Лекции по "Дипломатии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 13:38, курс лекций

Описание работы

1. Дипломатия - служба, наука, искусство.
Дипломатия - инструмент реализации внешнеполитического курса государства, совокупность средств, приемов и методов достижения внешнеполитических целей государства; система взаимоотношений между суверенными государствами, основанная на взаимном обмене дипломатическими представителями, воплощающими суверенитет своего государства.

Файлы: 1 файл

Конспект по дипломатии.docx

— 247.02 Кб (Скачать файл)

Работник дип.службы - частник конкретного процесса выработки и реализации государственного решения, он исполняет обязанности в рамках действующего закона и внешнеполитической доктрины государства, полученных рекомендаций. Каждые его шаг должен соответствовать нормам международного права и российского законодательства.

К качествам дипломата относят:

  • Глубокое понимание целей, задач и особенностей внешнеполитического курса России, высокий уровень политической и гражданской убежденности в отстаивании национальных интересов своей страны.

  • Способность к стратегическому видению развития событий, умение предвидеть последствия предпринимаемых действий, точно прогнозировать тенденцию развития ситуации

  • Умение грамотно, доходчиво и убедительно выражать мысли как в письменной, так и в устной форме

  • Знание современных информационных технологий, умение использовать их в современной работе.

  • Проницательность, способность критически оценивать полученные сведения, выявлять скрытую связь событий и фактов и на этой основе делать правильные выводы

  • Организованность, умение сосредоточится; ответственность

  • Высокий общеобразовательный и культурный уровень, быть в курсе основных событий

  • Умение устанавливать и поддерживать доверительные деловые отношения с окружающими, умение аргументировано и последовательно отстаивать свои позиции(особенно это качество ценно за рубежом, когда необходимо конструктивно доказывать иностранному партнеру свои убеждения.

  • Иметь совершенное знание иностранных языков. Уметь свободно и убедительно формулировать свои мысли

  • Иметь опыт протокольной работы и хорошие знания особенностей протокольной практики страны пребывания

  • Уметь водить автомобиль

Государственный служащий должен избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации, воздерживаться от публичных высказываний в отношении деятельности гос.органов, их руководителей.

 

6. Центры подготовки  дипломатических кадров в России  и за рубежом.

Непрерывное повышение профессиональной квалификации рассматривается в качестве базового фактора повышения эффективности государственной службы и успешности служебной карьеры. В сфере дипломатической службы особая роль отводится Дипломатической Академии при Министерстве иностранных дел РФ. Именно на это специальное высшее учебное заведение возложена задача подготовки руководящих дип.кадров, повышения квалификации специалистов всех уровней.

 Базовым учебным заведением  по подготовке дипломатических  кадров является в России МГИМО (У) (Московский Государственный Институт Международных Отношений-Университет) - кузница кадров для МИДа.

 Попав на службу в МИД, все сотрудники оказываются включенными  в действующую систему непрерывного  образования дип.работников по цепочке от программ первого высшего образования через курсы переподготовки и повышения квалификации до аспирантуры и докторантуры.

 Особое место в системе  повышения квалификации занимают  Высшие дипломатические курсы Дипломатической Академии. Специальным подразделением МИДа обеспечивающим языковую подготовку российских дипломатов и контроль за ее уровнем являются Высшие курсы иностранных языков при МИД России (ВКИЯ). ВКИЯ обеспечивает послевузовское, профессионально ориентированное совершенствование языковых знаний на уровнях, следующих за оперативных.

Франция: Национальная школа администрации (ЕНА). Была создана после 2 мировой войны для руководящих кадров всего гос.аппарата. Учебные планы предусматривают изучение целого комплекса теоретических дисциплин, иностранных языков и т.д.

Принятые в министерство иностранных дел Франции учащиеся проходят стажировку с целью ознакомления с их деятельностью, подготовки для работы за рубежом, и в том числе, для знакомства с другими звеньями гос.аппарата.

В Великобритании критерий, сформулированный в начале XX века, - «дипломат должен быть образованным джентльменом», мало изменился. Образованный и способный человек, по мнению британских специалистов вполне может освоить специальные навыки непосредственно во время работы, исходя из этих соображений, руководители британской профессиональной дипломатии считают ненужной проведение специальной подготовки дипломатических кадров в специализированном учебном заведении университетского уровня.

Для поступления на службу по управленческому «элитному» разряду, претендент должен пройти через систему сложных конкурсных испытаний. А после принятия на службу сотрудники отправляются в дип. представительства Великобритании за рубежом на младшие дип.должности. Подготовка молодых дипломатов перед назначением минимальна. Лишь с недавних пор учебный отдел Форин офиса1 начал предлагать небольшие спецкурсы начинающим дипломатам: по мировой экономике, методике применения в дипломатии новейших информационных технологий и т.д.

По сравнению с Великобританией, где связи руководителей професиональной дипломатии с высшими учебными заведениями минимальны, в США программы «новой дипломатии» носят всеобъемлющий характер. Учебные программы десятков Американских университетов и колледжей ориентированы на требования дипломатического аппарата. Также у госдепартамента есть собственный учебный Центр-Институт Заграничной службы США. Повышение квалификации - служебная обязанность в США.

 Япония: При найме на работу проводится единый гос.экзамен, который ориентирован в первую очередь на лучших выпускников центральных университетов: Токийского, Кэйо, Токийского института иностранных языков. В МИД существует комплексная система повышения квалификации. Существуют спецкурсы на базе Института повышения квалификации для гос.служащих.

Дипломатический институт есть в Италии.

Учебный центр есть и в Германии.

За последнее время в разных странах возникли новые центры позволяющие решить проблему подготовки дип.кадров, адаптированных к реалиям сегодняшнего дня: по решению конгресса в США был открыт Институт Мира, который уделяет особое внимание методике ведения переговорного процесса.

Работают Дипломатическая Академия Лондона, Венская Дипломатическая Академия, Канадский институт зарубежной службы и Средиземноморская Академия дипломатических исследований.

Большую активность в плане подготовки дип.кадров проявил Вестминстерский и Оксфордский центры по изучению политики и дипломатии, Дип.Академия Чешской республики, Пекинский колледж международных отношений.

Развивающиеся страны пользуются соответствующими структурами ООН и Фонда Карнеги, у некоторых из них есть центры подготовки дипломатов (например в Камеруне).

 

7. Зарождение дипломатических отношений в Древнем мире.

Дипломатия появилась в седой древности. Зачатки ее имелись уже в родовом обществе. Однако о дипломатии в подлинном смысле этого слова можно говорить лишь с развитием государства. Дипломатия является одним из средств внешней политики государства. В древнем мире дипломатия выполняла внешнеполитические задачи государств, экономическую основу которых составляло рабовладение.

Более развитое рабовладение, связанное с товарно-денежным хозяйством и ростом приморских городов, лежало в основе общественно-политического строя античных государств — Греции и Рима.

 Др. Греция – законодатель искусства дипломатии (похожа на совр.)

Самый древний документ – «Илиада», «Одиссея» Гомера, где упоминается дип. ритуал, правила ведения гуманной войны, ритуал ведения переговоров.

Внешняя политика греческих государств-городов («полисов») определялась интересами борьбы за расширение территории, за приобретение рабов, за рынки. Отсюда вытекали: стремление к гегемонии, к обеспечению внешней безопасности государства, поиски союзников и образование военных группировок, колониальная экспансия. Дипломатия греческих полисов поднималась до идеи защиты национальной независимости.

Дипломатическая деятельность античных полисов выражалась в оживленных переговорах, обмене посольствами, созыве межгосударственных совещаний, заключении оборонительных и наступательных союзных договоров. Так постепенно вырабатывались организация, методы и средства дипломатии. В Греции города-государства посылали друг другу послов, которые имели право на ведение переговоров, но они следовали многим инструкциям: нельзя было принимать подарки, отходить от инструкции Народного собрания, прекращать посольство по своей воле. Все переговоры велись открыто, публично, речи готовились заранее.

Механизм дипломатических отношений:

Посол уезжал в другой город. Если он хотел выйти за рамки инструкций, он посылал человека спросить мнение Народного собрания, и этот человек возвращался с новыми полномочиями для посла.

Институт консулов – человек жил в одном городе и являлся его гражданином, но защищал интересы граждан другого.

В случае возникновения спорных ситуаций между городами, применялась процедура арбитража – мирного разрешения споров. Присутствовал нейтральный арбитр – знаменитый ученый, жрец и т.д. из другого города.

Существовали Лиги, Альянсы, устойчивая процедура объявления войны, но не было устойчивой системы дипломатических связей, поскольку они существовали только ради интересов своего города, не для общих целей. Также существовала проблема взаимного доверия (спартанцы часто не соблюдали договоры).

Следствием существования демократии были сложность процедур, долгое время принятия решений.

Др. Рим – базис современной западной цивилизации (римское право, дипломатия).

Разветвленный дипломатический механизм, но существовала своеобразная внешнеполитическая установка – не было равных переговоров. Рим – главный, цель его – господство над всеми, даже послов других стан держали за пределами Рима.

Рим. Сенат устанавливал определенное количество времени для переговоров, после чего должен был быть результат, иначе чужой посол – шпион.

МИД – Коллекция фециалов – жрецы, которые хранили договоры, следили за соблюдением протокола. (напр. Правильно объявить войну и мир)

Сенат назначал послов – нунциев – с кратковременными миссиями (дипломатических представительств не было), которые по возвращении делали Сенату доклад.

Византия

Особенность дипломатии Византии – присутствие хитрости, непорядочность, лукавство.

Дипломатов готовили в спец. правительственных учреждениях. Послы снабжались инструкциями и отправляли донесения в свою страну из-за границы. Посла назначали принудительно на 3-4 месяца, по прибытии – отчет, вернуть подарки, в отъезд нельзя брать жену, повара, иметь собственность в др.стране.

Очень важными считались вопросы протокола и церемониала, поскольку создавали видимость всемогущества Византии (император Византии написал труд об этом).

На переговорах император не говорил с послами напрямую, только через советника, при этом трон располагался очень высоко.

 

8. Особенности  европейской дипломатии в Средние  века.

В средние века дипломатия была орудием осуществления внешнеполитических целей феодального государства. На различных этапах его развития изменялись содержание, характер деятельности и методы средневековой дипломатии.

История средневековой Европы открывается падением Западной Римской империи и нашествий «варварских» племен. В Европе образовался ряд «варварских» государств, в которых в течение последующих столетий складывается феодальный строй.

Цели внешней политики государств определялись интересами военно-землевладельческой знати, приобретавшей все большую силу в феодализировавшемся обществе.

Международная обстановка была неустойчивой. Международные столкновения разрешались не только силой, но и путем переговоров и соглашений. Так складывалась дипломатия «варварских» государств, соединявшая черты примитивности, характерные для этих новых политических образований, с некоторыми элементами римской традиции.

Значительное влияние на дипломатию молодых варварских государств оказала Византия, где сохранились дипломатические традиции Поздней Римской империи. Высокоразвитая организация этой восточной дипломатии, ее торжественный церемониал, изворотливость, коварство, умение изобретать всякого рода комбинации, разъединять своих врагов, использовать в своих целях торговые, культурные и религиозные связи — все это оказало сильное воздействие на дипломатию средневековья. Другим мощным проводником влияния римских традиций на дипломатию средних веков была католическая церковь в лице папства с его широкими международными связями.

Напрямую короли встречались крайне редко, договаривались специальные люди – послы. 1й постоянный посол 1450г. Италия: герцог Миланский отправил оратора-резидента в Венецию и Флоренцию (он был гражданином своего государства, но служил в другой стране всю жизнь). Послы занимались заключением договоров на конференциях, встречах, которые затем утверждались Папой Римским.

В условиях раннего средневековья не могли установиться более или менее прочные политические образования, границы непрерывно менялись, государства быстро создавались и распадались. Даже наиболее крупные и сильные объединения раннего средневековья не имели прочной экономической базы и представляли временные и непрочные военно-административные объединения.

Информация о работе Лекции по "Дипломатии"