Международные положения по аудиторской практике (IAPS) Положения по международной аудиторской практике появляются с целью предоставления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 07:54, контрольная работа

Описание работы

1.Международные положения по аудиторской практике (IAPS)
Положения по международной аудиторской практике появляются с целью предоставления аудиторам практической помощи в соблюдении стандартов и обеспечения надлежащей аудиторской практики. Данные положения не имеют силы стандартов.
В настоящее время Советом по МСУА выделены четыре группы практических положений по международным аудиторским стандартам.
1.Положения по международной аудиторской практик

Файлы: 1 файл

жа мса.docx

— 148.47 Кб (Скачать файл)

 

влияние результатов экологического аудита на финансовую отчетность;

компетентность и навыки команды экологического аудита и  объективность аудиторов, особенно если они являются сотрудниками субъекта;

масштаб экологического аудита, действия руководства в ответ  на рекомендации, полученные в результате экологического аудита, и документальное подтверждение предпринятых руководством действий;

должная профессиональная тщательность при проведении экологического аудита;

соответствующее руководство, надзор и анализ результатов аудита.

Если субъект имеет  отдел внутреннего аудита, аудитор  выясняет, занимаются ли внутренние аудиторы экологическими аспектами деятельности субъекта в рамках внутреннего аудита. В таком случае аудитор рассматривает  целесообразность использования данной работы для целей аудита, применяя критерии МСА 610 «Рассмотрение работы внутреннего аудита».

 

В разделе «Заявления руководства» напоминается о том, что МСА 580 «Заявления руководства» требует от аудитора получения  письменных заявлений от руководства  по вопросам, существенным для финансовой отчетности, если иных достаточных  и уместных аудиторских доказательств  найти не удается. Большая часть  доступных аудитору доказательств  влияния экологических вопросов на финансовую отчетность будет носить скорее убедительный, нежели исчерпывающий  характер. Следовательно, аудитор, возможно, захочет получить письменные заявления  руководства о том, что:

 

руководство не знает о  каких-либо существенных обязательствах или условных событиях, возникших  в результате экологических вопросов, в том числе незаконных действий;

руководство не знает о  каких-либо других экологических вопросах, которые могут иметь существенное влияние на финансовую отчетность;

руководство знает о таких  вопросах, и информация о них раскрыта в финансовой отчетности соответствующим  образом.

Раздел «Заключение» обязывает  аудитора при составлении мнения о финансовой отчетности анализировать, должным ли образом влияние экологических  вопросов отражено и раскрыто в финансовой отчетности. Аудитор также просматривает  любую другую информацию, которая  должна прилагаться к финансовой отчетности, для выявления каких-либо существенных несоответствий, например, по экологическим вопросам.

 

Оценка руководством факторов неопределенности и степень раскрытия  информации о таких факторах в  финансовой отчетности являются ключевыми  вопросами при определении влияния  на аудиторское заключение. Аудитор  может сделать вывод о существовании  значительных неопределенностей или  несоответствующем раскрытии информации в связи экологическими вопросами.

 

В некоторых обстоятельствах  по суждению аудитора допущение о  непрерывности деятельности предприятия  может оказаться неуместным. В  МСА 700 «Аудиторский отчет (заключение) по финансовой отчетности» и МСА 570 «Непрерывность деятельности предприятия» представлены подробные рекомендации для аудиторов на случай таких  обстоятельств.

 

В разделе «Основы аудита государственного сектора» отмечено, что рекомендации, приведенные в  данном Положении, равно применимы  и к аудиторам государственного сектора при проведении ими аудита финансовой отчетности правительственных  организаций и других субъектов  государственного сектора. На характер и масштаб аудита государственного сектора могут оказывать влияние  законодательство, положения, постановления  и министерские директивы, которыми устанавливаются дополнительные аудиторские  и (или) отчетные обязанности в связи  с экологическими вопросами. Аудиторы предприятий государственного сектора  в некоторых странах могут  быть обязаны сообщить о случаях  несоблюдения законодательства по охране окружающей среды, выявленных в ходе аудита финансовой отчетности, вне  зависимости от того, оказали ли такие случаи существенное влияние  на финансовую отчетность субъекта.

 

При проведении аудита финансовой отчетности некоторых ведомств, в  чьи обязанности входит мониторинг соблюдения законов и нормативных  актов по вопросам охраны окружающей среды, аудитору также может быть необходимо проанализировать, к примеру, средства контроля, касающиеся наложения  соответствующих сборов и штрафов  и взимания таковых. В случае неразрешенных  вопросов может также потребоваться  проанализировать признание, измерение  и раскрытие информации применительно  к каким-либо обязательствам или  условным обязательствам.

 

В приложении 1 к ПМАП 1010 рассматриваются  примерные вопросы, способствующие получению знания о бизнесе клиента  с экологической точки зрения:

 

знание бизнеса клиента:

работает ли субъект в  отрасли, подверженной значительному  экологическому риску, который может  негативно повлиять на финансовую отчетность субъекта,

какие экологические проблемы существуют в отрасли субъекта в  целом,

какие законы и нормативные  акты по охране окружающей среды применимы  к субъекту,

использует ли субъект  какие-либо вещества в продукции  или процессе производства, от которых  необходимо постепенно отказываться согласно требованиям законодательства либо добровольному решению, принятому  в отрасли клиента,

контролируют ли правоохранительные органы соблюдение субъектом требований экологических законов, нормативных  актов и лицензий,

осуществляли ли правоохранительные органы какие-либо действия или выпускали  ли они какие-либо отчеты, которые  могут иметь существенное влияние  на субъекта и его финансовую отчетность,

запланированы ли какие-либо меры по предотвращению, устранению или  исправлению вреда, нанесенного  окружающей среде, либо по консервации  восполнимых и невосполнимых  ресурсов,

имели ли ранее место штрафы или судебные дела, возбужденные против субъекта либо его директоров в связи  с экологическими вопросами,

если да, то что являлось причиной таких действий,

рассматриваются ли какие-либо судебные дела, касающиеся соблюдения экологических законов и нормативных  актов,

покрывает ли страховка экологические  риски;

контрольная среда и процедуры  контроля:

каковы идеология и  оперативный стиль руководства  по отношению к экологическому контролю в общем,

предусмотрено ли структурой деятельности субъекта распределение  обязанностей по экологическому контролю между отдельными лицами,

есть ли у субъекта экологическая  информационная система, основанная на требованиях органов регулирования  или собственной оценке экологических  рисков, например, о фактическом  количестве выбросов опасных отходов,

есть ли у субъекта СУО,

если да, то была ли СУО  сертифицирована независимым сертифицирующим  органом,

опубликовал ли (добровольно) субъект отчет по экологической  деятельности,

если да, то был ли отчет  проверен независимой третьей стороной,

действуют ли процедуры контроля для выявления и оценки экологического риска, для мониторинга соблюдения законов и нормативных актов  по охране окружающей среды и для  мониторинга возможных изменений  в экологическом законодательстве, которые могут повлиять на субъекта,

есть ли у субъекта процедуры  контроля для работы с жалобами сотрудников  или третьих лиц по экологическим  вопросам, включая проблемы со здоровьем,

есть ли у субъекта процедуры  контроля по работе с опасными отходами и их захоронению в соответствии с юридическими требованиями,

есть ли процедуры контроля по выявлению и оценке экологических  опасностей, связанных с продуктами и услугами субъекта, и соответствующая  система передачи клиентам информации о требуемых профилактических мерах  по мере необходимости,

знает ли руководство о  существовании и возможном влиянии  на финансовую отчетность:

какого-либо риска возникновения  обязательства в результате загрязнения  земли, грунтовых вод или водоемов;

какого-либо риска возникновения  обязательства в результате загрязнения  воздуха; в) неразрешенных жалоб  сотрудников или третьих лиц  по экологическим вопросам?

В приложении 2 к ПМАП 1010 приведены  примеры процедур проверки по существу для выявления существенных искажений, связанных с экологическими вопросами:

 

общий обзор документации (рассмотреть протоколы заседаний  совета директоров, аудиторских комитетов  и др., проанализировать опубликованную информацию об отрасли и т.д.);

использование работы других лиц (оценить результаты работы эксперта по экологии, внутреннего аудитора, если они рассматривали определенные экологические аспекты деятельности субъекта; если был проведен «экологический аудит» и его результаты могут  считаться аудиторским доказательством  для целей аудита финансовой отчетности, следует рассмотреть влияние  результатов «экологического аудита»  на финансовую отчетность, оценить  профессиональную компетентность и  объективность «экологического  аудитора», получить достаточные и  уместные доказательства того, что  объем «экологического аудита»  является адекватным для целей аудита финансовой отчетности, оценить уместность использования результатов работы «экологического аудитора» в  качестве аудиторского доказательства);

страхование (узнать о существующем (и ранее действовавшем) страховом  покрытии экологического риска и  обсудить этот вопрос с руководством);

заявления руководства (получить письменные заявления от руководства  о том, что оно рассмотрело  влияние экологических вопросов на финансовую отчетность и не знает  о существовании каких-либо существенных обязательств или условных событий, которые вытекают из неправомерных действий и вопросов, способных повлечь за собой существенное обесценение активов); если руководство знает о таких вопросах, то должно быть получено заявление о том, что руководство сообщило аудитору все относящиеся к этому факты;

дочерние компании (опросить аудиторов дочерних компаний по поводу соблюдений ими соответствующих  местных законов и нормативных  актов по охране окружающей среды  и их возможного влияния на финансовую отчетность дочерних компаний);

активы (покупка земли, производственных мощностей машин, долгосрочные инвестиции, обесценение активов, возмещение убытков  поискам);

обязательства, резервы и  условные события (полнота обязательств, резервов и условных событий, оценочные  значения, обзор документации);

раскрытие информации (рассмотреть  адекватность раскрытия информации о влиянии экологических вопросов на финансовую отчетность).

В России отсутствуют общепризнанные понятия и определения в области  экологического аудита. Например, в  качестве объектов экологического аудита называют предприятия, организации, учреждения, сооружения, территории, виды промышленно-хозяйственной  деятельности, виды природопользования, проектную документацию.

 

Согласно мнению профессора кафедры международного и экологического права Международного независимого эколого-политоло-гического университета Г.П. Серова, под целью экологического аудита следует понимать засвидетельствование достоверности:

 

оценки организацией состояния  окружающей среды в пределах своего возможного негативного воздействия;

оценки состояния защищенности организации от негативного воздействия  загрязненных природных объектов и  от угроз нехватки природных ресурсов (сырья, материалов).

В России рынок услуг по экологическому аудиту формируется  стихийно и без должного правового  регулирования и нормативно-методического  обеспечения со стороны органов  власти; отсутствуют не только правовая база экологического аудита, но и достаточно проработанные его научно-методологические основы и общепризнанный понятийно-терминологический  аппарат; аудит ограничен вопросами  бухгалтерского учета и налогообложения.

 

Принципиально новым подходом к раскрытию сущности экологического аудитаявляется комплексный подход, базирующийся на оценке соответствия деятельности аудируемой организации  нормам, правилам, требованиям обеспечения, как техногенной безопасности окружающей среды, так и экологической безопасности организации. Экологический аудит  рассматривается как инструмент засвидетельствования (проверки) соответствия деятельности организации требованиям не только природоохранного законодательства, но и о безопасности и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

Особенности аудита малых  предприятий

 

На порядок организации  и методики проведения аудиторских  проверок значительное влияние оказывает  специфика отрасли, к которой  относится экономический субъект, заключивший договор на оказание аудиторских услуг. Например, аудит  в строительстве, сельском хозяйстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, организациях розничной торговли, общественного  питания, объединениях газодобывающей промышленности, нефтедобывающей промышленности, транспорта, связи и других не может  быть одинаковым. Это связано с  тем, что порядок ведения учета  в названных отраслях сильно различается. Каждой отрасли присущи свой план счетов бухгалтерского учета, свои отраслевые рекомендации по учету затрат в целях  налогообложения и т.д., хотя Положения  по бухгалтерскому учету и типовой  План счетов бухгалтерского учета для  них общие. Аудиторы обычно хорошо разбираются  в специфике учета различных  отраслей, однако в большинстве случаев  они также специализируются на аудите организаций определенной отрасли, что, несомненно, способствует углублению их знаний и приобретению навыков  в этой отрасли аудита. Так, в России имеется ряд аудиторских организаций, специализирующихся на аудите газовой  промышленности, жилищно-коммунального  хозяйства.

Информация о работе Международные положения по аудиторской практике (IAPS) Положения по международной аудиторской практике появляются с целью предоставления