Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 15:40, курсовая работа
В 90 годы магистральной тенденцией в государственном регулировании иностранных прямых инвестиций стала либерализация. Практически все страны мира сейчас активно приветствуют прямые иностранные инвестиции и стремятся улучшить климат для них: отменяют существовавшие ранее ограничения, укрепляют гарантии от экспроприации и национализации, дают большой простор действию рыночной конкуренции.
При написании дипломного исследования, автор поставил перед собой следующие цели:
определить правовые нормы, регламентирующие привлечение иностранных инвестиций в Российскую Федерацию;
обосновать необходимость совершенствования правового регулирования иностранных инвестиций;
изучить теоретические основы соотношения инвестиционной политики инвестиционного права;
обозначить вопросы обеспечения иностранных инвестиций.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ОБЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ.
1.1. Понятие и сущность инвестиций и инвестирования
1.2. Правовые формы привлечения иностранных инвестиций.
ГЛАВА ii. Соотношение инвестиционной политики и инвестиционного права.
2.1. Правовые основы современной инвестиционной политики
2.2. Общая характеристика инвестиционного права.
Глава iii. ДОГОВОРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ.
3.1. Юридическая природа инвестиционных контрактов - соглашений.
3.2. Договоры и соглашения об иностранных инвестициях
3.3. Соглашения о налогообложении
3.4. Международное страхование инвестиции
3.5. Конвенция о разрешении инвестиционных споров.
Глава iv. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В КАЗАХСТАНЕ.
4.1. Правовые проблемы становления иностранной инвестиционной деятельности в Казахстане.
Проблемы совершенствования законодательства об иностранных инвестициях в Республике Казахстан.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
При этом указывается, что разрешения могут выдаваться инофирмам, в сотрудничестве с которыми заинтересованы советские организации, в частности, "с известными у себя в стране и на мировом рынке", "положительно зарекомендовавших себя в качестве партнёров советских организаций", с "заключившими с соответствующими советскими организациями крупномасштабные сделки", с "имеющими большой товарооборот с советскими организациями". Приведённый перечень инофирм, которым, согласно Постановлению N1074, выдаётся разрешение на открытие представительства, является примером перечня критериев, которыми обычно руководствуется регулирующий орган государства при принятии решения о допуске иностранного капитала в страну, т.е. оцениваются возможности иностранной фирмы и потребности в иностранном капитале в данной сфере его приложения.
Если Закон "Об иностранных инвестициях в РФ" хотя бы касался процедуры открытия филиалов предприятий с иностранными инвестициями, то в отношении представительств такой нормативный акт отсутствует, и на практике местные органы власти сами стали осуществлять аккредитацию и регистрацию представительств иностранных юридических лиц в т.ч. и некоммерческих организаций.
Требование регистрации открытия филиала или представительства вступает в противоречие с действующим гражданским законодательством, согласно которому филиалы и представительства, в том числе и иностранных фирм, могут осуществлять свою деятельность в соответствии с полномочиями, предоставленными им юридическими лицами, структурными подразделениями которых они являются. Такой подход в принципе подтверждается действующими ведомственными нормативными актами в области налогообложения и валютного регулирования, а также рядом двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения.
Примером может служить договор между Россией и США "Об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения о налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" от 17.06.93г., ст 5. К числу ведомственных нормативных актов, принятых в развитие Закона "Об основах налоговой системы РФ" относится инструкция ГНС N20 от 3 июня 1993 года "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" ( Российские Вести 1993 год. N5.), которая признаёт в качестве плательщиков налогов на прибыль любые иностранные юридические лица, действующие на территории РФ через постоянное представительство, при этом под представительством юридического лица понимается бюро, контора, агентство, любое другое постоянное место осуществления деятельности. Инструкция разграничивает понятия представительства и предприятия с иностранными инвестициями. "Если иностранное юридическое лицо, являющееся участником предприятия с иностранными инвестициями ... осуществляет также другую деятельность в РФ от своего имени ...
через постоянное место деятельности, оно также подлежит налогам на прибыль" п.10. Следует подчеркнуть, что в соответствии с этой инструкцией для целей налогообложения факт регистрации представительства инофирмы значения не имеет.
Из вышеприведённых положений налоговой инструкции следует, что представительства иностранных фирм могут выполнять свои функции не обременяя себя заботами о регистрации, что соответствует требованиям современного делового оборота, интересам Бюджета России и соображениям здравого смысла.
Открытие филиала или представительства иностранного юридического лица в принципе не может само по себе рассматриваться как инвестирование капитала и не должно, таким образом, подпадать под действие Закона об иностранных инвестициях. Дело в том, что когда речь идёт об инвестировании, предполагается, что лицо - инвестор - предоставляет некоторое имущество, которым он владеет на законном основании, с целью последующего извлечения прибыли. Учреждение же филиала или представительства иностранной фирмы является одной из форм осуществления внешнеэкономической деятельности иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации и может быть не связано с капиталовложениями, а иметь целью облегчение заключения внешнеторговых сделок с российскими партнёрами.
Более современной с точки зрения делового оборота и создания благоприятного инвестиционного климата при сохранении государственного контроля является процедура аккредитации представительств иностранных фирм.
Аккредитация не влечёт за собой создания нового юридического лица, и для осуществления внешнеэкономической деятельности фирме достаточно назначить своего представителя, который может быть избран из числа российских граждан или юридических лиц. Для заключения сделок и осуществления других полномочий представителю выдаётся доверенность.
На сегодняшний день аккредитацию представительств осуществляет Торгово-промышленная Палата РФ или Регистрационная Палата при Министерстве Экономики России. Для аккредитации представительства иностранной фирмы необходимо предоставить следующие документы : устав компании, документ, подтверждающий факт регистрации компании, решение об открытии представительства, доверенность, выданная компанией своему представителю (физическому или юридическому лицу), справка из банка, подтверждающая платёжеспособность компании и рекомендации фирм - российских партнёров компании. Срок рассмотрения документов для принятия решения - не более двух месяцев.
В случае открытия филиала или представительства иностранного юридического лица задача государства заключается в том, чтобы обеспечить стабильность торгового оборота путём защиты интересов добросовестных его участников. С этой целью и должны быть приняты новые нормативные акты регламентирующие порядок открытия филиалов и представительств.
Существование процедуры аккредитации представительств наибольшим образом соответствует понятию допуска иностранных инвестиций в страну, она служит цели не допустить открытие филиала или представительства уже обанкротившейся или несуществующей фирмы. Государство с помощью процедуры аккредитации как бы фиксирует положение вещей на определённый момент времени, таким образом удостоверяя, что иностранное юридическое лицо в действительности существует, и его финансовое положение заслуживает доверия. Органы государства и после процедуры аккредитации, как правило продолжают осуществлять контроль за деятельностью иностранного юридического лица, ведь для российских участников торгового оборота могут пройти незамеченными изменения финансового состояния иностранного контрагента, и даже сам факт его
ликвидации по тем или иным основаниям. Суммируя таким образом вышесказанное, процедуру аккредитации следует рассматривать как факт признания иностранной фирмы, заслуживающей доверия и рекомендуемой государством в лице уполномоченных органов российским организациям в качестве надёжного делового партнёра.
Глава вторая
Соотношение инвестиционной политики и инвестиционного права.
2.1. Правовые основы современной инвестиционной политики
Инвестиционная политика выступает одним из важнейших постоянных средств целенаправленной деятельности государства в социально-экономическом развитии. Эта политика составляет сердцевинную основу всей политической сферы государства или, другими словами, -- это основа всей государственно-политической деятельности (всех видов политики государства), в том числе: социальной, экономической, экологической и пр., вплоть до уголовной и любой другой существующей в современном обществе. От инвестиций и инвестиционной политики зависит в огромной степени рост производственного потенциала страны, темпы экономического роста, увеличение объемов и качества производства материальных и духовных благ, развитие всей инфраструктуры. Инвестиционная политика представляет собой главную целенаправленную и научно обоснованную функцию, а именно -- деятельность государства по мобилизации инвестиционных средств на организацию воспроизводства материальных и духовных благ в обществе. Современная инвестиционная политика -- основной рычаг осуществления структурных изменений в экономике, проведения в жизнь модернизации сельского хозяйства, освоения территории и природных ресурсов, устранения диспропорций в экономическом развитии регионов страны, обеспечения занятости населения, развития науки и техники, решения экологических проблем. Современная инвестиционная политика должна базироваться на следующих подходах: с одной стороны, оптимизация производства для удовлетворения человеческих потребностей, с другой -- минимизация использования природных ресурсов в условиях их истощения, обеспечивая (по возможности восполнимый) ущерб природной среде. Названные подходы можно осуществить только учитывая достижения современной науки, техники и технологии, что в свою очередь вызывает капиталоемкость инвестиций.
Таким образом, в современных условиях значение инвестиционной политики -- инвестиционной деятельности и инвестиционного права вообще -- заметно возрастает. Особую роль инвестиционная политика приобретает в современных условиях совершенствования товарно-денежных отношений и рынка для нашей страны. Нельзя не отметить, что эта политика не имеет столь большого значения при развитых товарно-денежных отношениях капиталистического рынка, поскольку в условиях саморегулирующейся капиталистической экономики инвестиционная политика имеет в основном корректирующее и регламентирующее значение. В нашей стране новая инвестиционная политика находит свое конкретное воплощение в современных экономических мероприятиях, которые находят свое выражение в соответствующих нормативных актах (законах). Инвестиционная политика имеет и внешний аспект, включающий в себя привлечение иностранных инвестиций в экономику России для решения задачи ускоренного развития народного хозяйства на базе современной техники, технологии и организации производства. Эту задачу возможно решить созданием смешанных и совместных предприятий, т. е. посредством использования прямых иностранных частных инвестиций. В связи с этим становятся актуальными вопросы правового регулирования иностранных инвестиций в России. Мировой опыт исходит из того, что правовое регулирование иностранных частных инвестиций включает в себя два аспекта: национально-правовой (внутригосударственный) и международно-правовой. Что такое инвестиционный процесс как не социально-экономическая закономерность с точки зрения правового регулирования? Безусловно, инвестиционная политика государства состоит в том, чтобы обеспечить развитие воспроизводства материальных и духовных благ в обществе. С организационно-правовой стороны эта сфера политики государства представляет собой деятельность соответствующих его органов по определению целей и задач этой политики, нахождение средств в ее реализации.
Как видно иностранные инвестиции появляются только в условиях развития производства и рынка, т. е. когда на международном рынке экспорт капитала превышает существовавший до этого экспорт товаров. Инвестиции в этот период осуществляются в основном в форме акционерного капитала, более того, акционерная форма инвестирования становится организационно-правовой формой и средством реализации инвестиций в инвестиционном процессе, как в национальной экономике, так и в международных экономических отношениях.
Инвестиции в современных условиях невозможны без существования рыночной экономики на национальном и мировом уровнях. В основном сложились и развиваются мировая экономика и мировой рынок, экономика подавляющего большинства стран мира -- рыночная. В тех странах, где она рыночной не считается, тем не менее, существует инвестиционный процесс и рынок, так как без этих условий вообще невозможно расширенное производство и распределение. Однако рынок и инвестиционный процесс не могут функционировать, развиваться и соответственно развивать нормально экономику, если не созданы определенные политические, экономические и правовые условия в данной стране.
Политические причины неразвитости экономики заключаются в том, что в этих странах сверх меры "политизируются" и «идеологизируются» экономические институты и категории, каковыми являются, например, рынок и инвестиции. Складывается ненормальное или устаревшее с позиций современной науки отношение к экономическим основам жизни общества -- видам и формам собственности, инвестициям к рынку.
В советской науке иностранные инвестиции определялись как экспорт капитала на стадии империалистического развития капиталистических стран, а также как средство эксплуатации, закабаления народов колониальных и развивающихся стран. Такое идеологизированное отношение к экономическим явлениям международных отношений не раскрывает их диалектически противоречивую сущность с истинно научных позиций.1 Не останавливаясь на социально-политическом значении экспорта и импорта капитала, т. е. иностранных инвестиций, хотелось бы подчеркнуть их главную функцию и значение в условиях существования мирового рынка, как основного экономического явления, от которого во многом зависит решение национальных, интернациональных и транснациональных проблем. А с правовой точки зрения иностранные инвестиции -- это иностранная частная или государственная собственность и ее соответствующий статус в международном и национальном праве. Иностранные инвестиции в условиях существования мирового рынка и мирового хозяйства -- это своего рода торговля производством в широком смысле. Если речь идет о прямых инвестициях, то это значит, что капитал по своему техническому уровню и составу более высокий вывозится, продается и, таким образом, инвестируется в производство другой страны, как части общего мирового рынка, создавая тем самым более совершенные в научно-техническом отношении предприятия-производства (совместные и смешанные предприятия или филиалы иностранных предприятий). Безусловно, инвестиционный процесс, как в национальном, так и в международном масштабах невозможен без правового регулирования.
Государство должно выступать организатором инвестиционного процесса и главным инвеститором - это его основная функция сточки зрения социальной политика. Инвестиции - это прежде всего производительные расходы, т, е. расходы, которые пошли на воспроизводство жизни, материальных и духовных благ, как необходимых условий жизни человека в обществе. Это нормальные расходы с точки зрения функционирования производства, затраченные на его расширение или модернизацию. Но в обществе существуют и расходы, которые производительными назвать нельзя. К ним относятся расходы на оборону (или военные расходы). Экономическое развитие некоторых стран свидетельствует: чем меньше расходы на оборону, например в Японии, Швейцарии, Швеции и других странах, тем значительно выше темпы экономического роста. Это естественно, ибо инвестиционный процесс на каждый новый цикл получает за счет уменьшения оборонных расходов дополнительно необходимый объем инвестиций. Другими словами, для нормального развития экономики требуется постоянный приток средств, чтобы обеспечить расширенное воспроизводство. В инвестиционном процессе важен, конечно, не только экстенсивный метод развития, т. е. количественный рост инвестиций, но и, что особенно важно, их качественный рост. Высокий технический состав капитала или наукоемкие, высокотехнические, высокотехнологические инвестиции как раз отражают их качественную сторону. Развитие науки влияет не только на производство товаров, но и на их качество, потребительские свойства, на условия труда на производстве, а в конечном счете, на самого человека. Чтобы обеспечить и количественный, и качественный рост инвестиций, необходима соответствующая инвестиционная политика.