Проблемы и перспективы развития экономики России после вступления во Всемирную Торговую Организацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в анализе позиций ведущих экономистов и политиков по данной проблеме, в изучении основных правовых и экономических трудностей, стоящих перед Россией в связи со вступлением в ВТО, и в прогнозировании состояния российской экономики в результате присоединения к этой организации.
С учетом этой специфической ситуации, необходимо продолжать анализировать и оценивать возможные последствия присоединения России к ВТО на предлагаемых нам условиях. Поэтому в рамках настоящей работы поставлены и решены следующие задачи:
1) рассмотреть особенности деятельности Всемирной торговой организации в исторической ретроспективе, определить её цели, функции, совершенствование механизма работы;
2) необходимо изучить этапы процесса присоединения России к ВТО, а также определить их результаты и вновь возникающие трудности;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Всемирная Торговая Организация и её роль в международной торговле товарами и услугами……………………………………………………………..6
1.1 История создания ВТО. Особенности деятельности ВТО как международной организации……………………………………………………6
1.2 ВТО: задачи, функции, организационная структура, механизм работы и процедура присоединения………………………………………………………10
2 Положительные и отрицательные стороны вступления России во Всемирную Торговую Организацию………………………………...................18
2.1 Механизм вступления России в ВТО: особенности переговорного процесса ………………………………………………………………………….18
2.2 Анализ положительных и отрицательных сторон вступления России в ВТО……………………………………………………………………………….23
3 Конкурентоспособность экономики России и оценка возможных последствий вступления России в ВТО………………………………………..31
3.1 Перспективы развития банковского сектора после вступления России во Всемирную Торговую Организацию…………………………………………..31
3.2 Проблемы и перспективы отечественной промышленности на условиях Всемирной Торговой Организации…………………………………………….34
3.3 Сельское хозяйство: оценка современного состояния и перспективы развития отрасли…………………………………………………………………39
3.4 Внешнеторговая либерализация в сфере услуг……………………………43
Заключение……………………………………………………………………….50
Список использованной литературы…………………………………………...53
Приложение А – Организационная структура Всемирной Торговой Организации...……………………………………………………………………57Приложение Б – Механизм разрешения международных споров во Всемирной Торговой Организации……………………...……………………..58

Файлы: 1 файл

мвко.docx

— 374.22 Кб (Скачать файл)

Следует, однако, отметить, что  возможности ускоренного развития сельского хозяйства значительно  снижаются под действием ряда неблагоприятных факторов. Опережающий  рост цен на энергоносители (и промышленную продукцию в целом) по сравнению с движением цен на сельскохозяйственные товары подрывает рентабельность производства. А это консервирует техническую и технологическую отсталость земледелия, препятствует обновлению основных фондов, в первую очередь машинного парка. Относительно низкая заработная плата ведет к оттоку квалифицированной рабочей силы в города.

Далее, как известно, за последние  шесть лет Россия превратилась из импортера зерна в его экспортера (показатели экспорта и импорта зерна  в России в 2008-2010 гг. представлены в таблице 4). Однако, несмотря на зерновую специализацию сельского хозяйства, Россия, как и раньше, производит мало зерна в расчете на душу населения – 463 кг в год. Значительная, если не преобладающая, часть зерна направляется на потребление населения, излишек экспортируется. Дефицит мясомолочных продуктов покрывается не за счет собственного производства, а за счет ввоза, прежде всего из США, Аргентины, Бразилии и стран ЕС.

 

Таблица 4 – Экспорт и импорт зерна в Российской Федерации в 2008-

2010 гг., тыс. т

 

Экспорт

Импорт

2008

2009

2010

2008

2009

2010

Зерно, всего в том числе:

7025

8887

12069

2322

2264

2019

пшеница

3747

7704

10249

973

1037

1155

ячмень

3079

1089

1720

414

316

188

рожь

163

0

0

7

173

65

овес

0

1

2

11

8

1

кукуруза

2

40

53

458

238

278

рис

7

4

19

409

492

332

гречиха и пр.

19

11

12

49

1

1

зернобобовые

7

27

13

1

0

0

Мука, всего

203

157

254

80

66

32

Зерно и мука (в пересчете на зерно), всего

7317

9100

12430

2436

2358

2065


 

В частности, говорится в  докладе Министерства сельского хозяйства Правительству РФ, снижение пошлин на импорт свинины с 15 до 0% внутри квот и с 75 до 65% сверх квот приведет к снижению цен на свинину в живом весе как минимум на 10 руб. за 1 кг (по данным Национальной мясной ассоциации, сейчас средняя оптовая цена установилась на уровне 90-95 руб. за1 кг), в результате чего предприятия, работающие с минимальной рентабельностью, станут убыточными, срок окупаемости инвестиционных проектов в свиноводстве увеличится с 8 до 12 лет, а доля импортной свинины на рынке может вновь приблизиться к 35-45% [21].

Уже сейчас инвесторы сворачивают  проекты в свиноводстве, а банки  не выделяют на них кредиты. После ратификации соглашения по присоединению к ВТО еще 13 месяцев будет действовать переходный период. Но впоследствии эксперты предполагают, что наш рынок завалят живыми свиньями из Прибалтики и Польши, как это было, когда у нас действовала 5% пошлина [7].

Производители говядины после  вступления в ВТО тоже окажутся под  давлением более дешевого импортного мяса, ожидает Минсельхоз. Снижение оптовых цен на 10-15 руб. за 1 кг (средняя  оптовая цена говядины на кости, по данным Мясного союза, - 170 руб. за 1 кг) приведет к увеличению срока окупаемости новых проектов с 11 до 14-15 лет [21].

Для компенсации потерь в  мясном животноводстве Минсельхоз предлагает выделять свиноводам 20 млрд. руб. в год (по 10 руб. государственных субсидий на 1 кг живого веса), а производителям говядины – 17 млрд. руб. в год [21].

Снижение цен на свинину  и говядину может повлечь за собой  падение цен и на мясо птицы, и  при ее снижении на 5-7 руб. за 1 кг (68-72 руб., по данным Мясного союза) потери птицеводства могут достигнуть 22 млрд. руб. Тогда для сохранения инвестиционной привлекательности отрасли ей потребуется около 20млрд руб. государственных субсидий ежегодно [14].

Трудно придется и производителям сахара, считает Минсельхоз.Применение плоской шкалы импортных пошлин на сырец (140 долларов США за 1 т) сделает производство свекловичного сахара невыгодным: 1 кг рафинада из свеклы может оказаться на 5 руб. дороже сахара из импортного тростникового сырья (сейчас белый сахар в оптовой торговле стоитоколо 23 руб. за 1 кг). Потери отрасли в этом случае могут достигнуть 25 млрд. руб. ежегодно, министерство предлагает правительству такое же субсидирование посевов сахарной свеклы [21].

Молочное животноводство при более низких ввозных пошлинах может снизить выпуск сухого молока на 38%, зато импорт увеличится на 60%, доля импортного сыра возрастет с 47 до 61%, прогнозирует министерство. За 3-5 лет  разорится до 200 региональных заводов, в том числе 65-70 сыроделов. К 2015 г. цены на молоко могут упасть до 10,5 руб. за 1 кг (сейчас, по данным Национального союза производителей молока, - 15,6 руб.), потери сельхозпроизводителей достигнут 29 млрд. руб. Компенсация этих потерь из бюджета позволит сохранить поголовье и надои, говорится в документе.

Таким образом, суммируя все эти риски, можно спрогнозировать, чтосовокупные потери сельхозпроизводства составят 3,3 трлн. руб.или 35% недополученного роста. Данная цифра связана сувеличением импорта продуктов животноводства до 25-40%,сокращением спроса на фуражное зерно и разорением до 20-30% российских сельхозпроизводителей. В результате будетпотеряно до 1,7 миллиона рабочих мест.

 

3.4 Внешнеторговая либерализация  в сфере услуг

 

Критически оценивая проблемы эффективности включения России в мирохозяйственные связи начала XXI столетия, следует подчеркнуть, что, располагая достаточно основательным потенциалом для производства и экспорта услуг, страна все же занимает в данной области далеко не самые лучшие позиции. Так, например, по данным BTO доля России в мировом экспорте услуг в 2010 г. возросла до 1,7% по сравнению с показателями 0,7-0,9% в начале 2000-х гг.[24].

Российская Федерация  взяла на себя 11 обязательств в секторе  услуг и

116 в подсекторах услуг [11].

Если исходить из позиций  крайнего варианта критической оценки отечественного потенциала экспорта услуг, то мировому уровню международной конкурентоспособности  в области услуг в России в  настоящее время соответствуют  в полной мере лишь российские услуги по коммерческому запуску космических  спутников, разработке программного обеспечения  и др.[19].

 

Рисунок 5 – Структура экспорта и импорта услуг в январе-сентябре

           2011 года (в %% к итогу)

 

На рисунке 5 отображены данные Платежного баланса РФ за 2011 г. дефицит баланса услуг составил 26,4 млрд. долларов США (в январе-сентябре 2010года - 20,9 млрд. долларов США). На фоне сохраняющейся тенденции опереженияприроста (на 24%) импорта услуг по сравнению с приростом их экспорта (на 22%) сальдобаланса услуг достигло очередного максимума в ряду сопоставимых величин. Стоимостьпредоставленных нерезидентам услуг возросла с 32,7 до 39,9 млрд. долларов США. Приэтом их структура практически не претерпела изменений: на долю транспортных услугприходилось 32% экспорта, удельный вес услуг, оказанных иностранным гражданам вовремя их пребывания на территории Российской Федерации, равнялся 22%. Импорт услугповысился с 53,5 млрд. долларов США в январе-сентябре 2010 года до 66,2 млрд.долларов США. Опережающими темпами характеризовался прирост услуг, связанных соперационным лизингом (на 40%) и услуг транспортных компаний (на 34%), вследствиечего их доля в общем объеме импорта услуг увеличилась до 4,2 и 17% соответственно [32].

Мировая практика свидетельствует  о том, что все страны в процессе своего вступления в ВТО прибегали  к использованию различных механизмов для защиты национальных экономик. При этом особое внимание уделялось  финансовым услугам ввиду их важности для экономической безопасности стран [26].

Уязвимость сектора страхования  в России обнажил разразившийся  в 1998 г. финансовый кризис. В то же время российский рынок страхования обладает огромным потенциалом, который наглядно демонстрируется высокими темпами развития отрасли после кризиса 1998 г., когда российское страхование вышло в лидеры среди стран Восточной и Центральной Европы уровень страховой премии в России в 2006 г. превысил 6 млрд. долл. по сравнению с 5,5 млрд. долл. в Польше [30].

В настоящее время рынок  страхования законодательно закрыт для зарубежных страховых компаний: доля в уставном капитале не может  превышать 49%, они также не могут  осуществлять добровольное страхование  жизни и обязательное страхование [30].

Иностранные страховые компании смогут открывать прямые филиалы

на территории России лишь через девять лет после присоединения  страны к

ВТО [11].

Неудивительно, что зарубежные страховые компании проявляют значительный интерес к российскому страховому рынку. В этих условиях присоединение России к ВТО и сопутствующая либерализация страхового рынка предполагают, с одной стороны, больший доступ иностранных компаний к российскому рынку, а, следовательно, и к высоким прибылям от развития страхового дела. С потерей части прибыли от страховых операций российские операторы услуг также частично потеряют контроль над денежными средствами населения. С другой стороны, без участия иностранных компаний наиболее полная реализация потенциала российского рынка может значительно затянуться. Как и в большинстве других отраслей, либерализация страхового сектора предполагает сочетание выгод и издержек [30].

Для того чтобы процесс  присоединения к ВТО не лишал  отечественных страховщиков возможности  для полноправного развития на отечественном  рынке и за рубежом, необходимо провести либерализацию страхового дела таким  образом, чтобы существовали четкие критерии оценки деятельности страховых  организаций, административные и законодательные  меры, которые могли бы достаточно гибко реагировать на эволюцию страхового рынка. В этой связи при реализации масштабной либерализации страхования  в России в процессе присоединения  к ВТО было бы целесообразно зафиксировать  те сферы, на которые либерализация  не будет распространяться. Такого рода ограничения позволили бы России определить и реализовывать национальные приоритеты развития отрасли, включая  режим функционирования иностранных  фирм [3].

Телекоммуникационный сектор экономики является одним из проводников  процесса глобализации на микроуровне, в связи с чем, либерализация  данного сектора в рамках ВТО, осуществляющей глобализацию на макроуровне, приобретает особую важность. Сектор информационных технологий стал одним  из двигателей новой концепции прогресса, который, по представлению многих экономистов, знаменовал приход так называемой новой  экономики, основанной на интенсивном  росте производительности труда [30].

С точки зрения процесса присоединения к ВТО благоприятный  для России сценарий либерализации  телекоммуникационной отрасли предполагает взаимоусиление факторов глобализации на макро- и микроуровне - рост и диверсификация телекоммуникационных услуг со стороны  иностранных компаний способствуют росту производительности труда, росту  экономики и доходов населения. Это в свою очередь повышает спрос  на телекоммуникационные услуги, создавая, таким образом, позитивную зависимость  между ростом отрасли и экономическим  развитием [6].

Если рассматривать капитальные  затраты, то российские операторы связи  заметно уступают телекоммуникационным гигантам Запада, что усугубляется необходимостью масштабной реструктуризации и технологического обновления оборудования в отрасли. Все это в свою очередь  усиливает необходимость построения альянсов с мощными зарубежными  компаниями и выходом на внешние  рынки заимствования. Данные меры, будучи неотъемлемыми атрибутами глобализации, в значительной степени говорят  в пользу присоединения России к  ВТО, которое способствовало бы повышению  инвестиционной привлекательности  России для зарубежных инвесторов [6].

В целом же в России открытие рынка телекоммуникационных услуг  в процессе присоединения России к ВТО должно привести к снижению монополизации внутреннего рынка, рационализации тарифов и соответственно к выгодам для потребителей. Наконец, с ростом оборота в данной отрасли  следует ожидать притока занятых  и роста капитальных затрат операторов. Так, процесс присоединения России к ВТО должен способствовать не только абсолютному росту отрасли, но и  опережающему ее развитию по сравнению  с прочими секторами российской экономики за счет притока ресурсов в данную сферу услуг [16].

К числу наиболее открытых отраслей в международной торговле услугами относится туризм. Уже в конце 90-х гг. были заключены соглашения о либерализации рынка телекоммуникаций и информационных технологий, которые не только стремительно развиваются, но и дешевеют, а также рынка финансовых услуг, что также может привести к снижению стоимости страхования и кредита. Однако именно либерализация рынка финансовых услуг остается одной из наиболее сложных проблем либерализации международной торговли услугами [26].

С учетом отмеченных обстоятельств  заслуживает положительной оценки принятие в 2003 г. и последующая реализация Федерального закона РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» № 164-ФЗ, адаптированного к требованиям соглашений, действующих в рамках ВТО. Важно, что в данном законе предусмотрены все основные способы осуществления внешней торговли услугами, зафиксированные в ГАТС [1].

Информация о работе Проблемы и перспективы развития экономики России после вступления во Всемирную Торговую Организацию