Проблемы и перспективы развития экономики России после вступления во Всемирную Торговую Организацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в анализе позиций ведущих экономистов и политиков по данной проблеме, в изучении основных правовых и экономических трудностей, стоящих перед Россией в связи со вступлением в ВТО, и в прогнозировании состояния российской экономики в результате присоединения к этой организации.
С учетом этой специфической ситуации, необходимо продолжать анализировать и оценивать возможные последствия присоединения России к ВТО на предлагаемых нам условиях. Поэтому в рамках настоящей работы поставлены и решены следующие задачи:
1) рассмотреть особенности деятельности Всемирной торговой организации в исторической ретроспективе, определить её цели, функции, совершенствование механизма работы;
2) необходимо изучить этапы процесса присоединения России к ВТО, а также определить их результаты и вновь возникающие трудности;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Всемирная Торговая Организация и её роль в международной торговле товарами и услугами……………………………………………………………..6
1.1 История создания ВТО. Особенности деятельности ВТО как международной организации……………………………………………………6
1.2 ВТО: задачи, функции, организационная структура, механизм работы и процедура присоединения………………………………………………………10
2 Положительные и отрицательные стороны вступления России во Всемирную Торговую Организацию………………………………...................18
2.1 Механизм вступления России в ВТО: особенности переговорного процесса ………………………………………………………………………….18
2.2 Анализ положительных и отрицательных сторон вступления России в ВТО……………………………………………………………………………….23
3 Конкурентоспособность экономики России и оценка возможных последствий вступления России в ВТО………………………………………..31
3.1 Перспективы развития банковского сектора после вступления России во Всемирную Торговую Организацию…………………………………………..31
3.2 Проблемы и перспективы отечественной промышленности на условиях Всемирной Торговой Организации…………………………………………….34
3.3 Сельское хозяйство: оценка современного состояния и перспективы развития отрасли…………………………………………………………………39
3.4 Внешнеторговая либерализация в сфере услуг……………………………43
Заключение……………………………………………………………………….50
Список использованной литературы…………………………………………...53
Приложение А – Организационная структура Всемирной Торговой Организации...……………………………………………………………………57Приложение Б – Механизм разрешения международных споров во Всемирной Торговой Организации……………………...……………………..58

Файлы: 1 файл

мвко.docx

— 374.22 Кб (Скачать файл)

В нем вполне обоснованно  было предусмотрено и положение  о национальном режиме в отношении  внешней торговли услугами, т.е. положение  о том, что иностранным исполнителям услуг может быть предоставлен режим  не менее благоприятный, чем предоставляемый  аналогичным российским исполнителям услуг и оказываемым ими на территории России услугам. Режим считается  менее благоприятным, если он изменяет условия конкуренции в пользу российских исполнителей услуг или  оказываемых ими на территории РФ услуг по сравнению с аналогичными иностранными исполнителями услуг  или оказываемыми ими услугами.

Кроме того, в данном законе было зафиксировано важное положение  о том, что в соответствии с  международными договорами РФ и федеральными законами, исходя из национальных интересов, в России могут вводиться меры, затрагивающие внешнюю торговлю услугами, если эти меры необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка; для охраны жизни  или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и  растений; для выполнения международных  обязательств РФ; для обеспечения обороны страны и безопасности государства [1].

Рассматривая перспективы  российского экспорта услуг в  условиях реально существующего  «нового протекционизма», следует  подчеркнуть, что для России осуществимой может стать такая схема диверсификации экспорта отечественных услуг, которая  основывается, с одной стороны, на экспорте традиционных для страны видов  услуг (транспортные и туристические), а с другой стороны - на более динамичном экспорте высокотехнологичных деловых  услуг, а также информационных и  образовательных. В основе этого  процесса должна стать структурная  перестройка экономики страны на базе инновационной модели экономического роста. И свою более активную роль при этом должно сыграть государство [27].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Так, проведя в данной курсовой работе оценку проблем и перспектив присоединения России к ВТО дифференцированно по каждой отрасли в зависимости от соотношения выгод и уступок, приобретаемых отечественными товаропроизводителями по планируемым условиям присоединения, можно сделать следующие выводы.

К числу главных угроз  для российской экономики вследствие присоединения к ВТО относятся: колебание цен на энергоносители; снижение уровня таможенных пошлин на импортируемые товары; отмена государственной  поддержки промышленности и сельского  хозяйства; свободный доступ иностранных  компаний на российский рынок, снятие нетарифных ограничений. Данный перечень угроз отражает практически весь спектр издержек от вступления России к ВТО. Все остальные негативные явления, так или иначе, входят в  этот список.

Последствиями данных угроз  могут стать: подавление хозяйственной  деятельности предприятий вследствие экспансии иностранных фирм; значительное снижение производства целого ряда неконкурентоспособных  отраслей; уменьшение доходной части  бюджета вследствие падения объемов  ряда производств и снижения таможенных пошлин; возможное повышение налогов; ограничение возможности применения средств таможенно-тарифного и  нетарифного регулирования для  защиты внутреннего рынка; ухудшение  торгового и платежного баланса; дальнейшее усиление сырьевой специализации  экономики; рост безработицы, падение  доходов населения, продолжение  имущественного расслоения; ухудшение  интеграции со странами СНГ и др.

В свою очередь, можно выделить положительные эффекты от вступления РФ в ВТО: признание России страной  с рыночной экономикой; адаптация  законодательства к международным  нормам; исключение дискриминации российских товаров на зарубежных рынках; прекращение  негативного воздействия на российский экспорт тарифных и нетарифных внутренних ограничений; улучшение условий разрешения торговых противоречий и споров с помощью механизмов ВТО, более надежные гарантии предотвращения торговых войн; большая стабильность внутреннего политического и экономического режимов; усиление позиций страны в мире.

Положительными последствиями  от вступления станут: приток иностранных  инвестиций в страну; снижение цен  на импортную продукцию; расширение конечного спроса и емкости внутреннего  рынка; рост покупательной способности  граждан; усиление конкуренции и  повышение качества предоставляемых  товаров и услуг; ослабление лоббирования, снижение коррупции среди государственных  чиновников; появление новых рабочих  мест и рост налоговых поступлений  в бюджет за счет развития иностранных  производств и сбытовых сетей  на территории Российской Федерации; повышение  прозрачности бизнеса; рост рентабельности конкурентоспособных отраслей экономики; развитие малого предпринимательства  и сферы услуг и т.д.

Итак, в краткосрочной  перспективе потери от внешнеторговой либерализации будут неизбежны  и достаточно существенны. На этот период приходится действие отраслевых факторов снижения занятости в импортно-ориентированных  отраслях, а также издержек межотраслевого перетока факторов производства. В  то же время в краткосрочной перспективе  будет проявляться и ряд выгод  от присоединения к этой организации, прежде всего за счет роста иностранных  инвестиций в Россию. Однако с течением времени общий баланс выгод и  потерь России будет все больше складываться в ее пользу.

В этой связи представляются следующие обязательные меры и действия со стороны государства:

1. Срочная разработка и принятие научно-обоснованной промышленной политики России как базы для избирательной защиты отечественных производителей и как инструмента для переговоров и условий вступления в ВТО.

2. Достройка и ввод в действие государственной системы поощрения промышленного экспорта, в том числе в форме госкредитов, гарантий и иных форм финансирования экспортеров. Это же касается и мер поддержки российского аграрного сектора.

3. Создание механизмов временной государственной поддержки предприятий и регионов, особо пострадающих от резко возросшего импорта.

4. Создание государственной системы внешнеэкономической и правовой информации для предприятий (цены, условия торговли, механизмы разрешения споров и т.п.), с целью эффективного использования ими возможностей ВТО в международной конкуренции.

5. Подготовка специализированных кадров, владеющих тематикой ВТО, как для бизнеса, так и для госаппарата.

6. Постоянный мониторинг не только отдельных дискриминационных мер со стороны основных внешнеторговых контрагентов, но и всех торговых барьеров, создаваемых политикой этих стран.

Не располагая обоснованными  экономическими расчетами баланса  преимуществ и потерь от этого  шага, сегодня невозможно сделать  однозначный вывод о необходимости  вступления России в ВТО. Однако окончание  этой 18-летней саги - скорее политическая, чем экономическая победа России. Таким образом, ВТО не решает ни одной  проблемы России, но создает много  новых. Экономика России не достаточно конкурентоспособна на данный момент. Россия сейчас нуждается не в экспансии, а в защите и восстановлении внутреннего  рынка.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 42, ст. 3923 [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.referent.ru/1/5027
  2. Алиева Э.Б. Проблемы вступления России в ВТО с точки зрения влияния на устойчивое экономическое развитие в стране /Э.Б Алиева;- М.: Финансы и кредит, 2007, 210 с.: – Библиогр.: с. 61-66.
  3. Банкир ру, информационный портал: Электронный ресурс: [Режим доступа] –  www.bankir.ru.
  4. Байков Н., Гринкевич Р. Перспективы российской нефтегазовой промышленности и альтернативных источников энергии / Мировая экономика и международные отношения. – 2008. - №6. – Библиогр.: с. 49-56.
  5. Батчиков С.А. Некоторые соображения в связи с актуализацией сюжета «Россия и ВТО» /С.А.Батчиков// Российский экономический журнал. – 2006. - №11-12. – Библиогр.: с. 3-15.
  6. Газета «Известия»: Электронный ресурс: [Режим доступа] –  www.izvestia.ru.
  7. Газета «Российская газета»: Электронный ресурс: [Режим доступа] – www.rg.ru.
  8. Гринберг Р.С., Татаркин А.И. Оценка социально-экономических последствий присоединения России к ВТО. – М.: Экономика, 2007. – 534 с.
  9. Горбунова О.А., Минченкова И.В. ВТО. Основы функционирования и проблемы присоединения России. Учебное пособие. – М.: «Дашков и Ко», 2008. – Библиогр.: с.40-51.
  10. Данильцев А. Россия и ВТО: специфика присоединения // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. -№5. –Библиогр.: с. 115-117.
  11. Доклад Рабочей группы по присоединению России к ВТО: Электронный ресурс: [Режим доступа] – www.consultant.ru/law/hotdocs/15550.html
  12. Захаров Л.Н. Трусенёв А.В., Россия почти в ВТО: преимущества и некоторые важные проблемы для эффективного участия // Внешнеэкономический вестник. - 2006. - №10. – Библиогр.: с. 3-7.
  13. Иванов И. Россия на пороге ВТО // Мировая экономика и международные отношения. – 2007. - №8. – Библиогр.: с. 3-15.
  14. Ковалев Е.Агропродовольственный сектор России: новые возможности и старые проблемы // Мировая экономика и международные отношения. – 2008. - №3.– Библиогр.: с. 40-47.
  15. Кузнецова И.П. ВТО: история, основы функционирования, проблемы // ЭКО. - 2009. - №8. – Библиогр.: с. 3-32.
  16. Кузяев К. Вступление России в ВТО: сценарии возможных последствий и отраслевые особенности нового торгового режима // Общество и экономика. - 2006. - №2. – Библиогр.: с. 136-146.
  17. Ливенцев Н.Н.  Актуальные проблемы присоединения России к ВТО. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2008. – 383 с.
  18. ЛисоволикЯ.Д. Конкурентная Россия в мире «конкурентной либерализации»:  Монография. М., Издательство «Экономика».  2007
  19. Максимова М.М. Ведущие экономисты РАН о присоединении России к Всемирной торговой организации // Внешнеэкономический бюллетень. - 2007. -№1. – Библиогр.: с. 3-10.
  20. Министерство финансов Российской Федерации, официальный сайт: Электронный ресурс: [Режим доступа] –  www.minfin.ru.
  21. Министерство экономического развития Российской Федерации, официальный сайт: Электронный ресурс: [Режим доступа] – www.economy.gov.ru.
  22. Невежин Д.В. Всемирная торговая организация: основные принципы, функции и преимущества для стран-участниц: учебно-методическая разработка. – Волгоград: ИПК ФГОУ ВПО ВГСХА «Нива», 2009, 16 с.
  23. Оболенский В. Присоединение России к ВТО и её участие в интеграции // Мировая экономика и международные отношения. - 2004. - №3. – Библиогр.: с. 17-26.
  24. Плисецкий Д.К. Вступление России в ВТО и его возможные последствия для национальной банковской системы // Банковское дело. - 2010. - №1. – Библиогр.: с. 15-19.
  25. Полуэктов Л.Б. ВТО как инструмент экономической политики стран-членов // Внешнеэкономический бюллетень. - 2009. - №12. – Библиогр.: с. 3-11.
  26. Примаков Е. Альтернативы вступлению России в ВТО нет // Международная жизнь. - 2005. - №7-8. – Библиогр.: с. 86-87.
  27. Разумнова Л. Россия - ВТО: интересы российских экспортёров // Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - №10. – Библиогр.: с. 17-23.
  28. Россия и Всемирная Торговая Организация, информационный портал: Электронный ресурс: [Режим доступа] –www.wto.ru
  29. Рыбаков В. Тарифные преференции во внешнеторговой деятельности Российской Федерации Международная экономика. – 2008. - №4. –Библиогр.: с. 41-52.
  30. «Самые быстрые новости экономики», информационный портал: Электронный ресурс: [Режим доступа] –  www.newsru.com
  31. Смитиенко Б., Рулина Е. Россия на мировом рынке услуг в условиях глобализации Международная экономика. – 2008. - №5. –Библиогр.: с. 5-10.
  32. Спартак А.Н. Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации // Мировая экономика и международные отношения. – 2008. - №5. – Библиогр.: с. 3-18.
  33. Статистические данные Федеральной службы государственной статистики: Электронный ресурс: [Режим доступа] –  www.gks.ru
  34. Фатхутдинов Р. Россия и ВТО: системный анализ Стандарты и качество. 2010. - №4. – Библиогр.: с. 56-60.
  35. «ФИНАНСЫ.RU», информационный портал: Электронный ресурс: [Режим доступа] –  www.finansy.ru.
  36. Цветков С.А., Ефимов В.А. Россия и ВТО: проблемы и перспективы // Вестник ИНЖЭКОНА, серия «Экономика». – 2007. –№ 2. – Библиогр.: с. 88-92.
  37. Чернышева Н. А. Россия и ВТО. Актуальные проблемы присоединения и перспективы сотрудничества, М.: МГИМО –Университет, 2009, - №3.
  38. Шуйский В.П. Присоединение к ВТО как фактор ускорения интеграции России в глобальное научно-техническое пространство // Внешнеэкономический вестник. - 2008. - №10. – Библиогр.: с. 8-11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

Организационная структура  Всемирной Торговой Организации

Рисунок 1 – Организационная  структура ВТО

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Механизм разрешения международных  споров во Всемирной Торговой Организации

Рисунок 2 – Механизм урегулирования споров в ВТО


Информация о работе Проблемы и перспективы развития экономики России после вступления во Всемирную Торговую Организацию