Проблемы и перспективы развития экономики России после вступления во Всемирную Торговую Организацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в анализе позиций ведущих экономистов и политиков по данной проблеме, в изучении основных правовых и экономических трудностей, стоящих перед Россией в связи со вступлением в ВТО, и в прогнозировании состояния российской экономики в результате присоединения к этой организации.
С учетом этой специфической ситуации, необходимо продолжать анализировать и оценивать возможные последствия присоединения России к ВТО на предлагаемых нам условиях. Поэтому в рамках настоящей работы поставлены и решены следующие задачи:
1) рассмотреть особенности деятельности Всемирной торговой организации в исторической ретроспективе, определить её цели, функции, совершенствование механизма работы;
2) необходимо изучить этапы процесса присоединения России к ВТО, а также определить их результаты и вновь возникающие трудности;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Всемирная Торговая Организация и её роль в международной торговле товарами и услугами……………………………………………………………..6
1.1 История создания ВТО. Особенности деятельности ВТО как международной организации……………………………………………………6
1.2 ВТО: задачи, функции, организационная структура, механизм работы и процедура присоединения………………………………………………………10
2 Положительные и отрицательные стороны вступления России во Всемирную Торговую Организацию………………………………...................18
2.1 Механизм вступления России в ВТО: особенности переговорного процесса ………………………………………………………………………….18
2.2 Анализ положительных и отрицательных сторон вступления России в ВТО……………………………………………………………………………….23
3 Конкурентоспособность экономики России и оценка возможных последствий вступления России в ВТО………………………………………..31
3.1 Перспективы развития банковского сектора после вступления России во Всемирную Торговую Организацию…………………………………………..31
3.2 Проблемы и перспективы отечественной промышленности на условиях Всемирной Торговой Организации…………………………………………….34
3.3 Сельское хозяйство: оценка современного состояния и перспективы развития отрасли…………………………………………………………………39
3.4 Внешнеторговая либерализация в сфере услуг……………………………43
Заключение……………………………………………………………………….50
Список использованной литературы…………………………………………...53
Приложение А – Организационная структура Всемирной Торговой Организации...……………………………………………………………………57Приложение Б – Механизм разрешения международных споров во Всемирной Торговой Организации……………………...……………………..58

Файлы: 1 файл

мвко.docx

— 374.22 Кб (Скачать файл)

Рабочая группа изучает внешнеторговый режим страны, ее законодательство и практику его применения. Члены  группы в устной и письменной форме  задают вопросы. Значительная часть  работы в группе переносится на неофициальные  встречи и консультации, в ходе которых постепенно вырабатываются условия присоединения страны к  ВТО. Одновременно ведутся двусторонние переговоры с заинтересованными  членами ВТО о снижении торговых барьеров, результатом которых должны стать протоколы, содержащие перечень уступок и обязательств по доступу  на рынки товаров и услуг [13].

Итогом заседаний Рабочей  группы становится доклад группы Генеральному совету ВТО. Одновременно готовятся  проект решения Генерального совета ВТО и протокол о присоединении  к ВТО. Доклад Рабочей группы, протокол о присоединении и проект решения  о присоединении передаются Генеральному совету. Эти документы принимаются  двумя третями голосов. Протокол о присоединении вступает в силу через 30 дней после его принятия (ратификации) вступающей страной [28].

Механизм принятия решений  в органах ВТО продолжает существовавшую в рамках ГАТТ практику принятия решений  на основе общего согласия участников без проведения формального голосования. Однако в тех случаях, когда на основе согласия решение принять  не удается, оно принимается путем  голосования. По вопросам толкования любого из соглашений, входящих в сферу  действия ВТО, решения принимаются  большинством в 3/4 голосов. Решение  Генерального совета в тех случаях, когда он действует в качестве Органа по разрешению споров, принимается  исключительно путем консенсуса [15].

По условиям Соглашения об учреждении ВТО ее Секретариат и  сама Организация должны руководствоваться  решениями, процедурами и обычной практикой, которой следовали страны-участницы ГАТТ-1947 и органы, действовавшие в рамках ГАТТ-1947. Однако уже первые годы функционирования ВТО дали основание полагать, что реализовать это положение будет непросто. Это связано, прежде всего, с тем, что Соглашение об учреждении ВТО предполагает, что Всемирная торговая организация (как межгосударственное образование) должна выполнять роль организационного механизма. Она должна осуществлять приложенные к ней соглашения, служить форумом для переговоров по вопросам торговли товарами и услугами, управлять работой Органа по урегулированию споров, Органа по обсуждению торговой политики участников ВТО, принимать новых членов ВТО. Однако участники ВТО вкладывают далеко не одинаковый смысл в созданные правовые документы, по-разному трактуют их положения и возможности выполнения принятых обязательств. Как показал опыт ГАТТ, многие положения наполняются конкретным содержанием только в процессе их реализации, когда появляются прецеденты[19].

Так, основные положения  Соглашения об учреждении ВТО определяют структуру, функции, порядок и механизм принятия решений этой организацией, а также порядок присоединения  к ВТО. Однако необходимо заметить, что вопросы существа ее деятельности в само Соглашение не вошли, они сконцентрированы в отдельных документах и отнесены в приложения. При этом в Соглашении подчеркивается, что соглашения и  договоренности составляют неотъемлемую часть Соглашения об учреждении ВТО. Такая правовая конструкция ВТО  сложилась в силу нерешенности многих правовых вопросов. Вместе с тем, эта  особенность правовой конструкции  Всемирной торговой организации  придает ей достаточно гибкий характер и открывает возможность для  дальнейшего развития.

 

 

 

2 Положительные и отрицательные  стороны вступления России во Всемирную Торговую Организацию

 

2.1 Механизм вступления России в ВТО: особенности переговорного процесса

 

В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении  к Генеральному соглашению по тарифам  и торговле (ГАТТ). В соответствии с действующими процедурами была создана Рабочая группа по присоединению  России к ГАТТ, преобразованная после  учреждения в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО) в Рабочую группу по присоединению Российской Федерации  к ВТО (РГ). РГ наделена мандатом на изучение торгового режима России и выработку  условий ее участия в ВТО.

Переговорный процесс  по присоединению России к ВТО  начался в 1995 году. На первом этапе  он был сконцентрирован на рассмотрение на многостороннем уровне в рамках РГ торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО [10] .

После представления в 1998 году Россией первоначальных предложений  по доступу на рынок товаров и  по уровню поддержки сельского хозяйства  начались переговоры на двустороннем уровне. В 1999 году членам ВТО была передана первая редакция Перечня специфических  обязательств по доступу на рынок  услуг и проект Списка изъятий  из режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Начиная с 2000 года, переговоры стали носить полномасштабный характер, то есть охватывать все аспекты процесса присоединения России к ВТО [6].

На современном этапе  в состав РГ (председатель РГ с декабря 2003 г. – Постоянный представитель  Исландии при ВТО Стефан Йоханнессон) входят 58 стран-членов (25 стран-членов Европейского Сообщества (ЕС) – как один член). В переговоры по тарифным вопросам вовлечено в различной степени свыше 50 членов ВТО, по доступу на рынок услуг – около 30. По итогам этих переговоров подписываются соответствующие двусторонние протоколы об их завершении [11].

Согласно установленным  процедурам переговоры по системным  вопросам на многостороннем уровне проходят в Секретариате ВТО в Женеве. Речь идет об официальных и неофициальных  заседаниях РГ, переговорах по сельскому  хозяйству и ряду других актуальных проблем, неофициальных консультациях  с участием заинтересованных членов РГ[6].

Необходимую правовую базу ВТО составляет группа соглашений так  называемого Уругвайского раунда, которые  охватывают правила мировой торговли товарами, торговли услугами, в области  субсидирования, в области инвестиций, и в области защиты прав интеллектуальной собственности. В соответствии с контрактами со странами-участницами, экономические операторы РФ получают права доступа на рынки этих стран на условиях, которые те зафиксировали в ВТО, либо в ходе собственного присоединения, либо ввели исключение в соглашение о ВТО, которое было введено в 1995 году. Соответственно, плюсы, которые мы получаем от присоединения в ВТО – это то, что мы переходим от системы уставных соглашений со странами о торгово-экономическом сотрудничестве на многостороннюю площадку, где базовые правила доступа на рынки этих стран ясны и понятны [28].

Договорный процесс шел  восемнадцать лет. На нем обсуждались  вопросы по двум направлениям: переговоры со странами по условиям доступа на рынок торговли товарами и услугами каждой из них и многосторонние переговоры по системным вопросам. К моменту  заключения договора нормативно-правовая база РФ была приведена в соответствие с правилами ВТО уже в ходе переговорного процесса, поэтому  серьезных изменений в связи  с завершением нашего присоединения  не предполагается [6].

После вступления в ВТО средние юридически обязательные максимальные пошлины в Российской Федерации составят 7,8%, в то время как действующие пошлины в 2011 году составили 10% в среднем по всем товарам. Средняя максимальная пошлина по сельскохозяйственным товарам будет равна 10,8%, а по промышленным товарам - 7,3%. Для сравнения - средние текущие пошлины в сельском хозяйстве составляют 13,2%, а в промышленном секторе - 9,5%. Россия согласилась снизить пошлины по многим товарам (рисунок 1). В частности, средние максимальные пошлины после окончания периодов, отведенных на исполнение обязательств, составят:

    • 14,9% по молочной продукции (текущая ставка - 19,8%)
    • 10,0% по злакам (текущая ставка - 15,1%)
    • 7,1% по масличным семенам и плодам, жирам и маслам (текущая ставка - 9,0%)
    • 5,2% по химической продукции (текущий тариф - 6,5%)
    • 12,0% по автомобилям (текущий тариф - 15,5%)
    • 6,2% по электрическим машинам и оборудованию (текущий тариф - 8,4%)
    • 8,0% по древесине и бумаге (текущий тариф - 13,4%).

 

Рисунок 1 – Снижение пошлин после вступления в ВТО

 

16 декабря 2011 года был  подписан протокол о присоединении  к ВТО. Его ратификация предполагается  15 июля 2012 года. Через 30 дней после этого закон о ратификации вступит в силу, с этого момента начнет действовать новый режим [7].

Государственное субсидирование

Виктор Батанин, заместитель начальника отдела товаров Департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ (с/х товары) отметил, что ВТО вовсе не запрещает странам-членам защищать национальное производство, национальных производителей. Для этого существует ряд инструментов, рассказал он. Прежде всего, это защитные меры трех видов:

1. Меры компенсационного  характера, которые компенсируют  предоставляемые государством – импортером чрезмерные субсидии, либо экспортные субсидии.

2. Антидемпинговые меры, если товар поставляется на  нашу территорию по демпинговым  ценам.

3. Защитные меры или  повышенные пошлины, которые вводятся  в связи с резким нарастанием  импорта. Как следствие, понижение  уровня тарифной защиты.

Также он отметил, что ВТО не запрещает поддержку промышленности, но оно запрещает два вида субсидий: экспортоориентированные, то есть когда субсидии напрямую увязаны с экспортом товара, и импортозамещающие, когда предоставление субсидии связано с использованием отечественного товара, не зарубежного. В России есть ряд подобных программ субсидирования, в первую очередь они связаны с лизингом морских судов, авиатехники и сельскохозяйственной техники. Поэтому чиновники решили изменить схему субсидирования: сейчас субсидии получает потребитель указанной техники, а предполагается, что субсидии будут предоставляться производителям этого оборудования. Что касается размера субсидий сельскому хозяйству, то он не будет уменьшен, более того, поддержка сельского хозяйства с 5 млрд. долларов будет увеличена до 9 млрд. долларов [11].

Что касается вопросов субсидирования, сейчас в правительстве идет процесс  по корректировке мер поддержки  промышленности для приведения в  соответствие с нормами ВТО. Что  касается инвестиционных мер, то наиболее острый вопрос, который стоял в  процессе переговоров - это режим  промышленной сборки автомобилей, который  не соответствует нормам и правилам ВТО. Но нашим переговорщикам удалось  договориться, что данный режим при  условии вхождения в ВТО будет  сохраняться до 2018 года [11].

Защита интеллектуальной собственности

По вопросам защиты прав интеллектуальной собственности все  законодательные изменения были внесены последним пакетом в  законодательство уже в октябре 2010 года. Все они имели точечный характер. Отдельно была принята норма  по защите информации о результатах  клинических исследований, которые  проводятся при регистрации лекарственных  средств. Эта норма вступает с  момента нашего вступления в ВТО [7].

Услуги

Советник отдела услуг и инвестиций Департамента торговых переговоров Министерства экономического развития РФ Наталья Щевелеварассказала о результатах переговоров относительно рынка услуг. Практически полностью выведены из российских обязательств такие ключевые сектора услуг, как услуги, связанные с добычей, переработкой, транспортировкой сырья, в том числе энергетического, авиационного и железнодорожного транспорта. Это означает, что в результате присоединения России к ВТО, РФ сможет в этих секторах применять любые ограничения в отношении иностранных поставщиков вплоть до закрытия рынка. Эти вопросы будут решаться уже на усмотрение федеральных органов исполнительной власти. Вместе с тем есть около тридцати секторов, по которым РФ принимает на себя обязательства без каких-либо ограничений. Это означает в результате нашего вступления в ВТО, РФ не будет применять количественные ограничения в отношении доступа иностранных поставщиков услуг по этим секторам. В частности, к таким секторам относятся, например, услуги в области рекламы, услуги в области устного и письменного перевода, организации мероприятий [21].

Иностранные банки на территории России

Во-первых, иностранные банки  смогут работать и учреждаться на нашей территории только как дочерние лица или как юридические лица РФ с иностранными инвестициями. Обязательство  по доступу так называемых прямых филиалов РФ на себя не берет: прямые филиалы  в банковском секторе допускаться  не будут. Также с момента присоединения  к ВТО будет действовать и  может быть применена квота иностранного участия в банковском секторе. Она  будет составлять 50%, то есть в случае, если такая квота превышается, органы исполнительной власти могут отказать иностранному банку в выдаче лицензии на оказание банковских услуг. Что касается иностранного участия в капитале, то это оно может быть до 100%. Здесь  ограничений нет. Что касается операций, то банки и здесь никак не ограничены. В целом, эти обязательства отражают уже существующий закрепленный уровень  доступа иностранных банков на территорию РФ [20].

В области энергоресурсов Российская Федерация не предусматривает никаких обязательств. Все будет регулироваться в соответствии с внутренним законодательством [11].

 

2.2 Анализ положительных  и отрицательных сторон вступления  России в ВТО

 

Насчет готовности страны к вступлению в ВТО прозвучал  ряд критических суждений. Китайцы, которые 15 лет готовились к вступлению во Всемирную торговую организацию, имели стратегический план этой работы. У нас подобного плана нет, и мы плохо готовы к вступлению в ВТО. В любой стране, самой что ни на есть рыночной, разрабатываются определенные стратегические цели и направления перспективного развития, определяются те отрасли, которым, по мнению специалистов, необходимо отдать предпочтение. К примеру, в Министерстве внешней торговли и промышленности Японии работают 13 тысяч человек. Они занимаются тем, что находят те ниши, те новые виды продукции, которые создаются в стране, стимулирующих внедрение на внутреннем рынке и экспансию на рынке внешнем. В России такой политики нет. У нас есть некоторые экспортные возможности, но они или явно недостаточны, или к ВТО отношения не имеют (например, продукция оборонной промышленности). Особо сложное положение в обрабатывающих отраслях. Сохраняя, с одной стороны, свои позиции на рынке нефти и газа, необходимо, с другой стороны, формировать новые экспортные возможности в отраслях обрабатывающей промышленности, создать условия для производства высокотехнологической, наукоемкой продукции [35].

Информация о работе Проблемы и перспективы развития экономики России после вступления во Всемирную Торговую Организацию