Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 15:40, курсовая работа
Цель работы заключается в анализе позиций ведущих экономистов и политиков по данной проблеме, в изучении основных правовых и экономических трудностей, стоящих перед Россией в связи со вступлением в ВТО, и в прогнозировании состояния российской экономики в результате присоединения к этой организации.
С учетом этой специфической ситуации, необходимо продолжать анализировать и оценивать возможные последствия присоединения России к ВТО на предлагаемых нам условиях. Поэтому в рамках настоящей работы поставлены и решены следующие задачи:
1) рассмотреть особенности деятельности Всемирной торговой организации в исторической ретроспективе, определить её цели, функции, совершенствование механизма работы;
2) необходимо изучить этапы процесса присоединения России к ВТО, а также определить их результаты и вновь возникающие трудности;
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Всемирная Торговая Организация и её роль в международной торговле товарами и услугами……………………………………………………………..6
1.1 История создания ВТО. Особенности деятельности ВТО как международной организации……………………………………………………6
1.2 ВТО: задачи, функции, организационная структура, механизм работы и процедура присоединения………………………………………………………10
2 Положительные и отрицательные стороны вступления России во Всемирную Торговую Организацию………………………………...................18
2.1 Механизм вступления России в ВТО: особенности переговорного процесса ………………………………………………………………………….18
2.2 Анализ положительных и отрицательных сторон вступления России в ВТО……………………………………………………………………………….23
3 Конкурентоспособность экономики России и оценка возможных последствий вступления России в ВТО………………………………………..31
3.1 Перспективы развития банковского сектора после вступления России во Всемирную Торговую Организацию…………………………………………..31
3.2 Проблемы и перспективы отечественной промышленности на условиях Всемирной Торговой Организации…………………………………………….34
3.3 Сельское хозяйство: оценка современного состояния и перспективы развития отрасли…………………………………………………………………39
3.4 Внешнеторговая либерализация в сфере услуг……………………………43
Заключение……………………………………………………………………….50
Список использованной литературы…………………………………………...53
Приложение А – Организационная структура Всемирной Торговой Организации...……………………………………………………………………57Приложение Б – Механизм разрешения международных споров во Всемирной Торговой Организации……………………...……………………..58
В проекте заключительного акта переговоров, который был предан гласности в декабре 1991 г., содержалось предложение о создании Международной торговой организации. В 1992 и 1993 гг. работа над проектом Соглашения о создании международной торговой организации продолжалась в неофициальном порядке до самого конца Уругвайского раунда. В отношении названия новой организации было принято решение заменить слово «Международная» (International) на слово «Всемирная» (World).
15 апреля 1994 г. в г. Марракеш официальный документ о завершении переговоров - Заключительный акт - был подписан министрами 111 государств, из них 104 подписали Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации (Марракешское соглашение) [28].
ВТО часто называют наследницей
и правопреемницей Генерального
соглашения по тарифам и торговле,
поскольку оно стало
На сегодняшний день ВТО объединяет 153 страны, на долю которых приходится около 90% мировой торговли и более четверти населения земного шара [28].
ВТО относится к числу
международных
ВТО представляет собой не только систему взаимосвязанных международных соглашений по вопросам международной торговли. Функцией ВТО является выполнение Соглашения о создании ВТО, а также многосторонних торговых соглашений, обязательных для членов ВТО. Иными словами, ВТО - форум для переговоров между её членами по вопросам многосторонних торговых отношений, где переговоры ведутся как по вопросам Соглашений, составляющих часть ВТО, так и по вопросам будущих соглашений [15].
ВТО не предполагает создание
наднациональных международных
органов. В этом её принципиальное отличие
от организаций интеграционного
типа, таких, например, как Европейский
Союз. Все государства-участники, основываясь
на своём суверенитете, разрабатывают
и принимают нормы правого
регулирования
Соглашение о создании ВТО предусматривает, что эта организация продолжает практику принятия решений консенсусом, как это было принято в ГАТТ. Считается, что консенсус достигнут, если в момент принятия решения ни одна страна-член не высказывается против предложенного решения. Если консенсус невозможен, допускается принятие решения большинством голосов, при этом каждое государство-член имеет один голос [13].
1.2 ВТО: задачи, функции, организационная структура, механизм работы и процедура присоединения
Создание ВТО стало
исключительно важным событием в
современных международных
Весь пакет этих договоренностей ВТО рассматривается как единое целое, каждая страна-член ВТО обязана принять его целиком, без каких-либо изъятий и привести свое национальное законодательство, а также практику его исполнения в полное соответствие с правилами ВТО. Сопряжение национальных правовых норм с нормами ВТО создает во многом единое правовое поле для развития международной торговли [28].
Основные многосторонние соглашения ВТО по торговле товарами представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Многосторонние соглашения ВТО по торговле товарами
Наименование соглашения |
Краткое описание |
1 |
2 |
Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1994 г. |
Определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере |
Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1947. |
Определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере |
Соглашение по сельскому хозяйству. |
Определяет особенности |
Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм. |
Определяет условия применения
мер санитарного и |
Соглашение по техническим барьерам в торговле. |
Определяет условия применения стандартов, технических регламентов, процедур сертификации |
Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей. |
Запрещает использовать ограниченный круг мер торговой политики, которые могут влиять на иностранные инвестиции и быть квалифицированы как противоречащие Ст.III ГАТТ (Национальный режим) и Ст.XI (Запрет количественных ограничений) |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
Соглашение по применению статьи VII ГАТТ 1994 (таможенная оценка товаров). |
Определяет правила оценки таможенной стоимости товаров |
Соглашение по предотгрузочной инспекции. |
Определяет условия проведения предотгрузочных инспекций |
Соглашение по правилам происхождения. |
Определяет, что под правилами происхождения понимается совокупность законов, нормативных актов и правил для определения страны происхождения товаров |
Соглашение по процедурам импортного лицензирования. |
Устанавливает процедуры и формы лицензирования импорта |
Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам. |
Определяет условия и |
Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ 1994 (антидемпинг). |
Определяет условия и |
Соглашение по защитным мерам. |
Определяет условия и |
Основными задачами ВТО являются
обеспечение выполнения правовых документов,
входящих в круг ее ведения, либерализация
международной торговли, обеспечение
ее справедливости и предсказуемости,
способствование экономическому росту
и повышению экономического благосостояния
людей. Кроме того, ВТО периодически
организует многосторонние переговоры
в интересах содействия развитию
мировой торговли, контролирует проведение
национальной внешнеторговой политики
стран-членов и обеспечивает соблюдение
ими коллективно согласованных
правил торговли, выполняет обязанности
международного третейского суда, позволяющего
разрешать конфликты в случае
нарушении этих правил, сотрудничает
с другими многосторонними
Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание единой организационной структуры - многосторонней межправительственной организации, обслуживающей все соглашения и договоренности, входящие в итоговый пакет документов Уругвайского раунда. Схематично ее структура представлена в Приложении А.
Межгосударственную
В подчинении Министерской
конференции находится
Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами. Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам. Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения, занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами [9].
Еще одним важным органом
ВТО является его Секретариат, который
базируется в Женеве и имеет около
500 штатных сотрудников. Возглавляет
его Генеральный директор, назначаемый,
в свою очередь Министерской конференцией.
Секретариат ВТО, в отличие от
подобных органов других международных
организаций, не принимает решений,
так как эта функция
Бюджет Организации
Соглашение об учреждении
ВТО предусматривает различные
пути присоединения к этой организации.
В настоящее время
Процедура присоединения к ВТО существенно отличается от действовавшего ранее процесса присоединения к ГАТТ. Соглашение об учреждении ВТО охватывает многие направления внешней торговли, не входившие в круг ведения ГАТТ. Это определило резкое возрастание объема информации, которая должна быть предоставлена принимающим странам-членам ВТО, и изменение характера обязательств вступающих стран в области соблюдения правил ВТО [36] .
Процедура вступления в ВТО
носит следующий характер. Присоединяющаяся
страна извещает Генерального директора
ВТО о своем намерении
Вновь присоединяющиеся государства
становятся членами ВТО на условиях,
которые вырабатываются в ходе переговоров
между ними и членами ВТО. Продолжительность
таких переговоров не регламентирована.
В практике ВТО были переговоры,
которые длились 2-3 года, а также
самые продолжительные
Вслед за учреждением Рабочей группы Секретариат информирует заявителя о процедуре работы Рабочей группы и предлагает представить Меморандум о внешнеторговом режиме. Как правило, Меморандум содержит информацию об экономике, экономической политике страны, ее государственном и правовом устройстве, внешней торговле, внешнеторговой политике, информацию о режиме прав интеллектуальной собственности, статистику внешней торговли товарами и услугами.