Проблемы и перспективы развития экономики России после вступления во Всемирную Торговую Организацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в анализе позиций ведущих экономистов и политиков по данной проблеме, в изучении основных правовых и экономических трудностей, стоящих перед Россией в связи со вступлением в ВТО, и в прогнозировании состояния российской экономики в результате присоединения к этой организации.
С учетом этой специфической ситуации, необходимо продолжать анализировать и оценивать возможные последствия присоединения России к ВТО на предлагаемых нам условиях. Поэтому в рамках настоящей работы поставлены и решены следующие задачи:
1) рассмотреть особенности деятельности Всемирной торговой организации в исторической ретроспективе, определить её цели, функции, совершенствование механизма работы;
2) необходимо изучить этапы процесса присоединения России к ВТО, а также определить их результаты и вновь возникающие трудности;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Всемирная Торговая Организация и её роль в международной торговле товарами и услугами……………………………………………………………..6
1.1 История создания ВТО. Особенности деятельности ВТО как международной организации……………………………………………………6
1.2 ВТО: задачи, функции, организационная структура, механизм работы и процедура присоединения………………………………………………………10
2 Положительные и отрицательные стороны вступления России во Всемирную Торговую Организацию………………………………...................18
2.1 Механизм вступления России в ВТО: особенности переговорного процесса ………………………………………………………………………….18
2.2 Анализ положительных и отрицательных сторон вступления России в ВТО……………………………………………………………………………….23
3 Конкурентоспособность экономики России и оценка возможных последствий вступления России в ВТО………………………………………..31
3.1 Перспективы развития банковского сектора после вступления России во Всемирную Торговую Организацию…………………………………………..31
3.2 Проблемы и перспективы отечественной промышленности на условиях Всемирной Торговой Организации…………………………………………….34
3.3 Сельское хозяйство: оценка современного состояния и перспективы развития отрасли…………………………………………………………………39
3.4 Внешнеторговая либерализация в сфере услуг……………………………43
Заключение……………………………………………………………………….50
Список использованной литературы…………………………………………...53
Приложение А – Организационная структура Всемирной Торговой Организации...……………………………………………………………………57Приложение Б – Механизм разрешения международных споров во Всемирной Торговой Организации……………………...……………………..58

Файлы: 1 файл

мвко.docx

— 374.22 Кб (Скачать файл)

Зав. кафедрой МГИМО МИД  РФ, профессор Н. Н. Ливенцев считает, что, вступая в ВТО, Россия должна, где это возможно, настаивать на своеобразном переходном периоде. Наша экономика, не приспособленная к  мировой конкуренции и развивавшаяся  на протяжении многих десятилетий в  другой системе экономических координат, должна получить определенное время, разбег для того, чтобы включиться в конкуренцию  со всеми ее элементами. Но нужно  понимать, что в ряде случаев иностранный  капитал придет в нашу экономику  не только для того, чтобы нам  помогать, но и чтобы освоить наши рынки, получить прибыль, в том числе  в ряде случаев в ущерб российским партнерам [17].

Итак, в чем же основные плюсы и минусы. Начать следует  с того, что расчет экономических  последствий присоединения объективно невозможен. Это подтверждается и  тем, что ни одна развитая страна не имеет точного и полного экономического анализа выгод своего участия  в ВТО [17].

Экономические аргументы, выставляемые как сторонниками, так и противниками вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) не являются единственными. По-видимому, здесь на равных присутствуют также социальные, правовые и политические аргументы [16].

Если посмотреть на социальную иерархию российского населения, возникшую  в результате 10-летних реформ, то мы увидим, что на вершине социальной пирамиды России находится около 5% богатого населения страны, которые  позволяют себе покупать практически  все и по любым ценам. На долю среднего класса России приходится не более 10-15% населения, 12-17% населения составляют платежеспособную его часть. 30% населения  живет за чертой бедности и находится  на пределе физического выживания. Оставшиеся 40-50% населения только сводят концы с концами.

Известно, что экономика  развитого типа не может возникнуть и выжить в обществе, где платежеспособную основу рынка составляют только 12-17% населения. По мнению большинства сторонников  вхождения в ВТО, членство в ВТО  свяжет Россию с мировым хозяйством и позволит сформировать средний  класс такой численности, который  будет способен стать опорой не только сырьевой экономики [19].

Сторонники вступления России в ВТО считают, что наши предприятия  не могут покорять рынки других стран  не потому, что не производят конкурентоспособных  товаров, а потому что им не дают этого делать, поскольку Россия не является членом ВТО [18].

Вступление России в ВТО  станет шагом, который будет не только способствовать повышению международного авторитета России и обеспечению  более полного и представительного  участия на мировых рынках, но и  выявить нерешенные проблемы отдельных  отраслей экономики и каждого  конкретного российского предприятия [18].

С другой стороны, тот факт, что ни одна из более чем 150 стран, включая развивающиеся и наименее развитые, не вышла из ВТО, а не участвующие  в деятельности организации страны стремятся в нее вступить, сам  по себе говорит о том, что членство в ВТО в целом не препятствует реализации их национальных интересов, а наоборот, способствует их достижению [17].

В таблице 2приведены положительные аспекты вступления России во Всемирную Торговую Организацию.

 

Таблица 2 – Положительные аспекты вступления России в ВТО

Действующая ситуация

Ситуация  после присоединения

Условия доступа российских товарови услуг на основные рынки сбыта постоянно ухудшаются. На ноябрь2010 г. против России применяется около 114 мер дискриминационного характера. Доступ на рынкистановится проблемой экономической безопасности страны .

Дискриминация должна быть устранена. Россия сможет вести переговоры по улучшению условий доступа на рынки –снижению тарифов, снятию ограниченийна поставку услуг. Россия получит доступк международной системе разрешения споров ВТО, ик возможностипринудительного исполнения решений.

Россия  изолирована от участияв разработке новых правил международной торговли. Ее интересыв этой работе не учитываются.В результате могут быть приняты решения, ставящие под угрозу стратегические интересы страны, например, это касается таких новых для ВТО вопросов, как торговляи окружающая среда (экологический демпинг), торговля и социальныевопросы (социальный демпинг), особые правила торговли энергоносителями.

Россия сможет принять участие в выработкеновых правил международной торговлис учетом ее текущихи стратегическихинтересов. Улучшится имидж страны на международной арене (все страны Большой двадцатки являются членами ВТО, за исключением России).

Законодательство  России противоречиво и непоследовательно,подвержено непредсказуемым изменениям. Это существеннопрепятствует нормальному развитию экономической деятельности, привлечению иностранных инвестиций.

Участие в ВТОпредполагает стабильностьи транспарентностьзаконодательства, основанногона многостороннихнормах. Само по себе оно существенно повышает привлекательность государства для иностранных инвестиций.

Лоббирование  интересов отдельных компаний и групп может стать серьезной проблемой для правительства и законодателей.

Участие в ВТОсущественно сократит возможностилоббирования – Россия будет связана жесткими обязательствами, в томчисле обязательством недискриминации.


 

Кроме того, повышение конкуренции на внутреннем рынке заставит бизнес больше вкладывать в развитие и переоборудование производства, повышение конкурентоспособности своей продукции. Выгоды Россия получит, если ей удастся решить стратегическую задачу – диверсифицировать структуру экспорта в сторону резкого повышения доли готовой продукции, особенно высокотехнологичной. Если удастся резко повысить долю готовых изделий, особенно высокотехнологичных, тогда во вступлении в ВТО будет реальный смысл. В развитых странах доля готовой продукции в стоимости экспорта составляет, как правило, более 70%. По данным Всемирного банка, в настоящее время у США этот показатель достигает 82%, Германии – 84%, Великобритании – 77%, Франции – 83%, Италии – 88%, Канады – 60% (рисунок 1).

 

Рисунок 1 – Доля готовой продукции в стоимости экспорта некоторых стран ЕС и России

 

Противники вступления считают, что вступление России в ВТО не решает все проблемы страны, а наоборот, только создает новые [19].

Некоторые возможные негативные последствия вступления, по мнению экспертов, для ряда отраслей экономики  России представлены в таблице 3.

 

 

Таблица 3 – Негативные последствия  вступления в ВТО для ряда отраслей

и сфер экономики России

Отрасль (сфера) экономики

Минусы вступления

Комментарий

Черная  металлургия

Высокое энергопотребление отрасли  и  повышение тарифов на энергоносители до мирового уровня снизит конкурентоспособность  отрасли 

Для успешной деятельности необходимо сократить  неконкурентоспособные составляющие отрасли для успешного функционирования при новых тарифах на энергоносители.однако, это повлечет за собой безработицу

Химическая  промышленность

Снизится  конкурентоспособность за счет изношенных основных фондов и новых тарифов  на энергоносители

Основное  преимущество предприятий данной отрасли  является близкое наличие источников сырья 

Финансовый  сектор

Приход  на страховой рынок прямых филиалов иностранных компаний и несовершенство отечественного банковского сектора (высокие процентные ставки, ассортимент предоставляемых услуг и т.п.)

Что касается банковского сектора, здесь  филиалы иностранныхбанков в меньшей степени подпадают под действие регулирования ЦБ (нормативы, резервирование, отчетность) и поэтому могут организовать гораздо более эффективнуюдеятельность по сравнению с отечественными

Тарифы  на энергоносители

Повышение издержек действующих предприятий. Сокращение количества предприятий  в российской промышленности и в  прочих сферах

Рост  безработицы, импортная экспансия  товаров, как качественных дорогих  и, так называемый, ширпотреб; падение  сектора производства

Машиностроение

Изношенные  основные фонды, низкий контроль качества снизят конкурентоспособность отрасли

Отсутствие  инвестиций в НИОКР, рост импорта и сокращение внутреннего спросаи экспорта привели к значительной недозагрузке мощностей

Сельское  хозяйство

Усиления  давления со стороны иностранных  сельхозпроизводителей, низкая конкурентоспособность  отрасли

Отечественное сельское хозяйство без поддержки  государства, инноваций и переоснащения  не способно конкурировать с дешевой  иностранной продукцией


 

Важно отметить, что вступление в ВТО приведет к увеличению сырьевой ориентированности российской экономики. Какизвестно, в наименьшей степени от вступления в ВТО проиграютнаши добывающие отрасли – нефтегазовый сектор, угольнаяпромышленность, металлургия, производство минеральныхудобрений и т. п. В масштабах российской экономики доля этихотраслей составляет около 40%. Таким образом, недополученные5,1% в совокупном выпуске, на самом деле составят 29% потерюоборота сельского хозяйства и обрабатывающего сектора промышленности (без нефтехимии и металлургии). Такоезамедление развития производства представляет серьезнуюугрозу для устойчивости развития страны, поскольку, как показалпоследний мировой финансово-экономический кризис, вусловиях глобализации он прежде всего бьет по сырьевымэкономикам и национальным экономикам, не опирающимся на

развитую индустрию (рисунок 2).

 

Рисунок 2 – Неиспользованный потенциал роста совокупного  выпуска 

регионов в результате вступления в ВТО в 2020 г. (в % от

           прогноза выпуска региона после  вступления в ВТО)

 

Наконец, членство в ВТО  будет способствовать дальнейшему расслоению общества по доходам и усилению социальной напряженности в стране, особенно в регионах, где нетзначительных запасов природных ископаемых или мощностей поих переработке.

Таким образов основные отрицательные  последствия вступления России в  ВТО можно суммировать следующим  образом:

- усиление импортной экспансии и вызванное этим разорение неконкурентоспособных отраслей и предприятий;

- усиление давления на  Россию с целью повышения тарифов  на энергию до мирового уровня, приведёт к дополнительной инфляции  и снижению конкурентоспособности  на мировом рынке;

- для производителей с  плохой технической базой, устаревшими  технологиями и большими издержками  увеличение конкуренции может повлечь уход с рынка;

- уменьшение поступлений  в бюджет и необходимость повышения  налогов в результате отмены  экспортных пошлин;

- масштабные социальные  издержки (закрытие предприятий  повлечет уменьшение числа рабочих  мест, миграция и т.п.) в связи  с либерализацией доступа на  российский рынок и вытеснения  с него отечественных производителей;

-  в Россию будут  привозить ни как не технологии, как бы этого не хотелось, а  именно товары [8].

Результатбудет выражаться в следующем:

- угроза продовольственной  безопасности;

- угроза малому и среднему  бизнесу;

-сворачивание отечественных  высокотехнологичных производств;

- усиление диспропорций  в отечественной экономике в  сторону сырьевого сектора и т.д.

 

3 Конкурентоспособность  экономики России и оценка  возможных последствий вступления  России в ВТО

 

3.1 Перспективы развития  банковского сектора после вступления России во Всемирную Торговую Организацию

 

Банк России намерен отменить выдачу разрешений на открытие филиалов российскими банками, находящимися под контролем банков-нерезидентов. Таким образом, этот процесс из разрешительного  станет уведомительным, и работающие в России банковские дочерние отделения кредитных организаций-нерезидентов будут уравнены в правах с остальными российскими банками. Такая договоренность была достигнута в рамках переговорного процесса по вступлению России в ВТО в дополнение к условию о запрете иностранным банкам открывать в России филиалы (им разрешено иметь только дочерние банковские организации) [20].

«Специальный» режим открытия филиалов действует в отношении дочерних компаний согласно положению «Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и о порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов» еще с 1997 года. «Мы этот принцип никогда не отстаивали», - подчеркнул директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаил Сухов. Поправки к своему документу ЦБ намерен внести уже в этом году [7].

Дочерние отделения банков-нерезидентов в последние годы не проявляли особой активности в развитии филиальной сети: так, в 2011 году ЦБ выдал шесть соответствующих разрешений, в 2010-м – четыре, в 2009-м всего одно [7].

Нововведение ЦБ сократит дочерним иностранным банкам сроки открытия филиалов. Сейчас для того, чтобы открыть филиал, такой банк должен заранее отправить в ЦБ запрос на разрешение сделать это в конкретном городе. «При этом Банк России может задать уточняющие вопросы, например, попросить обосновать выбор определенного города», - рассказывает юрист одного из банков, дочерней компании иностранной группы. Только после получения разрешения банк направляет в ЦБ пакет документов на регистрацию филиала. В целом, по словам банкиров, такая процедура занимает около двух месяцев, если регулятор не имеет претензий к документам. Российский банк может сразу направить в ЦБ документы на регистрацию филиала, минуя первый этап. «Процедура открытия филиала четко урегулирована в нормативных актах, - комментирует директор дирекции юридического сопровождения ОТП-банка Юлия Орешкина. - Новая инициатива, возможно, поможет сократить сроки рассмотрения документов». «Это ускорит процесс открытия филиалов», - соглашается первый зампред правления Росбанка Игорь Антонов. При этом банкиры отмечают, что на их памяти случаев отказов ЦБ в открытии филиалов «дочками» на рынке не было. «Дочерние организации иностранных банков являются российскими юридическими лицами и должны находиться в равных условиях с другими банками, в том числе с государственными», - констатирует глава Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков [3].

Информация о работе Проблемы и перспективы развития экономики России после вступления во Всемирную Торговую Организацию