1. Конкурентоспособность, её факторы  и экономические аспекты…………………..…. 4

1.1 Понятие  конкурентоспособности. Факторы  её определяющие……………………………  4

1.2 Экономические  аспекты конкурентоспособности………………………………………..…  5

1.3 Методы  оценки конкурентоспособности предприятия…………………………………….. 6

2. Организационно-экономическая характеристика  ОАО «Борисовский мясокомбинат»……………………………………………………………………………………. 9

2.1 Характеристика  предприятия……………………………………………………………….…  9

2.2. Описание  продукции предприятия…………………………………………………………. 10

2.3 Анализ  финансово - хозяйственной деятельности  предприятия………………………….. 14

3.  Анализ рынков сбыта. Стратегия  маркетинга………………………………………….. 18

3.1. Анализ  рынка. Общий анализ состояния  отрасли…………………………………………. 18

3.2 Анализ  положения на рынке ОАО «Борисовский мясокомбинат»………………………. 23

4. Мероприятия и стратегии маркетинга  по улучшению качества продукции  и повышению ее конкурентоспособности  на внешнем рынке………………………………  27

4.1 Мероприятия  по улучшению качества продукции…………………………………………  27

4.2 Стратегия  маркетинга………………………………………………………………………... 32

Заключение………………………………………………………………………………………. 40

Список  использованной литературы………………………………………………………… 44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Конкурентоспособность - важнейший фактор долгосрочного  успеха любого предприятия. С развитием  рыночных отношений проблема повышения  конкурентоспособности и, как следствие, элементарного выживания особенно резко обострилась на предприятиях перерабатывающей промышленности, производящих продукцию массового спроса из местного сырья с небольшими объёмами [9 с. 5].

Именно поэтому  возникает необходимость в изучении конкурентоспособности и применение его результатов для повышения  эффективности работы каждого конкретного  предприятия. Недостаточно высокая конкурентоспособность предприятий - всё это и послужило причиной выбора данной темы курсовой работы.

Целью данной работы является изучение современного состояния конкурентоспособности мясной продукции, выявление основных путей, резервов её повышения, теоретическое обоснование организации, перспектив развития производства и реализации мясной продукции. В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи:

    • раскрыть сущность понятия конкурентоспособности, ее факторы и экономические аспекты;
    • изучить организационно-экономическую характеристику ОАО «Борисовский мясокомбинат»;
    • проанализировать рынки сбыта и маркетинговые стратегии;
    • выявить мероприятия и стратегии маркетинга по улучшению качества продукции и повышению ее конкурентоспособности на внешнем рынке.

Объектом исследования является ОАО «Борисовский мясокомбинат».

В ходе выполнения курсовой работы использовались  труды  отечественных экономистов-аграрников, данные статистических ежегодников, справочная и другая литература.

Исходным  материалом для выполнения курсовой работы  послужили годовые и бухгалтерские отчеты ОАО «Борисовский мясокомбинат» за 2010-2012 годы, бизнес-план на 2012 год, документы, отражающие результаты деятельности предприятия и иная документация.

При выполнении курсовой работы применены следующие  основные методы исследования: монографический, экономико-статистический (с приёмами индексного анализа), расчётно-конструктивный, экономико-математический и другие.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Конкурентоспособность, её факторы  и экономические аспекты

 

 

1.1  Понятие конкурентоспособности.  Факторы её определяющие

 

Понятие «конкурентоспособность»  следует  различать в узком  и широком смысле.

В узком смысле оно раскрывает количественную и  качественную характеристику производимой товаропроизводителями продукции, укладывающуюся в средние для  данного рынка показатели затрат и качества поставляемых на этот рынок  товаров. Чем ниже средние индивидуальные затраты на товары и выше их потребительские  характеристики, тем выше уровень  конкурентоспособности товаропроизводителя [2, с. 5].

К важнейшим  факторам конкурентоспособности предприятия  следует отнести степень развития инновационной деятельности, уровень  производительности труда, способность  адаптироваться и быстро реагировать  на меняющиеся условия и требования рынка, устойчивость и стратегию  развития, оптимальность затрат на производство, уровень рентабельности производства [1, с. 6].

Устойчивость  предприятия в рыночных условиях должна учитывать необходимость  постоянного обновления производственных процессов, обеспечивать непрерывность  формирования нового качества поставляемой продукции. В данной связи устойчивым развитием предприятия можно  назвать такое, при котором обеспечивается как текущая, так и стратегическая стабильность его экономики и  укрепление конечных позиций. Предприятие  обладает долгосрочной устойчивостью, если темпы его развития соответствуют  темпам развития рынка, и краткосрочной  устойчивостью, если обеспечивается надежная платежеспособность. Инновационная  активность предприятия характеризуется  темпами инноваций и количественно  может определиться как произведение относительных частных индексов: индекса инновационной затратоёмкости (отношение объема инновационных затрат к объему продаж), индекса обновления (доля новой продукции в общем объеме выпуска), индекса новизны (средневзвешенная степень инновационности продуктов). Чем больше у предприятия конкурентных преимуществ и выше качественные характеристики продукции, тем более благоприятные предпосылки оно имеет в торгово-сбытовой деятельности [1, с. 7].

Под конкурентоспособностью в широком смысле понимается количественная и качественная характеристика показателей, определяющих социально-экономическое  развитие страны и потенциал дальнейшего  ее роста и совершенствования. Действующий  в течение многих лет исследовательский  и издательский проект Всемирного экономического форума по проблемам конкурентоспособности  в одном из обзоров определяет конкурентоспособность как способность  поддерживать высокие темпы роста  реального душевого дохода, измеряемого  темпами роста ВВП в расчете  на душу населения в постоянных ценах. Индекс конкурентоспособности для  каждой страны рассчитывается как: средневзвешенный из восьми субиндексов, представляющих восемь основных факторов, которые определяют степень конкурентоспособности страны и одновременно показывают, по их мнению, наибольшее воздействие на долгосрочный экономический рост. В частности, это открытость, финансы, конкуренция, технология, инфраструктура, менеджмент, труд, институциональная среда. Такой подход можно назвать статическим.

Каждый из названных факторов обобщает показатели, характеризующие положение в  соответствующей области. Так, фактор «технология» учитывает 29 отдельных  показателей. Показатель «институциональная среда» используется для сопоставления  стран по степени надежности правовых и общественных институтов, включая  гарантии исполняемости законов и защиту прав собственника [2, с. 5].

Наибольший  интерес представляет оценка потенциала конкурентоспособности экономики  на основе использования системы  показателей, характеризующих качественное состояние основного, человеческого  капитала, создаваемого продукта, а  также перспектив их развитая. Данный подход, в отличие от традиционного, использующего стоимостные величины продукции, ее качества и обслуживания в эксплуатации благ, характеризующих локальность экономического развития, позволяет, опираясь на качественную характеристику главных факторов, предопределяющих конкурентоспособность экономики, раскрыть перспективы ее развития и обосновать социально-экономическую стратегию страны.

Конкурентоспособность представляет собой возможность  эффективной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного  рынка. Эта реализация обеспечивается всем комплексом имеющихся у предприятия  средств.

 

1.2 Экономические аспекты конкурентоспособности

 

Экономические аспекты конкурентоспособности  отражаются в двух понятиях: конкурентоспособность  отдельного товара и конкурентоспособность  фирмы.

Конкурентоспособность товара представляет собой совокупность качественных и стоимостных показателей  произведенной продукции, обеспечивающих потребности покупателя (потребителя).

Конкурентоспособность товара зависит от возможностей конкретного  товаропроизводителя производить  конкурентоспособный товар, потребительские  и качественные характеристики которого в сравнении с товарами-аналогами  определяют его рыночный успех как на внутреннем, так и внешнем рынке. Она определяется рядом факторов, важнейшие из которых - издержки производства, производительность и интенсивность труда, которые оказывают влияние на цену и качество изделий.

Конкурентоспособность продукции на специфицированном  уровне исследования определяется, как  ее способность быть в большей  степени востребованной на анализируемых рынках, сохраняя высокую долю внешнего спроса в общем объеме ее производства при условии наилучшего обеспечения внутреннего спроса товарами.

Все методы, позволяющие производить количественную оценку конкурентоспособности товара, подразделяются на два вида: априорный, то есть позволяющий оценить будущий  потенциал, и апостериорный, или  текущее состояние конкурентоспособности, определяемое на основе фактических  данных.

Конкурентоспособность предприятия - это способность создавать  и производить товары, которые  по своим характеристикам наиболее полно удовлетворяют запросам потребителей, чем аналогичные товары конкурентов.

Конкурентоспособность предприятия включает комплекс экономических  характеристик, определяющих его положение  на отраслевом рынке:

-  характеристика  производимого продукта;

    -  технико-экономические характеристики  условий производства и сбыта  - производительность труда, производственные  и общие издержки, ресурсоемкость, технический уровень производства  и др.;

   -  характеристики конкурентных преимуществ  товаров и услуг - цена, объем  продаж и его динамика, прибыльность.

Для оценки конкурентоспособности предприятия  используют следующие характеристики:

способность осуществлять эффективную производственную и коммерческую деятельность;

высокий уровень  репутации на рынке;

способность осуществлять на высоком уровне инновационную  деятельность;

способность оперативно реагировать на происходящие изменения на внешнем рынке;

стабильное  финансовое положение.

Таким образом, конкурентоспособность предприятия  представляет относительную характеристику, отражающую отличия процесса развития данного товара производителя и  конкурента как по степени удовлетворения своими товарами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности [4, с.105].

 

1.3 Методы оценки конкурентоспособности  предприятия

Информация о работе Экономическая оценка конкурентоспособности функционирования предприятия на внешнем рынке на примере ОАО «БОРИСОВСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»