Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 01:54, курсовая работа
Целью данной работы является изучение современного состояния конкурентоспособности мясной продукции, выявление основных путей, резервов её повышения, теоретическое обоснование организации, перспектив развития производства и реализации мясной продукции. В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи:
• раскрыть сущность понятия конкурентоспособности, ее факторы и экономические аспекты;
• изучить организационно-экономическую характеристику ОАО «Борисовский мясокомбинат»;
Введение…………………………………………………………………………………………… 3
1. Конкурентоспособность, её факторы и экономические аспекты…………………..…. 4
1.1 Понятие конкурентоспособности. Факторы её определяющие…………………………… 4
1.2 Экономические аспекты конкурентоспособности………………………………………..… 5
1.3 Методы оценки конкурентоспособности предприятия…………………………………….. 6
2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Борисовский мясокомбинат»……………………………………………………………………………………. 9
2.1 Характеристика предприятия……………………………………………………………….… 9
2.2. Описание продукции предприятия…………………………………………………………. 10
2.3 Анализ финансово - хозяйственной деятельности предприятия………………………….. 14
3. Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга………………………………………….. 18
3.1. Анализ рынка. Общий анализ состояния отрасли…………………………………………. 18
3.2 Анализ положения на рынке ОАО «Борисовский мясокомбинат»………………………. 23
4. Мероприятия и стратегии маркетинга по улучшению качества продукции и повышению ее конкурентоспособности на внешнем рынке……………………………… 27
4.1 Мероприятия по улучшению качества продукции………………………………………… 27
4.2 Стратегия маркетинга………………………………………………………………………... 32
Заключение………………………………………………………………………………………. 40
Список использованной литературы………………………………………………………… 44
-производство
пищевых топленых жиров,
-оптовая и розничная торговля.
Перечень изделий, выпускаемых мясокомбинатом, насчитывает более 500 наименований. Это мясо и субпродукты, колбасы, деликатесы, полуфабрикаты из свинины и говядины, консервы мясные, жиры пищевые и технические, сухие животные корма, кишечное сырье консервированное, шкуры консервированные, эндокринно-ферментное сырье. Вся продукция соответствует ГОСТам и СТБ, имеет необходимые сертификаты для реализации на внешнем и внутреннем рынках.
ОАО «Слуцкий мясокомбинат» занимается производством колбас и копченостей (вареные, полукопченые, варено-копченые, сырокопченые, сосиски, сардельки), мясные и мясорастительные консервы. Всего более 200 наименований. Основными рынками сбыта продукции являются рынки Республики Беларусь и Российской Федерации. Имеет шесть собственных магазинов, два павильона, два киоска. Товарооборот за 2010 год составил 15 миллиардов рублей.
ОАО «Слонимский мясокомбинат» — одно из старейших предприятий Республики Беларусь — было создано в 1923 году. На предприятии работают мясожировой и колбасный цеха, цех полуфабрикатов (включающий пельменный), цех по производству сырокопченой и сыровяленой продукции.
В настоящее время Слонимский мясокомбинат производит свыше 300 наименований продукции: более 180 колбасных изделий, 30 наименований консервов, 52 - полуфабрикатов, сухие корма. Полуфабрикаты выпускаются под торговой маркой «Слонимские рецепты».
На предприятии
реализуется программа «
Основной объем производимой продукции предприятие реализует на отечественном рынке, часть продукции – мясо на кости, консервы и отдельные виды колбасных изделий – поставляется в Россию.
ОАО «Витебский мясокомбинат» — крупное современное предприятие, имеющее широкие возможности производства и поставки потребителям конкурентоспособной и безопасной мясной продукции высокого качества. Ассортимент выпускаемых мясокомбинатом колбасных изделий, и мясных полуфабрикатов насчитывает более 250 наименований.
УП «Минский мясокомбинат» - крупнейший производитель мясоперерабатывающей отрасли Беларуси. На предприятии внедрена система менеджмента качества в соответствии с требованиями СТБ ISO 9001 и система качества НАССР. В последние годы была проведена широкомасштабная модернизация. В результате цеха оснащены современным оборудованием, за производственным процессом и проверкой качества продукции следят автоматы, а вмешательство человека сведено к минимуму. УП «Минский мясокомбинат» предлагает разнообразные мясные продукты под торговой маркой «Мясная держава» – вареные колбасы, сосиски, сардельки, варено-копченые, полукопченые, сырокопченые и сыровяленые колбасы, ветчины, деликатесные продукты из говядины и свинины, традиционные белорусские мясные продукты, паштеты и пудинги. Мясные полуфабрикаты под торговой маркой «Кухаревич» - это натуральные крупнокусковые, порционные и мелкокусковые полуфабрикаты, котлеты, тефтели, фарши, пельмени, вареники, фрикадельки, сырые колбаски, блинчики «Домашние» с разнообразными начинками и др. [3].
Тенденции. Состояние мясоперерабатывающей промышленности определяется в первую очередь уровнем развития сырьевой базы и степенью платежеспособности населения. Для Беларуси характерен растущий спрос на продукты питания, однако потребление ограничивается низким уровнем доходов.
В мясной промышленности осуществляется завершение начатых в 2005-2007гг. инвестиционных проектов по реконструкции и техническому перевооружению мясокомбинатов. Наращивание объемов производства конкурентоспособной продукции будет достигнуто за счет дальнейшей специализации и концентрации мощностей перерабатывающих предприятий, увеличения глубины переработки сырья. Главная задача мясоперерабатывающей отрасли — до 80% переработки скота проводить только на крупных, технически оснащенных мясоперерабатывающих предприятиях.
Одной из тенденций развития отрасли является ориентация производителей мясной продукции не только на внутренний рынок, но и на экспорт. При этом продукция отечественных мясоперерабатывающих предприятий пользуется спросом на внешних рынках благодаря приемлемому уровню цены и высокому качеству.
Основной страной экспорта мяса и мясных изделий является Россия. В условиях сокращения или нестабильного экспорта продукции в Россию мясо-молочные предприятия республики вынуждены искать новые рынки сбыта - в Ираке, Венесуэле, Китае, Азербайджане и других странах, в том числе в странах ЕС [5].
Одной из основных тенденций развития мирового рынка мяса на сегодняшний день является недостаточный для обеспечения нужд потребителей уровень производства. Производители мяса сталкиваются с проблемой ограниченности кормовой базы для животноводства. Недостаточное производство мясного сырья в свою очередь создает проблемы для развития пищевой промышленности.
В целом рынок мясной продукции обладает высокой емкостью и характеризуется стабильным спросом и жесткой конкуренцией среди местных игроков.
3.2 Анализ положения на рынке ОАО «Борисовский мясокомбинат»
ОАО «Борисовский мясокомбинат» является одним из крупнейших производителей мясных продуктов в Республике Беларусь. Основным видом деятельности предприятия является производство мяса и субпродуктов, колбасных изделий и полуфабрикатов.
Динамика объемов производства продукции комбинатом приведена на Рисунке 4.5.
Рисунок 3 Динамика производства продукции ОАО «Борисовский мясокомбинат» в 2007-2011гг.
Примечание – Рисунок составлен по данным годовых отчетов ОАО «Борисовский мясокомбинат» за 2007-2011 гг. [13].
Анализируя данные Рисунка 3 можно отметить, что объемы производства ежегодно растут. В 2010г. наибольший рост произошел по группе колбасных изделий (на 24,1%), мясо и субпродукты (на 8,5%). Производство мясных полуфабрикатов увеличилось на 5,8% по сравнению с 2009г.
Если рассматривать структуру производства в 2010г. (Рисунок 4), то наибольший удельный вес занимает мясо и субпродукты; затем следуют колбасные изделия и мясные полуфабрикаты.
Рисунок 4 Структура производства ОАО «Борисовский мясокомбинат» в натуральном выражении в 2011г.
Примечание – Рисунок был составлен по данным годового отчета ОАО «Борисовский мясокомбинат» за 2010г . [13].
Что касается реализации продукции ОАО «Борисовский мясокомбинат», то динамика за 2007-2010гг. представлена в Таблице 3.
Таблица 3 Реализация основных видов продукции ОАО «Борисовский мясокомбинат», тонн
Наименование |
2007 |
% экспорта |
2008 |
% экспорта |
2009 |
% экспорта |
2010 |
% экспорта |
Мясо и субпродукты |
4 153 |
57,0% |
4 637 |
75,4% |
8 299 |
76,8% |
10222 |
77,7% |
Колбасные изделия |
8 578 |
3,8% |
8 450 |
5,5% |
7 776 |
5,8% |
9078 |
6,3% |
Мясные полуфабрикаты |
3 578 |
0,7% |
4 322 |
1,1% |
3 761 |
0,7% |
3932 |
0,2% |
Примечание – Таблица была составлена по данным годового отчета ОАО «Борисовский мясокомбинат» за 2007-2011 гг. [13].
Из анализа Таблицы 3 видно, что продукция ОАО «Борисовский мясокомбинат» реализуется как на внутреннем рынке, так и поставляется на экспорт. Анализ структуры отгрузки за последние годы показал, что значительная доля отгрузок продукции ОАО «Борисовский мясокомбинат» на белорусский рынок осуществляется в г.Минск и Минскую область.
Соответственно, основной упор мероприятий, стимулирующих торговлю и потребителей, должен быть направлен именно в этот регион, наиболее перспективный, имеющий наибольшую потребительскую емкость. На этом фоне необходимо динамично развивать агентскую и дилерскую сеть в соседних регионах для увеличения доли рынка и укрепления позиций в конкурентной борьбе.
Одним из приоритетных направлений по расширению зоны и объемов поставок продукции является развитие экспортных поставок. Продукция предприятия реализуется на рынок Российской Федерации в г. Москва через оптовый склад представительства, учредителем которого является ОАО «Борисовский мясокомбинат», а также на рынки городов Санкт-Петербург, Смоленск, и др.
Основными покупателями продукции ОАО «Борисовский мясокомбинат» являются на внутреннем рынке: Борисовское, Крупское, Смолевичское, Логойское, Березинское и Дзержинское райпо, ОАО «Веста» (г. Витебск) и др. организации. На внешнем рынке основными покупателями являются:
ОАО «Борисовский мясокомбинат» принимает постоянное участие в выставках-ярмарках «Лучшие товары рынка России», проходящих в городах Московской области, участвует в ярмарках в городах Смоленск, Санкт-Петербург.
Мясокомбинат активно проводит маркетинговые исследования потребительских предпочтений и пожеланий работников торговли, целью которых является устранение недостатков и принятие дополнительных мер, способных увеличить долю рынка ОАО «Борисовский мясокомбинат», и повысить объемы реализации мясной и колбасной продукции [3].
Таким образом, что ОАО «Борисовский мясокомбинат» постоянно работает над улучшением качества, применяет современные технологии и оборудование, внедряет новые стандарты, чтобы предлагать потребителям лучшие продукты. За последние годы ассортимент продукции Борисовского мясокомбината пополнился мясными полуфабрикатами быстрого приготовления
С учетом растущего спроса на продукцию ОАО «Борисовский мясокомбинат» проводит масштабную работу по наращиванию объемов производства, расширению ассортиментного перечня выпускаемых изделий и совершенствованию их качества..
Глава 4. Мероприятия и стратегии маркетинга по улучшению качества продукции и повышению ее конкурентоспособности на внешнем рынке
4.1
Мероприятия по улучшению
Специалисты предприятия постоянно работают над улучшением качества выпускаемой продукции и повышением ее конкурентоспособности, расширением ассортимента, формированием фирменного стиля предприятия.
Для улучшения
качества выпускаемой продукции
и обеспечения ее высокой конкурентоспособности
на предприятии в комплексе
В 2010г. в
рамках реализации программы «Качество»
были выполнены следующие