Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 15:40, курсовая работа
В 90 годы магистральной тенденцией в государственном регулировании иностранных прямых инвестиций стала либерализация. Практически все страны мира сейчас активно приветствуют прямые иностранные инвестиции и стремятся улучшить климат для них: отменяют существовавшие ранее ограничения, укрепляют гарантии от экспроприации и национализации, дают большой простор действию рыночной конкуренции.
При написании дипломного исследования, автор поставил перед собой следующие цели:
определить правовые нормы, регламентирующие привлечение иностранных инвестиций в Российскую Федерацию;
обосновать необходимость совершенствования правового регулирования иностранных инвестиций;
изучить теоретические основы соотношения инвестиционной политики инвестиционного права;
обозначить вопросы обеспечения иностранных инвестиций.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ОБЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ.
1.1. Понятие и сущность инвестиций и инвестирования
1.2. Правовые формы привлечения иностранных инвестиций.
ГЛАВА ii. Соотношение инвестиционной политики и инвестиционного права.
2.1. Правовые основы современной инвестиционной политики
2.2. Общая характеристика инвестиционного права.
Глава iii. ДОГОВОРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ.
3.1. Юридическая природа инвестиционных контрактов - соглашений.
3.2. Договоры и соглашения об иностранных инвестициях
3.3. Соглашения о налогообложении
3.4. Международное страхование инвестиции
3.5. Конвенция о разрешении инвестиционных споров.
Глава iv. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В КАЗАХСТАНЕ.
4.1. Правовые проблемы становления иностранной инвестиционной деятельности в Казахстане.
Проблемы совершенствования законодательства об иностранных инвестициях в Республике Казахстан.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В национальном и мировом масштабе регулирование отношений собственности определяется видами собственности - и частной, и государственной (общенациональной и общенародной) и организационно-правовыми формами инвестирования. Независимо от видов собственности и субъектов инвестирования (собственников) должно соблюдаться основное правило, или императив, регулирования инвестиций -- это предоставление свободы реализации всех трех правомочий собственника (права владения, права пользования и права распоряжения собственностью). В инвестиционный процесс должны быть вовлечены все граждане. И в действительности мы все являемся собственниками, но существующие системы права не наделяют нас правами собственников. Политизированное право лишает людей присвоения результатов их труда -- отчуждает от собственности и от власти. Это отчуждение зависит от подхода к правовому регулированию собственности в каждой национально-правовой и международно-правовой системе. Рассматриваемый процесс представляет собой инвестирование в различных формах: частных, государственных, в ссудной и производственной, прямых и портфельных и т. д. Наличие разнопорядковых инвестиций в процессе инвестирования предполагает еще большую разновидность участников инвестиционных отношений -- субъектов, инвеститоров-собственников. Вообще в условиях рыночной экономики субъектами отношений на рынке должны выступать только собственники, и это обстоятельство обязывает юридическую науку заниматься этими проблемами в первую очередь.
Согласование интересов всех и каждого, т. е. согласование общих и общественных интересов и необходимости с частными и индивидуальными, -- это сущность регулирования отношений собственности. Именно с позиции согласования интересов, с позиции баланса интересов собственника должны строиться инвестиционная политика и регулирование, да и не только инвестиционная, но и всякая другая политика в обществе и мире в целом.
Правовая основа инвестиций -- это прежде всего регулирование отношений собственников и по поводу собственности -- создание нормальных условий реализации всех правомочий собственников (владения, пользования, распоряжения), а также создание организационно-правовых форм деятельности субъектов и инвестиционных отношений. Смысл рационального правового регулирования в национальной, общемировой смешанной экономике путем создания оптимальных условий развития производства материальных и духовных благ через посредство сотрудничества всех форм и видов собственности и собственников.
2.2. Общая характеристика инвестиционного права.
Рассмотренные выше вопросы: об инвестициях, инвестиционной политике, инвестиционном процессе и, наконец, об инвестиционных отношениях позволяют сделать вывод общетеоретического характера о конституировании инвестиционного права в системе национального и международного права. Основными исходными данными теоретического обоснования любой отрасли права, в том числе и инвестиционного, является наличие особого рода общественных отношении, т. е. предмета регулирования. В данном случае есть обособленные экономические инвестиционные отношения по воспроизводству материальных и духовных благ, участниками которых выступают все субъекты инвестиционного процесса: государство (его органы), физические и юридические лица, в том числе иностранные. Имеются в виду сложные общественно необходимые экономические отношения между собственниками. Исходя из специфики данных отношений, круга и уровня субъектов, инвестиционное право по логике регулирования инвестиционного процесса включает в себя нормы публично-правового и частно-правового характера, т. е. оно состоит из публично-правового и частно-правового регулирования. Это сочетание выражает, на наш взгляд, характер и существо этих отношений и представляет собой, таким образом, способ или метод правового регулирования инвестиционных отношений. С точки зрения общей теории права для обоснования инвестиционного права имеется в наличии два критерия: предмет регулирования -- обособленные общественно необходимые инвестиционные отношении и метод регулирования -- особый способ воздействия норм права на отношения, выражающиеся в сочетании публично-правового и частно-правового регулирования в зависимости от характера отношений. Главным и ведущим, по нашему мнению, в определении инвестиционного права, как, впрочем, и любого другого, является критерий наличия и выделения особой группы инвестиционных отношений из всей совокупности общественных, экономических отношений, т. е. прежде всего наличия предмета правового регулирования. Метод правового регулирования, как критерий обоснования наличия отрасли права, есть производное, зависящее от предмета и поэтому являющееся как бы дополнительным признаком. Отсюда многие отрасли национального и международного права имеют одни и те же, или схожие методы регулирования.
Почему инвестиционным отношениям присущ именно такой метод сочетания публично-правового и частно-правового регулирования?
Во-первых, классическое разделение права на публичное и частное со времен римского права означает деление правовых норм в зависимости от предмета и метода регулирования. Так общественно-важные отношения, выражающие общественные, публичные интересы, регулировались нормами публичного права, а отношения, выражающие интересы частных лиц, соответственно регулировались нормами частного права. В данном случае инвестиционные отношения являются общественно-важными и необходимыми для развития экономики страны и поэтому вызывают необходимость быть урегулированными нормами публичного права во имя достижения общественного интереса. С другой стороны, инвестиционные отношения -- это отношения по поводу собственности в связи с участием в них конкретных субъектов-собственников, реализующих свой частный интерес. Нормы публично-правового характера, как правило, выражают государственно-властное веление во имя достижения общественного государственного интереса. Они, таким образом, создают правовые условия и гарантии реализации и функционирования деятельности субъектов в общественных отношениях, в инвестиционном процессе. В этом случае правовые отношения носят характер власти и подчинения, т. е. налицо вертикальные отношения. Нормы законов о собственности и инвестиционной деятельности в основе своей имеют публично-правовой императивный характер. В то же время инвестиционные отношения в условиях рыночной экономики представляют собой реализацию интересов частных, конкретных собственников в отношениях друг с другом на равных и гарантированных правом условиях и относятся, таким образом, к горизонтальным отношениям, для которых характерны автономия воли в пределах дозволенных государством правил поведения. Таким образом, государство и власть через введение общеобязательных норм для участников инвестиционного процесса организует необходимые и общественно-важные инвестиционные отношения, развивая или ограничивая правовые условия и гарантии деятельности. В этом заключается основная роль государства как организатора и регулятора инвестиционных отношений. Однако на этом роль и функции государства в инвестиционном процессе не заканчиваются. Любое государство в современных условиях должно являться по существу и главным инвеститором, т. е. участником инвестиционных отношений. В силу обладания собственностью, государство располагает большими инвестиционными возможностями и должно инвестировать, как правило, в общегосударственные программы, непроизводственную сферу, инфраструктуру и т. д. Это вовсе не означает, что государство не может быть участником инвестиционных отношений наряду с частными лицами. Так, оно может быть участником конкретного инвестиционного проекта, наряду с физическими и юридическими лицами, в том числе и иностранными. Это типично для инвестиционных отношений смешанной рыночной экономики и, кроме того, свидетельствует о наличии диагональных правовых отношении по осуществлению инвестиционной деятельности между субъектами различного уровня, или статуса.
Диагональные правовые отношения -- это отношения различных по статусу субъектов. В теории права до недавнего времени признавались «нормальными» правовые отношения субъектов одного уровня статуса, т. е. вертикальные и горизонтальные. Наличие диагональных отношении считалось чем-то аномальным или чрезвычайным. Экономические отношения, в том числе инвестиционные, в условиях смешанной (многоукладной) и существующей на основе сочетания многих видов и форм собственности рыночной экономики, вероятно, могут и должны быть правовыми отношениями субъектов любого уровня и в различном сочетании.
Во-вторых, существующее деление права на публичное и частное есть не что иное, как способ организации правового регулирования вообще. И разве можно себе представить существование публичного права и общественного интереса для самих себя, т. е. без реализации общественного интереса через совокупность частных конкретных отношений и только через конкретно индивидуальный - частный интерес? Другими словами, никакой частный интерес в обществе не может быть правомерно реализован без заинтересованности в нем других частных лиц и общества в целом. Публично-правовое регулирование -- это властные отношения или организация законодательной, исполнительной и судебной власти в обществе, направленной на регулирование общественно-необходимых отношений и развитие их в нужном направлении. Таким образом, публично-правовое регулирование представляет собой организационно-правовой механизм регулирования всего инвестиционного процесса.
Задача современного государства заключается в том, чтобы правильно определить общественный и частный интерес, найти их оптимальное согласование и определить адекватные правовые условия и гарантии реализации в жизни.
Частно-правовое регулирование инвестиционных отношений предполагает свободу выбора для субъектов-инвеститоров в условиях смешанной рыночной экономики заниматься любой инвестиционной деятельностью за свой счет и за счет своей собственности -- инвестиционных средств на свой страх и риск, т. е. под свою ответственность. Таким образом, частно-правовое регулирование не представляет собой властных отношений (отношений власти и подчинения), скорее наоборот, эти отношения направлены на сотрудничество юридически равных партнеров в достижении экономических и духовных интересов. Этот тип, или вид, регулирования в экономических -- инвестиционных отношениях доложен быть, видимо, преобладающим. Именно в этих отношениях может реализоваться принцип «разрешено все, что не запрещено», который соответствует духу и содержанию частно-правового регулирования.
И, наконец, в-третьих, главное основание в пользу сочетания публично-правового и частно-правового метода регулирования, как метода регулирования инвестиционного права и инвестиционных отношений, состоит в том, что в условиях рыночной экономики нормальный инвестиционный процесс (инвестиционная деятельность) базируется на частной и государственной собственности. А это значит, что каждой собственности должен соответствовать присущий ее характеру и метод правового регулирования. Следовательно, инвестиционному процессу, как единому и неделимому процессу по воспроизводству материальных и духовных благ в обществе, должен быть присущ именно метод сочетания публично-правового и частно-правового регулирования инвестиционных отношений как в национальной, так и международной системе права.
Сочетание публично-правового и частно-правового регулирования инвестиционных отношении в условиях рыночной экономики может быть наглядно продемонстрировано на примере финансирования инвестиционной деятельности за счет банковских кредитов. Государственный орган (парламент или другой), реализующий инвестиционную политику, принимает решение о снижении (поднятии) кредитных ставок на инвестирование в ту или иную отрасль экономики, регион и т. д. Это решение выполняет центральный банк страны через другие коммерческие банки. Все потенциальные инвеститоры -- физические или юридические лица -- в этом случае имеют равные возможности на получение льготного кредита независимо от их государственной и ведомственной принадлежности и начала инвестиционной деятельности и, следовательно, начала гражданско-правовых отношений между банками и клиентами - инвеститорами в соответствии с положениями норм гражданского права и других отраслей, составляющих частно-правовое регулирование в системе национального права. Свидетельством такого регулирования инвестиционных отношений в стране может служить, например, воздействие государства на инвестиционную деятельность посредством налогообложения. Государство принимает решение о снижении процентных ставок налогообложения или вообще освобождает от налогов в какой-либо сфере экономики. По логике экономического развития в эти льготные по налогообложению сферы устремляются капиталы и начинается инвестиционный процесс, т. е. развитие производства материальных или духовных благ в этих сферах.
Анализ национального права зарубежных стран по регулированию иностранных инвестиций свидетельствует о наличии публично-правового и частно-правового регулированиям
Особое значение для понимания национального инвестиционного права имеет законодательная практика при переходе к рыночной экономике. Безусловно, становление и развитие инвестиционного права в нашей стране должно происходить на основе глубокого изучения большого опыта зарубежных стран.
Предшествующее рассмотрение современной концепции инвестиций, инвестиционной политики, инвестиционного процесса, как объективной социально-экономической закономерности, инвестиционных отношений как сложного комплекса общественных отношений по воспроизводству материальных и духовных благ, являющихся предметом формирующегося в наши дни инвестиционного права, позволяет констатировать тот факт, что с принятием Основ законодательства об инвестиционной деятельности начинается становление такой отрасли права в правовой системе нашей страны. Переход к рыночной экономике предопределяет развитие инвестиционного права как отрасли права -- совокупности юридических норм, регулирующих инвестиционные отношения в условиях существования внутреннего и международного рынка инвестиций.
Основы законодательства об инвестиционной деятельности в СССР, принятые 10 декабря 1990 г. Верховным Советом СССР и введенные в действие с 1 января 1991 г., подтверждают наличие самостоятельной отрасли и дают ее краткую характеристику. В преамбуле закона говорится, что настоящие Основы определяют общие правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности на территории СССР. Они направлены на обеспечение равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности вне завися-мости от форм собственности, на эффективное функционирование народного хозяйства в условиях рыночной экономики.1
Постановление Верховного Совета СССР «О введении в действие Основ законодательства об инвестиционной деятельности в СССР» определяет по существу место и роль новой отрасли права в системе правового регулирования общественных отношений, а также определяет необходимые изменения в системе права и дальнейшее развитие инвестиционного законодательства.2 Любая отрасль права -- это совокупность норм, регулирующих объективно сложившиеся или складывающиеся общественные отношения, и поэтому процесс становления и формирования инвестиционного права в СССР отражает объективные условия экономической потребности в период перехода к рыночным инвестиционным отношениям. Таким образом, инвестиционное право как новая отрасль права отвечает всем условиям признания «права гражданства этой отрасли в юридической науке»:
а) наличие обособленной группы инвестиционных отношений, отражающих объективные условия существования и развития инвестиционного процесса или инвестиционной деятельности как объективной экономической закономерности в обществе, т. е. наличие самостоятельного предмета правового регулирования;
б) осознание особой общественной необходимости и значимости инвестиционных отношений в системе экономических отношений в период перехода к рыночной экономике и принятие законодательного решения о правовом регулировании данных отношений;
в) наличие нормативного материала (основополагающие нормативные акты): Основы законодательства об инвестиционной деятельности в СССР и Указ Президента СССР «Об иностранных инвестициях в СССР», требующие принятия соответствующего инвестиционного законодательства в союзных и автономных республиках и приведение действующего законодательства в соответствие с нормами действующих Основ;
г) наличие особого метода правового регулирования инвестиционных отношений, выражающееся и сочетании публично-правового н частно-правового регулирования инвестиционных отношении.