Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 15:40, курсовая работа
В 90 годы магистральной тенденцией в государственном регулировании иностранных прямых инвестиций стала либерализация. Практически все страны мира сейчас активно приветствуют прямые иностранные инвестиции и стремятся улучшить климат для них: отменяют существовавшие ранее ограничения, укрепляют гарантии от экспроприации и национализации, дают большой простор действию рыночной конкуренции.
При написании дипломного исследования, автор поставил перед собой следующие цели:
определить правовые нормы, регламентирующие привлечение иностранных инвестиций в Российскую Федерацию;
обосновать необходимость совершенствования правового регулирования иностранных инвестиций;
изучить теоретические основы соотношения инвестиционной политики инвестиционного права;
обозначить вопросы обеспечения иностранных инвестиций.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ОБЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ.
1.1. Понятие и сущность инвестиций и инвестирования
1.2. Правовые формы привлечения иностранных инвестиций.
ГЛАВА ii. Соотношение инвестиционной политики и инвестиционного права.
2.1. Правовые основы современной инвестиционной политики
2.2. Общая характеристика инвестиционного права.
Глава iii. ДОГОВОРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ.
3.1. Юридическая природа инвестиционных контрактов - соглашений.
3.2. Договоры и соглашения об иностранных инвестициях
3.3. Соглашения о налогообложении
3.4. Международное страхование инвестиции
3.5. Конвенция о разрешении инвестиционных споров.
Глава iv. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В КАЗАХСТАНЕ.
4.1. Правовые проблемы становления иностранной инвестиционной деятельности в Казахстане.
Проблемы совершенствования законодательства об иностранных инвестициях в Республике Казахстан.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
д) недоразвитость рыночной инфраструктуры;
е) недостаточно эффективные формы и конечные результаты приватизации;
ж) низкий уровень выполнения контрольных (договорных) обязательств участников инвестиционных процессов;
з) чрезмерное ослабление государственного регулирования экономикой страны;
и) распыление и недостаточный контроль использования государственных инвестиций;
к) отсутствие надлежащей конкуренции, неразвитость тендерных торгов и конкурсов по многим сферам этой деятельности.
Б. В социально-политической сфере:
а) отсутствие надлежащей социально-политической стабильности; б) отсутствие программы стратегического развития страны; в) социально несправедливый передел государственной собственности, приведший к резкому социальному расслоению населения страны по доходам и собственности; г) низкий жизненный уровень населения страны, наличие сравнительно высокой безработицы; д) наличие коррупции и криминализации общества в экономических сферах деятельности; е) несовпадение в надлежащей мере демократических принципов в организации правления на всех уровнях.
В. В правовой сфере:
а) отсутствие надлежащего правового обеспечения на всех уровнях управления; б) частая сменяемость отдельных законодательных актов, инструктивных и нормативно-методических документов; в) низкий уровень исполнения законодательных актов; г) отсутствие эффективного механизма контроля за исполнением правовых актов.
Г. В сфере информационных технологий:
а) недостаточное развитие информационной инфраструктуры; б) слабая связь с международными информационными системами; в) низкий уровень отечественных средств вычислительной техники и телекоммуникации; г) слабая и недостаточная по объемам подготовка кадров, способных работать в сфере современной информатики;1
Рассмотрим более подробно негативные и позитивные явления, которые в настоящее время воздействуют на инвестиционную деятельность в России.
Негативные факторы (явления), которые получили распространение в последнее время в России и которые отрицательно влияют на инвестиционную активность в настоящее время:
Следует остановиться на некоторых глобальных негативных факторах.
1. Политическая нестабильность как на уровне государственного регулирования, так и на уровне местных органов власти отмечается различными международными организациями; в России усиливается забастовочное движение и т.п.,
2. Спад производства наблюдается с 1990 г. Он породил ряд других негативных явлений в функционировании экономики. Это бартер и др. Спад промышленного производства достиг более 50%; в отдельных отраслях даже
3. Постоянно сокращаются инвестиции. При общем спаде инвестирования на 70%, государственные инвестиции сократились примерно в 6 раз. Только в 1996 г, инвестиции по сравнению с 1995 г. сократились на 18%. Значительное сокращение инвестиций наблюдалось в 1997 г. (на 5% к уровню 1996 г.) и в 1998 г. (на 7.6% к 1997 г.).
4. Не удается преодолеть в России инфляционные процессы. Хотя имеются некоторые изменения. Если наибольший уровень инфляции в 1992 г составил 1350%; то уже в 1996 г. всего 21.8%; в 1997 г. -11%, но в 1998 г. 84%.
5. Несмотря на имеющиеся положительные тенденции в развитии кредитно-финансовой и банковской систем, эти сферы значительно отстают от требуемого уровня, который определяется рыночной экономикой. Особенно это проявилось в 1998 г.
6. По оценке специалистов всех уровней и направлений деятельности, крайне несовершенна российская налоговая система, что отрицательно влияет на формирование инвестиционного потенциала и эффективность работы всех организаций. Желание и попытки ее реформировать до настоящего времени не привели к положительным результатам. Налоговый кодекс, который последние два года не только разрабатывался, но даже рассматривался в Государственной Думе РФ, далек от совершенства.
7. Постоянное отставание разработки, принятия и реализации законодательных и нормативных форм и методов управления на уровне конкретных организации.
8. Особенно негативно влияет на инвестиционную активность дефицит государственного бюджета. Для его покрытия используются главным образом заимствования финансовых ресурсов как внутри страны, так и во внешних источниках. Постоянный рост внутреннего и внешнего долга весьма негативно сказывается на функционировании экономики страны, в том числе инвестиционной сферы.
9. Зависимость эффективности функционирования экономики РФ от кризисных явлении в отдельных регионах мира.
10 Высокий уровень теневой экономики и ее криминальность.
Все факторы, влияющие на инвестиционную деятельность, в зависимости от их уровня, можно классифицировать в две группы:
К первой группе факторов можно отнести:
Рассмотрим механизм влияния некоторых из них на инвестиционную деятельность.
Из этого перечня факторов можно сделать вывод, что многие из них тесно взаимосвязаны между собой и в конечном итоге все они влияют не только на инвестиционную деятельность, но и на состояние экономики страны в целом. Состояние экономики страны, динамизм ее развития - это основной фактор, определяющий финансовые возможности государства и всех субъектов хозяйствования осуществлять и активизировать инвестиционную деятельность.
Состояние экономики страны определяет динамика таких показателей, как ВВП, ВНП, национальный доход, величина Госбюджета и уровень его дефицита, уровень инфляции, объем экспорта и его структура и др. От величины ВВП, ВНП, национального дохода зависят возможности государства, субъектов Российской Федерации и коммерческих организаций выделять необходимые ресурсы для инвестирования.
Известно, что темпы развития экономики зависят от эффективности использования имеющегося потенциала и от темпов вложения инвестиций. Необходимо стремиться к тому, чтобы темпы роста экономики опережали темпы роста вложенных инвестиций.
Инфляция самым существенным образом влияет на инвестиционную деятельность, которая, в свою очередь, зависит от состояния экономики - при стабилизации и подъеме экономики она снижается. При этом следует иметь в виду, что с процессом инфляции тесно связана ставка банковского кредита.
1.2. Правовые формы привлечения иностранных инвестиций.
С начала перехода России к рыночным формам хозяйствования было общепризнанно, что Россия не сможет без иностранных заимствований осуществлять меры реформирования своей экономики.
До 1999 г. Россия реализовала все возможные пути и методы по привлечению иностранных инвестиций. К 1999 г. сложилась очень непростая финансовая обстановка в России. С одной стороны, вырос большой внешний долг России (около 145 млрд. долл.), а с другой - для дальнейшего проведения экономических реформ требовались новые иностранные инвестиции.1
Проблема расширения иностранного инвестирования для России по-прежнему актуальна.
В Российской Федерации инвестиции могут осуществляться путем:
создания организаций с долевым участием иностранного капитала (совместных предприятий); создания организаций, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств; приобретения иностранным инвестором в собственность организаций, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участия в существующих организациях, акций облигаций и других ценных бумаг; приобретения прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных прав; предоставления займов, кредитов, имущества, имущественных прав и т.п. форм инвестирования.
Доля России в общем объеме годового инвестирования мировой экономики ничтожная (около 4%), если принимать во внимание ее сырьевой, производственный и людской потенциал.
Для России проблема состоит в стимулировании притока иностранного капитала. Надо определиться, в каких формах следует его привлекать - в форме частных зарубежных инвестиций (прямых и портфельных) или в форме кредитов и займов. Под прямыми инвестициями принято понимать капитальные вложения в реальные активы (производство) в других странах, в управлении которыми участвует инвестор.
Иностранные инвестиции играют очень важную роль в интернационализации мировой экономики и в экономике отдельно взятой страны. Уже не первое десятилетие прямые иностранные инвестиции (ПИИ) растут быстрее, чем международная торговля.
Основные инвесторы - транснациональные корпорации (ТНК) - прочно заняли центральное место в процессе интернационализации мировой экономики, стали основным механизмом укрепления хозяйственной взаимозависимости между отдельными государствами.
В 1995 г. 2/3 международного потока ПИИ было направлено всего в 10 стран, возглавляющих список получателей этих инвестиций. На
инвестор владеет не менее чем 25% акций или паем в уставном капитале организации, или их контрольным пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения акций или средств среди акционеров или пайщиков.
Прямые зарубежные инвестиции - это нечто большее, чем простое финансирование капиталовложений в экономику. Прямые зарубежные инвестиции -- это способ повышения производительности и технического уровня российских организаций. Размещая свой капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации производства и выход на мировой рынок.
Портфельные инвестиции -- это капиталовложения в акции зарубежных предприятий, которые не дают права контроля над ними; в облигации и другие ценные бумаги иностранного государства и международных финансовых институтов.
Существуют и реальные инвестиции -- это капитальные вложения в землю, недвижимость, машины и оборудование, запасные части и т.д. Реальные инвестиции включают в себя и затраты оборотного капитала.
Прямые и портфельные инвестиции движимы аналогичными, но не одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за счет владения акциями или паем доходной организации. При осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить организацией, а в том, чтобы получать доход в будущем. Предпринимая прямое инвестирование, иностранный инвестор стремится взять в свои руки руководство инвестируемой организации.
Россия прилагает все усилия к привлечению обоих видов инвестиций, но в большей степени -- прямых инвестиции.
Иностранный капитал может иметь доступ во все (кроме некоторых закрытых) экономики без ущерба интересов России. Однако приток иностранных инвестиций следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов, в некоторые сферы производственной инфраструктуры, телекоммуникационную и спутниковую связь. Такие ограничения имеются во многих развитых странах. Однако и в этих отраслях можно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала, как зарубежные кредиты и займы.
Зарубежный капитал в форме организаций со 100-процентным иностранным участием выгодно привлекать в производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство строительных Maтepиалов строительство, для выпуска товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры. Портфельные инвестиции также выгодны, так как они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом инвестирования.
Последнее время (1999 г.) по известным причинам снизилась активность иностранных инвесторов. Основные факторы, способствующие этому:
политическая нестабильность; инфляция; несовершенство законодательства; неразвитость производственной и социальной инфраструктуры; недостаточное информационное обеспечение.
Весьма важным фактором в привлечении иностранных инвестиций является наличие у страны и у ее хозяйствующих субъектов авторитета или так называемого рейтинга.
другом полюсе - 100 стран из нижней части этого списка, на них пришелся всего 1 % общемирового потока ПИИ. Что касается главных экспортеров капитала, то ими по-прежнему являются США, Германия, Великобритания, Япония и Франция, обеспечивающие около 2/3 общего объема ПИИ. Они выступали одновременно и главными мировыми инвесторами, вложив в экономику других государств 270 млрд долл., и главными получателями инвестиций извне - 203 млрд долл.
Эта тенденция сохраняется и в настоящее время. ПИИ выступают основной движущей силой происходящей сейчас в мире глобализации. экономики.1
Что касается России, то иностранные инвестиции на данном этапе ее развития имеют существенное значение, прежде всего для стабилизации и подъема отечественной экономики. Важность привлечения иностранных инвестиций в отечественную экономику обусловливается следующими причинами:
1) крайне слабо развит внутренний рынок инвестиционных ресурсов. Он включает: средства государства, средства кредитных линий по межправительственным соглашениям, средства ЕБРР и МБРР, средства российских коммерческих банков и инвестиционных структур.