Образование Североатлантического союза, его задачи, стратегия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 20:11, реферат

Описание работы

Организация Североатлантического договора – НАТО (North Atlantic Treaty Organization) была создана по инициативе и под руководством Соединенных Штатов Америки на основании Вашингтонского договора от 4 апреля 1949 года.
В преамбуле договора отмечалось, что государства, его подписавшие, «решили объединить свои усилия для коллективной обороны, сохранения мира и безопасности в целях защиты свободы, общего наследия и цивилизации своих народов, основанных на принципах демократии, свободы личности и господства права».

Файлы: 1 файл

НАТО.docx

— 93.40 Кб (Скачать файл)

 

Значительный  прогресс был достигнут по линии развития сотрудничества в области планирования использования гражданских служб в чрезвычайных ситуациях и реагирования на чрезвычайные ситуации. Ликвидация последствий террористических актов стала одним из основных направлений деятельности. Два учения, проведенных в России – в Богородске (2002 г.) и в Калининграде (2004 г.), а также учения, состоявшиеся в Монтелибретти в Италии (2006 г.) способствовали выработке конкретных рекомендаций по ликвидации последствий. Очередное командно-штабное учение планируется в Норвегии в 2009 г. В 2003 г. была предпринята российско-венгерская инициатива по созданию Сил и средств быстрого развертывания в целях повышения способности стран СРН обеспечивать защиту гражданского населения от стихийных бедствий и техногенных катастроф, а также террористических актов с использованием ОМУ.

 

Новые угрозы и вызовы

 

В рамках Комитета «Наука ради мира и безопасности»  в формате СРН ведется перспективная  работа по противодействию новым  угрозам и вызовам в рамках технического сотрудничества. К ключевым рассматриваемым областям относятся  экологическая безопасность, экологический  терроризм, психологические последствия  терроризма, кибернетическая безопасность, защита от химических, биологических, радиоактивных и ядерных веществ, а также обнаружение взрывчатых веществ.

В 2004 г. было проведено более 30 совместных учений. План военного сотрудничества между  Россией и НАТО на 2005 год включал  более 200 различных мероприятий, в  том числе от 45 до 50 различных  учений. В 2006 г. Россия и НATO планируют провести 40-45 мероприятий в рамках программы повышения уровня оперативной совместимости.

Главное внимание уделяется вопросам налаживания  взаимодействия в борьбе с террористическими  угрозами. Исследуются возможности  обеспечения совместимости систем нестратегической противоракетной  обороны в рамках специальной рабочей группы по ПРО (противоракетной обороны). Уже принята экспериментальная концепция сотрудничества России и НАТО в этой области и проведены командно-штабные учения.

Важной  задачей остаётся налаживание партнёрства  в формате СНР по нейтрализации  наркоугрозы, исходящей с территории Афганистана.

Готовятся совместные практические проекты в  сфере поиска и спасения аварийных  подводных лодок. Такое сотрудничество помогло спасти российский батискаф, затонувший в 2005 году близ Камчатки. В  феврале 2006 года российские Военно-морские  силы присоединились к антитеррористической операции НАТО «Активная попытка», проводящейся в Средиземном море.

По случаю празднования 5-летия Совета Россия-НАТО министр иностранных дел С. В. Лавров сказал: «Отношения России и НАТО занимают особое место в европейской безопасности. Многие хорошо помнят те времена, когда Советский Союз и НАТО смотрели друг на друга не иначе как через орудийные прицелы и окуляры полевых биноклей. В 2007 г. исполнилось 10 лет с момента подписания в Париже Основополагающего Акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности и 5 лет, как в соответствии с Римской декларацией заработал новый механизм взаимодействия – Совет Россия-НАТО. По историческим меркам срок небольшой. Но это был период, насыщенный крупными переменами, связанными с окончанием «холодной войны». От противоборства и конфронтации мы постепенно переходили к диалогу и сотрудничеству – в интересах предсказуемости и стабильности в Европе.

Спектр  сотрудничества России с НАТО сегодня  включает в себя интенсивный политический диалог по ключевым проблемам безопасности, реализацию важных практических проектов и программ, отвечающих интересам  всех стран – членов Совета Россия-НАТО. Вместе с тем убеждены, что потенциал  Совета Россия-НАТО задействован не полностью. Нашему сотрудничеству порой не хватает  должного уровня доверия, а качество и глубина взаимодействия не во всём соответствуют масштабам сегодняшних угроз.

Мы настроены  на то, чтобы последовательно повышать и расширять диапазон совместных действий, искать развязки существующих проблем в интересах единого  и безопасного евроатлантического пространства без разделительных линий».

В связи  со сказанным отнюдь не беспочвенным выглядит заявление газеты «Крисчен сайенс монитор», о том, что «из  всех наций, которые Соединенные  Штаты хотели бы видеть в составе  своей глобальной коалиции против терроризма, ни одна, возможно, не является более  важной в стратегическом отношении  для успеха в войне, чем Россия».

Хотя  поведение Североатлантического союза  после 1991 г. совершенно не учитывало  интересы российской безопасности, России всё же удалось достичь в отношении  с ним состояния мирного сосуществования.

Работа  Совета Россия-НАТО была прервана после  конфликта в Грузии в августе 2008 года, когда Тбилиси развязал боевые действия в Южной Осетии. Россия провела в регионе операцию по принуждению Грузии к миру, а  затем признала независимость Южной  Осетии и Абхазии.

Страны  запада, в том числе и страны-члены  НАТО, подвергли Россию критике за действия в Южной Осетии и обвинили ее в непропорциональном применении силы. Однако спустя несколько месяцев  некоторые европейские политики фактически признали, что Грузия также  ответственна за обострение ситуации в регионе.

В марте 2009 года главы МИД 26 стран-членов альянса  приняли политическое решение возобновить  сотрудничество с Россией в рамках Совета Россия-НАТО.

 

  1. “Партнерство ради мира”

 

“Партнерство  ради мира” (ПРМ)- это программа двустороннего  сотрудничества между НАТО и отдельной  страной-партнером, не являющейся членом альянса, на основе индивидуального  плана взаимодействия, в соответствии с особыми потребностями данной страны.

 

История создания ПРМ.

Программа “Партнерство ради мира” была создана  в 1994 году в рамках развития Совета североатлантического сотрудничества (ССАС), который первоначально был  сосредоточен на многостороннем политическом диалоге и не предоставлял каждой стране-партнеру возможности по развитию индивидуального сотрудничества с  НАТО. ПРМ значительным образом изменило данное положение дел. По сравнению  с ССАС она имела следующие  особенности:

• была открыта для всех государств, включая бывшие нейтральные и неприсоединившиеся страны Европы, а не только бывших членов Варшавского Договора, как это было с ССАС;

• была нацелена не только на диалог и сотрудничество, но и реальное партнерство;

• инициировала расширение НАТО.

Однако  так же, как и ССАС, программа "Партнерство  во имя мира" не обеспечивала гарантий безопасности государствам, входящим в нее, так как она преследовала более узкие цели. С точки зрения альянса, "Партнерство во имя мира" должно являться средством, позволяющим  определить способности каждого  партнера выполнять обязательства, которые возлагаются на каждого  члена НАТО, и своеобразным полигоном, где эти способности будут  подвергаться испытаниям".

В 1997 году был создан Совет евроатлантического партнерства (СЕАП), который стал преемником ССАС. ПРМ стала основой деятельности СЕАП.

В ноябре 2002 года на встрече в верхах в  Праге были предприняты дальнейшие шаги, направленные на углубление сотрудничества между НАТО и странами-партнерами. Во всеобъемлющем обзоре СЕАП и «Партнерства ради мира» рекомендовалось укрепить политический диалог со странами-партнерами и в большей мере привлекать их к планированию, проведению мероприятий  и руководству деятельностью, в  которой они участвуют.

За время, прошедшее с момента создания ПРМ, состав участников этой программы  менялся. Некоторые государства  вступили в НАТО, и перешли из категории «страна-партнер» в категорию  «страна-член альянса». В числе таких  стран можно назвать Албанию, Венгрию, Словению, Болгарию.

 

Цели и содержание ПРМ.

Главными  целями ПРМ являются следующие:

• достижение прозрачности процесса военного планирования и формирования оборонных бюджетов государств;

• внедрение демократического контроля над Вооруженными силами;

• обеспечение проведения международных операций;

•  достижение уровня подготовки сил и средств, необходимого для помощи операциям, осуществляемым под эгидой ООН или с санкции ОБСЕ;

• повышение уровня знаний и умений, необходимых государствам-парнерам для участия в миротворческих, спасательных и гуманитарных операциях. Для этого в программу включены разделы о развитии военного сотрудничества с НАТО, подразумевающие осуществление совместного планирования; подготовку личного состава и проведение учений;

• расширение и активизация политического и военного сотрудничества в масштабе Европы, повышение стабильности, снижение угрозы миру, а также укрепление отношений путем создания духа приверженности практическому сотрудничеству и демократическим принципам Североатлантического альянса.

Официальной основой программы «Партнерство ради мира» является Рамочный документ, в котором излагаются конкретные положения для каждой из стран-партнеров. В соответствии с этим документом, каждая страна-партнер берет на себя ряд серьезных политических обязательств: сохранять демократическое общество; соблюдать принципы международного права; выполнять обязательства, вытекающие из Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека, Хельсинкского заключительного  акта и международных соглашений о разоружении и контроле над  вооружениями; воздерживаться от угрозы или применения силы против других государств; не нарушать существующих границ государств; разрешать споры  мирным путем.

 

Уровни сотрудничества

 

В рамках ПРМ страны-партнеры сотрудничают с  НАТО на трех уровнях.

          Первый уровень. Программа индивидуального партнерства (ПИП) (IPP – individual partnership programme).

ПИП является первым этапом сотрудничества страны-партнера с НАТО, осуществляемого в рамках ПРМ.

ПИП содержит в себе широкий спектр деятельности, по которому государство-партнер желает строить отношения с НАТО. Ежегодно в рамках ПИП проводится около 1500 мероприятий. Основное внимание уделяется  участию военнослужащих государства-партнера в маневрах, проводимых НАТО.

Государства-партнеры на свое усмотрение выбирают деятельность и сообщают об этом руководству НАТО. Альянс в свою очередь изучает  предложения и принимает проекты  к реализации. Решение вопросов финансирования деятельности в большинстве случаев возлагается на государство-партнера.

ПИП, будучи одним из рабочих механизмов ПРМ, имеет широкие возможности по проведению учений и тренингов. Военнослужащие государств-партнеров приобщаются  к военным знаниям в рамках упомянутой программы в учебных  центрах в Обераммергау, Любляне, Будапеште, Анкаре и др.

 

Второй уровень. Программа планирования процессов и анализа (ППА) (PARP- planning and review process).

ППА считается  вторым уровнем сотрудничества в  рамках ПРМ. Таким образом, ППА преследует цель дальнейшего усиления существующего  сотрудничества в рамках ПРМ.

ППА предполагает оценку оборонной сферы, в том  числе и Вооруженных сил государства-партнера, который имеет намерение принять  участие в многонациональных  операциях, учениях НАТО. Цель заключается  в достижении соответствия стандартам НАТО в определении и оценке сил, подготовленных к участию в многонациональных  учебных, тренировочных и миротворческих операциях. Главное направление  деятельности в рамках ППА составляет планирование взаимных действий, новых  военных учений, миротворческих операций. С точки зрения качества, сотрудничество в рамках ППА считается выше, чем  в ПИП.

 

Третий уровень. План действий индивидуального партнерства (ПДИП) (IPAP – individual partnership action plan).

ПДИП  считается третьим уровнем сотрудничества в рамках ПРМ. ПДИП был объявлен открытым для государств-партнеров на Пражском саммите НАТО в ноябре 2002 года. ПДИП отражает конкретные мероприятия по интеграции в НАТО силового сектора  государства-партнера. План в то же время устанавливает сферы, в  которых государства - союзники НАТО могут оказать помощь государствам-партнерам, определяет пути повышения их учебных и тренировочных возможностей.

В ПДИП нашли  отражение суть реформ в Вооруженных  силах сотрудничающих с Альянсом государств, которые стремятся к  членству в НАТО, вопросы подготовки необходимых в этом направлении  планов и выбора оптимального бюджетного варианта для этой деятельности.

На сегодняшний  день в программе «Партнерство ради мира» участвуют 22 страны: Армения, Австрия, Азербайджан, Беларусь, Босния и Герцеговина, Финляндия, бывшая югославская  республика Македония, Грузия, Ирландия, Казахстан, Кыргызстан, Мальта, Молдова, Черногория, Россия, Сербия, Швеция, Швейцария, Таджикистан, Туркмения, Украина, Узбекистан.

 

6. Растущее значение проблем евроатлантической безопасности

В настоящее время можно сказать, что на очереди стоят новые  угрозы и вызовы европейской и  мировой стабильности.

Во-первых, исчезнувшая после прекращения холодной войны угроза со стороны СССР была заменена более широким и сложным набором вызовов в сфере безопасности, источники многих из которых находятся за пределами евроатлантического региона. Отсюда вопрос: располагают ли США и Запад соответствующими необходимыми средствами, институтами и подходами для того, чтобы справиться с этими новыми угрозами? Это и есть предмет нынешних слушаний. В дополнение к потенциальной нестабильности в Юго-восточной Европе, Запад сталкивается как с никогда реальной возможностью приобретения Ираном ядерного оружия, угрозой со стороны Аль-Каиды, которая распространяется по всему миру, возрожденного Талибана в Афганистане и Пакистане, а также с угрозой распространения оружия массового уничтожения. Кроме того, Западу необходимо определиться, как коллективным образом справляться с такими озабоченностями, как энергетическая безопасность, пиратство на море и изменение климата.

Информация о работе Образование Североатлантического союза, его задачи, стратегия