Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 20:11, реферат
Организация Североатлантического договора – НАТО (North Atlantic Treaty Organization) была создана по инициативе и под руководством Соединенных Штатов Америки на основании Вашингтонского договора от 4 апреля 1949 года.
В преамбуле договора отмечалось, что государства, его подписавшие, «решили объединить свои усилия для коллективной обороны, сохранения мира и безопасности в целях защиты свободы, общего наследия и цивилизации своих народов, основанных на принципах демократии, свободы личности и господства права».
В итоге
была упущена возможность
В постсоветский период Североатлантическому союзу отводится основная роль в формировании нового мирового порядка и системы безопасности, включая потенциальное сдерживание России. В связи с этим наметился курс не только на сохранение блока, но и его дальнейшую трансформацию в глобальную военно-политическую организацию путём расширения состава участников альянса и его функций.
С присоединением в 1999 году к НАТО Польши, Венгрии и Чехии военная группировка альянса получила возможность продвинуться на Восток на 650–750 км и на 500 км на Юг. В 2004 году членами блока стали Эстония, Латвия, Литва, Болгария, Румыния, Словакия и Словения. За счёт присоединения к альянсу Эстонии, Литвы и Латвии военная группировка НАТО продвинулась на Восток еще на 300–500 км. В 2009 – Албания и Хорватия.
Теперь в составе НАТО 28 государств. В перспективе руководство НАТО планирует включение в блок 44 европейских государств (без России). На очереди уже стоят Украина и Грузия.
Североатлантический
союз проводит «восточную» политику,
целью которой является, с одной
стороны, поддержание партнерских
отношений с государствами
Попытки России заявить о своих национальных интересах в каком-либо из регионов или на глобальном уровне, а также предпринять практические шаги к их защите вызовут активное противодействие Запада и рост напряженности во взаимоотношениях. Основанием для такого прогноза служит опыт последних лет, показывающий, как США могут защищать свои интересы, а также реальная политика других стран НАТО, открыто направленная на недопущение возрождения России в роли мировой державы.
Приближение
зоны ответственности
Превращение НАТО в доминирующую, но закрытую структуру делает Россию второразрядным участником европейского процесса, исключает её из механизма принятия решений по главным вопросам европейской безопасности.
В военно-стратегическом плане расширение НАТО ведёт к ещё большему изменению соотношения сил сторон не в пользу России, серьезно ухудшается её стратегическое положение. С отходом к НАТО стран Восточной Европы и Прибалтики основные российские коммуникации в западном регионе стали более доступными для контроля со стороны альянса. До минимума сократилось подлётное время натовских ракет и авиации до российских границ, основных центров управления, промышленно-экономических комплексов РФ, что позволит НАТО с помощью своих оперативно-тактических средств поражения решать стратегические задачи.
Учитывая, что в современных условиях геополитические и военно-стратегические факторы являются определяющими в защите национальных интересов и им уделяют первостепенное внимание все великие державы, такое развитие событий можно однозначно оценивать как угрозу национальной безопасности России, что требует принятия соответствующих контрмер. При этом следует проявлять осторожность и определенную гибкость, так как в объявленной экспансии Североатлантического альянса явственно просматриваются и другие намерения Запада по отношению к России, а именно:
во-первых, максимальное сокращение, а по возможности взятие под контроль «мировым сообществом» ядерного потенциала России;
во-вторых, обострение отношений между республиками СНГ и блокирование процессов их интеграции. Особенно это прослеживается в отношениях России с Украиной, Азербайджаном и Грузией;
в-третьих, провоцирование России на стратегически тупиковые союзы;
в-четвертых (что, возможно, самое существенное), втягивание России в публично декларируемую политико-военную конфронтацию с Западом.
Тем не менее,
в сложившихся условиях Россия и
НАТО начали постепенно искать компромиссы
и сближать позиции. Состоялись встречи
между Президентами России и США,
итогом которых стало наметившееся
потепление в отношениях между двумя
странами, а также в отношениях
между Россией и НАТО. Этот процесс
шёл бы гораздо дольше, если бы не
события 11 сентября 2001 года, когда Америка,
никогда не воевавшая на своей
территории, подверглась террористическому
нападению, испытав ужас такой войны.
Россия первой предложила помощь Америке
в борьбе против мирового терроризма
и реально оказала её. С этого
момента отношения между
Но после
того как сами Соединенные Штаты
объявили борьбу с международным
терроризмом главным
Переоценка
Вашингтоном роли России объясняется
рядом причин. Во-первых, Соединенные
Штаты остро нуждались в
Под предлогом проведения антитеррористической операции в Афганистане были развёрнуты военно-воздушные базы НАТО в Киргизии, Узбекистане и Таджикистане. Сегодня Россия с трёх направлений окружена базами НАТО.
Под прикрытием мероприятий в рамках программы "Партнерство ради мира" в последние годы регулярно проводятся военные маневры НАТО непосредственно у границы России.
Сегодня
в водах Баренцева моря происходит
усиление присутствия кораблей и
подводных лодок ряда стран блока
НАТО (США, Норвегии, Великобритании и
Франции), участились факты нарушения
ими территориальных вод
Всё это свидетельствует о том, что отношения между Россией и НАТО носят весьма противоречивый характер. С одной стороны, наблюдается активизация совместной деятельности, с другой продолжается идеологическое, экономическое, правовое и иное противостояние в различных сферах.
4. Политика России в отношении НАТО
В России,
по известным причинам, более всего
беспокоит расширение состава НАТО,
приближение альянса к ее границам,
что повлечет к полному блокированию
евразийского пространства. Вместе с
тем, американцев гораздо больше
интересует реформирование НАТО, как
формирование новых функций. Европейские
государства, в том числе малые
и средние государства
1. Значение и роль стран
2. Расширение НАТО, как политика
в отношении ведущих
3. Расширение НАТО, как задача региональной политики США;
4. Очередность и перспективы
5. Отношения НАТО–Россия в свете расширения состава альянса.
6. Реформирование структуры
В настоящее
время у России со странами альянса
отсутствуют неразрешимые острые политические,
экономические или другие конфликты,
которые могут перерасти в
серьезное военное
Сдерживающую роль оказывает хотя и сократившийся, но еще довольно внушительный военный потенциал России, и особенно его ядерная составляющая.
Но в
большей мере такому положению дел
способствует взвешенная политика России
в отношении
12-15 ноября
2001 г. состоялся визит Владимира
Владимировича в США, который
обозначил новую ситуацию как
в двусторонних отношениях, так
и в мире в целом. В
Признавая
принадлежность России к сообществу
западных государств и заявляя об
обоюдной поддержке строительства
«единого, свободного и мирного евроатлантического
сообщества, без исключения кого-либо,
при уважении независимости, суверенитета
и территориальной целостности
всех наций», главы обоих государств
особо подчеркнули, что «Россия
и США вместе с НАТО и другими
странами-членами
В. В. Путин и Дж. Буш отметили, что указанные механизмы должны отражать тот факт, что «Россия и члены НАТО во всё возрастающей степени выступают как союзники в борьбе с терроризмом, региональной нестабильностью и другими современными угрозами, и что их взаимоотношения должны эволюционировать соответствующим образом».
Ещё более
определенно на этот счет высказался
Президент РФ В. В. Путин в своём
выступлении перед
На сегодняшний день НАТО не предлагает России вступить в блок. Ни США, ни ведущие европейские государства этом не заинтересованы. Для США присоединение России к НАТО привело бы к ослаблению их стратегической связи с Европой. С другой стороны, это понизило бы и роль европейских стран, так как на первый план вновь вышли бы отношения двух военных сверхдержав. Помимо этого, находясь в НАТО, Россия могла бы парализовать нынешнюю систему принятия решений, превратив альянс в силу объективно различных интересов США и России в Евразии в неэффективную организацию.
Что касается
России, то вступление в НАТО принесло
бы ой дополнительные дивиденды, в корне
изменив имидж страны в западном
мире, а также позволило бы играть
роль третейского судьи при «
Во время
встречи в Москве в ноябре 2001 г.
с тогдашним генеральным
«Действительно,
заявка на вступление в НАТО чревата
и рядом опасностей. При подобном
развитии событий Россия была бы вынуждена
автоматически поддерживать основные
внешнеполитические шаги США и союзников,
даже если они противоречат её интересам.
Согласно принятым в альянсе правилам
игры вступающая в него страна должна
доказать лояльность блоку и его
целям – даже в случае, если у
нее имеются иные, особые интересы.
И если сейчас Россия вольна принимать
самостоятельные решения о
Информация о работе Образование Североатлантического союза, его задачи, стратегия