Проблемы и перспективы развития экономики России после вступления во Всемирную Торговую Организацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в анализе позиций ведущих экономистов и политиков по данной проблеме, в изучении основных правовых и экономических трудностей, стоящих перед Россией в связи со вступлением в ВТО, и в прогнозировании состояния российской экономики в результате присоединения к этой организации.
С учетом этой специфической ситуации, необходимо продолжать анализировать и оценивать возможные последствия присоединения России к ВТО на предлагаемых нам условиях. Поэтому в рамках настоящей работы поставлены и решены следующие задачи:
1) рассмотреть особенности деятельности Всемирной торговой организации в исторической ретроспективе, определить её цели, функции, совершенствование механизма работы;
2) необходимо изучить этапы процесса присоединения России к ВТО, а также определить их результаты и вновь возникающие трудности;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Всемирная Торговая Организация и её роль в международной торговле товарами и услугами……………………………………………………………..6
1.1 История создания ВТО. Особенности деятельности ВТО как международной организации……………………………………………………6
1.2 ВТО: задачи, функции, организационная структура, механизм работы и процедура присоединения………………………………………………………10
2 Положительные и отрицательные стороны вступления России во Всемирную Торговую Организацию………………………………...................18
2.1 Механизм вступления России в ВТО: особенности переговорного процесса ………………………………………………………………………….18
2.2 Анализ положительных и отрицательных сторон вступления России в ВТО……………………………………………………………………………….23
3 Конкурентоспособность экономики России и оценка возможных последствий вступления России в ВТО………………………………………..31
3.1 Перспективы развития банковского сектора после вступления России во Всемирную Торговую Организацию…………………………………………..31
3.2 Проблемы и перспективы отечественной промышленности на условиях Всемирной Торговой Организации…………………………………………….34
3.3 Сельское хозяйство: оценка современного состояния и перспективы развития отрасли…………………………………………………………………39
3.4 Внешнеторговая либерализация в сфере услуг……………………………43
Заключение……………………………………………………………………….50
Список использованной литературы…………………………………………...53
Приложение А – Организационная структура Всемирной Торговой Организации...……………………………………………………………………57Приложение Б – Механизм разрешения международных споров во Всемирной Торговой Организации……………………...……………………..58

Файлы: 1 файл

мвко.docx

— 374.22 Кб (Скачать файл)

Мера регулятора представляется весьма позитивной с точки зрения выравнивания конкурентных условий  для всех российских банков, однако нельзя не заметить предложение Минфина (содержится в стратегии развития банковского сектора до 2015 года) законодательно закрепить запрет иностранным  банкам открывать в России филиалы. До сих пор законодательно такой  запрет не закреплен, но и норма, прямо  разрешающая иностранным банкам открывать филиалы в России, отсутствует [3].

Также среди отечественных экспертов и в банковском сообществе распространены три основные точки зрения по вопросу о возможных последствиях вступления России в ВТО для банковского сектора России:

  1. ВТО открывает путь для повышения капитализации и расширения ресурсной базы российской банковской системы, увеличения объемов инвестиций в экономику страны, расширения спектра банковских продуктов и услуг, удешевления их стоимости. Присутствие иностранного капитала будет стимулировать российские банки к повышению конкурентоспособности, использованию новых технологий, совершенствованию управления и повышению прозрачности банковского бизнеса. В целом как полагают сторонники этой точки зрения, приход иностранного капитала окажет позитивное воздействие на российскую банковскую систему и как следствие на сектор страховых услуг.
  2. С вступлением России в ВТО иностранные банки заметно усилят давление на внутренний рынок финансовых услуг. Российские банки рискуют проиграть в конкурентной борьбе иностранному капиталу. Западные финансовые институты сумеют занять наиболее доходные и перспективные сегменты банковского рынка, постепенно вытеснят оттуда отечественные банки, получат возможность диктовать процентную политику на рынке. Это обернется утратой самостоятельности национальной банковской системы и сокращением ее роли в развитии экономики страны. Кроме того, иностранные банки могут превратиться в крупный канал вывоза из страны национального капитала.
  3. Вступление России в ВТО не окажет существенного влияния на национальную банковскую систему, так как иностранные и российские банки займут разные ниши. В частности, иностранные банки, скорее всего, сосредоточатся на обслуживании и кредитовании крупных российских и зарубежных компаний, проведении международных расчетов, привлечении средств с мировых рынков капитала, кредитовании населения. При этом большинство иностранных банков продолжит работу главным образом в Москве и Санкт-Петербурге, не стремясь к развитию филиальной сети в регионах. Российские же банки, вероятно, будут более активно осваивать регионы.

 

3.2 Проблемы и перспективы  отечественной промышленности на условиях Всемирной Торговой Организации

 

Несмотря на позитивные тенденции  последних нескольких лет, основные проблемы российской промышленности с  точки зрения ее конкурентоспособности  остаются прежними. Для отраслей обрабатывающей промышленности среди факторов конкурентоспособности  следует выделить фактор низкого  качества спроса и условий факторов производства, в то время как для  отраслей добывающей промышленности все  более острой проблемой является оскудение ресурсной базы [2].

В самом деле, ресурсная  база России динамично сокращается  за счет экстенсивной эксплуатации земных недр, приостановления геологоразведочных работ и сокращения расходов предприятий  и бюджетов различных уровней  на восстановление минерально-ресурсной  базы российской экономики. На этом фоне основным ключом к повышению конкурентоспособности  как добывающей, так и обрабатывающей промышленности является интенсификация инновационной активности российских предприятий. Но, к сожалению, следует признать, что ее общий уровень в российской экономике остается крайне низким [4].

Особое внимание надо уделить  российской нефтегазовой промышленности. Как известно, нефтяная промышленность – основной сектор топливно-энергетического  комплекса РФ. От его успешного  функционирования зависят эффективное  удовлетворение внутреннего и внешнего спроса на нефть и продукты её переработки, обеспечение валютных и налоговых  поступлений в государственный  бюджет [4].

В настоящее время добычу нефти в России осуществляют 325 организаций, в том числе 145 компаний, входящих в структуру вертикально-интегрированных нефтегазовых компаний (ВИНК), 177 организаций относится к числу независимых добывающих компаний, 3 компании работают на условиях соглашений о разделе продукции.

Свыше 90% всей добычи нефти и конденсата в России приходится на восемь ВИНК: «Роснефть», ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР, «Сургутнефтегаз», «Группа Газпром» (включая «Газпром нефть»), «Татнефть», «Башнефть», НК «РуссНефть». Компания «Славнефть» контролируется «Газпром нефтью» и ТНК-ВР (рисунок 3).

В 2010 г. положительная динамика добычи нефти отмечена примерно у  половины компаний. Из вертикально-интегрированных  компаний добычу нарастили «Роснефть» (на 7 млн тонн), «Башнефть» (1,9 млн  тонн), ТНК-ВР (1,4 млн тонн). Наибольшее сокращение отмечается у ЛУКОЙЛа (более  чем на 2 млн тонн). Относительно неизменным этот показатель остался у «Сургутнефтегаза», «РуссНефти», «Газпром нефти», «Славнефти», «Татнефти».

 

Рисунок 3 – Добыча нефти по компаниям и концентрация производства

в нефтедобывающей промышленности в России в 2010 г.

Что касается газовой промышленности, то общеизвестно, что по запасам  газа Россия занимает первое место  в мире. Суммарные разведанные  запасы газа составляют 47,8 трлн. куб. м, из них «Газпрому» принадлежит 29,8 трлн. куб. м. Остальное находится в  ведении нефтяных компаний, независимых  производителей и нераспределенном фонде [4].

Несмотря на огромные запасы газа, в последние годы наметились серьёзные проблемы с наращиванием его добычи. Прежде всего, это относится  к «Газпрому»: за 2004 г. прирост добычи составил 4,8%, а за 2007 всего 0,1%.

Перед отраслями ТЭК России стоит стратегическая задача – воспользоваться  в предстоящее десятилетие установившимися  ценами на нефть и газ и притоком дополнительной валюты. Поэтому основные капиталовложения необходимо направлять на ускоренное развитие перерабатывающих отраслей ТЭК, а также нефтехимической промышленности. Только развитие перерабатывающих отраслей будет способствовать повышению эффективности развития экономики РФ в целом и соответственно наращиванию экспорта готовой продукции с высокой добавленной стоимостью [4].

Еще одной отраслью, требующей  детального рассмотрения в связи  с присоединением России к ВТО, является металлургия.Несмотря на проводимую реконструкцию производства, основной проблемой отрасли остается износ основных фондов. В силу макроэкономических сложностей в финансовой сфере замена основных фондов производится очень медленно [5].

Значительным препятствием для повышения конкурентоспособности  российских производителей является отсутствие современной системы реализации продукции, а также зависимость  российской черной металлургии от естественных монополистов в области газоснабжения, энергетики и транспорта, имеющих  ключевое значение для развития отрасли [5].

Предприятия химической отрасли  страдают от износа основных средств  на 60-80% и отсутствия средств на технологическое  перевооружение. Качество многих видов  продукции гораздо ниже, чем у  конкурентов. Конкурентоспособность  отрасли поддерживалась главным  образом за счёт дешевизны сырья  и его близости к перерабатывающим мощностям. Снижение импортных тарифов  в сочетании с дефицитом средств  приведет к ужесточению конкуренции  на внутреннем рынке и сокращению объемов национального производства. В случае если деградация производственных мощностей будет преодолена, то российские предприятия смогут упрочить свои позиции  на жёстко защищенном международном  рынке минеральных удобрений [12].

Другой отраслью, занимающей видное место в потенциале развития национальной экономики, является автомобильная  промышленность, на долю которой приходится почти 60% объема гражданского машиностроения. Проблема конкурентоспособности российского  автомобилестроения связана с замкнутостью, существовавшей в советский период - низкий уровень проникновения иностранной  продукции на внутренний рынок привел к застою в отрасли. Прежде всего, это касалось производительности труда  и технической оснащенности, которая  отставала от западной на 10 лет. Но, несмотря на некоторое улучшение  ситуации в отечественном автопроме  в последние несколько лет, уровень  конкурентоспособности российских предприятий остается достаточно низким. В настоящее время старение основных фондов, потеря рынков сбыта за рубежом  привели к тому, что отставание российской автоиндустрии от западной достигло, по некоторым оценкам, 12 лет [17].

Качество продукции российского автопрома не соответствует цене, по которой она реализуется на внутреннем рынке. Российские покупатели предпочитают покупать пускай и подержанные автомобили иностранного производства, нежели новые автомобили российского автопрома. Спрос поддерживается только за счёт низкого платёжного спроса той части населения, которая не в состоянии покупать новые иностранные автомобили [17].

Далее, сектор фармацевтики в мировом хозяйстве занимает особое место. Данная отрасль становится все более наукоемкой, а, следовательно, перспективной для занятия той  или иной страной выгодной конкурентной ниши в мировом хозяйстве [17].

Российская фармацевтика является одним из наиболее динамичных секторов российской экономики. С точки  зрения факторов конкурентоспособности  основными проблемами российских производителей лекарств являются изношенность основных фондов и необходимость внедрение  обязательного стандарта GMP. Основные фонды предприятий изношены в среднем на 45%, в то время как средний срок их службы составляет 15-20 лет (на практике же этот срок гораздо выше). Данные проблемы могут привести к тому, что многие производства в ближайшее время могут быть закрыты [26].

В результате взаимодействия этих факторов на сегодняшний день импортная продукция занимает 65-70% российского рынка лекарственных средств. Вместе с тем экспортный потенциал отрасли ограничен - доля экспорта в объеме продукции отрасли составляла 5-8%, при этом основным рынком сбыта отечественной продукции является СНГ, а также страны Юго-Восточной Азии [27].

Приоритетом для отечественных  производителей должно стать более  активное взаимодействие с передовыми западными компаниями по освоению высокодоходных и высокотехнологичных сегментов  рынка, значение которых возрастает с увеличением благосостояния российского  населения [26].

В России традиционно развит лесопромышленный комплекс, так как  она выступает ведущим экспортёром  продукции с низкой степенью переработки, конкурентоспособной в странах  Северной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. При вступлении России в  ВТО экспортные позиции крупных предприятий лесопромышленного комплекса будут сохранены. В то же время можно ожидать роста импорта продукции глубокой переработки. В настоящее время большая часть лесозаготовительных и перерабатывающих предприятий нерентабельна. Ситуация может быть исправлена за счёт притока зарубежных инвестиций [34].

Подводя итог ко всему вышеизложенному, стоит заметить, что процесс присоединения  России к ВТО является неотъемлемой частью структурной перестройки  российской промышленности. Воздействие  процесса либерализации носит дифференцированный характер. Если для экспортных отраслей (прежде всего - для отраслей ТЭК) важное значение имеет режим экспортных пошлин, то для фармацевтической промышленности первостепенное значение имеет разработка средств нетарифного регулирования  внешней торговли, для автомобилестроения - совершенствование таможенно-тарифной политики, а для черной металлургии – приведение режима субсидирования в соответствие с требованиями ВТО [29].

 

 

3.3 Сельское хозяйство: оценка современного состояния и перспективы развития отрасли

 

«Вступление России в ВТО и связанное с ним снижение импортных пошлин сделает российский аграрный сектор непривлекательным для иностранных инвестиций, а его продукцию – неконкурентоспособной» -об этом сообщается в докладе Министерства сельского хозяйства Правительству России [21].

Общая сумма сельскохозяйственной поддержки, препятствующейторговле не должна превышать 9 млрд. долларов за 2012 год и должнапостепенно снижаться  до 4,4 млрд. долларов к 2018 году (рисунок 4) [11].

 

Рисунок 4 – Объем государственных субсидий сельскому хозяйству, 2012-

2018 г.г.

 

Следует отметить, что такое  решение посубсидиям не решает проблему поддержки сельского хозяйства– большинство развитых стран финансируют  свое сельскоехозяйство в объемах, в несколько раз превышающихпланируемый размер субсидий в России.

Все сельскохозяйственные экспортные субсидии будут обнулены [11].

Освобождение от НДС определенных отечественных продуктов будетотменено  по вступлению [11].

Министерство сельского хозяйства занимается разработкой мер, не противоречащих условиям ВТО. В 2012 г. из федерального бюджета на поддержку сельскохозяйственной отрасли выделяется 136 млрд. руб., из них 76 млрд.руб. идет на субсидирование ставок по кредитам. В нынешнем докладе министерства речь идет преимущественно о прямых субсидиях, которые должны компенсировать снижение импортных пошлин [7].

Информация о работе Проблемы и перспективы развития экономики России после вступления во Всемирную Торговую Организацию