Экономическая оценка конкурентоспособности функционирования предприятия на внешнем рынке на примере ОАО «БОРИСОВСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 01:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение современного состояния конкурентоспособности мясной продукции, выявление основных путей, резервов её повышения, теоретическое обоснование организации, перспектив развития производства и реализации мясной продукции. В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи:
• раскрыть сущность понятия конкурентоспособности, ее факторы и экономические аспекты;
• изучить организационно-экономическую характеристику ОАО «Борисовский мясокомбинат»;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………… 3
1. Конкурентоспособность, её факторы и экономические аспекты…………………..…. 4
1.1 Понятие конкурентоспособности. Факторы её определяющие…………………………… 4
1.2 Экономические аспекты конкурентоспособности………………………………………..… 5
1.3 Методы оценки конкурентоспособности предприятия…………………………………….. 6
2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Борисовский мясокомбинат»……………………………………………………………………………………. 9
2.1 Характеристика предприятия……………………………………………………………….… 9
2.2. Описание продукции предприятия…………………………………………………………. 10
2.3 Анализ финансово - хозяйственной деятельности предприятия………………………….. 14
3. Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга………………………………………….. 18
3.1. Анализ рынка. Общий анализ состояния отрасли…………………………………………. 18
3.2 Анализ положения на рынке ОАО «Борисовский мясокомбинат»………………………. 23
4. Мероприятия и стратегии маркетинга по улучшению качества продукции и повышению ее конкурентоспособности на внешнем рынке……………………………… 27
4.1 Мероприятия по улучшению качества продукции………………………………………… 27
4.2 Стратегия маркетинга………………………………………………………………………... 32
Заключение………………………………………………………………………………………. 40
Список использованной литературы………………………………………………………… 44

Файлы: 1 файл

ОРИГИНАЛ - копия.docx

— 335.60 Кб (Скачать файл)

На 2011г. были произведены:

    • Полуфабрикаты рубленые.
    • Колбасы п/к.
    • Колбасы в/к.
    • Изделия из субпродуктов 1 и 2 категории.
    • Полуфабрикаты из свинины быстрого приготовления панированные, в маринадной массе.
    • Изделия колбасные сырокопченые и сыровяленые.
    • Изделия из свинины  и говядины к/в, к/з, вареные.
    • Изделия колбасные вареные, сосиски, сардельки [10].

 

Общий объем  производства за последние годы приведен в таблице 1.

Таблица 1 Общий объем производства за 2010-2011 гг.,

Наименование

Годы

Темп роста, %

2010 год

2011

       

Переработано скота,всего

36258

30677

85

в т.ч. из госсырья

35887

29511

82

Мясо и субпродукты 1 кат.,всего

21207

18343

86

в т.ч. из госсырья

21007

17642

84

Колбасные изделия,всего

9607

10730

112

в т.ч. из госсырья

9115

10730

      118

в т.ч. вареные

3117

3705

119

сосиски, сардельки

1424

1634

115

Полукопченые

447

515

115

Копчености

1457

1842

126

Твердокопченые

2177

2194

101

Субпродуктовые

865

771

89

Прочая

120

69

58

Мясные полуфабрикаты

4025

4330

108

в т.ч. из госсырья

3837

4330

113

в т.ч. котлеты

101

228

226

Пельмени

990

869

88

Фарш

590

629

107

Мясокостные

1013

950

94

Крупнокусковые

1143

1527

134

Жиры пищевые топленые

736

647

88

Жир технический

52

987

1898

Сухие животные корма

1140

999

88


Примечание  – таблица рассчитана по данным годового отчета ОАО «Борисовский мясокомбинат» за 2010-2011 гг.

В 2011 году по сравнению с 2010 годом ассортимент  вырабатываемой предприятием продукции  остался практически на прежнем  уровне. Как и ранее наибольший удельный вес занимают вареные колбасные  изделия, их удельный вес вырос на   119   %. Вырос удельный вес  копченостей   126   % и твердокопченых колбас на   101  %.

По сравнению  с 2010 годом увеличился удельный вес  выпуска котлет и пельменей,

увеличился  удельный выпуска и крупнокусковых полуфабрикатов мясокостных полуфабрикатов и фарша.

ОАО "Борисовский мясокомбинат" наладил выпуск копченостей в термоусадочные вакуумные пакеты, (порционная нарезка), что придало эстетичный вид продукции и позволило увеличить сроки хранения до 30-40 суток. Вареные колбасные изделия производятся в газоводонепроницаемых оболочках, что позволяет увеличивать выход готовой продукции и сроки годности.

 

2.3 Анализ финансово - хозяйственной  деятельности предприятия

 

Форма собственности: акционерная.  Дата регистрации: 14.12.2000г.

• Размер уставного фонда: 21 098 млн.руб.   по состоянию на: 01.01.2011г.

• Распределение уставного фонда в долях:

    • юридические лица – 76,0757%,  в т.ч. Минский облисполком- 74,6678%
    • производители сельхозпродукции-  1,3863% 
    • Борисовский мясокомбинат- 0,0216%
    • физические лица- 23,9243%
    • прочих участников-  0%

Общества,  в которых организация является учредителем, акционером: ООО «Борисовский мясокомбинат» (г.Смоленск).

• Стоимость внеоборотных активов на 01.01.2012г. – 194 633 млн. руб.

• Стоимость оборотных активов на 01.01.2012г.- 104 264 млн. руб.

• Среднесписочная численность за 2011г.:  1 332 человека.

  ОАО «Борисовский мясокомбинат» не имеет задолженности по банковским кредитам и ссудам, по выплатам в бюджет и внебюджетные фонды, своевременно производит выплату заработной платы и плату за энергоносители. Основные показатели работы предприятия за предшествующий период представлены в таблице 2.

Таблица 2 Основные технико-экономические показатели по ОАО "Борисовский мясокомбинат" январь - декабрь 2011 года.

Наименование показателя

Годы

Темп роста,%

2010

2011

Фактические показатели

     

 темп роста товарной продукции в сопоставимых ценах

275540

314060

114,0

 темп роста производства товаров народного потребления

410367

395078

96,3

объем товарной продукции в действующих  ценах, млн. руб.

2634092

394932

149,7

запасы готовой продукции (на 01.01.2011г.), млн. руб.

 

6764 

 

в % к среднемесячному объему производства

 

20,5 

 

переработано скота всего, т.

36259

30677

84,6

переработано скота для выхода с 1 тонны товарной продукции, т.

38866

34765

89,4

выход товарной продукции с 1 тонны  переработанного скота, тыс. руб.

6777

11343

167,4

экспорт , импорт

     

объем экспорта товаров, тыс. долл. США

31102,1

24081,3

77,4

объем импорта товаров, тыс. долл. США

7660,7

8641,1

112,8

сальдо внешней торговли, тыс. долл. США

23441,4

15440,2

-

Инвестиции в основной капитал, млн. руб.

13441

31193

232,1

Объем платных услуг населению (январь - декабрь), млн. руб.

281,3

567,4

201,7

   в т.ч. бытовые

98,6

184

186,6

       

розничный товарооборот г.Борисов

27742

73011

263,2

показатель по энергосбережению (в  сопоставимых условиях)

 

-8,2

 

Среднесписочная численность

     

    * всего

1281

1332

104,0

    * в т.ч. ППП

1021

1053

103,1

Производительность труда

258

374,5

145,2

Среднемесячная з/плата, всего

1329,5

2124,9

159,8

фонд оплаты труда

20637,9

34277,6

166,1

Тарифная ставка 1 разряда

246,4

371,2

150,6

финансовые показатели

     

Выручка от реализации продукции всего (январь - декабрь)

294467

449455

152,6

прибыль, убыток от реализации продукции (январь - декабрь)

15811

34886

 

Чистая прибыль, убыток (январь - декабрь)

7005

9514

 

Рентабельность реализованной продукции (январь - декабрь)

6,0

9,1

 

Рентабельность  продаж (январь - декабрь)

5,3

7,7

 
 

на 01.01.10г.

на 01.01.11г.

изменение (+, -)

Дебиторская  задолженность за мясопродукты

 

30529

 

из нее нерезиденты

     

в т.ч. просроченная всего

 

3512

 

в т. ч. просроченная  нерезиденты

     

Кредиторская задолженность за скот

 

54276

 

в т.ч. просроченная

     

 

Как видно  из данных таблицы 2, что в период с 2010 по 2011 гг., все основные технико-экономические показатели предприятия постепенно увеличиваются. Таким образом, финансовое состояние ОАО «Борисовский мясокомбинат» с каждым годом улучшается. За 2010 – 2011 гг. произошло увеличение общей стоимости активов предприятия благодаря росту оборотных активов, и в меньшей мере благодаря росту внеоборотных активов. Выручка от реализации продукции и все показатели прибыли имеют тенденцию к увеличению. Это в свою очередь, благоприятно сказывается на деятельности предприятия.

Тем не менее, ОАО «Борисовский мясокомбинат» является предприятием развивающимся, расширяя свою деятельность и увеличивая производственные мощности.

 

 

Глава 3. Анализ рынков сбыта. Стратегия  маркетинга

 

3.1. Анализ рынка. Общий анализ состояния отрасли

 

Мясоперерабатывающая  отрасль – одна из крупнейших отраслей пищевой промышленности Республики Беларуси.

Производственные  мощности белорусских предприятий  по мясу скота составляют более 900 тыс. тонн в год. Ассортимент вырабатываемой в республике мясной продукции включает более 1200 наименований, в том числе 800 видов колбасных изделий, около 250 наименований полуфабрикатов, более 150 видов консервов.

В структуре  расходов домашних хозяйств г. Минска на продукты питания в 2011г. мясо и  мясопродукты занимали 32,3% (см. Рисунок 1).

 

 

Рисунок 1 Структура расходов домашних хозяйств на покупку продуктов питания, г. Минск,  2011г., %.

Примечание  – Рисунок составлен по данным публикации «Социально-экономическое положение домашних хозяйств» Статистического сборника РБ за 2011г.  [12].

Так как основными  видами продукции ОАО «Борисовский мясокомбинат» являются колбасные изделия и мясо, ниже приведен анализ общереспубликанского объема производства именно данных видов продукции за период с 1995г. по 2011г.

Структура производства колбасных изделий приведена  на Рисунке 4.4. Наибольший удельный вес  в общем объеме производства занимают вареные колбасы, сосиски и сардельки  и копчености.

 

Рисунок 2 Структура производства колбасных изделий в 2010г.

по Республике Беларусь

Примечание  – Рисунок составлен по данным публикации «Социально-экономическое положение домашних хозяйств» Статистического сборника РБ за 2010 [12].

 

Таким образом, более половины всех произведенных  колбасных изделий составили  вареные колбасы, сосиски  и сардельки (57%). Далее следуют копчености с  удельным весом в 15% и прочие колбасные  изделия – 11%.

В настоящее  время мясоперерабатывающая отрасль  ориентирована на расширение ассортимента и увеличение объемов производства высокорентабельных видов продукции  — сырокопченых, сыровяленых и  полукопченых, вареных, варено-копченых колбас, расширение производства продуктов из говядины, свинины и мяса птицы за счет внедрения новых вкусоароматических добавок, наполнителей и видов упаковки. 

Белорусские мясопереработчики активно поставляют мясную продукцию на экспорт, в основном в Россию. Для белорусских производителей ситуация осложнилась небольшим падением потребления мяса в России на фоне снижения покупательской способности в 2009г. К тому же ослабление российского рубля вкупе с изменением рыночной конъюнктуры уже привело к тому, что долларовые цены на мясо упали. Не исключен и пересмотр планов по наращиванию производства мяса в России [11].

 

Конкурентная  среда на рынке мяса и мясных изделий довольно высокая. В каждом регионе имеется свой крупный мясопереработчик и несколько мелких, которые широко представляют продукцию в данном регионе, а также в целом по республике. В целом на рынке работает множество производителей, однако основная конкуренция идет между небольшим количеством крупнейших в стране производителей мясных изделий. Определенную опасность представляют мелкие специализированные предприятия, которые специализируются на производстве нескольких видов продукции и широко представлены на рынках; в отсутствии брэндов они способны оттягивать покупателей от больших мясокомбинатов, особенно в низкоценовом диапазоне.

Основными конкурентами ОАО «Борисовский мясокомбинат» являются следующие предприятия:

ОАО «Волковысский мясокомбинат» является одним из крупнейших производителей в Гродненской области и в Республике Беларусь мяса и мясных продуктов. Вся продукция выпускается согласно НТД, СТБ и ГОСТов.

В настоящее  время Волковысский мясокомбинат изготавливает  мелкокусковые полуфабрикаты, мясокостные  полуфабрикаты, фарши, котлеты, пельмени и вареники. С учетом заявок торговли на сегодняшний день предприятием производится более 20 тонн пельменей в сутки. Ассортиментный перечень полуфабрикатов насчитывает  более 100 наименований. Предприятие  также изготавливает мясо и субпродукты, различные виды колбасных изделий  и копчености. В общей сумме  на предприятии производится около 300 наименований мясной продукции. Говядина, свинина, субпродукты составляют до 70% в общем объеме выпуска продукции.

На комбинате  внедрены международные системы  менеджмента качества ISO-9001, контроля качества HACCP и получен экологический  сертификат ISO-1400. Конкурирует с ОАО  «Борисовский мясокомбинат» по вареным колбасам.

ОАО «Гродненский мясокомбинат» - одно из крупнейших в Беларуси мясоперерабатывающих предприятий полного цикла. Предприятие соответствует всем действующим сегодня стандартам и нормам. Составляет конкуренцию ОАО «Борисовский мясокомбинат» в основном по сырокопченым колбасным изделиям.

Производственные  мощности комбината в месяц составляют: производство мяса всех видов и субпродуктов 1 кат. - 2400 тонн, производство колбасных  изделий - 2000 тонн, производство мясных полуфабрикатов, в т. ч. пельменей - 500 тонн.

Сегодня мясокомбинат производит и предлагает для реализации более 450 видов продукции. Это колбасные  изделия, полуфабрикаты, мясо свинины и говядины и пр.

Среди крупных  инвестиционных проектов, реализованных  в 2009 году, — досрочный запуск цеха по выпуску колбасных изделий  из субпродуктов. Другим важным инвестпроектом стала организация нового участка по выпуску копченых и сырокопченых изделий, открытие которого состоялось в первых числах ноября 2009 года. Его ввод позволил предприятию увеличить мощности производства продукции премиум-класса вдвое — до 90 тонн в месяц.

Предприятие имеет агротуристический комплекс «Гарадзенскi маентак «Каробчыцы» собственное сельхозпредприятие «Поречанка».

ОАО «Брестский мясокомбинат» - одно из крупнейших предприятий мясо-молочной промышленности РБ. Предприятие выпускает более 200 наименований колбас и колбасных изделий:  вареных, копчено-вареных, полукопченых, сырокопченых, сосисок, сарделек, продуктов из свинины, говядины, а также более 150 видов полуфабрикатов: котлеты, пельмени, фарши, сырые колбасы, шашлыки и др. Основную конкуренцию ОАО «Борисовский мясокомбинат» составляет по вареным и сырокопченым колбасам.

ОАО «Березовский мясоконсервный комбинат» производит мясо и субпродукты, колбасные изделия, полуфабрикаты, мясные консервы. Ассортимент колбасных изделий составляет около 300 наименований, полуфабрикатов - более 100 наименований, мясных консервов - около 60 наименований. На мясоконсервном комбинате внедрены системы менеджмента качества, соответствующие требованиям ISO 9001, ISO 14001, HACCP, ISO 22000, СТБ 18001. Помимо основного производства в г.Береза имеет производственный цех в г.Барановичи. Конкурирует с ОАО «Борисовский мясокомбинат» по вареным колбасам.

ОАО «АФПК «Жлобинский мясокомбинат» является одним из крупнейших мясоперерабатывающих предприятий в Республике Беларусь. Оно обладает всеми техническими возможностями для выпуска конкурентоспособной высококачественной продукции.

В структуру  предприятия входят четыре основных подразделения -мясожировой корпус, холодильник, мясоперерабатывающий корпус, фирменная торговля. Нынешние мощности мясокомбината позволяют производить: мяса всех видов скота без субпродуктов 1 категории — 127 тонн в смену; колбасных изделий — 15 тонн в смену; сухих животных кормов — 6,4 тонны в смену; полуфабрикатов — 5,6 тонны в смену, в том числе пельменей — 1 тонну в смену. Работает линия по производству консервов производительностью 10 тысяч банок в смену. Одним из структурных подразделений комбината является птицефабрика, где содержится 299285 голов птицы.

Основные  виды деятельности комбината:

-производство  мяса, субпродуктов, колбасных изделий  и мясных полуфабрикатов;

Информация о работе Экономическая оценка конкурентоспособности функционирования предприятия на внешнем рынке на примере ОАО «БОРИСОВСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»