Образование Североатлантического союза, его задачи, стратегия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 20:11, реферат

Описание работы

Организация Североатлантического договора – НАТО (North Atlantic Treaty Organization) была создана по инициативе и под руководством Соединенных Штатов Америки на основании Вашингтонского договора от 4 апреля 1949 года.
В преамбуле договора отмечалось, что государства, его подписавшие, «решили объединить свои усилия для коллективной обороны, сохранения мира и безопасности в целях защиты свободы, общего наследия и цивилизации своих народов, основанных на принципах демократии, свободы личности и господства права».

Файлы: 1 файл

НАТО.docx

— 93.40 Кб (Скачать файл)

Благодаря такому положению дел, на пресс-конференции 8 марта 2008 года по итогам встречи с  канцлером Германии Ангелой Меркель  Президент России В. В. Путин открыто  заявил: «В современных условиях бесконечное  расширение военно-политического блока, когда нет противостояния двух враждующих между собой систем, мы считаем  не только нецелесообразным, но и вредным  и контрпродуктивным. Создаётся  впечатление, что предпринимаются  попытки создать организацию, которая  подменила бы собой Организацию  Объединённых Наций».

Совместные  действия России и НАТО в отношении  вопросов безопасности и ряде других важных в международном плане  вопросов с 2002 года происходят в формате  Постоянного Совета Россия-НАТО.

 

5. НАТО и международная безопасность.

 

  1. Совет Россия-НАТО

 

В 1997 г. НАТО и Россия подписали Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности, в котором была заложена формальная основа отношений  между НАТО и Россией. Подписание Основополагающего акта привело  к разработке двусторонней программы  консультаций и сотрудничества в  рамках Совместного постоянного  совета (СПС).

В 2002 г. данные отношения получили новый импульс  и наполнились новым содержанием  после подписания Римской декларации «Отношения между НАТО и Россией: Новое качество», в результате которой  был создан Совет Россия-НАТО. На встрече в Риме главы государств и правительств достигли договоренности о расширении возможностей сотрудничества в областях, вызывающих общий интерес, а также о совместном противодействии общим угрозам и рискам для безопасности собственных стран.

Саммит  СРН 2008 г. в Бухаресте является первым подобным мероприятием с момента  подписания Римской декларации. На встрече будет рассмотрена деятельность СРН последних шести лет, направленная на осуществление принципов и  задач, предусмотренных в Римской  декларации, а также возможные  меры, призванные повысить их эффективность  в будущем.

За последние  шесть лет Совет Россия-НАТО разработал ряд проектов по практическому сотрудничеству в следующих сферах, представляющих общий интерес.

 

Практическое сотрудничество СРН

 

Борьба против терроризма

 

Сотрудничество  между НАТО и Россией в области  борьбы против терроризма осуществляется в форме регулярного обмена информацией, углубленных консультаций, совместной оценки угроз, планирования использования  гражданских служб в случае терактов, диалога на высоком уровне о роли вооруженных сил в борьбе против терроризма, а также изучения выводов  и опыта недавних террористических актов и научно-технического взаимодействия. Государства-члены НАТО и Россия также осуществляют сотрудничество и в других областях, связанных  с борьбой с терроризмом, таких  как пограничный контроль, нераспространение  ОМУ, управление использованием воздушного пространства и ядерная безопасность.

В мае 2002 г. на встрече в верхах под Римом  альянс и Москва достигли договорённости о совместной работе в формате  «двадцатки». Совет Россия-НАТО проводится не только на уровне глав государств или  правительств, министров иностранных дел и обороны, но и на уровне послов. В его системе действуют свыше 20 рабочих органов: комитеты, специальные рабочие группы, экспертные группы.

Совместный  Постоянный Совет Россия-НАТО (СРН), созданный «для совместных решений  и совместных действий в отношении  вопросов безопасности, вызывающих всеобщую озабоченность» должен стать «основной  структурой консультаций между Россией  и НАТО в периоды кризисов или  каких-либо других ситуаций, оказывающих  влияние на мир и стабильность».

В декабре 2004 г. на заседании СРН на уровне министров иностранных дел был  утвержден комплексный План действий СРН по терроризму, направленный на повышение уровня общей координации  и стратегического сотрудничества в рамках СРН. С декабря 2004 г. осуществляется совместная предварительная подготовка российских кораблей для участия  в военно-морской контртеррористической  операции НАТО «Активные усилия», проходящей в Средиземном море. Первым кораблем, принявшим участие в данной операции в сентябре 2006 г., стал сторожевой корабль  ВМФ России «Пытливый». Год спустя в сентябре 2007 г. второй сторожевой корабль ВМФ России - «Ладный» - приступил  к участию в операции. В 2008 г. ожидается  поочередное участие дополнительных российских кораблей.

 

Сотрудничество по Афганистану

 

Обучение и подготовка персонала  из Афганистана и стран Центральной  Азии по борьбе с наркотиками.

 

Реализация  пилотного проекта СРН по обучению и подготовке персонала из Афганистана  и стран Центральной Азии по борьбе с наркотиками началась по инициативе министров иностранных дел стран-членов СРН в декабре 2005 г. Проект призван  оказать содействие в противодействии угрозе незаконного оборота наркотиков из Афганистана. Данная инициатива направлена на наращивание местного потенциала и укрепление региональных связей и сотрудничества за счет обмена совместным опытом стран Альянса и России с офицерами среднего звена из Афганистана и стран Центральной Азии (Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана). Проект осуществляется при сотрудничестве с Управлением ООН по наркотикам и преступности. Учебные курсы предоставлялись на территории России и Турции в специализированных центрах повышения квалификации. Кроме того, во всех шести государствах-участниках инициативы проводятся мобильные курсы подготовки. Летом 2007 г. члены СРН приветствовали готовность Финляндии внести свой вклад в осуществление данной инициативы. В рамках проекта СРН уже прошли подготовку около 450 офицеров из шести стран, для которых предназначается данная программа.

 

Наземные транзитные перевозки  для обеспечения деятельности МССБ

 

В марте 2008 г. была заложена основа договоренности, призванной способствовать осуществлению  транзитных перевозок через российскую территорию невоенных грузов НАТО, государств-членов НАТО и других стран, принимающих участие в деятельности Международных сил содействия безопасности в Афганистане, для целей обеспечения  деятельности МССБ в соответствии с  Резолюцией Совета Безопасности ООН 1386.

 

Военное сотрудничество

 

Одним из ключевых направлений работы СРН  также является подготовка к проведению возможных совместных военных операций в будущем. В целях повышения оперативной совместимости вооруженных сил НАТО и России была создана программа, важной составляющей которой является подготовка и проведение учений. Утверждение Политико-военных указаний по повышению уровня оперативной совместимости войск (сил) России и стран НАТО на заседании СРН на уровне министров обороны, состоявшемся в июне 2005 г., придало дополнительный импульс развитию усилий в данном направлении. Договоренности о военных связях и взаимодействии укрепляются как на уровне Оперативного командования НАТО, так и в Москве. Кроме того, ратификация Соглашения о статусе сил ПрМ в мае 2007 г. будет способствовать дальнейшему развитию сотрудничества между вооруженными силами и в других практических областях.

 

Поисково-спасательные операции на море

 

Работа  по линии поисково-спасательных операций на море интенсифицировалась после  подписания рамочного соглашения о  сотрудничестве в данной области  в феврале 2003 г. В июне 2005 г. Россия приняла участие в самых крупномасштабных поисково-спасательных учениях в  истории НАТО «Сорбет Рояль». Приобретенный  опыт и установившиеся в ходе данного  учения связи способствовали успешному  проведению спасательной операции в  реальных условиях в августе 2005 г. у  побережья российского полуострова  Камчатка. В 2008 г. Россия планирует принять  участие в еще более масштабном учении «Болд Монарх».

 

Оборонная реформа и сотрудничество

 

Инициативы, предпринятые в области оборонной  реформы, направлены на развитие вооруженных  сил, управление кадровыми и финансовыми  ресурсами, реформу оборонной промышленности, управление последствиями оборонной реформы, а также затрагивают оборонные аспекты борьбы против терроризма. К данным инициативам относится разработка Политико-военных указаний по повышению уровня оперативной совместимости войск (сил) России и стран НАТО, которая была принята на заседании СРН на уровне министров обороны в июне 2007 г. Директива призвана содействовать в подготовке вооруженных сил России и НАТО для участия в возможных совместных операциях.

 

Центр социальной адаптации Россия–НАТО

 

Центр социальной адаптации Россия–НАТО для уволенных  в запас военнослужащих был создан в Москве в июле 2002 г. Для расширения деятельности центра в марте 2003 г. были открыты шесть региональных филиалов. Свыше 2000 бывших военнослужащих из вооруженных  сил России прошли переподготовку. Около 85% из них нашли работу в  гражданском секторе в результате обучения или содействия, полученного  в отделе Центра по трудоустройству.

Расширяется сотрудничество в части реализации программ реабилитации российских военнослужащих. Большой вклад в работу по переподготовке уволенных в запас российских военнослужащих вносит Информационно-консультационный и учебный центр социальной адаптации  военнослужащих, увольняемых и уволенных  в запас и Вооруженных сил  Российской Федерации «Россия-НАТО», и в котором прошли переподготовку несколько тысяч слушателей. Так, 26 мая 2005 г. в Ногинске состоялся  круглый стол «Трудоустройство военнослужащих запаса и членов их семей, создание дополнительных рабочих мест через  развитие малого предпринимательства», организованный Центром Россия-НАТО социальной адаптации военнослужащих по инициативе Департамента НАТО по вопросам регионов, экономики и безопасности.

 

Оборонно-промышленное сотрудничество

 

Комплексное «Исследование сотрудничества между  Россией и НАТО в области оборонной  промышленности, исследований и технологий», запрос на проведение которого поступил в январе 2005 г., предположительно позитивным образом скажется на будущем сотрудничестве в данных областях. Отчеты по результатам  двух этапов исследования были опубликованы в июне 2007 г., а рекомендации и  идеи по дальнейшей работе обсуждаются  в рамках СРН.

 

Кризисное регулирование

 

Россия  и НАТО имеют давнюю историю сотрудничества в области кризисного регулирования. С 1996 г. по 2003 г. из всех стран, не являющихся членами Альянса, Россия вносила  крупнейший вклад в миротворческие операции под эгидой НАТО. С 2002 г. СРН  предпринял ряд шагов, направленных на дальнейшее укрепление сотрудничества в данной области, в частности  утвердив в сентябре 2002 г. «Политические  аспекты общей концепции совместных миротворческих операций России и НАТО». Данные шаги нашли свое отражение  во время процедурного учения, прошедшего в три этапа с мая 2003 г. по сентябрь 2004 г.

 

ПРО ТВД

 

В 2003 г. было проведено исследование по вопросам противоракетной обороны театра военных действий, призванной обеспечить защиту войск в совместных районах  действий, в рамках которого оценивались  возможные уровни оперативной совместимости  систем ПРО ТВД России и стран  НАТО. По данному направлению также  проводились три командно-штабных  учения, первое из которых прошло в  Соединенных Штатах в марте 2004 г., второе – в Нидерландах в марте 2005 г. и третье – в России в октябре 2006 г. В Германии в январе 2008 г. также проводилось учение на базе компьютерного моделирования. Исследования в области оперативной совместимости, компьютерные учения и КШУ призваны заложить основу для дальнейших усилий по повышению оперативной совместимости и разработке механизмов и порядка проведения совместных операций в области ПРО ТВД.

 

Инициатива по сотрудничеству в  воздушном пространстве

 

Значительный  прогресс был достигнут по линии  Инициативы по сотрудничеству в воздушном  пространстве (ИСВП), направленной на укрепление сотрудничества между государствами  СРН в области наблюдения за воздушным  пространством и организации  воздушного движения в целях повышения  транспарентности, предсказуемости  и усовершенствования коллективных сил и средств, необходимых для  противодействия террористической угрозе в воздухе. Технический ввод в эксплуатацию осуществляется с  конца 2007 г., а ввод системы в полную эксплуатацию рассчитан на конец 2008 г. Параллельно были достигнуты позитивные результаты по линии разработки замысла  операций, концепции учений и подготовки и порядка согласования, а также  договоренности по правовым вопросам. На начальном этапе системы, разработанные  в рамках инициативы, вводятся в  действие между Норвегией, Польшей, Турцией и Россией.

 

Нераспространение ОМУ

 

В рамках СРН развивается диалог по растущему  количеству вопросов, связанных с  нераспространением оружия массового  уничтожения. Для укрепления существующих договоренностей по нераспространению  ОМУ были выдвинуты конкретные рекомендации. В целях рассмотрения возможностей практического сотрудничества в области защиты от ядерного, биологического и химического оружия проводился ряд углубленных дискуссий и семинаров для экспертов. На самом последнем семинаре, состоявшемся в сентябре 2007 г. во Флоренции в Италии, эксперты и официальные лица из России и стран НАТО обсудили угрозы распространения ОМУ и вызовы в данной области. В ходе неформальных переговоров особое внимание уделялось распространению баллистических ракет и ядерному терроризму.

 

Контроль над вооружениями

 

СРН также  является форумом для ведения  открытой дискуссии по вопросам, связанным  с контролем над обычными вооружениями, в том числе по вопросам ДОВСЕ, Договора по открытому небу, а также  по мерам укрепления доверия и  безопасности.

 

Вопросы ядерного оружия

 

В ядерной  области экспертами был разработан глоссарий терминов, организовывались обмены мнениями по вопросам ядерных  доктрин и стратегии. Наблюдатели  также приняли участие в полевых  учениях по реагированию на инциденты  с использованием ядерного оружия в  России (2004 г.), в Великобритании (2005 г.), Соединенных Штатах (2006 г.) и Франции (2007 г.).

 

Планирование использования гражданских  служб в чрезвычайных ситуациях

Информация о работе Образование Североатлантического союза, его задачи, стратегия