Проблемы и перспективы развития экономики России после вступления во Всемирную Торговую Организацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в анализе позиций ведущих экономистов и политиков по данной проблеме, в изучении основных правовых и экономических трудностей, стоящих перед Россией в связи со вступлением в ВТО, и в прогнозировании состояния российской экономики в результате присоединения к этой организации.
С учетом этой специфической ситуации, необходимо продолжать анализировать и оценивать возможные последствия присоединения России к ВТО на предлагаемых нам условиях. Поэтому в рамках настоящей работы поставлены и решены следующие задачи:
1) рассмотреть особенности деятельности Всемирной торговой организации в исторической ретроспективе, определить её цели, функции, совершенствование механизма работы;
2) необходимо изучить этапы процесса присоединения России к ВТО, а также определить их результаты и вновь возникающие трудности;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Всемирная Торговая Организация и её роль в международной торговле товарами и услугами……………………………………………………………..6
1.1 История создания ВТО. Особенности деятельности ВТО как международной организации……………………………………………………6
1.2 ВТО: задачи, функции, организационная структура, механизм работы и процедура присоединения………………………………………………………10
2 Положительные и отрицательные стороны вступления России во Всемирную Торговую Организацию………………………………...................18
2.1 Механизм вступления России в ВТО: особенности переговорного процесса ………………………………………………………………………….18
2.2 Анализ положительных и отрицательных сторон вступления России в ВТО……………………………………………………………………………….23
3 Конкурентоспособность экономики России и оценка возможных последствий вступления России в ВТО………………………………………..31
3.1 Перспективы развития банковского сектора после вступления России во Всемирную Торговую Организацию…………………………………………..31
3.2 Проблемы и перспективы отечественной промышленности на условиях Всемирной Торговой Организации…………………………………………….34
3.3 Сельское хозяйство: оценка современного состояния и перспективы развития отрасли…………………………………………………………………39
3.4 Внешнеторговая либерализация в сфере услуг……………………………43
Заключение……………………………………………………………………….50
Список использованной литературы…………………………………………...53
Приложение А – Организационная структура Всемирной Торговой Организации...……………………………………………………………………57Приложение Б – Механизм разрешения международных споров во Всемирной Торговой Организации……………………...……………………..58

Файлы: 1 файл

мвко.docx

— 374.22 Кб (Скачать файл)

В проекте заключительного  акта переговоров, который был предан гласности в декабре 1991 г., содержалось предложение о создании Международной торговой организации. В 1992 и 1993 гг. работа над проектом Соглашения о создании международной торговой организации продолжалась в неофициальном порядке до самого конца Уругвайского раунда. В отношении названия новой организации было принято решение заменить слово «Международная» (International) на слово «Всемирная» (World).

15 апреля 1994 г. в г. Марракеш официальный документ о завершении переговоров - Заключительный акт - был подписан министрами 111 государств, из них 104 подписали Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации (Марракешское соглашение) [28].

ВТО часто называют наследницей  и правопреемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле, поскольку оно стало сердцевиной  ВТО. Более 2/3 всех соглашений, входящих в ВТО, опираются на ГАТТ.

На сегодняшний день ВТО  объединяет 153 страны, на долю которых приходится около 90% мировой торговли и более четверти населения земного шара [28].

ВТО относится к числу  международных межправительственных организаций, а её особенностью является отсутствие устава, роль которого играет Соглашение об учреждении ВТО и Договорённость о правилах и процедурах разрешения споров. С этими двумя международными соглашениями и связано появление  ВТО. Во всём остальном ВТО функционирует  так же, как и ГАТТ. Новым по сравнению с ГАТТ является то, что  государство-член ВТО не может не участвовать в соглашениях, составляющих часть пакета документов, принятых в результате Уругвайского раунда переговоров. Кроме того, ВТО (в отличие от ГАТТ) осуществляет контроль за более широким  спектром торговых соглашений (например, о торговле услугами, торговых аспектах прав интеллектуальной собственности), а также имеет большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и разрешения межгосударственных споров [13].

ВТО представляет собой не только систему взаимосвязанных  международных соглашений по вопросам международной торговли. Функцией ВТО является выполнение Соглашения о создании ВТО, а также многосторонних торговых соглашений, обязательных для членов ВТО. Иными словами, ВТО - форум для переговоров между её членами по вопросам многосторонних торговых отношений, где переговоры ведутся как по вопросам Соглашений, составляющих часть ВТО, так и по вопросам будущих соглашений [15].

ВТО не предполагает создание наднациональных международных  органов. В этом её принципиальное отличие  от организаций интеграционного  типа, таких, например, как Европейский  Союз. Все государства-участники, основываясь  на своём суверенитете, разрабатывают  и принимают нормы правого  регулирования внешнеэкономических  отношений, действующие на территории этих государств [15].

Соглашение о создании ВТО предусматривает, что эта  организация продолжает практику принятия решений консенсусом, как это  было принято в ГАТТ. Считается, что  консенсус достигнут, если в момент принятия решения ни одна страна-член не высказывается против предложенного  решения. Если консенсус невозможен, допускается принятие решения большинством голосов, при этом каждое государство-член имеет один голос [13].

 

1.2 ВТО: задачи, функции, организационная структура, механизм работы и процедура присоединения

 

Создание ВТО стало  исключительно важным событием в  современных международных экономических  отношениях, играющих все большую  роль в повышении эффективности  национальных хозяйств. Речь идет об учреждении  в мире постоянно действующей  многосторонней организации, распространяющей свое влияние на всю торговлю и  смежные сектора. Совокупность документов ВТО (около 60 соглашений, договоренностей, решений и деклараций на уровне министров) представляет собой правовую основу системы регулирования этих отношений [28].

Весь пакет этих договоренностей  ВТО рассматривается как единое целое, каждая страна-член ВТО обязана  принять его целиком, без каких-либо изъятий и привести свое национальное законодательство, а также практику его исполнения в полное соответствие с правилами ВТО. Сопряжение национальных правовых норм с нормами ВТО создает  во многом единое правовое поле для  развития международной торговли [28].

Основные многосторонние соглашения ВТО по торговле товарами представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Многосторонние соглашения ВТО по торговле товарами

Наименование  соглашения

Краткое описание

1

2

Генеральное соглашение о тарифах  и торговле 1994 г.

Определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства  членов ВТО в этой сфере

Генеральное соглашение о тарифах  и торговле 1947.

Определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства  членов ВТО в этой сфере

Соглашение по сельскому хозяйству.

Определяет особенности регулирования  торговли сельскохозяйственными товарами и механизмы применения мер государственной  поддержки производства и торговли в этом секторе.

Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм.

Определяет условия применения мер санитарного и фитосанитарного  контроля

Соглашение по техническим барьерам в торговле.

Определяет условия применения стандартов, технических регламентов, процедур сертификации

Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей.

Запрещает использовать ограниченный круг мер торговой политики, которые  могут влиять на иностранные инвестиции и быть  квалифицированы как противоречащие Ст.III ГАТТ (Национальный режим) и  Ст.XI (Запрет количественных ограничений)


 

Продолжение таблицы 1

1

2

Соглашение по применению статьи VII ГАТТ 1994 (таможенная оценка товаров).

Определяет правила оценки таможенной стоимости товаров

Соглашение по предотгрузочной  инспекции.

Определяет условия проведения предотгрузочных инспекций

Соглашение по правилам происхождения.

Определяет, что под правилами  происхождения понимается совокупность законов, нормативных актов и  правил для определения страны происхождения  товаров

Соглашение по процедурам импортного лицензирования.

Устанавливает процедуры и формы  лицензирования импорта

Соглашение по субсидиям и компенсационным  мерам.

Определяет условия и процедуры  применения субсидий и мер, направленных на борьбу с субсидированием

Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ 1994 (антидемпинг).

Определяет условия и процедуры  применения мер для противодействия  демпингу

Соглашение по защитным мерам.

Определяет условия и процедуры  применения мер для противодействия  растущему импорту


 

Основными задачами ВТО являются обеспечение выполнения правовых документов, входящих в круг ее ведения, либерализация  международной торговли, обеспечение  ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту  и повышению экономического благосостояния людей. Кроме того, ВТО периодически организует многосторонние переговоры в интересах содействия развитию мировой торговли, контролирует проведение национальной внешнеторговой политики стран-членов и обеспечивает соблюдение ими коллективно согласованных  правил торговли, выполняет обязанности  международного третейского суда, позволяющего разрешать конфликты в случае нарушении этих правил, сотрудничает с другими многосторонними экономическими организациями в формировании глобальной экономической политики. Тем самым, ВТО обеспечивает определенную стабильность, гласность и предсказуемость международной торгово-политической системы [9].

Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание единой организационной структуры - многосторонней межправительственной организации, обслуживающей  все соглашения и договоренности, входящие в итоговый пакет документов Уругвайского раунда. Схематично ее структура представлена в Приложении А.

Межгосударственную организационную  структуру ВТО возглавляет Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников Торговой организации. Сессии этого органа собираются как  минимум один раз в два года. Конференция обладает всеми правами  ВТО, может осуществлять все ее функции  и принимать все решения [9].

В подчинении Министерской конференции находится Генеральный  совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько  раз в год в штаб-квартире в  Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций  стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных  органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров (механизм урегулирования споров в рамках ВТО представлен  в Приложении Б). Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам. Он делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности [28].

Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью  специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов  ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами. Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся  Комитет по торговле финансовыми  услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам. Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения, занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами [9].

Еще одним важным органом  ВТО является его Секретариат, который  базируется в Женеве и имеет около 500 штатных сотрудников. Возглавляет  его Генеральный директор, назначаемый, в свою очередь Министерской конференцией. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных  организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается  на сами страны-члены. Основные обязанности  Секретариата - обеспечивать техническую  поддержку различным советам  и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое  содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует  правительства стран, желающих стать  членами ВТО [22].

Бюджет Организации утверждается Министерской конференцией (Генеральным  советом) и формируется из взносов  стран-членов. Соглашение об учреждении ВТО устанавливает, что в этой области ВТО будет продолжать практику ГАТТ, где взнос каждой страны был пропорционален ее доле участия в международной торговле [22].

Соглашение об учреждении ВТО предусматривает различные  пути присоединения к этой организации. В настоящее время присоединение  к ВТО осуществляется на основании  статьи XII, в которой говорится, что любое государство может присоединиться к ВТО и к приложенным к Соглашению Многосторонним соглашениям на условиях, согласованных между присоединяющейся страной и ВТО [36].

Процедура присоединения  к ВТО существенно отличается от действовавшего ранее процесса присоединения к ГАТТ. Соглашение об учреждении ВТО охватывает многие направления внешней торговли, не входившие в круг ведения ГАТТ. Это определило резкое возрастание объема информации, которая должна быть предоставлена принимающим странам-членам ВТО, и изменение характера обязательств вступающих стран в области соблюдения правил ВТО [36] .

Процедура вступления в ВТО  носит следующий характер. Присоединяющаяся страна извещает Генерального директора  ВТО о своем намерении присоединиться к ВТО на основании статьи XII. Заявление страны рассматривается Генеральным советом, который учреждает Рабочую группу. Как правило, Рабочая группа содержит следующий круг ведения: изучение просьбы о присоединении на основе статьи XII и подготовка Генеральному совету (Министерской конференции) рекомендаций, которые могут включать проект протокола о присоединении. Участие в Рабочей группе открыто для всех членов ВТО [9].

Вновь присоединяющиеся государства  становятся членами ВТО на условиях, которые вырабатываются в ходе переговоров  между ними и членами ВТО. Продолжительность  таких переговоров не регламентирована. В практике ВТО были переговоры, которые длились 2-3 года, а также  самые продолжительные переговоры о присоединении  России к ВТО, продолжавшиеся почти 18 лет (Россия опередила КНР, переговоры которой продолжались 15 лет). Условия присоединения каждой страны носят индивидуальный характер. Они содержатся в докладах Рабочей группы и прилагаемых к ним протоколах о присоединении, включающих обязательства о доступе на рынки товаров и услуг [9].

Вслед за учреждением Рабочей  группы Секретариат информирует  заявителя о процедуре работы Рабочей группы и предлагает представить  Меморандум о внешнеторговом режиме. Как правило, Меморандум содержит информацию об экономике, экономической политике страны, ее государственном и правовом устройстве, внешней торговле, внешнеторговой политике, информацию о режиме прав интеллектуальной собственности, статистику внешней торговли товарами и услугами.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития экономики России после вступления во Всемирную Торговую Организацию