Проблемы и перспективы развития экономики России после вступления во Всемирную Торговую Организацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в анализе позиций ведущих экономистов и политиков по данной проблеме, в изучении основных правовых и экономических трудностей, стоящих перед Россией в связи со вступлением в ВТО, и в прогнозировании состояния российской экономики в результате присоединения к этой организации.
С учетом этой специфической ситуации, необходимо продолжать анализировать и оценивать возможные последствия присоединения России к ВТО на предлагаемых нам условиях. Поэтому в рамках настоящей работы поставлены и решены следующие задачи:
1) рассмотреть особенности деятельности Всемирной торговой организации в исторической ретроспективе, определить её цели, функции, совершенствование механизма работы;
2) необходимо изучить этапы процесса присоединения России к ВТО, а также определить их результаты и вновь возникающие трудности;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Всемирная Торговая Организация и её роль в международной торговле товарами и услугами……………………………………………………………..6
1.1 История создания ВТО. Особенности деятельности ВТО как международной организации……………………………………………………6
1.2 ВТО: задачи, функции, организационная структура, механизм работы и процедура присоединения………………………………………………………10
2 Положительные и отрицательные стороны вступления России во Всемирную Торговую Организацию………………………………...................18
2.1 Механизм вступления России в ВТО: особенности переговорного процесса ………………………………………………………………………….18
2.2 Анализ положительных и отрицательных сторон вступления России в ВТО……………………………………………………………………………….23
3 Конкурентоспособность экономики России и оценка возможных последствий вступления России в ВТО………………………………………..31
3.1 Перспективы развития банковского сектора после вступления России во Всемирную Торговую Организацию…………………………………………..31
3.2 Проблемы и перспективы отечественной промышленности на условиях Всемирной Торговой Организации…………………………………………….34
3.3 Сельское хозяйство: оценка современного состояния и перспективы развития отрасли…………………………………………………………………39
3.4 Внешнеторговая либерализация в сфере услуг……………………………43
Заключение……………………………………………………………………….50
Список использованной литературы…………………………………………...53
Приложение А – Организационная структура Всемирной Торговой Организации...……………………………………………………………………57Приложение Б – Механизм разрешения международных споров во Всемирной Торговой Организации……………………...……………………..58

Файлы: 1 файл

мвко.docx

— 374.22 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра денежного обращения  и кредита

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: « Проблемы и перспективы развития экономики  России после вступления во Всемирную  Торговую Организацию»

 

Специальность 080102.65 – «Мировая экономика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1 Всемирная Торговая Организация  и её роль в международной  торговле товарами и услугами……………………………………………………………..6

1.1 История создания ВТО.  Особенности деятельности ВТО  как международной организации……………………………………………………6

1.2 ВТО: задачи, функции,  организационная структура, механизм  работы и процедура присоединения………………………………………………………10

2 Положительные и отрицательные  стороны вступления России во Всемирную Торговую Организацию………………………………...................18

2.1 Механизм вступления России в ВТО: особенности переговорного процесса ………………………………………………………………………….18

2.2 Анализ положительных  и отрицательных сторон вступления  России в ВТО……………………………………………………………………………….23

3 Конкурентоспособность  экономики России и оценка  возможных последствий вступления  России в ВТО………………………………………..31

3.1 Перспективы развития  банковского сектора после вступления России во Всемирную Торговую Организацию…………………………………………..31

3.2 Проблемы и перспективы  отечественной промышленности на условиях Всемирной Торговой Организации…………………………………………….34

3.3 Сельское хозяйство:  оценка современного состояния  и перспективы развития отрасли…………………………………………………………………39

3.4 Внешнеторговая либерализация  в сфере услуг……………………………43

Заключение……………………………………………………………………….50

Список использованной литературы…………………………………………...53

Приложение А – Организационная структура Всемирной Торговой Организации...……………………………………………………………………57Приложение Б – Механизм разрешения международных споров во Всемирной Торговой Организации……………………...……………………..58

Введение

 

Необходимость повышения  конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках, укрепления экспортной базы страны, создание благоприятных  торгово-политических условий, обеспечивающих доступ российской продукции на эти  рынки, вызывают требования увеличения объема российского экспорта и улучшения  его структуры. Вступив на путь экономических  реформ, отказавшись от государственной  монополии внешней торговли, создав реальную тарифную систему, Россия может  и должна развивать связи со странами рыночной экономики на основе общих  принципов, принятых в мировом хозяйстве. Поэтому Россия активно налаживает связи с международными экономическими организациями.

16 декабря 2011 года Министр  экономического развития РФ Эльвира  Набиуллина и Председатель Всемирной  Торговой Организации Паскаль  Лами подписали протокол о  присоединении России к ВТО.  Документ должен быть ратифицирован  до 15 июня 2012 года. Через 30 дней после  ратификации Россия станет полноправным  участником Всемирной Торговой  Организации. 

Присоединение к ВТО создает  для России возможности более  полного взаимодействия с мировым  хозяйством и участия в международной  торговле на основе правил, которые  коллективно, на основе консенсуса устанавливаются  подавляющим большинством государств в рамках ВТО. Это отвечает требованиям  развития национальной рыночной экономики  на современном этапе и способствует решению стратегических задач по обеспечению высоких темпов экономического роста, проведению структурных реформ, созданию конкурентных условий для  бизнеса внутри страны и на внешних  рынках.

На современном этапе  развития ни одна страна не может являться полноценным участником международных  экономических отношений без  членства в ВТО. Современная экономика  интегрирует в мировую торговлю, развивается мировой рынок, и  каждая страна стремиться занять свою нишу.

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что, с одной стороны, в последнее время роль ВТО значительно возросла: расширилась компетенция этой организации за счёт торговли услугами, интеллектуальной собственностью, инвестициями, продукцией сельского хозяйства. Практически все крупные государства мира являются членами ВТО.

С другой стороны, внешняя  торговля является одним из важнейших  секторов российской экономики, определяя  динамику многих макроэкономических параметров. Важно создать условия для дальнейшего развития внешнеэкономических связей и их эффективного использования в целях роста конкурентоспособности экономики и повышения стандартов уровня жизни населения.

Объект исследования –  анализ современного состояния национальной экономики и последствий вступления России во Всемирную торговую организацию  для страны в целом и отдельных  отраслей и регионов.

Предмет исследования –  изучение процедуры и этапов вступления России в ВТО, необходимость выполнения при этом международных торгово-экономических  условий и изменение конкурентоспособности  национальной экономики.

Цель работы заключается  в анализе позиций ведущих  экономистов и политиков по данной проблеме, в изучении основных правовых и экономических трудностей, стоящих  перед Россией в связи со вступлением  в ВТО, и в прогнозировании  состояния российской экономики  в результате присоединения к  этой организации.

С учетом этой специфической  ситуации, необходимо продолжать анализировать  и оценивать возможные последствия  присоединения России к ВТО на предлагаемых нам условиях. Поэтому  в рамках настоящей работы поставлены и решены следующие задачи:

1) рассмотреть особенности деятельности Всемирной торговой организации в исторической ретроспективе, определить её цели, функции, совершенствование механизма работы;

2) необходимо изучить этапы процесса присоединения России к ВТО, а также определить их результаты и вновь возникающие трудности;

3) проанализировать особенности конкурентоспособности российской экономики и определить последствия и перспективы внешнеторговой либерализации.

При написании работы были применены такие методы как сбор статистической и фактической информации, анализ документов, метод экономического и статистического анализа, теоретического обобщения, метод системного анализа.

Структура курсовой работы представлена следующим образом: введение, три главы, заключение и приложения. В первой главе рассматривается становление, развитие и функционирование Всемирной торговой организации: её цели, организационная структура и механизм работы. Во второй главе рассматриваются положительные  и отрицательные стороны присоединения России к ВТО. Третья глава посвящена проблематике отраслевых последствий присоединения России к ВТО.

Информационной базой  исследования при написании работы послужили труды зарубежных и  российских авторов. В публикациях  отраслевой периодической печати, в  статистических сборниках содержится ценный материал для научного изучения.

Подробную «Оценку социально-экономических  последствий присоединения России к ВТО» предложили Гринберг Р.С. и  Татаркин А.И., которые исследовали  объективную необходимость и  условия вступления России в ВТО, проанализировали инвестиционные возможности  российской экономики как участника  ВТО, а также выделили преимущества и последствия такого шага для  России.

Таким образом, осуществленный в рамках данной работы анализ совмещает  в себе экономические, правовые, а  также политические факторы, что  в свою очередь отражает многогранность и сложность вопроса о присоединении  России к ВТО, в том числе и  на региональном уровне.

1 Всемирная Торговая Организация и её роль в международной торговле товарами и услугами

 

1.1 История создания ВТО.  Особенности деятельности ВТО  как международной организации

 

Процесс глобализации, порождённый  новыми формами экономической деятельности и технологии, значительно расширил рамки мирового экономического порядка. Многие элементы глобализации возникли в мировой экономике уже после  второй мировой войны, когда международное  сообщество предприняло первую попытку  создать сплоченную и взаимосвязанную  экономическую систему[13].

Идея создания международной  торговой организации как специализированного  агентства ООН была выдвинута  в сентябре 1946 г. США. Были предложены правила, касающиеся торговых барьеров, ограничительной деловой практики, межправительственных соглашений по отдельным товарам и международных аспектов внутренней политики занятости. Предлагалось также провести отдельные переговоры о снижение тарифных барьеров. Предложение о создании Международной Торговой Организации (МТО) было рассмотрено более чем 50 странами, которые преступили к переговорам о Хартии МТО. Текст Хартии был полностью согласован 23 из 50 участников переговоров, в том числе 11 развивающихся стран приняли решение начать переговоры о снижении круга таможенных тарифов, сведя к минимуму протекционистские меры, унаследованные с начала 30-х годов [22].

Всего с 1947 по 1994 год состоялось 8 раундов переговоров: 1947 г. – Женева, 1949 г. –Аннесси (Франция), 1950 г. – Торки (Англия), 1956 г. – Женева, 1960-1961 гг. – Женева (Дилон раунд), 1962-1967 – Женева (Кеннеди раунд), 1973-1979 гг. – Женева (Токио раунд), 1984-1986 гг. – Марракеш (Уругвайский раунд) [22].

На первом раунде переговоров, состоявшемся в 1947 г., было согласовано снижение примерно 45 тысяч тарифов, распространившихся на международную торговлю объёмом 10 млрд. долларов. 23 страны также согласились временно принять некоторые из правил внешней торговли, содержащихся в проекте хартии МТО, узаконив тем самым согласованное снижение 50 тысяч тарифов. Пакет этих договорённостей стал известен как Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Стоит отметить, что, несмотря на свой временный характер, ГАТТ почти на протяжении 50 лет оставался единственным многосторонним инструментом, регламентирующим международную торговлю [25].

В последующем наиболее значительным переговорным раундом стал «Дилон раунд», в ходе которого таможенные пошлины  были в основном снижены США и  ЕЭС. В ходе переговоров в рамках «Кеннеди раунда» проблема нетарифных ограничений осталась неразрешённой, хотя значительный прогресс был сделан в области сокращения тарифов (в  среднем на 35%) [22].

По мере увеличения роли нетарифных ограничений торговли стало  очевидным, что существующая многосторонняя процедура регулирования мировой  торговли нуждается в значительных изменениях. В ходе переговоров в рамках Токио раунда сфера действия ГАТТ вышла за рамки чисто тарифных переговоров, при этом были заключены соглашения о процедурах импортного лицензирования, по техническим барьерам в торговле, а также о порядке размещения государственных заказов [25].

Уругвайский раунд продолжил  расширение сферы компетенции организации, распространив ее на сельское хозяйство, торговлю текстилем, услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности [25].

В основу функционирования организации были положены принципы наибольшего благоприятствования (РНБ) и национального режима. Данный принцип  обеспечивает автоматическое распространение  преференций во внешней торговле на другие страны-участницы договора в целях предотвращения дискриминации. Но что также важно, режим наибольшего благоприятствования переводит внешнеторговое регулирование от двустороннего к многостороннему торговому взаимодействию, ведущему к прямой экономии на информационных, административных и торговых издержках [28].

Принцип национального режима призван обеспечить не дискриминацию иностранных производителей в рамках государственного регулирования национальной экономики. При этом предусматривается, что «товарам иностранного происхождения будет предоставляться тот же режим, что и национальным, в отношении внутренних налогов и сборов, а также национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внешнюю торговлю» [28].

В отличие от МВФ и МБРР, ГАТТ строил свою деятельность на обеспечении  согласия между правительствами  договаривающихся стран. В этом процессе профессионалам из аппарата самого ГАТТ не отводилось никакой роли. Сложилась  традиция, в соответствии с которой  все решения принимались правительствами  стран-участниц на основе общего согласия [15].

Так в условиях глобализации мирового хозяйства в середине 90-х  годов возникло новое учреждение: Всемирная торговая организация. Решение  о ее создании было принято на основе хрупкого компромисса, достигнутого в  последние недели Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров. Однако на неофициальном уровне переговоры о создании организационного механизма  в рамках ГАТТ велись с конца 1988 г. Европейский союз 9 июля 1990 г. официально представил группе, где обсуждались проблемы организационного укрепления ГАТТ, предложения о создании Международной торговой организации [15].

Информация о работе Проблемы и перспективы развития экономики России после вступления во Всемирную Торговую Организацию