Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 15:40, курсовая работа
Цель работы заключается в анализе позиций ведущих экономистов и политиков по данной проблеме, в изучении основных правовых и экономических трудностей, стоящих перед Россией в связи со вступлением в ВТО, и в прогнозировании состояния российской экономики в результате присоединения к этой организации.
С учетом этой специфической ситуации, необходимо продолжать анализировать и оценивать возможные последствия присоединения России к ВТО на предлагаемых нам условиях. Поэтому в рамках настоящей работы поставлены и решены следующие задачи:
1) рассмотреть особенности деятельности Всемирной торговой организации в исторической ретроспективе, определить её цели, функции, совершенствование механизма работы;
2) необходимо изучить этапы процесса присоединения России к ВТО, а также определить их результаты и вновь возникающие трудности;
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Всемирная Торговая Организация и её роль в международной торговле товарами и услугами……………………………………………………………..6
1.1 История создания ВТО. Особенности деятельности ВТО как международной организации……………………………………………………6
1.2 ВТО: задачи, функции, организационная структура, механизм работы и процедура присоединения………………………………………………………10
2 Положительные и отрицательные стороны вступления России во Всемирную Торговую Организацию………………………………...................18
2.1 Механизм вступления России в ВТО: особенности переговорного процесса ………………………………………………………………………….18
2.2 Анализ положительных и отрицательных сторон вступления России в ВТО……………………………………………………………………………….23
3 Конкурентоспособность экономики России и оценка возможных последствий вступления России в ВТО………………………………………..31
3.1 Перспективы развития банковского сектора после вступления России во Всемирную Торговую Организацию…………………………………………..31
3.2 Проблемы и перспективы отечественной промышленности на условиях Всемирной Торговой Организации…………………………………………….34
3.3 Сельское хозяйство: оценка современного состояния и перспективы развития отрасли…………………………………………………………………39
3.4 Внешнеторговая либерализация в сфере услуг……………………………43
Заключение……………………………………………………………………….50
Список использованной литературы…………………………………………...53
Приложение А – Организационная структура Всемирной Торговой Организации...……………………………………………………………………57Приложение Б – Механизм разрешения международных споров во Всемирной Торговой Организации……………………...……………………..58
Рабочая группа изучает внешнеторговый режим страны, ее законодательство и практику его применения. Члены группы в устной и письменной форме задают вопросы. Значительная часть работы в группе переносится на неофициальные встречи и консультации, в ходе которых постепенно вырабатываются условия присоединения страны к ВТО. Одновременно ведутся двусторонние переговоры с заинтересованными членами ВТО о снижении торговых барьеров, результатом которых должны стать протоколы, содержащие перечень уступок и обязательств по доступу на рынки товаров и услуг [13].
Итогом заседаний Рабочей группы становится доклад группы Генеральному совету ВТО. Одновременно готовятся проект решения Генерального совета ВТО и протокол о присоединении к ВТО. Доклад Рабочей группы, протокол о присоединении и проект решения о присоединении передаются Генеральному совету. Эти документы принимаются двумя третями голосов. Протокол о присоединении вступает в силу через 30 дней после его принятия (ратификации) вступающей страной [28].
Механизм принятия решений в органах ВТО продолжает существовавшую в рамках ГАТТ практику принятия решений на основе общего согласия участников без проведения формального голосования. Однако в тех случаях, когда на основе согласия решение принять не удается, оно принимается путем голосования. По вопросам толкования любого из соглашений, входящих в сферу действия ВТО, решения принимаются большинством в 3/4 голосов. Решение Генерального совета в тех случаях, когда он действует в качестве Органа по разрешению споров, принимается исключительно путем консенсуса [15].
По условиям Соглашения об учреждении ВТО ее Секретариат и сама Организация должны руководствоваться решениями, процедурами и обычной практикой, которой следовали страны-участницы ГАТТ-1947 и органы, действовавшие в рамках ГАТТ-1947. Однако уже первые годы функционирования ВТО дали основание полагать, что реализовать это положение будет непросто. Это связано, прежде всего, с тем, что Соглашение об учреждении ВТО предполагает, что Всемирная торговая организация (как межгосударственное образование) должна выполнять роль организационного механизма. Она должна осуществлять приложенные к ней соглашения, служить форумом для переговоров по вопросам торговли товарами и услугами, управлять работой Органа по урегулированию споров, Органа по обсуждению торговой политики участников ВТО, принимать новых членов ВТО. Однако участники ВТО вкладывают далеко не одинаковый смысл в созданные правовые документы, по-разному трактуют их положения и возможности выполнения принятых обязательств. Как показал опыт ГАТТ, многие положения наполняются конкретным содержанием только в процессе их реализации, когда появляются прецеденты[19].
Так, основные положения Соглашения об учреждении ВТО определяют структуру, функции, порядок и механизм принятия решений этой организацией, а также порядок присоединения к ВТО. Однако необходимо заметить, что вопросы существа ее деятельности в само Соглашение не вошли, они сконцентрированы в отдельных документах и отнесены в приложения. При этом в Соглашении подчеркивается, что соглашения и договоренности составляют неотъемлемую часть Соглашения об учреждении ВТО. Такая правовая конструкция ВТО сложилась в силу нерешенности многих правовых вопросов. Вместе с тем, эта особенность правовой конструкции Всемирной торговой организации придает ей достаточно гибкий характер и открывает возможность для дальнейшего развития.
2 Положительные и отрицательные стороны вступления России во Всемирную Торговую Организацию
2.1 Механизм вступления России в ВТО: особенности переговорного процесса
В 1993 году Россия обратилась
с официальной заявкой о
Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. На первом этапе он был сконцентрирован на рассмотрение на многостороннем уровне в рамках РГ торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО [10] .
После представления в 1998
году Россией первоначальных предложений
по доступу на рынок товаров и
по уровню поддержки сельского хозяйства
начались переговоры на двустороннем
уровне. В 1999 году членам ВТО была передана
первая редакция Перечня специфических
обязательств по доступу на рынок
услуг и проект Списка изъятий
из режима наибольшего
На современном этапе в состав РГ (председатель РГ с декабря 2003 г. – Постоянный представитель Исландии при ВТО Стефан Йоханнессон) входят 58 стран-членов (25 стран-членов Европейского Сообщества (ЕС) – как один член). В переговоры по тарифным вопросам вовлечено в различной степени свыше 50 членов ВТО, по доступу на рынок услуг – около 30. По итогам этих переговоров подписываются соответствующие двусторонние протоколы об их завершении [11].
Согласно установленным процедурам переговоры по системным вопросам на многостороннем уровне проходят в Секретариате ВТО в Женеве. Речь идет об официальных и неофициальных заседаниях РГ, переговорах по сельскому хозяйству и ряду других актуальных проблем, неофициальных консультациях с участием заинтересованных членов РГ[6].
Необходимую правовую базу ВТО составляет группа соглашений так называемого Уругвайского раунда, которые охватывают правила мировой торговли товарами, торговли услугами, в области субсидирования, в области инвестиций, и в области защиты прав интеллектуальной собственности. В соответствии с контрактами со странами-участницами, экономические операторы РФ получают права доступа на рынки этих стран на условиях, которые те зафиксировали в ВТО, либо в ходе собственного присоединения, либо ввели исключение в соглашение о ВТО, которое было введено в 1995 году. Соответственно, плюсы, которые мы получаем от присоединения в ВТО – это то, что мы переходим от системы уставных соглашений со странами о торгово-экономическом сотрудничестве на многостороннюю площадку, где базовые правила доступа на рынки этих стран ясны и понятны [28].
Договорный процесс шел восемнадцать лет. На нем обсуждались вопросы по двум направлениям: переговоры со странами по условиям доступа на рынок торговли товарами и услугами каждой из них и многосторонние переговоры по системным вопросам. К моменту заключения договора нормативно-правовая база РФ была приведена в соответствие с правилами ВТО уже в ходе переговорного процесса, поэтому серьезных изменений в связи с завершением нашего присоединения не предполагается [6].
После вступления в ВТО средние юридически обязательные максимальные пошлины в Российской Федерации составят 7,8%, в то время как действующие пошлины в 2011 году составили 10% в среднем по всем товарам. Средняя максимальная пошлина по сельскохозяйственным товарам будет равна 10,8%, а по промышленным товарам - 7,3%. Для сравнения - средние текущие пошлины в сельском хозяйстве составляют 13,2%, а в промышленном секторе - 9,5%. Россия согласилась снизить пошлины по многим товарам (рисунок 1). В частности, средние максимальные пошлины после окончания периодов, отведенных на исполнение обязательств, составят:
Рисунок 1 – Снижение пошлин после вступления в ВТО
16 декабря 2011 года был
подписан протокол о
Государственное субсидирование
Виктор Батанин, заместитель начальника отдела товаров Департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ (с/х товары) отметил, что ВТО вовсе не запрещает странам-членам защищать национальное производство, национальных производителей. Для этого существует ряд инструментов, рассказал он. Прежде всего, это защитные меры трех видов:
1. Меры компенсационного
характера, которые
2. Антидемпинговые меры,
если товар поставляется на
нашу территорию по
3. Защитные меры или
повышенные пошлины, которые
Также он отметил, что ВТО не запрещает поддержку промышленности, но оно запрещает два вида субсидий: экспортоориентированные, то есть когда субсидии напрямую увязаны с экспортом товара, и импортозамещающие, когда предоставление субсидии связано с использованием отечественного товара, не зарубежного. В России есть ряд подобных программ субсидирования, в первую очередь они связаны с лизингом морских судов, авиатехники и сельскохозяйственной техники. Поэтому чиновники решили изменить схему субсидирования: сейчас субсидии получает потребитель указанной техники, а предполагается, что субсидии будут предоставляться производителям этого оборудования. Что касается размера субсидий сельскому хозяйству, то он не будет уменьшен, более того, поддержка сельского хозяйства с 5 млрд. долларов будет увеличена до 9 млрд. долларов [11].
Что касается вопросов субсидирования, сейчас в правительстве идет процесс по корректировке мер поддержки промышленности для приведения в соответствие с нормами ВТО. Что касается инвестиционных мер, то наиболее острый вопрос, который стоял в процессе переговоров - это режим промышленной сборки автомобилей, который не соответствует нормам и правилам ВТО. Но нашим переговорщикам удалось договориться, что данный режим при условии вхождения в ВТО будет сохраняться до 2018 года [11].
Защита интеллектуальной собственности
По вопросам защиты прав интеллектуальной собственности все законодательные изменения были внесены последним пакетом в законодательство уже в октябре 2010 года. Все они имели точечный характер. Отдельно была принята норма по защите информации о результатах клинических исследований, которые проводятся при регистрации лекарственных средств. Эта норма вступает с момента нашего вступления в ВТО [7].
Услуги
Советник отдела услуг и инвестиций Департамента торговых переговоров Министерства экономического развития РФ Наталья Щевелеварассказала о результатах переговоров относительно рынка услуг. Практически полностью выведены из российских обязательств такие ключевые сектора услуг, как услуги, связанные с добычей, переработкой, транспортировкой сырья, в том числе энергетического, авиационного и железнодорожного транспорта. Это означает, что в результате присоединения России к ВТО, РФ сможет в этих секторах применять любые ограничения в отношении иностранных поставщиков вплоть до закрытия рынка. Эти вопросы будут решаться уже на усмотрение федеральных органов исполнительной власти. Вместе с тем есть около тридцати секторов, по которым РФ принимает на себя обязательства без каких-либо ограничений. Это означает в результате нашего вступления в ВТО, РФ не будет применять количественные ограничения в отношении доступа иностранных поставщиков услуг по этим секторам. В частности, к таким секторам относятся, например, услуги в области рекламы, услуги в области устного и письменного перевода, организации мероприятий [21].
Иностранные банки на территории России
Во-первых, иностранные банки смогут работать и учреждаться на нашей территории только как дочерние лица или как юридические лица РФ с иностранными инвестициями. Обязательство по доступу так называемых прямых филиалов РФ на себя не берет: прямые филиалы в банковском секторе допускаться не будут. Также с момента присоединения к ВТО будет действовать и может быть применена квота иностранного участия в банковском секторе. Она будет составлять 50%, то есть в случае, если такая квота превышается, органы исполнительной власти могут отказать иностранному банку в выдаче лицензии на оказание банковских услуг. Что касается иностранного участия в капитале, то это оно может быть до 100%. Здесь ограничений нет. Что касается операций, то банки и здесь никак не ограничены. В целом, эти обязательства отражают уже существующий закрепленный уровень доступа иностранных банков на территорию РФ [20].
В области энергоресурсов Российская Федерация не предусматривает никаких обязательств. Все будет регулироваться в соответствии с внутренним законодательством [11].
2.2 Анализ положительных
и отрицательных сторон
Насчет готовности страны к вступлению в ВТО прозвучал ряд критических суждений. Китайцы, которые 15 лет готовились к вступлению во Всемирную торговую организацию, имели стратегический план этой работы. У нас подобного плана нет, и мы плохо готовы к вступлению в ВТО. В любой стране, самой что ни на есть рыночной, разрабатываются определенные стратегические цели и направления перспективного развития, определяются те отрасли, которым, по мнению специалистов, необходимо отдать предпочтение. К примеру, в Министерстве внешней торговли и промышленности Японии работают 13 тысяч человек. Они занимаются тем, что находят те ниши, те новые виды продукции, которые создаются в стране, стимулирующих внедрение на внутреннем рынке и экспансию на рынке внешнем. В России такой политики нет. У нас есть некоторые экспортные возможности, но они или явно недостаточны, или к ВТО отношения не имеют (например, продукция оборонной промышленности). Особо сложное положение в обрабатывающих отраслях. Сохраняя, с одной стороны, свои позиции на рынке нефти и газа, необходимо, с другой стороны, формировать новые экспортные возможности в отраслях обрабатывающей промышленности, создать условия для производства высокотехнологической, наукоемкой продукции [35].