Экономическая оценка конкурентоспособности функционирования предприятия на внешнем рынке на примере ОАО «БОРИСОВСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 01:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение современного состояния конкурентоспособности мясной продукции, выявление основных путей, резервов её повышения, теоретическое обоснование организации, перспектив развития производства и реализации мясной продукции. В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи:
• раскрыть сущность понятия конкурентоспособности, ее факторы и экономические аспекты;
• изучить организационно-экономическую характеристику ОАО «Борисовский мясокомбинат»;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………… 3
1. Конкурентоспособность, её факторы и экономические аспекты…………………..…. 4
1.1 Понятие конкурентоспособности. Факторы её определяющие…………………………… 4
1.2 Экономические аспекты конкурентоспособности………………………………………..… 5
1.3 Методы оценки конкурентоспособности предприятия…………………………………….. 6
2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Борисовский мясокомбинат»……………………………………………………………………………………. 9
2.1 Характеристика предприятия……………………………………………………………….… 9
2.2. Описание продукции предприятия…………………………………………………………. 10
2.3 Анализ финансово - хозяйственной деятельности предприятия………………………….. 14
3. Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга………………………………………….. 18
3.1. Анализ рынка. Общий анализ состояния отрасли…………………………………………. 18
3.2 Анализ положения на рынке ОАО «Борисовский мясокомбинат»………………………. 23
4. Мероприятия и стратегии маркетинга по улучшению качества продукции и повышению ее конкурентоспособности на внешнем рынке……………………………… 27
4.1 Мероприятия по улучшению качества продукции………………………………………… 27
4.2 Стратегия маркетинга………………………………………………………………………... 32
Заключение………………………………………………………………………………………. 40
Список использованной литературы………………………………………………………… 44

Файлы: 1 файл

ОРИГИНАЛ - копия.docx

— 335.60 Кб (Скачать файл)

План  мероприятий по повышению качества продукции в 2012 году на          ОАО «Борисовский мясокомбинат» отображен в Таблице 4.

 

Таблица 4 План мероприятий по развитию качества продукции

на 2012 год ОАО «Борисовский мясокомбинат»

Наименование

Срок исполнения

1 Сертификация систем качества

Подтверждение системы менеджмента  качества на соответствие требованиям  СТБ ISO 9001-2009

Август – сентябрь 2012 г.

Подтверждение  системы менеджмента  качества на соответствие требованиям  ГОСТ Р 9001-2008

Август - сентябрь 2012 г.

Подтверждение  системы управления качеством на основе принципов ХАССП

Август – сентябрь 2012 г.

Подтверждение системы экологического менеджмента на соответствие СТБ  ИСО 14001-2005

Май – июнь 2012 г.

Подтверждение  системы охраны труда  на соответствие требованиям СТБ 18001-2009

Сентябрь – октябрь 2012 г.

2 Техническое перевооружение

Обвалочный конвейер КРС

Майи2012 г.

Формирующая машина для пельменной линии  производительностью 600 кг/час

Сентябрь 2012г.

Тестораскаточная машина для пельменной линии производительностью 600 кг/час

Сентябрь 2012 г.

Климокамера сушки колбас в комплекте с корпусом

Февраль 2013 г.

3 Повышение конкурентоспособности  основных видов продукции

Постоянное обновление и расширение ассортимента выпускаемой продукции  в соответствии с СТП 7.3.01-09 «Порядок разработки и поставки продукции  на производство»

Постоянно

Проведение работ по проведению сроков годности продуктов из свинины и  говядины, упакованных в пакеты из многослойных термоусадочных пленок

Постоянно

Разработка современных дизайнов термоэтикеток и нанесение флексо-печати на колбасную оболочку

Постоянно

4 Совершенствование информационного  обеспечения

Приобретение ТНПА, устанавливающих обязательные требования к продукции

Постоянно

Заключение договоров о предоставлении информационных услуг по ТНПА с РУП  «БелГИСС», РУП «Институт мясо - молочной промышленности»

Постоянно

Постоянное участие в республиканских  и международных конкурсах, выставках  для мониторинга и расширения рынков сбыта

Постоянно

Проведение дегустаций

Постоянно

Проведение дней качества на предприятии

Постоянно

6 Подготовка кадров

Для поддержания компетентности персонала  на современном уровне, осуществлять повышение квалификации и переподготовку руководителей и специалистов, рабочих

Постоянно


Примечание  – таблица была составлена по данным бизнес-плана ОАО «Борисовский мясокомбинат» на 2012 г. [3].

Планомерная реализация мероприятий по повышению  качества и конкурентоспособности  продукции позволит предприятию:

  • усовершенствовать контроль технологических процессов;
  • расширить ассортимент выпускаемой продукции;
  • повысить конкурентоспособность продукции на мировом рынке;
  • повысить качество продукции и анализа контроля критических точек;
  • повысить эффективность работы, направленной на повышение качества продукции;
  • повысить узнаваемость торговой марки;
  • внедрить прогрессивные технологии.

Доказательством высокого качества выпускаемой продукции  предприятия служат полученные им награды  и премии. ОАО «Борисовский мясокомбинат» за 2010г. по итогам участия в различных конкурсах удостоен многочисленных высоких наград, а именно:

  • По итогам конкурса «Выбор года» ОАО «Борисовский мясокомбинат» завоевал почетное звание лучшего производителя в Белоруссии в номинации — «Сырокопченые колбасные изделия № 1».
  • Серия колбас высшего сорта: «Столичная» сырокопченая, «Борисовская Люкс» сыровяленая салями, «Праздничная» сыровяленая салями завоевала золотую медаль на международной агропромышленной выставке-ярмарке «Агрорусь 2010», которая состоялась в г.Санкт-Петербурге с 23 по 29 августа 2010г. Золотой медалью данной выставки были награждены также серия продуктов ветчинных копчено-запеченных и копчено-вареных: «Вырезка Смачная», «Сюрприз», рулет «Дуэт по-Борисовски» и серия изделий из свинины сырокопченой: «Свинина Венская», «Полендвица Венская», «Вырезка говяжья».
  • Дипломы победителя конкурса-дегустации «ГУСТ» на лучший мясной продукт: в номинации «Продукт из свинины, говядины копчено-вареный» -  за изделие из говядины любительское «Кавалачак Смачны» копчено-вареный; в номинации «Колбасы сырокопченые» - за колбасу сырокопченую сухую «Советская экстра» высшего сорта, колбасу сырокопченую сухую «Брауншвейгская экстра» высшего сорта, колбасу сырокопченую сухую «Столичная экстра» высшего сорта; в номинации «Вареные колбасы» - за сардельки «Колобки с сыром» высшего сорта; в номинации «Колбасы сыровяленые» - за колбасу сыровяленую сухую «Юбилейная экстра» высшего сорта.
  • По результатам участия в IX Международный Форум «Мясная Индустрия 2010» предприятием получены: Гран-При за отличное качество продукции сардельки «Колобки с сыром» высшего сорта, Гран-При за отличное качество продукции колбаса сыровяленая салями «Праздничная» высшего сорта, Гран-При за отличное качество продукции сало по-Белорусски, золотая медаль за высокое качество продукции колбаса сырокопченая салями «Раубичская» высшего сорта, золотая медаль за высокое качество продукции колбаса вареная «Ветчинная Борисовская» высшего сорта, золотая медаль за высокое качество продукции изделие из свинины копчено-вареное рулет «Дуэт по-Борисовски», серебряная медаль за высокое качество продукции колбаса вареная «Докторская премиум» высшего сорта, серебряная медаль за высокое качество продукции ветчина вареная рубленая «Борисовская для завтрака» [6].
  • На предприятии постоянно ведется работа по усовершенствованию продукции в соответствии с международными стандартами, применению новых технических и технологических решений, обеспечивается контроль качества продукции на всех стадиях ее жизненного цикла; проводится постоянный мониторинг и анализ требований и ожиданий потребителей; создаются условия, обеспечивающие осознанное вовлечение работников предприятия в процессы управления качеством; организовывается постоянное обучение персонала современным методам обеспечения качества, обеспечивается профессиональная подготовка и повышение квалификации персонала, обеспечивается организация процесса производства без нанесения ущерба окружающей среде и здоровью людей и пр.

Приобретение  нового холодильного оборудования позволит улучшить качество выпускаемой продукции  за счет обновления технологий и более  строгого соблюдения параметров производственного  процесса.

 

4.2 Стратегия маркетинга

Суть  маркетинговой стратегии любой  организации заключается в гибком реагировании на изменяющиеся вкусы  и предпочтения потребителей. Постоянный мониторинг состояния рынка позволяет своевременно организовывать оказание востребованных, конкурентоспособных услуг.

ОАО «Борисовский мясокомбинат» придерживается стратегии расширения ассортимента конкурентной продукции с целью завоевания ключевого положения на рынке.

Целью выбранной  стратегии является удовлетворение потребностей конкретного сегмента покупателей лучше, чем конкуренты, и обеспечение конкурентных преимуществ производимого товара за счет оперативного реагирования на запросы потребителей.

Такая стратегия  опирается на:

    • Политику дифференциации, цель которой - придать товару отличительные свойства (использование цветной оболочки, фасовка в тару различной емкости, вакуумная упаковка), которые важны для покупателя и отличают товар от предложений конкурентов.
    • Улучшение качества продукции с увеличением сроков ее реализации.
    • Активную рекламную деятельность.
    • Создание сети фирменных магазинов по Республике.

Стратегия ОАО «Борисовский мясокомбинат» включает следующие направления:

    • сохранение и увеличение имеющихся рынков сбыта и объемов производства;
    • освоение производства новых видов изделий и завоевание по ассортименту этой продукции ключевого положения на рынке, использование новых видов оболочки, вакуумной упаковки и т.д.;
    • совершенствование технологии производства, хранения и доставки, увеличение сроков реализации продукции;
    • с целью укрепления позиций на рынке г.Минска и области активизация рекламной работы, принятие участия в выставках, презентациях, ярмарках;
    • совершенствование работы фирменных магазинов;
    • закрепление в группе лидеров среди предприятий отрасли по издержкам за счет их экономии, а также высокой производительности труда.

Конкурентными преимуществами ОАО «Борисовский мясокомбинат» являются:

    • отсутствие достойных конкурентов на рынке сырокопченых колбас;
    • резерв загрузки мощностей;
    • расположение предприятия почти в центре РБ и вблизи г.Минска.

 

Товарная стратегия - это разработка направлений оптимизации товарной номенклатуры и ассортимента товара, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего эффективность деятельности предприятия в целом. На ОАО «Борисовский мясокомбинат» уделяется значительное внимание всем аспектам товарной политики.

В рамках осуществления управления ассортиментом постоянно осваивается производство новых видов продукции, а также своевременно снимаются с производства те позиции, которые пользуются слабым спросом потребителей.

Оптимизация структуры ассортимента выпускаемой  продукции – один из способов повысить эффективность работы предприятия. Только исключение из ассортимента нерентабельных и малорентабельных изделий может  увеличить общую прибыль на 20-50%.

В процедуре  оптимизации ассортимента на ОАО  «Борисовский мясокомбинат» можно выделить три основных этапа:

1. Маркетинговый  анализ. Маркетинговое подразделение  оценивает общее состояние отрасли,  проводит анализ динамики продаж  и уровня цен по товарным  группам (отдельным  товарам), выясняет ситуацию в компаниях  конкурентов.

Анализируя  ситуацию в отрасли, важно понять, каковы основные тенденции развития отрасли, спрос на какие наименования будет расти, на  какие -  падать или оставаться на прежнем уровне. Необходимо оценить, существуют ли незаполненные  ниши и неудовлетворенный  спрос, а следовательно, имеет ли смысл ввести у себя определенные позиции или расширить действующий ассортимент.

На основании  полученной информации специалисты  по маркетингу готовят варианты решений  по изменению структуры ассортимента, нацеленные на повышение удовлетворенности  потребителей, укрепление конкурентной позиции компании и увеличение доли рынка.

2. Расчет  финансовых показателей должен  показать, насколько та или иная  позиция выгодна для самого  предприятия. Исходными для расчета  указанных финансовых показателей  являются цены и объемы продаж  по каждому наименованию, а также  себестоимость продукции и ее  деление на переменные и постоянные издержки.

3. Разработка  и согласование ассортимента  продукции компании. После того  как проведен маркетинговый анализ  и рассчитаны финансовые показатели  для  каждого вида продукции,  можно принимать решения по  тем или иным ассортиментным  позициям.

Сокращению  подлежат позиции с отрицательной  рентабельностью, низким или падающим спросом, не позволяющим повысить объем  реализации хотя бы до уровня точки  безубыточности;

Плановые  объемы реализации и показатель рентабельности увеличивается для позиций, имеющих  отрицательную рентабельность, но устойчивый или растущий спрос либо имеющих  положительную рентабельность и  высокий потребительский спрос.

Снижение  цены производится для позиций, имеющих  положительную рентабельность,  высокий запас финансовой прочности  и снижающийся спрос при наличии  устойчивой эластичности спроса по цене.

Важно отметить, что часто спрос на некоторые  малорентабельные позиции  является катализатором для реализации остальной  продукции. Отказ от таких товарных позиций может привести к потере клиентов, которым удобнее сделать  закупку в одном месте. В такой  ситуации может оказаться выгодным продолжать выпуск не особенно прибыльной продукции, а общую рентабельность получать за счет других позиций.

В производстве колбасных изделий и мясопродуктов  существуют довольно высокие требования к упаковке как к гаранту сохранности товара. Использование современных упаковочных материалов дает возможность значительно увеличить сроки годности изделий, что является дополнительным преимуществом как для потребителя, так и для работников торговли. Современное упаковочное оборудование позволяет применять как различные методы упаковки, так и различную фасовку (групповую, штучную).

На ОАО  «Борисовский мясокомбинат» постоянно совершенствуется упаковка изделий, используются новые прогрессивные материалы. На предприятии налажен выпуск копченостей в термоусадочные вакуумные пакеты, (порционная нарезка), что придает эстетичный вид продукции и увеличивает сроки хранения до 30-40 суток. Вареные колбасные изделия производятся в газоводонепроницаемых оболочках, что позволяет увеличивать выход готовой продукции и сроки годности.

В своей  деятельности предприятие активно  использует торговые марки.

Так, для  формирования устойчивого имиджа ОАО  «Борисовский мясокомбинат» в 2003 году был разработан новый логотип предприятия, в котором название и рисунок  выстроены в единую композицию и помещены в виде оттиска печати на очень редкой разновидности синего сургуча. Это символизирует многолетние традиции производства, натуральные (естественные) продукты, сделанные по старинным рецептам, а также долгую историю работы ОАО «Борисовский мясокомбинат».

Под торговой маркой «Кулинарное раздолье» выпускается  широкий ассортимент пельменей  и целой линии полуфабрикатов. Планируется выпуск равиоли и  вареников как оригинальных, так  и с различным наполнителем.

Информация о работе Экономическая оценка конкурентоспособности функционирования предприятия на внешнем рынке на примере ОАО «БОРИСОВСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»