Проблемы совершенствования законодательства об иностранных инвестициях в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

В 90 годы магистральной тенденцией в государственном регулировании иностранных прямых инвестиций стала либерализация. Практически все страны мира сейчас активно приветствуют прямые иностранные инвестиции и стремятся улучшить климат для них: отменяют существовавшие ранее ограничения, укрепляют гарантии от экспроприации и национализации, дают большой простор действию рыночной конкуренции.
При написании дипломного исследования, автор поставил перед собой следующие цели:
определить правовые нормы, регламентирующие привлечение иностранных инвестиций в Российскую Федерацию;
обосновать необходимость совершенствования правового регулирования иностранных инвестиций;
изучить теоретические основы соотношения инвестиционной политики инвестиционного права;
обозначить вопросы обеспечения иностранных инвестиций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ОБЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ.
1.1. Понятие и сущность инвестиций и инвестирования
1.2. Правовые формы привлечения иностранных инвестиций.

ГЛАВА ii. Соотношение инвестиционной политики и инвестиционного права.
2.1. Правовые основы современной инвестиционной политики
2.2. Общая характеристика инвестиционного права.

Глава iii. ДОГОВОРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ.
3.1. Юридическая природа инвестиционных контрактов - соглашений.
3.2. Договоры и соглашения об иностранных инвестициях
3.3. Соглашения о налогообложении
3.4. Международное страхование инвестиции
3.5. Конвенция о разрешении инвестиционных споров.

Глава iv. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В КАЗАХСТАНЕ.
4.1. Правовые проблемы становления иностранной инвестиционной деятельности в Казахстане.
Проблемы совершенствования законодательства об иностранных инвестициях в Республике Казахстан.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Дип.-Правовое-регулиров-инвест-деятельности-Диплом.rtf

— 1,020.07 Кб (Скачать файл)

Количественный рост инвестиций обеспечивается последовательной внутренней инвестиционной политикой (мобилизация средств за счет сокращения непроизводительных расходов). Качественный рост инвестиций обеспечивается проведением как внутренней (привлечение и использование достижений науки и техники), так соответствующей внешней инвестиционной политики (привлечение иностранных инвестиций -- капиталов более высокого по техническому составу и свойству). И внутренняя и внешняя инвестиционные политики предполагают необходимость привлечения различных форм инвестиций из различных источников инвестирования. В соответствии с основными видами собственности существует два источника инвестирования:

1) государственная собственность -- государственный    капитал,    инвестиции;

2) частная собственность -- частный капитал, инвестиции.

Форм инвестирования тоже две: 1) ссудная форма - ссудный капитал, инвестиции в виде займов и кредитов; 2) предпринимательская форма -- предпринимательский капитал в виде прямых и портфельных инвестиций. Прямые инвестиции -- инвестирование непосредственно в производственные предприятия. Портфельные инвестиции -- это покупка облигаций, других ценных бумаг предприятий, банков и других участников инвестиционного процесса. Государственные инвестиции, государственная собственность (инвеститор само государство) вкладываются, как правило, в инфраструктуру, в широком смысле этого слова, включающую в себя производственную, социально-бытовую, культурную и другие сферы общественного воспроизводства. Это вполне естественно, ибо именно государство должно быть самым мощным участником инвестиционного процесса. Оно может распоряжаться государственной собственностью и бюджетными средствами для непосредственного инвестирования в капиталоемкие сферы инфраструктуры -- здравоохранение, образование, науку, культуру, экологию. Осуществив инвестирование в эти отрасли, государство создает тем самым благоприятный инвестиционный «климат» для вложения частного капитала непосредственно в производство. Таким образом, именно государство -- инвеститор является, как правило, непосредственным инициатором и участником инвестиционного процесса, через правовое регулирование обеспечивающее и учитывающее интересы конкретных собственников-инвеститоров. Существо и смысл инвестиционной политики состоит в нахождении оптимальных правовых средств -- правового регулирования инвестиционного процесса, инвестиций. В арсенале государства, осуществляющего рациональную инвестиционную политику, имеются два вида средств правового регулирования -- национально-правовое и международно-правовое.

Внешняя инвестиционная политика государства с правовой точки зрения представляет собой создание благоприятного правового «климата» для иностранных инвестиций, что предполагает использование национально-правового регулирования, национально-правовых форм и норм (законов и других нормативных актов), а также соответственно международно-правового регулирования, международно-правовых форм и норм (двусторонних и многосторонних договоров и соглашений). Названное выше должно исходить из учета инвестиционной политики как внутренней, так и внешней. Инвестиционный процесс представляет собой совокупность юридических норм, регламентирующих отношения, складывающиеся между различными участниками инвестирования -- инвеститорами (физические и юридические лица - национальные и иностранные государства и международные организации -- собственники капиталов -- инвестиций, которые и являются субъектами инвестиционного права). Из единства предмета регулирования инвестиционного процесса, в условиях единого и взаимозависимого мира, формируется инвестиционное право, состоящее, как уже было сказано, из двух видов и сфер правового регулирования -- национально-правового и международно-правового. Современная инвестиционная политика должна исходить не из эгоистических интересов классов, групп, союзов, а из общечеловеческих мировых интересов рационального использования ресурсов земли и рациональной организации экологически чистого производства. Инвестиционная политика в условиях научно-технического прогресса взаимосвязанного и взаимозависимого мира должна быть реальной, демократичной и основываться на достижениях современной науки и практики. Такое состояние современной инвестиционной политики может быть достигнуто только в случае, если эта политика будет опираться на право, как средство определения (формирования) и реализации ее. При этом следует подчеркнуть, что современная инвестиционная политика и инвестиционное право как государственное, так и международное должны сохранить преемственность и использовать национальный и мировой опыт.

Итак, основу социально-экономического развития отдельных стран и всего мира в целом составляет инвестиционный процесс, как объективная общественно-необходимая закономерность, лежащая в основе экономической и всякой другой социальной политики, направленной на воспроизводство жизни, материальных и духовных благ человека, условий развития и выживания на территории отдельных государств и мирового сообщества в целом. Требования (и критерии) к инвестиционной политике:

  1. Прежде всего, она должна быть политикой разума, здравого смысла граждан в стране и мире в целом.
  2. Она должна базироваться на непреходящих общечеловеческих ценностях и принципах.
  3. В    основу    должны    быть    положены    принципы    саморазвития    и самоинвестирования.
  4. Главной целью инвестиционной политики должен быть человек (объект и субъект инвестирования).
  5. И наконец, инвестиционная политика должна быть политикой реализации, разумных интересов всех или большинства членов общества.1

Определение или формирование инвестиционной политики, как внутригосударственной, так и международной, должны определяться через нормативные правовые акты законодательных органов. В этих целях в законодательных органах государств и в международных организациях (например, Организации Объединенных Наций и др.) необходимо создать совместные институты инвестиционной политики и инвестиционного права. В структуре исполнительных органов (правительствах) необходимо предусмотреть создание соответствующих межведомственных институтов по реализации инвестиционной политики. Национальное и международное инвестиционное право должно базироваться на единых юридических принципах, обеспечивая свободное развитие инвестиционного процесса и гарантировать всем участникам инвестиционных отношений, независимо от их статуса, свободную реализацию своих правомочий: право владения, право пользования и право распоряжения инвестиционными средствами (собственностью).

Что представляют собой отношения, возникающие в инвестиционном процессе, в экономике страны? Субъектами этих производственных отношений являются инвеститоры -- собственники средств (инвестиции в любой форме), вложенных в создание, расширение или модернизацию производства материальных (товаров и услуг) и духовных благ, а также в инфраструктуру. Такие отношения (или возникновение таких отношений) возможны при нормальной рыночной экономике, когда существует как национальный, так и международный рынок товаров, капиталов и т. д. Ибо только в этих условиях возможен нормальный инвестиционный процесс, основанный на разделении труда. Как национальные, так и иностранные инвестиции вкладываются в производство и инфраструктуру в широком смысле этого слова. Именно инвестиционный процесс представляет собой с точки зрения источников инвестирования единый, а точнее, двуединый и неделимый процесс -- необходимый и объективный экономический производственный процесс -- явление закономерное. И здесь возникает необходимость его глубокого познания и сознательное влияние на него. С правовой точки зрения влияние на инвестиционный процесс означает создание определенных правовых условий (гарантий) участникам инвестиционных отношений, которые независимо от субъективных причин всегда стимулировали бы инвестирование в производство, т. е. инвестиционную деятельность. А это в свою очередь -- основное требование к инвестиционной политике в обществе.

Инвестиционные отношения в условиях рыночной экономики, как уже отмечалось, это прежде всего отношения собственников. Невозможно себе представить рыночные отношения несобственников товаров и инвестиций, поэтому в стране, переходящей на рыночную экономику, необходимо прежде всего создать условия существования всех видов и форм собственности, начиная с частной -- индивидуальной, и кончая государственной и общенародной (национальной). Создать условия нормального инвестирования с правовой точки зрения -- это создать правовые предпосылки взаимодействия в инвестиционном процессе всех видов и форм собственности и собственников -- субъектов инвестиционных отношений как национальных, так и иностранных, а поэтому правовое регулирование инвестиционных отношений (инвестиционное право) включает в себя национально-правовое регулирование и международно-правовое. Эти условия должны стимулировать различных собственников инвестировать в производство, а значит -- в будущее. С точки зрения непрерывности инвестиционного процесса его саморазвития и воспроизводства такие условия может выполнить только индивидуально конкретный человек -- субъект, непременно заинтересованный и обладающий собственностью. В этом и состоит суть саморазвивающейся и саморегулирующейся экономики и инвестиционного процесса. Создание правовых условий объективно существующему инвестиционному процессу требует четких правовых форм и норм, которые отвечали бы созданию разноплановой, смешанной, открытой рыночной экономики, и на национальном, и на мировом уровнях. Это объективный императив современного состояния взаимозависимого и неделимого , мира и человечества.

Что же представляет собой инвестиционное право, регулирующее инвестиционные отношения? Лучше всего ответит на этот вопрос анализ иностранного инвестиционного права, включающего в себя и национально-правовое, и международно-правовое регулирование инвестиционных отношений. Это не означает, что не существует правовое регулирование национального инвестиционного процесса. Но правовое регулирование иностранных инвестиций нагляднее свидетельствует об объективности и взаимозависимости инвестиционного процесса и инвестиционной политики как внутренней, так и внешней. В общем виде оно представляет собой регулирование инвестиционных отношений как отношений собственности в международном и национальном праве. Сущность этого процесса состоит в создании правовых условий и гарантий инвеститорам -- собственникам, а также в определении соответствующих организационно-правовых форм инвестирования: смешанных и совместных предприятии, иностранных предприятии, их филиалов и т. д. Это и является характерной особенностью регулирования инвестиционных отношений-- отношений собственности, о чем свидетельствует национальное и международное право. Именно в национальном праве, как в специальных нормативных актах (законодательство) об иностранных инвестициях, так и в нормативных актах общего характера (гражданское, торговое, финансовое, банковское, таможенное законодательство) содержатся нормы, определяющие его правовые формы. Такие положения находятся в двух- и многосторонних договорах и соглашениях.

Это свидетельствует о том, что инвестиционный процесс, объективно существующий как внутри, так и вовне, предполагает публично-правовое и частно-правовое регулирование, что означает: условия и гарантии инвестирования должны определяться публичной властью, т. е. необходимостью сочетания интересов индивидуальных инвеститоров с общественными. В этом случае право воздействует на частный интерес, стимулирует индивидуальных конкретных собственников во имя общественного. Таким образом, условия и гарантии инвестирования определяются государственной властью либо в национальном праве (одна страна), либо международном праве при двух- и многостороннем порядке. Существо частно-правового (частное право) регулирования рассматриваемых отношений состоит в определении организационно-правовых форм субъектов инвестиционных отношении, т. е. наделение конкретных субъектов инвестирования соответствующим статусом или правами и обязанностями по отношению друг к другу. В публично-правовом регулировании четко прослеживаются вертикальные отношения субъектов инвестирования с государственной властью («вертикаль») -- органики, т. е. субъекты инвестиционных отношений находятся в подвластном положении, которое обеспечивает им правовые гарантии и защиту государства. В частноправовом регулировании наблюдается «горизонталь» в отношениях между субъектами инвестирования с равным статусом, наделенных самостоятельностью и автономной волей. Субъекты вовлекаются в инвестиционный процесс собственным интересом и собственностью, а государство определяет условия и пределы внешней свободы в их взаимодействии друг с другом.

Сложность инвестиционных отношении, как отношении собственности, заключается и в том, что они по сути дела лежат в основе общественного процесса воспроизводства. А кроме того: в них участвуют многочисленные субъекты права (физические и юридические лица различных видов), представляющие собой различные виды и формы собственности. В связи со сложностью и многообразием инвестиционных отношении (прямые и портфельные инвестиции -- предпринимательская форма, ссудная, частные и государственные инвестиции, национальные и международные-иностранные и т. д.) в настоящее время невозможно свести их только к отношениям по «вертикали» и «горизонтали». Возникают и «диагональные» отношения. Примером могут служить отношения между государствами, принимающими иностранные инвестиции и транснациональными корпорациями, инвестирующими капиталы в них. Сложность этих отношений -- в невозможности определить источник инвестирования, так как транснациональные корпорации осуществляют свою деятельность на территории нескольких стран и собственность их по происхождению носит не национальный, а транснациональный характер. Некоторые транснациональные корпорации в экономическом отношении являются более мощными, чем национальные инвеститоры, включая и само государство. Они осуществляют крупные инвестиции, которые могут определять структуру и судьбу экономики некоторых стран. В инвестиционном процессе им нет равных субъектов или соответствующих структур. Эти субъекты инвестиционных отношений возникли в международных экономических отношениях во второй половине XX столетия. Их появление означает монополизацию ими рынка международных инвестиций. Как и всякое явление, монополизация (или монополия) содержит в себе положительные и отрицательные аспекты. Представляется, что создание и развитие транснациональных корпорации отражает объективную закономерность современных международных отношений и, возможно, это есть симптомы и признаки того, что уже сейчас закладываются основы будущей смешанной мировой экономики, поскольку смешанная экономика отдельных стран уже существует.

Чтобы уменьшить отрицательные последствия участия транснациональных корпорации в инвестиционном процессе, необходимо использовать право или правовое регулирование деятельности этих корпораций. О важности этой проблемы свидетельствует разработка «Кодекса поведения транснациональных корпораций» в ООН. С правовой точки зрения нормы поведения ТНК нельзя безапелляционно отнести к нормам международного права как публичного, так и частного. Представляется, что это нормы и субъекты другой системы права, которые находятся в стадии формирования. Возможно, это и есть транснациональное право. Объективность и закономерность инвестиционных процессов в общественно-экономической жизни позволяют сделать вывод о сущности права вообще и его субъектах в особенности. В этом контексте право представляется как рациональные нормы разумного поведения людей в природе и между собой, исходя из общечеловеческих принципов и ценностей. Из сказанного следует, что основным и универсальным субъектом права является человек - личность - гражданин - физическое лицо. Все другие субъекты права: государства и юридические лица, организации -- есть производные субъекты. Мировой инвестиционный процесс (процесс инвестирования) в условиях существования мирового рынка представляет собой процесс движения инвестиции из одной отрасли в другую, в сферах производства, из одной страны в другую. Зависит это непрерывное движение от спроса, предложения, а также других условий инвестирования.

Информация о работе Проблемы совершенствования законодательства об иностранных инвестициях в Республике Казахстан