Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 20:11, реферат
Организация Североатлантического договора – НАТО (North Atlantic Treaty Organization) была создана по инициативе и под руководством Соединенных Штатов Америки на основании Вашингтонского договора от 4 апреля 1949 года.
В преамбуле договора отмечалось, что государства, его подписавшие, «решили объединить свои усилия для коллективной обороны, сохранения мира и безопасности в целях защиты свободы, общего наследия и цивилизации своих народов, основанных на принципах демократии, свободы личности и господства права».
Благодаря такому положению дел, на пресс-конференции 8 марта 2008 года по итогам встречи с канцлером Германии Ангелой Меркель Президент России В. В. Путин открыто заявил: «В современных условиях бесконечное расширение военно-политического блока, когда нет противостояния двух враждующих между собой систем, мы считаем не только нецелесообразным, но и вредным и контрпродуктивным. Создаётся впечатление, что предпринимаются попытки создать организацию, которая подменила бы собой Организацию Объединённых Наций».
Совместные действия России и НАТО в отношении вопросов безопасности и ряде других важных в международном плане вопросов с 2002 года происходят в формате Постоянного Совета Россия-НАТО.
5. НАТО и международная безопасность.
В 1997 г. НАТО и Россия подписали Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности, в котором была заложена формальная основа отношений между НАТО и Россией. Подписание Основополагающего акта привело к разработке двусторонней программы консультаций и сотрудничества в рамках Совместного постоянного совета (СПС).
В 2002 г. данные
отношения получили новый импульс
и наполнились новым
Саммит
СРН 2008 г. в Бухаресте является первым
подобным мероприятием с момента
подписания Римской декларации. На
встрече будет рассмотрена
За последние шесть лет Совет Россия-НАТО разработал ряд проектов по практическому сотрудничеству в следующих сферах, представляющих общий интерес.
Практическое сотрудничество СРН
Борьба против терроризма
Сотрудничество между НАТО и Россией в области борьбы против терроризма осуществляется в форме регулярного обмена информацией, углубленных консультаций, совместной оценки угроз, планирования использования гражданских служб в случае терактов, диалога на высоком уровне о роли вооруженных сил в борьбе против терроризма, а также изучения выводов и опыта недавних террористических актов и научно-технического взаимодействия. Государства-члены НАТО и Россия также осуществляют сотрудничество и в других областях, связанных с борьбой с терроризмом, таких как пограничный контроль, нераспространение ОМУ, управление использованием воздушного пространства и ядерная безопасность.
В мае 2002 г. на встрече в верхах под Римом альянс и Москва достигли договорённости о совместной работе в формате «двадцатки». Совет Россия-НАТО проводится не только на уровне глав государств или правительств, министров иностранных дел и обороны, но и на уровне послов. В его системе действуют свыше 20 рабочих органов: комитеты, специальные рабочие группы, экспертные группы.
Совместный Постоянный Совет Россия-НАТО (СРН), созданный «для совместных решений и совместных действий в отношении вопросов безопасности, вызывающих всеобщую озабоченность» должен стать «основной структурой консультаций между Россией и НАТО в периоды кризисов или каких-либо других ситуаций, оказывающих влияние на мир и стабильность».
В декабре
2004 г. на заседании СРН на уровне
министров иностранных дел был
утвержден комплексный План действий
СРН по терроризму, направленный на
повышение уровня общей координации
и стратегического
Сотрудничество по Афганистану
Обучение и подготовка персонала
из Афганистана и стран
Реализация
пилотного проекта СРН по обучению
и подготовке персонала из Афганистана
и стран Центральной Азии по борьбе
с наркотиками началась по инициативе
министров иностранных дел
Наземные транзитные перевозки для обеспечения деятельности МССБ
В марте
2008 г. была заложена основа договоренности,
призванной способствовать осуществлению
транзитных перевозок через российскую
территорию невоенных грузов НАТО,
государств-членов НАТО и других стран,
принимающих участие в
Военное сотрудничество
Одним из ключевых направлений работы СРН также является подготовка к проведению возможных совместных военных операций в будущем. В целях повышения оперативной совместимости вооруженных сил НАТО и России была создана программа, важной составляющей которой является подготовка и проведение учений. Утверждение Политико-военных указаний по повышению уровня оперативной совместимости войск (сил) России и стран НАТО на заседании СРН на уровне министров обороны, состоявшемся в июне 2005 г., придало дополнительный импульс развитию усилий в данном направлении. Договоренности о военных связях и взаимодействии укрепляются как на уровне Оперативного командования НАТО, так и в Москве. Кроме того, ратификация Соглашения о статусе сил ПрМ в мае 2007 г. будет способствовать дальнейшему развитию сотрудничества между вооруженными силами и в других практических областях.
Поисково-спасательные операции на море
Работа
по линии поисково-спасательных операций
на море интенсифицировалась после
подписания рамочного соглашения о
сотрудничестве в данной области
в феврале 2003 г. В июне 2005 г. Россия
приняла участие в самых
Оборонная реформа и сотрудничество
Инициативы,
предпринятые в области оборонной
реформы, направлены на развитие вооруженных
сил, управление кадровыми и финансовыми
ресурсами, реформу оборонной
Центр социальной адаптации Россия–НАТО
Центр социальной
адаптации Россия–НАТО для
Расширяется сотрудничество в части реализации программ реабилитации российских военнослужащих. Большой вклад в работу по переподготовке уволенных в запас российских военнослужащих вносит Информационно-консультационный и учебный центр социальной адаптации военнослужащих, увольняемых и уволенных в запас и Вооруженных сил Российской Федерации «Россия-НАТО», и в котором прошли переподготовку несколько тысяч слушателей. Так, 26 мая 2005 г. в Ногинске состоялся круглый стол «Трудоустройство военнослужащих запаса и членов их семей, создание дополнительных рабочих мест через развитие малого предпринимательства», организованный Центром Россия-НАТО социальной адаптации военнослужащих по инициативе Департамента НАТО по вопросам регионов, экономики и безопасности.
Оборонно-промышленное сотрудничество
Комплексное «Исследование сотрудничества между Россией и НАТО в области оборонной промышленности, исследований и технологий», запрос на проведение которого поступил в январе 2005 г., предположительно позитивным образом скажется на будущем сотрудничестве в данных областях. Отчеты по результатам двух этапов исследования были опубликованы в июне 2007 г., а рекомендации и идеи по дальнейшей работе обсуждаются в рамках СРН.
Кризисное регулирование
Россия
и НАТО имеют давнюю историю сотрудничества
в области кризисного регулирования.
С 1996 г. по 2003 г. из всех стран, не являющихся
членами Альянса, Россия вносила
крупнейший вклад в миротворческие
операции под эгидой НАТО. С 2002 г. СРН
предпринял ряд шагов, направленных
на дальнейшее укрепление сотрудничества
в данной области, в частности
утвердив в сентябре 2002 г. «Политические
аспекты общей концепции
ПРО ТВД
В 2003 г. было
проведено исследование по вопросам
противоракетной обороны театра
военных действий, призванной обеспечить
защиту войск в совместных районах
действий, в рамках которого оценивались
возможные уровни оперативной совместимости
систем ПРО ТВД России и стран
НАТО. По данному направлению также
проводились три командно-
Инициатива по сотрудничеству в воздушном пространстве
Значительный
прогресс был достигнут по линии
Инициативы по сотрудничеству в воздушном
пространстве (ИСВП), направленной на укрепление
сотрудничества между государствами
СРН в области наблюдения за воздушным
пространством и организации
воздушного движения в целях повышения
транспарентности, предсказуемости
и усовершенствования коллективных
сил и средств, необходимых для
противодействия
Нераспространение ОМУ
В рамках СРН развивается диалог по растущему количеству вопросов, связанных с нераспространением оружия массового уничтожения. Для укрепления существующих договоренностей по нераспространению ОМУ были выдвинуты конкретные рекомендации. В целях рассмотрения возможностей практического сотрудничества в области защиты от ядерного, биологического и химического оружия проводился ряд углубленных дискуссий и семинаров для экспертов. На самом последнем семинаре, состоявшемся в сентябре 2007 г. во Флоренции в Италии, эксперты и официальные лица из России и стран НАТО обсудили угрозы распространения ОМУ и вызовы в данной области. В ходе неформальных переговоров особое внимание уделялось распространению баллистических ракет и ядерному терроризму.
Контроль над вооружениями
СРН также является форумом для ведения открытой дискуссии по вопросам, связанным с контролем над обычными вооружениями, в том числе по вопросам ДОВСЕ, Договора по открытому небу, а также по мерам укрепления доверия и безопасности.
Вопросы ядерного оружия
В ядерной
области экспертами был разработан
глоссарий терминов, организовывались
обмены мнениями по вопросам ядерных
доктрин и стратегии. Наблюдатели
также приняли участие в
Планирование использования
Информация о работе Образование Североатлантического союза, его задачи, стратегия