Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 20:11, реферат
Организация Североатлантического договора – НАТО (North Atlantic Treaty Organization) была создана по инициативе и под руководством Соединенных Штатов Америки на основании Вашингтонского договора от 4 апреля 1949 года.
В преамбуле договора отмечалось, что государства, его подписавшие, «решили объединить свои усилия для коллективной обороны, сохранения мира и безопасности в целях защиты свободы, общего наследия и цивилизации своих народов, основанных на принципах демократии, свободы личности и господства права».
Значительный прогресс был достигнут по линии развития сотрудничества в области планирования использования гражданских служб в чрезвычайных ситуациях и реагирования на чрезвычайные ситуации. Ликвидация последствий террористических актов стала одним из основных направлений деятельности. Два учения, проведенных в России – в Богородске (2002 г.) и в Калининграде (2004 г.), а также учения, состоявшиеся в Монтелибретти в Италии (2006 г.) способствовали выработке конкретных рекомендаций по ликвидации последствий. Очередное командно-штабное учение планируется в Норвегии в 2009 г. В 2003 г. была предпринята российско-венгерская инициатива по созданию Сил и средств быстрого развертывания в целях повышения способности стран СРН обеспечивать защиту гражданского населения от стихийных бедствий и техногенных катастроф, а также террористических актов с использованием ОМУ.
Новые угрозы и вызовы
В рамках
Комитета «Наука ради мира и безопасности»
в формате СРН ведется
В 2004 г. было проведено более 30 совместных учений. План военного сотрудничества между Россией и НАТО на 2005 год включал более 200 различных мероприятий, в том числе от 45 до 50 различных учений. В 2006 г. Россия и НATO планируют провести 40-45 мероприятий в рамках программы повышения уровня оперативной совместимости.
Главное
внимание уделяется вопросам налаживания
взаимодействия в борьбе с террористическими
угрозами. Исследуются возможности
обеспечения совместимости
Важной задачей остаётся налаживание партнёрства в формате СНР по нейтрализации наркоугрозы, исходящей с территории Афганистана.
Готовятся совместные практические проекты в сфере поиска и спасения аварийных подводных лодок. Такое сотрудничество помогло спасти российский батискаф, затонувший в 2005 году близ Камчатки. В феврале 2006 года российские Военно-морские силы присоединились к антитеррористической операции НАТО «Активная попытка», проводящейся в Средиземном море.
По случаю празднования 5-летия Совета Россия-НАТО министр иностранных дел С. В. Лавров сказал: «Отношения России и НАТО занимают особое место в европейской безопасности. Многие хорошо помнят те времена, когда Советский Союз и НАТО смотрели друг на друга не иначе как через орудийные прицелы и окуляры полевых биноклей. В 2007 г. исполнилось 10 лет с момента подписания в Париже Основополагающего Акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности и 5 лет, как в соответствии с Римской декларацией заработал новый механизм взаимодействия – Совет Россия-НАТО. По историческим меркам срок небольшой. Но это был период, насыщенный крупными переменами, связанными с окончанием «холодной войны». От противоборства и конфронтации мы постепенно переходили к диалогу и сотрудничеству – в интересах предсказуемости и стабильности в Европе.
Спектр сотрудничества России с НАТО сегодня включает в себя интенсивный политический диалог по ключевым проблемам безопасности, реализацию важных практических проектов и программ, отвечающих интересам всех стран – членов Совета Россия-НАТО. Вместе с тем убеждены, что потенциал Совета Россия-НАТО задействован не полностью. Нашему сотрудничеству порой не хватает должного уровня доверия, а качество и глубина взаимодействия не во всём соответствуют масштабам сегодняшних угроз.
Мы настроены
на то, чтобы последовательно повышать
и расширять диапазон совместных
действий, искать развязки существующих
проблем в интересах единого
и безопасного
В связи со сказанным отнюдь не беспочвенным выглядит заявление газеты «Крисчен сайенс монитор», о том, что «из всех наций, которые Соединенные Штаты хотели бы видеть в составе своей глобальной коалиции против терроризма, ни одна, возможно, не является более важной в стратегическом отношении для успеха в войне, чем Россия».
Хотя
поведение Североатлантического союза
после 1991 г. совершенно не учитывало
интересы российской безопасности, России
всё же удалось достичь в отношении
с ним состояния мирного
Работа Совета Россия-НАТО была прервана после конфликта в Грузии в августе 2008 года, когда Тбилиси развязал боевые действия в Южной Осетии. Россия провела в регионе операцию по принуждению Грузии к миру, а затем признала независимость Южной Осетии и Абхазии.
Страны запада, в том числе и страны-члены НАТО, подвергли Россию критике за действия в Южной Осетии и обвинили ее в непропорциональном применении силы. Однако спустя несколько месяцев некоторые европейские политики фактически признали, что Грузия также ответственна за обострение ситуации в регионе.
В марте 2009 года главы МИД 26 стран-членов альянса приняли политическое решение возобновить сотрудничество с Россией в рамках Совета Россия-НАТО.
“Партнерство ради мира” (ПРМ)- это программа двустороннего сотрудничества между НАТО и отдельной страной-партнером, не являющейся членом альянса, на основе индивидуального плана взаимодействия, в соответствии с особыми потребностями данной страны.
История создания ПРМ.
Программа “Партнерство ради мира” была создана в 1994 году в рамках развития Совета североатлантического сотрудничества (ССАС), который первоначально был сосредоточен на многостороннем политическом диалоге и не предоставлял каждой стране-партнеру возможности по развитию индивидуального сотрудничества с НАТО. ПРМ значительным образом изменило данное положение дел. По сравнению с ССАС она имела следующие особенности:
• была открыта для всех государств, включая бывшие нейтральные и неприсоединившиеся страны Европы, а не только бывших членов Варшавского Договора, как это было с ССАС;
• была нацелена не только на диалог и сотрудничество, но и реальное партнерство;
• инициировала расширение НАТО.
Однако так же, как и ССАС, программа "Партнерство во имя мира" не обеспечивала гарантий безопасности государствам, входящим в нее, так как она преследовала более узкие цели. С точки зрения альянса, "Партнерство во имя мира" должно являться средством, позволяющим определить способности каждого партнера выполнять обязательства, которые возлагаются на каждого члена НАТО, и своеобразным полигоном, где эти способности будут подвергаться испытаниям".
В 1997 году был создан Совет евроатлантического партнерства (СЕАП), который стал преемником ССАС. ПРМ стала основой деятельности СЕАП.
В ноябре 2002 года на встрече в верхах в Праге были предприняты дальнейшие шаги, направленные на углубление сотрудничества между НАТО и странами-партнерами. Во всеобъемлющем обзоре СЕАП и «Партнерства ради мира» рекомендовалось укрепить политический диалог со странами-партнерами и в большей мере привлекать их к планированию, проведению мероприятий и руководству деятельностью, в которой они участвуют.
За время, прошедшее с момента создания ПРМ, состав участников этой программы менялся. Некоторые государства вступили в НАТО, и перешли из категории «страна-партнер» в категорию «страна-член альянса». В числе таких стран можно назвать Албанию, Венгрию, Словению, Болгарию.
Цели и содержание ПРМ.
Главными целями ПРМ являются следующие:
• достижение прозрачности процесса военного планирования и формирования оборонных бюджетов государств;
• внедрение демократического контроля над Вооруженными силами;
• обеспечение проведения международных операций;
• достижение уровня подготовки сил и средств, необходимого для помощи операциям, осуществляемым под эгидой ООН или с санкции ОБСЕ;
• повышение уровня знаний и умений, необходимых государствам-парнерам для участия в миротворческих, спасательных и гуманитарных операциях. Для этого в программу включены разделы о развитии военного сотрудничества с НАТО, подразумевающие осуществление совместного планирования; подготовку личного состава и проведение учений;
• расширение и активизация политического и военного сотрудничества в масштабе Европы, повышение стабильности, снижение угрозы миру, а также укрепление отношений путем создания духа приверженности практическому сотрудничеству и демократическим принципам Североатлантического альянса.
Официальной
основой программы «Партнерство
ради мира» является Рамочный документ,
в котором излагаются конкретные
положения для каждой из стран-партнеров.
В соответствии с этим документом,
каждая страна-партнер берет на себя
ряд серьезных политических обязательств:
сохранять демократическое
Уровни сотрудничества
В рамках ПРМ страны-партнеры сотрудничают с НАТО на трех уровнях.
Первый уровень. Программа индивидуального партнерства (ПИП) (IPP – individual partnership programme).
ПИП является первым этапом сотрудничества страны-партнера с НАТО, осуществляемого в рамках ПРМ.
ПИП содержит в себе широкий спектр деятельности, по которому государство-партнер желает строить отношения с НАТО. Ежегодно в рамках ПИП проводится около 1500 мероприятий. Основное внимание уделяется участию военнослужащих государства-партнера в маневрах, проводимых НАТО.
Государства-партнеры
на свое усмотрение выбирают деятельность
и сообщают об этом руководству НАТО.
Альянс в свою очередь изучает
предложения и принимает
ПИП, будучи
одним из рабочих механизмов ПРМ,
имеет широкие возможности по
проведению учений и тренингов. Военнослужащие
государств-партнеров
Второй уровень. Программа планирования процессов и анализа (ППА) (PARP- planning and review process).
ППА считается вторым уровнем сотрудничества в рамках ПРМ. Таким образом, ППА преследует цель дальнейшего усиления существующего сотрудничества в рамках ПРМ.
ППА предполагает
оценку оборонной сферы, в том
числе и Вооруженных сил
Третий уровень. План действий индивидуального партнерства (ПДИП) (IPAP – individual partnership action plan).
ПДИП
считается третьим уровнем
В ПДИП нашли отражение суть реформ в Вооруженных силах сотрудничающих с Альянсом государств, которые стремятся к членству в НАТО, вопросы подготовки необходимых в этом направлении планов и выбора оптимального бюджетного варианта для этой деятельности.
На сегодняшний день в программе «Партнерство ради мира» участвуют 22 страны: Армения, Австрия, Азербайджан, Беларусь, Босния и Герцеговина, Финляндия, бывшая югославская республика Македония, Грузия, Ирландия, Казахстан, Кыргызстан, Мальта, Молдова, Черногория, Россия, Сербия, Швеция, Швейцария, Таджикистан, Туркмения, Украина, Узбекистан.
6. Растущее значение проблем евроатлантической безопасности
В настоящее время можно сказать, что на очереди стоят новые угрозы и вызовы европейской и мировой стабильности.
Во-первых, исчезнувшая после прекращения холодной войны угроза со стороны СССР была заменена более широким и сложным набором вызовов в сфере безопасности, источники многих из которых находятся за пределами евроатлантического региона. Отсюда вопрос: располагают ли США и Запад соответствующими необходимыми средствами, институтами и подходами для того, чтобы справиться с этими новыми угрозами? Это и есть предмет нынешних слушаний. В дополнение к потенциальной нестабильности в Юго-восточной Европе, Запад сталкивается как с никогда реальной возможностью приобретения Ираном ядерного оружия, угрозой со стороны Аль-Каиды, которая распространяется по всему миру, возрожденного Талибана в Афганистане и Пакистане, а также с угрозой распространения оружия массового уничтожения. Кроме того, Западу необходимо определиться, как коллективным образом справляться с такими озабоченностями, как энергетическая безопасность, пиратство на море и изменение климата.
Информация о работе Образование Североатлантического союза, его задачи, стратегия