Проблемы совершенствования законодательства об иностранных инвестициях в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

В 90 годы магистральной тенденцией в государственном регулировании иностранных прямых инвестиций стала либерализация. Практически все страны мира сейчас активно приветствуют прямые иностранные инвестиции и стремятся улучшить климат для них: отменяют существовавшие ранее ограничения, укрепляют гарантии от экспроприации и национализации, дают большой простор действию рыночной конкуренции.
При написании дипломного исследования, автор поставил перед собой следующие цели:
определить правовые нормы, регламентирующие привлечение иностранных инвестиций в Российскую Федерацию;
обосновать необходимость совершенствования правового регулирования иностранных инвестиций;
изучить теоретические основы соотношения инвестиционной политики инвестиционного права;
обозначить вопросы обеспечения иностранных инвестиций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ОБЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ.
1.1. Понятие и сущность инвестиций и инвестирования
1.2. Правовые формы привлечения иностранных инвестиций.

ГЛАВА ii. Соотношение инвестиционной политики и инвестиционного права.
2.1. Правовые основы современной инвестиционной политики
2.2. Общая характеристика инвестиционного права.

Глава iii. ДОГОВОРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ.
3.1. Юридическая природа инвестиционных контрактов - соглашений.
3.2. Договоры и соглашения об иностранных инвестициях
3.3. Соглашения о налогообложении
3.4. Международное страхование инвестиции
3.5. Конвенция о разрешении инвестиционных споров.

Глава iv. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В КАЗАХСТАНЕ.
4.1. Правовые проблемы становления иностранной инвестиционной деятельности в Казахстане.
Проблемы совершенствования законодательства об иностранных инвестициях в Республике Казахстан.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Дип.-Правовое-регулиров-инвест-деятельности-Диплом.rtf

— 1,020.07 Кб (Скачать файл)

Однако осенью 1997 г. разыгрался финансовый кризис в странах Юго-Восточной Азии, затронувший и Россию. Уже в конце 1997 г. рейтинговые агентства стали пересматривать   кредитные   рейтинги   развивающихся   стран,   подверженных воздействию финансового кризиса.

В начале 1998 г. и Россия, и многие ее структуры, получившие ранее указанные выше кредитные рейтинги, их лишились. Положение еще больше ухудшилось после известных событий в России 17 августа 1998 г. Последовали очередные снижения кредитных рейтингов для России, для ее хозяйственных структур.

Так, в начале 1999 г. одно из международных агентств перевело долгосрочный эмитентский кредитный рейтинг России в иностранной валюте в категорию SD, но оставлены рейтинги по еврооблигациям России в форме - ССС. Тот и другой рейтинги для РФ плохие.

Рейтинг SD присваивается должнику, не оплатившему в срок одно или более обязательств. SD в сокращенном виде означает выборочный дефолт.

Рейтинг SD был также присвоен банкам «Российский кредит», «СБС-Агро», Альфа-банку и др. Банкам «Империал» и «Инкомбанк» присвоен еще более низкий индекс D, что означает -- дефолт, т.е. неспособность этих банков оплачивать в срок все свои обязательства.

Приведенные выше примеры работы международных рейтинговых агентств и использование присваиваемых ими рейтинговых индексов, доказывают, что рейтинги стали важнейшим инструментарием в международном разделении труда, в регулировании мировых финансовых рынков.

Профессиональные инвесторы стали требовать от международных рейтинговых агентств данные по ежегодным рейтингам. В России работа по присвоению рейтингов только начинается. По Указу Президента РФ еще в ноябре 1997 г. создано Национальное рейтинговое агентство по оценке региональных заимствовании в национальной валюте. К числу известных рейтинговых агентств необходимо отнести: ИЦ "Рейтинг», АКБ «Оргбанк», рейтинговое агентство «Эксперт», рейтинговое агентство «Интерфакс». Однако российские рейтинги пока сравнительно просты и по существу представляют список конкурирующих организаций, ранжированных по какому-то одному признаку без аналитических результатов.

Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику -- жизненно важное направление деятельности руководящих органов России. Одним из таких направлении является страхование инвестиции от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков.

Другое направление -- это улучшение правового обеспечения, позволяющего иностранным инвесторам сохранить их вклады в российскую экономику и обеспечить приемлемые формы получения прибыли на вложенные средства. В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет по-прежнему совершенствоваться. Некоторые из намечаемых мер приведены ниже.

Для создания благоприятного инвестиционного климата в России следует: законодательно обеспечить одинаковый для всех инвесторов, а в отдельных случаях льготный, правовой режим для иностранных вкладчиков; предоставить гарантии права собственности иностранного инвестора, а также права беспрепятственного распоряжения своей долей прибыли; упростить нормативную базу проведения денежной приватизации, чтобы обеспечить реальный доступ иностранного капитала на рынок недвижимости; создать соответствующие экономические предпосылки, включая предоставление льгот по налогообложению прибыли, земли, собственности и объектов инфраструктуры, для повышения прибыльности инвестирования в российскую экономику в сравнении с организациями других стран; установить приоритеты направления иностранных инвестиций в приватизируемые предприятия тех отраслей, в которых страна-импортер обладает значительными преимуществами; создать понятную и работающую структуру фондового рынка, установить жесткие и одинаковые правила для его участников; наладить стабильную и качественную работу банков; ежегодно выделять перечни приоритетных отраслей промышленности, требующих инвестиции на правительственном и региональном уровнях; обеспечить прозрачность российских субъектов хозяйствования.

В ноябре 1998 г. Правительство РФ и Центральный Банк РФ приняли совместный документ «О мерах Правительства РФ и Центрального банка РФ по стабилизации социально-экономического положения в стране", в котором приоритетным названо восстановление и развитие реального сектора экономики страны. В числе важнейших механизмов решения этой проблемы названы меры по привлечению иностранных инвестиций. В документе предусмотрено внесение изменений в законодательство для улучшения инвестиционного климата и защиты прав инвесторов и перехода российских хозяйствующих субъектов на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности. Низкая инвестиционная активность в "России -- следствие известных объективных факторов. Но есть и субъективные факторы, которые можно устранить без существенных затрат сил и средств. Из них можно отметить следующие: помощь организациям по приведению в соответствие формата изложения инвестиционного предложения современным западным стандартам, совершенствование законодательной базы в части гарантирования возвратности иностранных инвестиций, помощь организациям в продвижении их инвестиционных проектов к потенциальным иностранным инвесторам, создание системы, обеспечивающей информационную поддержку организаций реального сектора экономики при реализации ими всех этапов инвестиционных проектов, организацию обучения разработчиков и исполнителей инвестиционных программ и проектов.

Для решения перечисленных выше проблем сформированы и начали

работу следующие структуры в России:

1. Институт фондового рынка и управления совместно с Центром инвестиционного анализа Национального агентства оценки наряду с другими организациями разрабатывают информационные банки данных, способствующих привлечению реальных инвестиций,

2. Национальное агентство оценки совместно с Институтом фондового рынка и управления и фирмой "Про-Инвест Консалтинг" разрабатывают базу данных по инвестиционным проектам организаций (предприятии) регионов с подключением ее к международным информационным сетям.

3. Министерство экономики РФ совместно с компанией "Про-Инвест Консалтинг" организовало постоянно действующий семинар «Подготовка предприятий к привлечению прямых инвестиций.

4. Агентство деловых связей совместно с журналом «Рынок ценных бумаг» инициировало проект «200 предприятий, готовых к привлечению инвестиций».

5. Институт фондового рынка и управления по инициативе ФКЦБ России разрабатывает и реализует обучающую программу по развитию инвестиционного проектирования.

6. Институт фондового рынка и управления разрабатывает интеративную информационно-обучающую систему (на компакт-дисках).

Правительство РФ для привлечения иностранных инвестиций планирует: специальные меры по мобилизации государственных инвестиционных ресурсов. Создан Бюджет развития РФ в качестве специального раздела федерального бюджета РФ на 1999 г.; создание специального Банка развития; стимулирование прямых иностранных инвестиций; разрабатываются меры по реализации положений Закона «О соглашениях и разделе продукции»; подготовлен ко второму чтению в Госдуме Закон о концессионных договорах; принятие нового закона об иностранных инвестициях, предусматривающего национальной режим для иностранных инвесторов, гарантии компенсации при национализации и обязательство государства не менять определяемые им «правила игры» для инвестора до окупаемости вложений; упростить процедуры оформления договорных отношений в сфере зарубежного инвестирования; повысить эффективность хозяйственной деятельности предприятий; внедрить международные стандарты бухгалтерского учета, усилить работу по информационному обеспечению иностранных инвесторов: решить проблему гарантирования рисков иностранных инвесторов. Намечается создать государственное Агентство гарантий инвестиции. Принимаются меры по продвижению проектов в регионах и создания условии, обеспечивающих их реализацию; проведение переговоров с правительствами развитых стран и крупнейшими прямыми инвесторами о создании на многосторонней или двусторонней основе международного фонда (фондов) поддержки инвестиций в России; расширить и углубить работу Консультативного совета по иностранным инвестициям в России с целью помощи по самоорганизации иностранных инвесторов.

При осуществлении проводимых Правительством РФ мер в 1999 г, появилась возможность привлечь в реальный сектор экономики России около 3.5 -- 4.0 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций.

 

1.3. Общая характеристика закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

 

Закон Российской Федерации "Об иностранных инвестициях" является основным источником права в рассматриваемой области отношений, это следует из названия самого закона, очерченного в нём круга регулируемых отношений, а также из того, что этот акт принят высшим органом законодательной власти. В то же время, следует отметить, что на практике роль упомянутого акта не столь уж велика. Причиной тому являются недостатки самой концепции регулирования, заложенной в Законе, а также недостатки в формулировке отдельных его положений.

Из недостатков действующего в РФ Закона "об иностранных инвестициях" необходимо отметить следующие:

Во-первых - чрезвычайную декларативность многих его положений. В частности, раздел "Государственные гарантии защиты иностранных инвесторов" является скорее декларированием, общих

принципов, нежели собранием норм, чётко определяющих последствия принятия органами государства мер, нарушающих или ущемляющих права иностранных инвесторов. -

Во-вторых - многие положения Закона оказались устаревшими практически в момент его принятия. Так, Закон предписывает регистрацию предприятий в Министерстве Финансов РФ, или в ином, уполномоченном на то государственном органе". Ст 16. Сама идея правовой нормы, предписывающей регистрацию "там, или в другом месте" исключает возможность её использования в целях, предусмотренных в законе. Присутствие её может свидетельствовать лишь о том, что в момент принятия Закона законодатель не представлял, или имел неправильное представление о возможных способах регулирования данной области отношений. Эта формулировка привела в последствии к некоторой неопределённости в процессе практической регистрации предприятий с иностранными инвестициями. Разрешить сложившуюся проблему было призвано постановление Правительства РФ "О регистрации предприятий с иностранными инвестициями" от 28.11.91 г., предписывающее осуществление регистрации предприятий с иностранными инвестициями сначала в местных органах власти, а затем и в уполномоченном органе. Разумеется, что если бы на момент принятия Закона законодатель чётко представлял себе, каким должно быть регулирование деятельности совместных предприятий, и как это регулирование должно соотноситься с регламентацией предпринимательской деятельности на территории России, то, возможно указанного недостатка можно было бы избежать.

В-третьих - Закон лишь только касается вопросов, связанных с учреждением и деятельностью филиалов и представительств иностранных юридических лиц, приобретением ценных бумаг, заключением концессионных договоров и т.д. В то же время, каждая из перечисленных форм организации предпринимательской деятельности требует подробной регламентации, или хотя бы соответствия с ранее принятыми в этой сфере отношений нормативными актами.

За пределами регулирования Закона "Об иностранных инвестициях" остаются некоторые весьма распространённые формы осуществления иностранных инвестиций, такие, как договор целевого долгосрочного займа, вопросы, связанные с функционированием так называемых договорных форм совместных предприятий (contractual joint ventures), соглашений о разделе продукции (production sharing contracts) и т.д. Эти правовые формы не рассматриваются в Законе, хотя из перечня видов иностранных инвестиций, содержащегося в законе, можно сделать вывод о возможном подчинении их действию рассматриваемого закона.

Кроме того, очевидно, что закон об иностранных инвестициях может действовать только в пакете с другими законами, прежде всего о частной собственности на землю, о приватизации, банкротстве, валютном регулировании, налогообложении. Вместе они должны формировать единую государственную инвестиционную политику.

При работе над совершенствованием правового регулирования иностранных инвестиций представляется целесообразным учитывать весь опыт развития законодательства об иностранных инвестициях, начиная с периода, когда законы об иностранных инвестициях впервые появились в развивающихся странах, чтобы избежать ошибок прошлого этапа развития нормативной базы.

Основываясь на опыте правового регулирования иностранных инвестиций промышленно-развитых стран в современных условиях, следует попытаться решить некоторые концептуальные проблемы в рассматриваемой области. Одной из таких проблем в конспекте развития отечественного законодательства об иностранных инвестициях является вопрос о предмете регулирования инвестиционного права.

Определение категории "иностранная инвестиция" является ключевым вопросом для законодателя, поскольку таким образом определяется круг правоотношений, попадающих под регулирование данного закона. Признавая то или иное лицо иностранным инвестором, государство тем самым признаёт его право на льготы и гарантии, провозглашенные в законе.

Статья 2 Закона РФ под иностранными инвестициями понимает "все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода)".

Информация о работе Проблемы совершенствования законодательства об иностранных инвестициях в Республике Казахстан